Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению ОНР у дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности
рабочая программа по теме

В основу  рабочей программы положена " Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей" Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя-логопеда

по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях группы компенсирующей направленности

СОДЕРЖАНИЕ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 РАЗДЕЛ 1 Особенности психоречевго развития детей группы компенсирующей направленности

 РАЗДЕЛ 2.  Организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности.

РАЗДЕЛ 2.1. Планирование фронтальной коррекционной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности.

 РАЗДЕЛ 2.2. Планирование фронтальной коррекционной организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности.

РАЗДЕЛ 3. Организация работы педагогов  и родителей по преодолению речевых нарушений у детей.

ЛИТЕРАТУРА

Пояснительная записка

    В соответствии с требованиями ФГОС ДО предусматривается обновление образовательной системы ДОУ. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

     Актуальна проблема организации  коррекционно-образовательного процесса в условиях группы компенсирующей направленности при разновозрастном контингенте детей, у которых  речевые нарушения отличаются. При  этом  нужна сочетаемость коррекционной и общеразвивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

     Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, в которых будет прослеживаться индивидуальный подход в решении коррекционно-развивающих задач.

     Настоящая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ОНР 3 уровнем, ОНР 2 уровнем и НР 2 уровнем речевого развития принятых в дошкольное учреждение на 1-2 года.

           Основной  рабочей программы являются:

-образовательная программа детского сада «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

- «ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ       ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

    Цель программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей-дошкольников группы компенсирующей направленности, осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных нарушений письма и чтения в школе.

          Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР 5—7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопедии МГОПИ.

В основу ее, положены следующие принципы:

-раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

-развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

-взаимосвязанное  формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка. развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
-
дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связь речи с другими сторонами психического развития, Выявление тех психических особенности детей, с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции  речевой деятельности.

Основные задачи коррекционного обучения:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

-подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

     Коррекционно - воспитательной работа определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с нарушением речи.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

          Количество занятий  распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников  с общим недоразвитием речи.

      Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми недостатками. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков  развития речи.

РАЗДЕЛ 1.ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Контингент группы компенсирующей направленности:

Дети подготовительного к школе возраста, 6-7 лет 

подгруппа «А»: 25% детей с ОНР ( 3 уровень)

 подгруппа «Б»: 25% детей с НР,(3 уровень)

Дети старшего дошкольного возраста, 5-6лет 

подгруппа «А»: 35% детей с ОНР ( 3 уровень )

подгруппа«Б»:  15% детей НР, (2 уровень)

Старшая группа

Подгруппа «А»

            У ребят  ОНР (3 уровень), при этом недостаточно развиты память, внимание, мышление, слуховое и зрительное  восприятие, что препятствует успешному формированию речи.  

Итак,  особенности речи детей.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых отношений и может сводиться к  простому перечислению событий, действий или предметов. Детям крайне затруднительно   составление   рассказов,   пересказов   без   помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей. А в остальном речь детей характеризуется теми же недостатками, что и   в случае с подгруппой « Б».

Особенности связной речи. Пересказ произведений сложен для воспроизведения. Для речи дошкольников характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого.

Подгруппа «Б»

     

У детей имеются задержка в психическом развитии,  вышеуказанные дети  в чем-то ведут себя, как дети младшего возраста. В первую очередь, это относится к развитию произвольного внимания, существенной проблемой малышей с  НР является  низкая способность к концентрации внимания, требуется активная ориентировка в задании. Ребята испытывают значительные трудности в регулировании своей моторной активности, часто отвлекаются во время занятий. Иногда дети вообще отказываются принимать участие в занятиях, так как чувствуют, что неспособны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к полноценным участникам этих самых фронтальных  занятий. Способности к планированию и способности предвидеть результаты своих действий реализуются с трудом.

Речь ребят аграмматична, слоговая структура и звуконаполняемость слов грубо нарушены. Что касается словаря, в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих часто встречающихся слов. Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи, имеется слабость словесной регуляции действий. Дошкольники имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, нарушения различных сторон речи. Есть зачатки общеупотребительной речи: есть  двух-, трех-, а иногда даже четырехсловная  фраза. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты сложные предлоги отсутствуют. Грубые  ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наряду  с  указанными  ошибками  наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие  сходство  по  форме,   назначению,   выполняемой функции и т. д. Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс-: порт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

     При высказывании часто основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Исследования Н. Ю. Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей при минимальных мозговых поражениях связана с недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания.  

Подготовительная группа

                                     

Подгруппа «А»

У ребят 3 уровень развития речи, психомоторные процессы требуют дальнейшего развития. Для речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами   недоразвития   лексики,   грамматики   и   фонетики.  Типичным  является  использование  простых  распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов,

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

       Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо  «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания    изобилуют    специфическими     речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей    основы    («строит    дома — домник»,    «палки    для лыж — палныеъ), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракторист, чйтик — читатель, абрикбснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение    звуко-слоговой    структуры    производного    слова стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса Имеются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным    значением.

Своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

     Звуковая сторона речи  характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Подгруппа «Б»

         У детей НР (3 уровень ). Особенность подгруппы: ярко выраженное отставание в развитии психических процессов,  эмоционально-волевой сфере, мотивационно-познавательных сферах, что создает трудности при овладении речевыми навыками и предполагает коррекцию недостатков в этом направлении. В речи имеются  та же несформированность всех систем речи, что и в группе «А».

     

                   

Раздел 2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Организация занятий в первой половине дня

(старшая и подготовительная группы)

Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия  в утренние часы: с 1 группой 8.50—9.12; со II — 9.20—9.50.

В это время воспитатель; проводит занятия с параллельной группой по разным видам учебной деятельности.

С  8.00 до 8.40, 10.00 до 12.40  логопед проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до 12.30  подготовки к обеду

            Организация работы во второй половине дня

Воспитатель во II половине дня до  прогулки, перед ужином, в течение 20 минут осуществляет подгрупповую и  индивидуальную работу по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха и восприятия и т. д.  

            Примерный режим дня

8.30— 8.55 — Подготовка к завтраку, завтрак ;                                                                              

 8.55— 9.00 — Подготовка к занятиям;                                                                                                

 9.00-11.00 —  Логопедические и коррекционно-воспитательные занятия по подгруппам и инд.                                                                                                                                        10.00—12.30—  Подготовка к прогулке, прогулка.                                                                                        

 12.30—12.40 —  Возвращение с прогулки.                                                                                    

12.40—13.10 — Подготовка к обеду, обед.                                                                                                          

 13.10—15.00—   Подготовка ко сну, дневной сон;                                                                                            

15.00—16.00—  Подъем, полдник, выполнение заданий

логопеда, (индивидуальные логопедические занятия по вторникам);

16.00-18.40 —  Игры, труд, прогулка;

18.40—19.10— Подготовка к ужину, ужин;

19.10-19.40  —  Спокойные игры;

 20.00-7.00 —   Подготовка ко сну, сон

При планировании занятий логопеду следует: 

определить тему и цель занятий;

— выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

;отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям  детей

обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

— включить в занятие разнообразные игровые и дидактически упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности стимулировать для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

— предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу в познавательную деятельность;

— включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику.

-Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий, является также

-постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требований их правильного фонетического оформления.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий.

С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятий.

Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимул к общению. Этому способствуют четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям. Это:

а) Деликатные исправления ошибок:

 по ходу занятия  исправить ответ ребенка;

б) привлечь внимание всех детей к данному ответу,  определив правильность его или ошибочность;

в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;

г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

    При этом необходимо, чтобы работа детей над ошибками приобретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.

   Характер речевой деятельности самого логопеда:

-не заглушённая пространными объяснениями  и примерами логопеда, -речь конкретна и доступна для понимания

-строгий режим экономии рабочего времени,

- максимальная речевая активность детей,

-правильная дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка.

2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

в 1  половине дня в старшей группе.
1 период обучения (сентябрь-ноябрь)

2 раза в неделю- по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

только индивидуально- работа по коррекции звукопроизношения и развитию фонематических процессов

2 период обучения ( декабрь-март)

фронтальные занятия проводятся 4 раза в неделю:

3 раза -по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи

1 раз -фонетико- фонематические

3 период обучения (апрель-май)

фронтальные занятия проводятся

4 раза в неделю:

2 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи,

и 2 раза — по формированию правильного звукопроизношения и фонематических процессов.

Коррекционно-развивающие   цели  обучения по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи

1.Развитие понимания речи;

2.Усвоение простых способов словообразования и некоторых форм словоизменения

3.Обучение детей самостоятельному высказыванию.

Коррекционно-развивающие  цели  обучения по формированию звукопроизношения и фонематических процессов 

1.Развитие фонематического восприятия, памяти.
2. Подготовка к формированию навыков звукобуквенного  анализа и синтеза слов.

3. Формирование правильного произношения звуков и слов.

4.Выработка четкой дикции 

I период обучения

1. Лексические темы:  «Человек. Части тела», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Одежда, обувь», «Игрушки»,

«Моя семья».

2. Формирование словаря и грамматического строя:

а) развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; пони-: мание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью;

б) практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками;

в) усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия), в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;

г) усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое.

3. Развитие связной речи:

а) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке (типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?);

б) усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседе по картинке.

II период обучения

1. Лексические темы: «Человек. Части тела», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Одежда, обувь», «Игрушки»,

«Моя семья».

2. Формирование словаря и грамматического строя:

а) уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;

б) практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;

в) различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое?

г) усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

д) употребление предлогов: на, в, из-под. Повторение ранее пройденных грамматических форм.

3. Развитие связной речи:

а) совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос;

б) сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств;

в) составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения;

г) распространение  предложений  путем  введения  определения, однородных членов предложения;

д) первоначальное усвоение   наиболее конструктивно доступных сложных предложений;

е) составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов;

ж) заучивание простых стихотворений.

III период обучения

1. Лексические темы: « Рыбы», « Почта», Космос», « День Победы»,

« Скоро в школу»,«Цветы. Поздняя весна»,

2. Формирование словаря и грамматического строя:

а) закрепление навыка пользования приставочными глаголами;

б) закрепление навыка образования относительных прилагательных;

в) употребление притяжательных прилагательных;

г) образование прилагательных с уменьшительными суффиксами «- еньк, -оньк»;

д) усвоение слов-антонимов;

е) закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;

ж) расширение значений предлогов.

3. Развитие связной речи:

а) совершенствование диалогической формы речи;

б) распространение предложений.   Составление предложений по вопросам, опорным словам;

в) составление рассказа по картинке, серии картинок;

г) составление рассказа-описания, пересказа;

д) составление рассказа по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа);

е) усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

Планирование работы по формированию произношения

Задачи обучения:

 Развитие слухового восприятия.

Формирование правильного произношения звуков и слов.

Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи.

Выработка четкой дикции.

I период обучения

Сентябрь — обследование (2 недели)

1. Постановка отсутствующих звуков (к, т, х, ль, з, б, д, г, с, сь, з, зь, р и др.).

2. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков (а, о, у, и, ы, э, п, ф, в, м, н и др.).

3. Дикция.

Угадывание по беззвучной артикуляции звуков а, у, и, о и т. д.

Четкое произнесение: а) сочетаний типа аи, ауи, па—та, ба—бо, и т. д. (тихо, громко, шепотом);, б) слов; в) коротких предложений (У Таты бант).

4. Слоговая структура.

Преимущественно одно-, двух-, трехсложные слова разного слогового состава с простым звуковым наполнением.

5. Слуховое восприятие.

Удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций). Различение звуков: а о у; а и.

6. Звуковой анализ.

Умение определить гласный в начале слова. Определить порядок гласных звуков в сочетаниях ау, ауи, первый согласный звук в слове (паук); количество звуков и их место в сочетаниях (ап).

II период обучения

1. Постановка отсутствующих звуков в соответствии с данными обследования.

2. Дикция.

Четкое произношение слоговых сочетаний, слов, коротких предложений голосом разной силы, с разной интонацией и темпом.

3. Слоговая структура.

Отработка произношения слов со стечением согласных (лифт, стакан, валенки и т. д.). Заучивание предложений и коротких текстов.

4. Слуховое воспитание.

Работа по удержанию в памяти заданий из 3—4 элементов.

5. Звуковой анализ.

Выделение последнего согласного звука в слове (мак), слогообразующего гласного в односложных словах (мак), анализ прямого слога (са).

III период обучения

1. Завершение постановки звуков в соответствии с данными обследования.

2. Слоговая структура.

Закрепление произношения 4—5 сложных слов. Употребление их в предложениях и текстах.

3. Звуковой анализ .Закрепление навыка анализа и синтеза односложных слов типа суп, кот, мак.

Лексический материал для логопедических занятий

При подготовке практических занятий в специальном детском саду рекомендуется использовать примерный лексический материал по обобщающим темам, который приводится в приложении. Он подобран с учетом программных требований детского сада общего типа (в соответствии с возрастом) и индивидуальных речевых особенностей детей с ОНР. Выделен предметный словарь действий и признаков. По каждой теме даны упражнения, направленные на развитие речемыслительной деятельности, которые целесообразно включать во фронтальные и подгрупповые занятия.

Животные

Звери наших лесов: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, лось. Звери жарких стран: лев, тигр, обезьяна, слон, бегемот, пантера,

носорог, кенгуру, крокодил. Звери севера: тюлень, морж, северный олень.

Детеныши животных: медвежонок — медвежата, зайчонок — зайчата, лисенок — лисята и т. д.

Части тела животных: голова, туловище, когти, пасть, грива, клыки,   уши,   хобот,   челюсти,   хвост,   кожа, шерсть, морда, копыта, шея, спина, глаза, иголки (ежа), сумка (кенгуру), щетина. Признаки: рыжая, пушистая, хитрая,    трусливый, пугливый, злой, голодный,   сердитый, колючий,   мохнатый, бурый, неуклюжий, неповоротливый, хищный.

Действия: прыгать, петлять, заготавливать на зиму, линять, рыскать, выть, грызть, прятать.

Домашние- птицы

Домашние птицы: гусь, утка, курица, петух, индейка, наседка.

Детеныши: утенок—утята, гусенок—гусята, цыпленок—цыплята, индюшонок — индюшата.

Части тела домашних птиц: голова, туловище, шея, хвост, лапы,

шпоры, перепонки, клюв, крыло, перья, пух, гребешок, бородка, крылья.

Признаки: куриное (перышко), гусиные (лапки), утиный (клюв), индюшачий (хвост), петушиный (гребешок) и т. д.

Действия: плавать, переплывать, отплывать, нырять (утка, гусь); летать, перелетать, взлетать (на забор), кукарекать, садиться на насест, нестись; гоготать (гусь), щипать (цыпленок).

Зимующие птицы: ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова,

кукушка, дятел, синица и др. Перелетные птицы: грач, скворец, ласточка, журавль, аист, цапля. Части тела птиц: клюв, перья, пух, крыло, крылья, грудка, хохолок, лапы, оперенья, хвост.

Признаки: красивые, разноцветные, певчие, шумные, голосистые, Перелетные птицы, зимующие.

Действия: улетать (в теплые края), прилетать (из теплых стран), зимовать, вить (гнезда), высиживать (птенцов), откладывать (яйца), уничтожать (вредных насекомых, гусениц, жуков), ворковать (голубь), чирикать (воробей), каркать (ворона), щебетать (ласточка), петь, ухать (сова, филин).

Наш город

Москва — столица нашей Родины; наша страна, карта, большая красная звездочка, карта Москвы; Красная площадь, Кремль, башни, мосты, улицы, проспекты, магистрали, шоссе, набережные, река, канал, переход через улицу, подземный переход, регулировщик, постовой, кинотеатр, театр, цирк, купол цирка,   Дворец культуры, заводы, фабрики, магазины, школы, детские сады;  уборочные машины, поливальные машины, автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси, метро, эскалатор, вестибюль, метро, жители нашего города; москвичи. Признаки: многоэтажные (дома), новые бело-голубые, длинная, прямая (улица), широкая   (магистраль), узкий (тротуар), громадный, высокий, одноэтажный, деревянный (дом).

Действия: строить, ремонтировать, подкрашивать (стены), расчищать (улицы), поливать (улицы летом), регулировать (движение), водить (автобус), переходить (через улицу), двигаться по дороге (о машинах).

Дом

Дом, этажи, стены, окна, рамы, балкон, фундамент, крыша, подвал, подъезд, лестница, лестничная клетка, мусоропровод, лифт, квартира, дверь, замок, замочная скважина, прихожая, ванная, кухня, комната, коридор, потолок; детский сад, ясли, школа, институт, университет, театр,' кинотеатр, музей, цирк; столовая, ресторан; магазин, библиотека, аптека, химчистка; поликлиника, больница, дом отдыха, санаторий; фабрика, завод.

Признаки: продовольственный, хлебный, молочный, овощной, промтоварный, книжный, обувной (магазин). Многоэтажные, одноэтажные, десятиэтажные и т. д., глиняные, деревянные, блочные, каменные, бетонные, жилые, нежилые (дома).

Действия: строить, белить, красить, достраивать, ремонтировать, заселять, переселять.

Мебель

Парта, шкаф, письменный стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, тахта, раскладушка, доска, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, буфет, стенка.

Признаки: детская, игрушечная, кухонная, школьная (мебель)^; круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, раскладной (стол), журнальный (столик); полированная, плетеная, лакированная, деревянная, пластмассовая (мебель).

Действия: ухаживать (за мебелью), вытирать (пыль), передвигать, переставлять, обставлять (квартиру); задвигать (стулья), раздвигать (стол), ремонтировать, вешать (полки).

Посуда

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, чайник, сахарница, молочник, бокал, кружка, сухарница, конфетница. Столовая посуда: тарелка (мелкая, глубокая), хлебница, масленка, солонка, салатница, перечница, рюмка, супница, соусница, селедочница. Столовые приборы: ложка (столовая, чайная), вилка, нож. Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, половник, миска, мясорубка, тарелка, бидон, бутылка, кружка, банка, кухонный нож, кувшин, дуршлаг. Детали посуды: ручка, донышко, стенки, дно, крышка, носик, горлышко.

Признаки: металлическая, эмалированная, стеклянная, фарфоровая, деревянная, пластмассовая, глиняная (посуда).   *

Действия: наливать, выливать, разливать, есть, готовить, пить, мыть, полоскать, вытирать, сушить.

Семья

Члены семьи: мама, папа, дедушка, бабушка (знать полное имя и отчество), внук, внучка, младший брат, старшая сестра, сестренка. Действия: убирать (квартиру), готовить (обед), покупать (продукты), вытирать (пыль), подметать (пол), наводить порядок, чистить (обувь), вытряхивать (коврик), чинить, прибивать (полки), ремонтировать, зашивать, чинить (одежду), ухаживать (за маленькими детьми, за стариками).

Школа

Класс, парта, классная доска, урок, расписание, учебные предметы: математика, письмо, чтение, рисование, физкультура, пение; школьная форма, ученик, ученица, мел, учитель, учительница, завуч, директор.

Признаки: младшие, старшие (школьники), прилежные, усидчивые, аккуратные, внимательные (ребята), подготовительный, первый (класс), хорошие, плохие (отметки).

Действия: учиться, стараться, слушать, готовить уроки, учить (стихи наизусь). получать (отметки), писать, считать, решать, рисовать, убирать (класс).

Профессии

Водитель, шофер, машиностроитель, продавец, няня, воспитательница, учитель, тренер, медсестра, врач, повар, слесарь, милиционер, парикмахер, швея, портниха (в ателье), электросварщик, крановщик, штукатур, столяр, сапожник; садовник, птичница, доярка, тракторист.

Признаки: внимательный, вежливый, обходительный, аккуратный, старательный, строгий, исполнительный.

Действия: воспитывать (детей), водить   (машины), собирать (детали машин), чинить   (краны, электричество),  поддерживать (порядок), учить, лечить, тренировать (спортсменов),  ухаживать, за птицами, шить, чинить обувь, стричь, причесывать, доить, кормить, пахать, сеять собирать (урожай).

Одежда, обувь

Одежда, ткань, выкройка. Верхняя одежда: пальто, шуба, куртка, комбинезон, полушубок, плащ. Легкая одежда: костюм, брюки, пиджак, шторы, сарафан, платье, блузка, юбка, рубашка, халат. Вязаные вещи: свитер, джемпер, кофта, жилет, рейтузы. Белье: майка, трусы, купальник, плавки; чулки, носки, колготки, гольфы. Головные уборы: шапка, кепка, берет, платок, панама, шляпа, папаха, пилотка, бескозырка. Обувь: сапоги, ботинки, сандалии, туфли, босоножки, чешки, кроссовки, тапки, валенки, кеды. Ткани: шерсть, вельвет, трикотаж, ситец, шелк, сатин, байка. Детали одежды: воротник, петля, планка, оборка, молния, карман, капюшон, застежка, пояс.

Признаки: байковый, шерстяной, вельветовый, трикотажный, ситцевый, меховой, нарядный, чистый, грязный, длинный, короткий, шелковый, сатиновый, мятый, глаженый, летний, зимний, демисезонный.

Действия: ухаживать, стирать, гладить, чистить, штопать, мять, зашивать, пришивать, шить, подшивать, кроить.

Новогодний праздник. Елка, праздник, хоровод, утренник, пляска, загадка, сюрприз, выступления, кукольный театр, сценки, игры, развлечения, эстафеты, шутки, песни, маски.

Признаки: добрый (дедушка Мороз), стройная, зеленая,пушистая, пахучая, душистая (елочка), колючие (иголки), разноцветные (шары), серебристый (иней), блестящие (игрушки), веселый, радостный, семейный, долгожданный (праздник), самодеятельные (концерты), театральные костюмы.

Действия: наряжать, развесить, встречать в кругу семьи, достать (елку с балкона), развязать (веревку), расправить (ветки), задышать, ожить, светить (огоньки), блестеть, переливаться, сиять (звезда), выступать, рассказывать.

Наша армия Салют, ракеты, пушки, тягачи, всадники, кони, пулеметы, танки, самолеты, военные, солдаты, пехотинцы, артиллерия, артиллеристы, моряки, военные корабли, тельняшка, бескозырка, командир, армия, генерал, герой, орден, медаль, награда, форма, защитники Родины, атака, на страже мира, часовой, фуражка, гимнастерка, китель, каска, шинель, ветераны.

Признаки: защитный (цвет), доблестные, храбрые, отважные, смелые (воины), мощные (танки), крепкая (броня), быстроходные военные (машины), мощные (орудия), мирное, военное (время), разноцветный (салют).

Действия: поразить (цель), защищать (Родину), вести бои, идти в атаку, победить, одержать (победу), получить (награды), погибать, оберегать (покой).

День Победы. Праздник, парад, демонстрация, утренник, флаги, трубы, оркестр, салют, иллюминация, знамена, флажки, красный день календаря.

Признаки: праздничное (настроение), нарядные, украшенные (улицы), разноцветные (огоньки, шары, иллюминация).

Действия: выйти (на демонстрацию), звучать (песни), шагать (по площади), махать (флажками, цветами), праздновать, рассказывать (стихи), распевать, радоваться, встречать (праздник).

демонстрация, транспаранты, лозунги, флаги, знамена, флажки, колонна, концерт, народные гулянья, иллюминация, салют, духовой оркестр, музыканты, поздравления, открытки, телеграммы, марш.

Признаки: весенний, веселый, радостный (праздник), чистые, нарядные (улицы), теплое, ласковое, яркое (солнце), первомайская (демонстрация), свежая, молодая, зеленая (травка), блестящие, клейкие (листочки).

Действия: принимать (поздравления), поздравлять (друг друга), надувать (шары), маршировать, играть (марш), дуть (в трубы), махать, (цветами, флажками), спешить, радоваться, петь, танцевать.

Индивидуальные задачи обучения для подгруппы « Б» на фронтальных занятиях:

                                 I период обучения

Развитие понимания речи

1)Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

2)Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

3)Формировать понимание обобщающего значения слов.

4)Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

5)Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

6)Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, .мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).

7)Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

8)Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

9)Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

10)Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой моя» и их согласованию с существительными.

11)Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!),

12) Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

 Развитие самостоятельной фразовой речи

1)Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? »

2)Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

3)Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

4)Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?)

5)Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

6) Закреплять умение заканчивать предложение,

начатое логопедом.

7)Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

8)Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

                                 2-3 периоды обучения

1)Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка.

2)Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много)-

3)Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.)

4)Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

5)Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

6)Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал,подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
7)Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.        

8)Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

9)Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

10)Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

11)Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

12) Учить называть части предмета для определения целого (спинка стул, ветки дерево, стрелки — часы).

13)Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки зима, корабль море).

14) Учить подбирать существительные к названию действия (кататься велосипед, летать самолет, варить — суп, резать — хлеб).

15) Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

 16)Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Развитие самостоятельной  фразовой речи

1)Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?*.

2)Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

3) Заучивать короткие двустишия и потешки.

4)Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

5)Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному

плану).

6)Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

7)Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Развитие произносительной стороны речи

1)Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

2)Учить детей определять источник звука.

3) Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

4)Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

5)Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

6)Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

7)Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

8)Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

9)Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па* с разным ударением, силой голоса, интонацией.

10) Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

11)Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (такта, попто).

2.3 ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ6-7 ЛЕТ(ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ)

фронтальные занятия в подготовительной к школе группе проводятся

5 раз в неделю:

3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи,

и 2 раза — по формированию фонематических процессов. 

Коррекционно-развивающие задачи обучения

по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи

-совершенствование  лексико-грамматической  стороны речи;

-развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

по формированию звукопроизношения и фонематических процессов

-совершенствование произносительной стороны речи;

-формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов

-подготовка к овладению элементарными навыками
письма и чтения.

                             

I период обучения (сентябрь-декабрь)

Развитие лексико-грамматических средств языка

Лексические темы: «Человек. Части тела», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Профессии», «Одежда, обувь», «Посуда», «Игрушки»,

«Моя семья».

-Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

-Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

-Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи спит, спят, спали, спала).

-Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

-Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

-Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

  • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат,
    сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот,
    молоко)», «читает книгу (газету)»;
  • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

-Формировать навык составления короткого рассказа.        

Формирование произносительной стороны речи

-Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [и*], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т*], [л], [л'], [ф], [ф], [в], [в'], [б], [б']. -----Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к*], [г], [г'], [х], [х'], [л*], [Л, [ы], [с], [с'], [з], [з*], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

-Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

-Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.),

-анализировать звуковые сочетания, например: ш/, уа. Лексические  темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», « Осень », « Овощи-фрукты ».

                     

                            2 период обучения (декабрь-март)

Формирование лексико - грамматических средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый*), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» «иду» «идешь» «идем».

Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические  темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д’], [г’], [г], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л']

Подготовка к овладению элементарными  навыками письма и чтения

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

Выделять гласный и согласный звук в прямом и
обратном слогах и односложных словах.

3 период обучения (апрель-май)

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаго, лов с новым лексическим значением, образован-  I ным посредством приставок, передающих различи ные оттенки действий («выехал» «подъехал» — • «въехал» «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных    ' прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ое-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — -«злой», «высокий» «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

• с основой на твердый согласный («новый», «новаяя», «новое», «нового» и т. п.); с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т.' п.). . Расширять значения предлогов: к употребление с да тельным падежом, от — с родительным падежом,       с со — с винительным и творительным падежами. ; Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений:

• простые распространенные из 5 — 7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

 • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;

• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими

желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («.мальчик писал письмо» «мальчик написал письмо»; «мама варила суп* «мама сварила суп»).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» «четыре*). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна, Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе*). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические  темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

     Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [а], [р] — [лЗ, [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л'], [т] — [т']), по месту образования ([с] — [ш]).

     Подготовка к овладению элементарными

навыками письма и чтения

    Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак— лик»).

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ  И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Работа воспитателя по заданию логопеда

С этой целью ведется тетрадь «взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей», где воспитатель фиксирует успехи или трудности в формировании речевых навыков.

На индивидуальную и подгрупповую работу выделяется до 5—7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

 - развитие артикуляционной моторики;

 -закрепление звуков и их дифференциация (автоматизация изолированного звука, в  слогах, в словах, в предложениях и чистоговорках);

 -повторение стихотворений, рассказов;

-упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления,    

-фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.

- лексико-грамматические упражнения в рамках изучаемой лексической темы недели

Тематическое планирование в группе компенсирующей направленности педагогов совпадает

     Музыкальный руководитель проводит

 Фронтальные занятия 

1.Работа по общеобразовательной программе
2. Совместные занятия с логопедом на основе лексической темы:
-логоритмические игры (развитие координации движения и речи, темпа, ритма, голоса);
-упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
-этюды на развитие выразительности мимики, жеста
;
-игры-драматизации.

         Инструктор по физо 

Фронтальные занятия

 1.Работа по общеобразовательной программе

2. Выполнение рекомендаций логопеда на основе лексической темы проводятся :
-игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

-упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

-подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

-игры на развитие пространственной ориентации.

-игры с лексической нагрузкой

     Воспитатель 

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия,

1.Работа по общеобразовательной программе

2. Работа по заданию логопеда

 (до режимных моментов)

-Подготовительная работа

Индивидуальная и подгрупповая работа в вечернее время

( тетрадь взаимодействия)

Родители:

-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Литература:

  1. Филичева Т.Б. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2000г.
  2. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.
  3. Игры в логопедической работе с детьми / Под редакцией В.И. Селиверстова. - М.,1981.
  4. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. - М, 1999
  5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.,2006.
  6. О.А. Безрукова , О.Н. Каленкова. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
  7. Т.В. Александрова. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб, 2005.
  8. В.Н.  Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. - М., 2005.
  9. В.И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
  10. Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. - СПб, 2004.
  11. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у       старших дошкольников. - СПб, 2004
  12. В. М. Акименко. Развивающие технологии в логопедии - Ростов н/Д : Феникс, 2011.
  13. Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2003
  14. Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999.
  15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  18. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002

  1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Издательство «Просвещение», 2008

  1. Н.С. Четвертушкина. Слоговая структура слова: системный метод  устранения нарушений.- М. , 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое комплексно-тематическое планирование педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Тематическое планирование учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога- психолога...

Организация и проведение прогулки в группе компенсирующей направленности- сентябрь

организация прогулки в группе компенсирующей направленности -сентябрь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда МБДОУ ДС № 78 «Исток»

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы  для детей, имеющих  нарушения речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей создание единого коррекционн...

Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи....