технологическая карта урока математике 6 класс "Дроби"
план-конспект урока

Тема урока: Сложение и вычитание дробей

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс:

Задачи

Образовательные: научится складывать и вычитать, тренировать способность к его практическому использованию

Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.

Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения, воспитание профессионального интереса.

Планируемые результаты:

Предметные: освоение знаний и практическое применение по теме «Сложение и вычитание дробей»

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Используемая технология: технология деятельностного метода

Информационно-технологические ресурсы: Математика. 6 класс. Электронная форма учебника Никольского С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н. и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложение и вычитание дробей

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 6

Задачи

Образовательные: научится складывать и вычитать, тренировать способность к его практическому использованию

Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.

Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения, воспитание профессионального интереса.

Планируемые результаты:

Предметные: освоение знаний и практическое применение по теме «Сложение и вычитание дробей»

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Используемая технология: технология деятельностного метода

Информационно-технологические ресурсы: Математика. 6 класс. Электронная форма учебника Никольского С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н. и др.

https://media.prosv.ru/content/эфу/книги/математика-6-классэлектронная-форма-учебника-никольского-см-потапова-мк-решетникова-нн-и-др

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

Вид доски/экран

УУД

Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Скажите, вам нравится добиваться побед?

 А что для этого необходимо?

 - Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Я. А. Каменского «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». А девизом – слова А. Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

- Как вы это понимаете?

ответы ребят      

дети формулируют свои ответы      

презентация

Смарт-доска

Этап мотивации к учебной деятельности

- Перед началом урока хочу предложить вам старинную суфийскую притчу «Делёж верблюдов».

Живший некогда Суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая».

Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были изумлены таким неумелым распределением имущества Мастера. Одни предлагали: «Давайте владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть выполнены.

Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который может решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог помочь им, пока они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал:

— Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете половину — девять верблюдов — для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть — то есть шесть верблюдов. Третий получит одну девятую — двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один — мой верблюд, он вернётся ко мне.

Вот так ученики нашли себе учителя.

- Какой серьёзной темой мы начали заниматься на прошлом уроке?

- Чему мы уже научились?

- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться?

Слушают притчу

 Отвечают на вопросы

обыкновенными дробями)

-использовать свойства дроби; сокращать дроби; работать с рациональными числами.

 -мы должны научиться производить с ними арифметические действия

презентация

Смарт-доска

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание, ориентирование в своей системе знаний

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме

 

Этап актуализации и пробного учебного действия

- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что-то новое нужно актуализировать ранее изученный материал.

  1. Сократите дроби: 8⁄12, 15⁄25, 12⁄36, 38⁄4
  2. Выделите целую часть из дробей: 12⁄5, 23⁄4, 21⁄2, 201⁄2
  3. Дан ряд дробей: 1⁄8, 1⁄3, 13⁄24, 3⁄4

Что мы можем о нём сказать?

К какому НОЗ можно привести все дроби?

Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.

  • Установите закономерность и продолжите ряд на 2 числа.
  • На какие группы можно разбить множество чисел этого ряда?
  • Найдите сумму и разность дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть: (письменно)

23⁄24 + 13⁄24; 23⁄24 - 13⁄24

Примечание: проблемное задание!

необходимо повторить уже изученный материал

вспоминают и выполняют задания

к 24

 ,  ,  ,

правильные и неправильные, сократимые и несократимые, однозначные и двузначные числители, в разряде единиц числителя 3 и 8 и т.д

Меловая доска

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Этап выявления места и причины затруднения

– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответа.

– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно?

– Сформулируйте цели урока.

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?

– Запишите тему. (На доске открывается тема урока.)

-Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания

-Построить алгоритм сложения и вычитания дробей, научиться выполнять действия по построенному алгоритму

-Сложение и вычитание дробей.

презентация

Смарт-доска

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Чтобы выяснить, кто же решил правильно сложил дроби, предлагаю посмотреть на доску (показ видео)

- Итак, вы посмотрели видео. Ответьте на вопрос: «Что значит сложить дроби с одинаковым положительным знаменателем?» (чтобы сложить 2 дроби с одинаковым знаменателем  нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним)

- Попробуйте сформулировать правило вычитания дробей с одинаковым положительным знаменателем. (чтобы вычесть 2 дроби с одинаковым знаменателем нужно вычесть их числители, а знаменатель оставить прежним)

-Давайте откроем учебник на стр.98 и проверим наши предположения.  Прочитай Ваня, правило в синей рамке. Совпали ли наши с вами предположения? (частично)

-  Ребята, а если я поменяю  данный пример вот так: 23⁄4 + 13⁄24. Можно ли будет применить ранее изученный алгоритм? (нет) Сейчас я вам предлагаю поработать в парах и выявить шаги решения арифметических действий дробей с разными знаменателями. У вас на столах есть карточка. Вам необходимо внимательно изучить инструкцию и выполнить задание. (каждая пара знакомиться с инструкцией)

 Карточка

Инструкция: Дорогой ученик, перед тобой стоит важная задача. Помочь герою рассказа Чиполино попасть домой. Для этого необходимо разгадать шифр к решению данного примера.

Пример: 3/10-2/15

Шифр к решению: Используя материал учебника на стр.97-99 восстанови шифр.

Что сложить/вычесть дроби с разным знаменателем необходимо:

  1. Привести дроби…
  2. Сложить/вычесть…., а … оставить без изменения
  3. Если возможно, то выделить… часть.

Восстановив шифр и решив пример, ты поможешь чиполино вернуться домой.

Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Кто смог восстановить шифр? Прочитай Петя. У всех так же получилось? (да) Теперь мы сможем с вами помочь чиполино? (да) Давайте попробуем решить данный пример по восстановленному алгоритму. Чтобы решить данный пример, что нужно сделать 1 шагом? (привести дроби к общему знаменателю) Совершенно верно, сначала необходимо привести дроби к общему знаменателю. Как удобнее всего привести дроби к общему знаменателю? (найти НОЗ)

Записываем  наибольший общий положительный знаменатель.  Привели дроби к общему знаменателю, что теперь необходимо сделать? (вычесть числители) А что будем делать с знаменателем? (оставим неизменным). Вот здесь ,как правило, допускаемся ошибка, обратите на это внимание. Знаменатель всегда остается неизменным. И последним шагом мы должны выделить целую часть, если это возможно. Записываем ответ.

Дети после просмотра видеофрагмента отвечают на вопрос. (чтобы сложить две дроби с одинаковым положительным знаменателем нужно сложить числители, а знаменатели оставить прежним)

Учащиеся формулируют правило и проверяют в учебнике.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

 Ребята, в математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах это особенно важно.

- Сейчас послушайте внимательно притчу об одном мэре.

Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. На следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь.

- Вот, - сказал прохожий.

- А где свеча? – спросил мэр.

- А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот.

Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”.

В третий день история повторилась.

Мэр уже вышел из себя.

- Думаете, что ответил мэру прохожий?

В приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена.

Мэру пришлось издать указ третий раз, только после этого прохожий оставил его в покое.

Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.

Физкультминутка

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам.
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.

Этап осознания и осмысления учебного материала

- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)

№ 500 (по цепочке, устно)

№513 перед самостоятельным выполнением в тетрадях фронтально найти общие знаменатели

№ 502-503– работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу (записано на обороте доски)

- Повторим ещё раз алгоритм сложения и вычитания дробей.  Ответьте на вопросы. (учащиеся фронтально отвечают на вопросы учителя)

Чтобы сложить дроби с одинаковым положительным знаменателем необходимо…

 При  сложении/вычитании дробей с разным знаменателем нужно…

- Молодцы ребята, я вижу вы хорошо заполнили алгоритм сложения и вычитания дробей.

 

Учащиеся выполняют практические задания

Первичное закрепление учебного материала

А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. (Учащиеся самостоятельно решают следующие номера)

№ 515 в рабочих тетрадях. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

Какие знания необходимы, чтобы решить данное задание? (умение решать уравнения, алгоритм сложения и вычитания дробей

Учащиеся работаю в тетради, фронтально/парно

Меловая доска

 Постановка домашнего задания

 Учитель проговаривает с комментированием домашнее задание: алгоритм учить (учитель раздает каждому),

№ 501 (а-в) №511 (1 столбик) №517

- У кого возникли вопросы? Задавайте.

Учащиеся записывают домашнее задание

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Рефлексия деятельности на уроке

Организация учебного процесса:

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу? Оцените свою работу  используя слова:

На уроке я вспомнил..

Я научился..

Мне понравилось

Мне захотелось…

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке, и, несомненно, добились побед, больших и маленьких.

Дети анализируют свою деятельность и подводят итог

Регулитвные: умение анализировать свою деятельность.

Самоанализ урока

1.        Поставленные цели достигнуты (учащиеся познакомились с правилом сложения и вычитания дробей)

2.        Урок соответствует структуре урока ОНЗ по ФГОС. Все этапы выдержаны.

Временные аспекты не нарушены, большая часть времени была потрачена на применение правил сложения и вычитания дробей.

3.        Мотивация к учебной деятельности была сформулирована в форме проблемной ситуации. (пример с одинаковыми знаменателями)

4.        Данный урок частично реализует развитие УУД.

5.        Урок имеет современный характер, так как он проходит с применением ИКТ (презентация, видеоурок)

6.        Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с научной точки зрения имеет смысл.

7.        На уроке создана ситуация, где учащиеся могут самостоятельно могут применять полученные знания.

8.        Соотношение методов обучения: репродуктивная 30% исследовательская 60% и 10% поисковых. На уроке учащиеся больше решают различного рода заданий и меньшая часть времени отведена теоретической справке.

9.        В данном уроке преобладает деятельность учащихся.

10.         Весь урок построен на проблемном диалоге .

11.         Обратная связь между учителем и учащимися представлена.

12.         В уроке представлены различного уровня задания, с начало идут простые задания, а под конец задания уже задания направленные на анализ и обобщение, систематизацию знаний.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложение и вычитание дробей

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 6

Задачи

Образовательные: научится складывать и вычитать, тренировать способность к его практическому использованию

Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы.

Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения, воспитание профессионального интереса.

Планируемые результаты:

Предметные: освоение знаний и практическое применение по теме «Сложение и вычитание дробей»

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Используемая технология: технология деятельностного метода

Информационно-технологические ресурсы: Математика. 6 класс. Электронная форма учебника Никольского С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н. и др.

https://media.prosv.ru/content/эфу/книги/математика-6-классэлектронная-форма-учебника-никольского-см-потапова-мк-решетникова-нн-и-др

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

Вид доски/экран

УУД

Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Скажите, вам нравится добиваться побед?

 А что для этого необходимо?

 - Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Я. А. Каменского «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». А девизом – слова А. Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

- Как вы это понимаете?

ответы ребят      

дети формулируют свои ответы      

презентация

Смарт-доска

Этап мотивации к учебной деятельности

- Перед началом урока хочу предложить вам старинную суфийскую притчу «Делёж верблюдов».

Живший некогда Суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая».

Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были изумлены таким неумелым распределением имущества Мастера. Одни предлагали: «Давайте владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть выполнены.

Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который может решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог помочь им, пока они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал:

— Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете половину — девять верблюдов — для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть — то есть шесть верблюдов. Третий получит одну девятую — двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один — мой верблюд, он вернётся ко мне.

Вот так ученики нашли себе учителя.

- Какой серьёзной темой мы начали заниматься на прошлом уроке?

- Чему мы уже научились?

- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться?

Слушают притчу

 Отвечают на вопросы

обыкновенными дробями)

-использовать свойства дроби; сокращать дроби; работать с рациональными числами.

 -мы должны научиться производить с ними арифметические действия

презентация

Смарт-доска

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание, ориентирование в своей системе знаний

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме

 

Этап актуализации и пробного учебного действия

- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что-то новое нужно актуализировать ранее изученный материал.

  1. Сократите дроби: 8⁄12, 15⁄25, 12⁄36, 38⁄4
  2. Выделите целую часть из дробей: 12⁄5, 23⁄4, 21⁄2, 201⁄2
  3. Дан ряд дробей: 1⁄8, 1⁄3, 13⁄24, 3⁄4

Что мы можем о нём сказать?

К какому НОЗ можно привести все дроби?

Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.

  • Установите закономерность и продолжите ряд на 2 числа.
  • На какие группы можно разбить множество чисел этого ряда?
  • Найдите сумму и разность дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть: (письменно)

23⁄24 + 13⁄24; 23⁄24 - 13⁄24

Примечание: проблемное задание!

необходимо повторить уже изученный материал

вспоминают и выполняют задания

к 24

 ,  ,  ,

правильные и неправильные, сократимые и несократимые, однозначные и двузначные числители, в разряде единиц числителя 3 и 8 и т.д

Меловая доска

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Этап выявления места и причины затруднения

– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответа.

– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно?

– Сформулируйте цели урока.

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?

– Запишите тему. (На доске открывается тема урока.)

-Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания

-Построить алгоритм сложения и вычитания дробей, научиться выполнять действия по построенному алгоритму

-Сложение и вычитание дробей.

презентация

Смарт-доска

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Чтобы выяснить, кто же решил правильно сложил дроби, предлагаю посмотреть на доску (показ видео)

- Итак, вы посмотрели видео. Ответьте на вопрос: «Что значит сложить дроби с одинаковым положительным знаменателем?» (чтобы сложить 2 дроби с одинаковым знаменателем  нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним)

- Попробуйте сформулировать правило вычитания дробей с одинаковым положительным знаменателем. (чтобы вычесть 2 дроби с одинаковым знаменателем нужно вычесть их числители, а знаменатель оставить прежним)

-Давайте откроем учебник на стр.98 и проверим наши предположения.  Прочитай Ваня, правило в синей рамке. Совпали ли наши с вами предположения? (частично)

-  Ребята, а если я поменяю  данный пример вот так: 23⁄4 + 13⁄24. Можно ли будет применить ранее изученный алгоритм? (нет) Сейчас я вам предлагаю поработать в парах и выявить шаги решения арифметических действий дробей с разными знаменателями. У вас на столах есть карточка. Вам необходимо внимательно изучить инструкцию и выполнить задание. (каждая пара знакомиться с инструкцией)

 Карточка

Инструкция: Дорогой ученик, перед тобой стоит важная задача. Помочь герою рассказа Чиполино попасть домой. Для этого необходимо разгадать шифр к решению данного примера.

Пример: 3/10-2/15

Шифр к решению: Используя материал учебника на стр.97-99 восстанови шифр.

Что сложить/вычесть дроби с разным знаменателем необходимо:

  1. Привести дроби…
  2. Сложить/вычесть…., а … оставить без изменения
  3. Если возможно, то выделить… часть.

Восстановив шифр и решив пример, ты поможешь чиполино вернуться домой.

Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Кто смог восстановить шифр? Прочитай Петя. У всех так же получилось? (да) Теперь мы сможем с вами помочь чиполино? (да) Давайте попробуем решить данный пример по восстановленному алгоритму. Чтобы решить данный пример, что нужно сделать 1 шагом? (привести дроби к общему знаменателю) Совершенно верно, сначала необходимо привести дроби к общему знаменателю. Как удобнее всего привести дроби к общему знаменателю? (найти НОЗ)

Записываем  наибольший общий положительный знаменатель.  Привели дроби к общему знаменателю, что теперь необходимо сделать? (вычесть числители) А что будем делать с знаменателем? (оставим неизменным). Вот здесь ,как правило, допускаемся ошибка, обратите на это внимание. Знаменатель всегда остается неизменным. И последним шагом мы должны выделить целую часть, если это возможно. Записываем ответ.

Дети после просмотра видеофрагмента отвечают на вопрос. (чтобы сложить две дроби с одинаковым положительным знаменателем нужно сложить числители, а знаменатели оставить прежним)

Учащиеся формулируют правило и проверяют в учебнике.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

 Ребята, в математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах это особенно важно.

- Сейчас послушайте внимательно притчу об одном мэре.

Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. На следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь.

- Вот, - сказал прохожий.

- А где свеча? – спросил мэр.

- А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот.

Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”.

В третий день история повторилась.

Мэр уже вышел из себя.

- Думаете, что ответил мэру прохожий?

В приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена.

Мэру пришлось издать указ третий раз, только после этого прохожий оставил его в покое.

Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.

Физкультминутка

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам.
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.

Этап осознания и осмысления учебного материала

- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)

№ 500 (по цепочке, устно)

№513 перед самостоятельным выполнением в тетрадях фронтально найти общие знаменатели

№ 502-503– работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу (записано на обороте доски)

- Повторим ещё раз алгоритм сложения и вычитания дробей.  Ответьте на вопросы. (учащиеся фронтально отвечают на вопросы учителя)

Чтобы сложить дроби с одинаковым положительным знаменателем необходимо…

 При  сложении/вычитании дробей с разным знаменателем нужно…

- Молодцы ребята, я вижу вы хорошо заполнили алгоритм сложения и вычитания дробей.

 

Учащиеся выполняют практические задания

Первичное закрепление учебного материала

А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. (Учащиеся самостоятельно решают следующие номера)

№ 515 в рабочих тетрадях. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

Какие знания необходимы, чтобы решить данное задание? (умение решать уравнения, алгоритм сложения и вычитания дробей

Учащиеся работаю в тетради, фронтально/парно

Меловая доска

 Постановка домашнего задания

 Учитель проговаривает с комментированием домашнее задание: алгоритм учить (учитель раздает каждому),

№ 501 (а-в) №511 (1 столбик) №517

- У кого возникли вопросы? Задавайте.

Учащиеся записывают домашнее задание

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Рефлексия деятельности на уроке

Организация учебного процесса:

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу? Оцените свою работу  используя слова:

На уроке я вспомнил..

Я научился..

Мне понравилось

Мне захотелось…

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке, и, несомненно, добились побед, больших и маленьких.

Дети анализируют свою деятельность и подводят итог

Регулитвные: умение анализировать свою деятельность.

Самоанализ урока

1.        Поставленные цели достигнуты (учащиеся познакомились с правилом сложения и вычитания дробей)

2.        Урок соответствует структуре урока ОНЗ по ФГОС. Все этапы выдержаны.

Временные аспекты не нарушены, большая часть времени была потрачена на применение правил сложения и вычитания дробей.

3.        Мотивация к учебной деятельности была сформулирована в форме проблемной ситуации. (пример с одинаковыми знаменателями)

4.        Данный урок частично реализует развитие УУД.

5.        Урок имеет современный характер, так как он проходит с применением ИКТ (презентация, видеоурок)

6.        Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с научной точки зрения имеет смысл.

7.        На уроке создана ситуация, где учащиеся могут самостоятельно могут применять полученные знания.

8.        Соотношение методов обучения: репродуктивная 30% исследовательская 60% и 10% поисковых. На уроке учащиеся больше решают различного рода заданий и меньшая часть времени отведена теоретической справке.

9.        В данном уроке преобладает деятельность учащихся.

10.         Весь урок построен на проблемном диалоге .

11.         Обратная связь между учителем и учащимися представлена.

12.         В уроке представлены различного уровня задания, с начало идут простые задания, а под конец задания уже задания направленные на анализ и обобщение, систематизацию знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - математика ( Первообразная)

ФИО педагогического работника: Кожедуб Евгения АлександровнаТип занятия: КомбинированныйДисциплина: «Математика» Тема: «Первообразная»...

Задание №1: Технологическая карта урока математики.

Задание №1 по ПП. 04.02 Формирование методических компетенций...

Технологическая карта урока математики "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о связи математики с другими науками и с окружающим нас миром.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с пон...

ОБОЗНАЧЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.Технологическая карта урока. 5класс.Математика.

Обучение ведётся по учебнику Н.Я.Виленкина.Математика 5 класс.У р о к 1. ОБОЗНАЧЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий....