"Воспитание толерантности через изучение традиций и культуры на уроках английского языка"
статья
Актуальность вопроса толерантности в современном российском обществе. Воспитание толерантности - важное направление воспитания молодежи.
Возможность релизации этой задачи на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_karpova_m.n.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Карпова Мария Николаевна,
преподаватель английского языка
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
Аннотация
Вопрос толерантности является очень актуальным для России. В настоящее время в обществе появилась межэтническая напряженность, проявляющаяся в повышении уровня агрессии, этнической и религиозной нетерпимости. Как следствие, появилось еще одно важное направление воспитания молодого поколения – воспитание толерантности.
Преподавателей и педагогов Российского колледжа традиционной культуры также волнуют реалии современного общества и беспокоят негативные тенденции, поэтому в колледже уделяют большое внимание проблемам воспитания.
Изучение иностранного языка связывается с формированием общекультурной и этнической идентичности, воспитанием качеств гражданина, патриота, толерантно относящегося к проявлениям иной культуры.
Ключевые слова: воспитание толерантности, изучение традиций, изучение культуры,
многонациональное и многоконфессиональное общество, формирование мировоззрения, общие и профессиональные компетенции.
16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности. В соответствии с ней толерантность (от латинского “tolerantia” – терпимость) – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»[1]
Вопрос толерантности стал очень актуальным для России в последние 20 лет, поскольку Россия – это многонациональное государство с разнообразным этническим и национальным составом населения. В обществе появилась межэтническая напряженность, проявляющаяся в повышении уровня агрессии, этнической и религиозной нетерпимости. Как следствие, появилось еще одно важное направление воспитания молодого поколения – воспитание толерантности.
Санкт-Петербург – многонациональный, многоконфессиональный и поликультурный город. 23.09.2010 Правительство Санкт-Петербурга утвердило «Программу гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявления ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (программа «Толерантность – 2»).[ 2]
Эта Программа ориентирована на созидательный потенциал многообразия культур, проявление дружелюбия к их различиям, их носителям, т.е. формирование толерантного сознания.
Работники всех учебных заведений города уделяют большое внимание этой проблеме. Но первостепенной она является для педагогов средних учебных заведений, поскольку именно они взаимодействуют с подростками, у которых еще не сформировалось мировоззрение.
Признавая первостепенную важность этой проблемы, все учебные заведения среднего специального образования уделяют ей значительное внимание. Особенно интересным является опыт сотрудников и студентов Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции, где кроме лекций и бесед осенью 2014 года был проведен Фестиваль национальных культур и фотовыставка авторских работ на тему «Толерантность – это…»[.3]
Эти интересные идеи хотелось бы позаимствовать у коллег. Вопросы толерантности также непременно обсуждаются во время ежегодных Международных студенческих электронных научных конференций. «Студенческий научный форум».[4]
Преподавателей и педагогов Российского колледжа традиционной культуры также волнуют реалии современного общества и беспокоят негативные тенденции, поэтому в колледже уделяют большое внимание проблемам воспитания. Cегодня обучающиеся в РКТК - это подростки, которые активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Контингент весьма разнообразный, многонациональный, многоконфессиональный. Среди наших студентов есть дети и с особыми образовательными потребностями: инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Немало среди обучающихся и представителей разных национальностей России. За время обучения они должны не только освоить выбранную профессию или специальность, но и сформироваться как личности. По окончании обучения это уже молодые люди со своей жизненной позицией. А еще через несколько лет сегодняшние студенты займут лидирующее место в обществе. Поэтому сегодня трудно переоценить формирование мировоззрения студентов.
Мировоззрение молодых людей формируется под влиянием многих факторов,
таких как семья, окружающая действительность. Но, пожалуй, наиболее важным является учебно-воспитательный процесс в колледже, где молодые люди проводят большую часть своей жизни на протяжении четырех лет обучения.
Студенты колледжа овладевают такими специальностями как «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания», «Парикмахерское искусство», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Изучению дисциплины «Иностранный язык» отводится значительное место в основной профессиональной образовательной программе, причем иностранный язык изучается как в курсе ОД, так и в ОГСЭ, а для некоторых специальностей и как профессиональный.
Важной составляющей языковой компетентности является социокультурная и межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям, а также формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.
Изучение иностранного языка связывается с формированием общекультурной и этнической идентичности, воспитанием качеств гражданина, патриота; развитием национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ; толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее понимание своей культуры.
При этом на каждом занятии ставятся не только образовательные, но и воспитательные задачи, в том числе и воспитание толерантности. Главным источником в этом процессе является культура, культурные ценности и традиции не только стран изучаемого языка, но и родной страны. На уроках иностранного языка студенты знакомятся с культурой и традициями разных народов, учатся уважать и ценить национальную идентичность.
В качестве примеров, подтверждающих это, ниже представлены темы из рабочей программы курса ОГСЭ дисциплины «Иностранный язык (английский), которая изучается студентами специальности «Парикмахерское искусство». В таблице также приведены воспитательные цели, которые ставит перед собой преподаватель английского языка для формирования общих и профессиональных компетенций, из которых некоторые способствуют воспитанию толерантности. Это, прежде всего, компетенции, направленные на умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Название раздела, темы | Виды аудиторных и внеаудиторных заданий | Воспитательные цели |
3 курс, 5 семестр. | Чтение, перевод и обсуждение текстов «Культура и традиции Великобритании», «Культура и традиции США». Просмотр и обсуждение презентации «Национальные праздники Великобритании и США». Заочные экскурсии по музеям «Tate Gallery» в Лондоне» и «Metropolitan Museum of Art» в Нью-Йорке. | Знакомство с культурой и традициями стран изучаемого языка; воспитание уважения и интереса к культуре других народов; воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры; формирование у студентов коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. |
Раздел 4.Культура и традиции. Тема 4. 1. Культура и традиции Великобритании и США. | ||
Тема 4. 2.Культура и традиции России. | Чтение, перевод и обсуждение текста «Обычаи и праздники России». Заочное путешествие по Серебряному кольцу России. Написание рефератов по теме «Лучшие музеи России» и проведение мини-конференции. | Формирование у студентов общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стимулирование осознания культуры своего народа и готовности содействовать ознакомлению с нею представителей других стран. |
Раздел 5. Жизнь в современном обществе. Тема 5.1. Современная молодежь. | Подготовка сообщений «Основные проблемы молодежи в современном обществе» Участие в диспуте «Проблемы молодежи» | Формирование гражданской позиции ; воспитание уважения к культурным и другим различиям между гражданами России и проживающими в ней гражданами других стран. |
Данный пример наглядно показывает, что процесс воспитания толерантности можно и необходимо осуществлять при изучении английского языка.
Особое значение сегодня приобретает самостоятельная внеаудиторная работа, которая дает большую вариативность в выборе тем и видов деятельности. При разработке тематику и самостоятельных внеаудиторных работ преимущество отдается презентации, эссе, доклады о культуре и традициях.
2014 год был перекрестным годом культуры Великобритании в России и России в Великобритании. В связи с этим в нашем колледже была проведена неделя английского языка. В программе недели были запланированы мероприятия, относящиеся непосредственно к изучению языка (например, Олимпиада), так же мероприятия, связанные с культурой Великобритании. Студенты познакомились с биографией и творчеством В.Шекспира, 450-летие которого отмечалось в 2014 году. Прошел конкурс рисунков-иллюстраций к его произведениям, были выпущены стенгазеты, также прошел конкурс на лучшее чтение сонета Шекспира. Студенты первого курса посетили выставку английского художника и просветителя «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», которая проводилась в Эрмитаже с 7 декабря 2014 по 8 марта 2015 года. Таким образом, преподаватели английского языка Российского колледжа традиционной культуры вносят свой вклад в формирование достойных граждан России, которые, являясь патриотами своей страны и своего города, с уважением и интересом относятся к культуре и традициям других народов.
Анализируя проблему межэтнических и межнациональных отношений в России и в мире, особенно в Европейских странах, мы можем прогнозировать, что проблема останется актуальной на долгий период времени. В связи с этим воспитание уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности будет оставаться первостепенной. Решение этой задачи во многом ложится на плечи
преподавателей среднего профессионального образования, людей, которые приходя в аудитории каждый день, не только дают студентам знания, но и формируют их мировоззрение. Именно такие задачи ставят перед собой преподаватели Российского колледжа традиционной культуры.
Список использованных источников и литературы:
1.Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc. (дата обращения 22.02.2015)
2.ПРОГРАММА гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы(Программа «Толерантность») [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pmc-molodost.narod.ru/index/0-28(дата обращения 22.02.2015)
3. Официальный сайт ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tcmc.spb.ru/ (дата обращения 15.02.2015)
4.VI Международная студенческая электронная научная конференция. «Студенческий научный форум». ( Электронный ресурс) Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/532/735 (дата обращения: 15.02.2015.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна
Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...
Антикоррупционное воспитание на уроках английского языка.
Данное сообщение посвящено антикоррупционному воспитанию на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в нашей школе ГОУ СОШ 476...
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Так что же такое «патриотизм»? Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, мы увидим такое определение, как «Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, роди...
Воспитание толерантности у учащихся на уроках английского языка
Одним из актуальных вопросов в современном обществе является воспитание толерантности у учащихся в средних общеобразовательных школах. Имеют место быть среди учащихся такие факты как насилие, дискрими...
Урок английского языка с элементами патриотического воспитания 5 класс
Урок английского языка в 5 классе по теме "Праздники" с элементами патриотического воспитания позволяет не только узнать об англоязычных и международных праздниках и памятных датах, но и обс...
Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "
Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "...
Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.
Современное обучение выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...