Мастер-класс "Простые секреты учителя-логопеда"
методическая разработка

Мастер -класс "Простые секреты учителя-логопеда" предназначен для учителей общеобразовательных школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx92.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Иогачская СОШ»

Мастер-класс

"Простые секреты учителя-логопеда"

Учитель-логопед: Жукова Т.В.

с. Иогач

2021 г.

Мастер-класс "Простые секреты учителя-логопеда"

Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.

2. Акзировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.

Оборудование:

1. Ноутбук, мультимедиа презентация.

2. Одноразовые тарелки.

3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Бабочки», «Футбол»

4. Сладкая соломка для артикуляционной гимнастики.

5. Мешочек с игрушками.

6. Чистоговорки

План мастер-класса:

Организационный момент

Вводная часть

Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Развитие речевого дыхания

Развитие фонематического слуха

Развитие мелкой моторики

Автоматизация звука

Работа с дикцией

Сенсорное развитие

Рисование двумя руками.

Заключительная часть. Рефлексия

Ход мастер-класса

I.Организационный момент (3 минуты)

- Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

Он слон – она …

Он лось – она …

Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

Он морж – она …

Он заяц – она …

Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

Он тигр – она …

Он осел – она …

Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

- Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о методах и приёмах, которые я использую на логопедических занятиях.

II. Вводная часть

- Мой мастер-класс называется так «Простые секреты учителя-логопеда.»

- Итак, представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик с речевой патологией.

- И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

- В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.

Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда.

III. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

- Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.

А теперь попробуем творческий прием.

Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.

«Упражнения с соломинкой»

1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.

4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.

«Упражнения с сушкой»

1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

2. «Слоник»- на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.

Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

Развитие речевого дыхания

- Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

«Бабочка»-подуйте на бабочку так, чтобы не раздувались щёки.

«Фокус»- сдуйте вату с носа.

«Мышки»-сдуть мышь.

 «Футбол»

Развитие фонематического слуха

«Киндеры»

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

«Расфасовка»- Распредели бусины по цвету.

Автоматизация звука

Вычеркните из текста все буквы Р

Работа с дикцией.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

«Вошебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.

Шел гуськом гусак с гусаком,

Смотрит свысока гусак на гусака;

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Дятел, дятел - наш приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и с трижонком.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

 Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

  Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

  В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Найди пару"

  Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Рисование двумя руками

Зачем нужно ребенку рисование двумя руками? При помощи таких тренировок, ребенок повысит уровень распределения внимания и будет более успешно учиться.

Если левое и правое полушария будут единовременно работать, то обучение будет легким и эффективным.

Давайте посмотрим за что отвечает каждое из полушарий.

IV.Заключительная часть. Рефлексия.

- И в заключении, я бы хотела сказать- мои занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого.

- По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькому, пусть небольшому, но к своему собственному успеху! Спасибо за внимание!

-У вас на столах есть смайлики, возьмите с собой тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

C:\Users\User\Downloads\СОЛНЦЕ (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению ОНР у дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности

В основу  рабочей программы положена " Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей" Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой...

Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»

Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...

Памятка для учителей начальных классов от учителя-логопеда

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка ставится прежде всего за внимательность в течение всего занятия, за ак...