"Воспитание толерантности через изучение традиций и культуры на уроках английского языка"
статья

Карпова Мария Николаевна

Актуальность вопроса толерантности в современном российском обществе. Воспитание  толерантности  - важное направление воспитания молодежи.

Возможность релизации этой задачи на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_karpova_m.n.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Карпова Мария Николаевна,

преподаватель английского языка

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

Аннотация

          Вопрос толерантности является очень актуальным  для России. В настоящее время  в обществе появилась межэтническая напряженность, проявляющаяся в повышении уровня агрессии, этнической и религиозной нетерпимости. Как следствие, появилось еще одно важное направление воспитания молодого поколения – воспитание толерантности.

        Преподавателей и педагогов Российского колледжа традиционной культуры также волнуют реалии современного общества и беспокоят негативные тенденции, поэтому в колледже уделяют большое внимание проблемам воспитания.

        Изучение иностранного языка связывается с формированием общекультурной и этнической идентичности, воспитанием качеств гражданина, патриота, толерантно относящегося к проявлениям иной культуры.

Ключевые слова: воспитание толерантности, изучение традиций, изучение культуры,

многонациональное и многоконфессиональное общество, формирование мировоззрения, общие и профессиональные компетенции.

       16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности. В соответствии с ней толерантность (от латинского “tolerantia” – терпимость) – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»[1]

       Вопрос толерантности стал очень актуальным  для России в последние 20 лет, поскольку Россия – это многонациональное государство с разнообразным этническим и национальным составом населения. В обществе появилась межэтническая напряженность, проявляющаяся в повышении уровня агрессии, этнической и религиозной нетерпимости. Как следствие, появилось еще одно важное направление воспитания молодого поколения – воспитание толерантности.

       Санкт-Петербург – многонациональный, многоконфессиональный и поликультурный город. 23.09.2010  Правительство Санкт-Петербурга утвердило «Программу гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявления ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (программа «Толерантность – 2»).[ 2]

Эта Программа ориентирована  на созидательный потенциал многообразия культур, проявление дружелюбия к их различиям, их носителям, т.е. формирование толерантного сознания.

       Работники всех учебных заведений города уделяют большое внимание этой проблеме. Но первостепенной она является для педагогов средних учебных заведений, поскольку именно они взаимодействуют с подростками, у которых еще не сформировалось мировоззрение.

       Признавая первостепенную важность этой проблемы,  все учебные заведения среднего специального образования уделяют ей значительное внимание. Особенно интересным является опыт сотрудников и студентов Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции, где кроме  лекций и бесед  осенью 2014 года был проведен Фестиваль национальных культур и фотовыставка авторских работ на тему «Толерантность – это…»[.3]

 Эти интересные идеи хотелось бы позаимствовать у коллег. Вопросы толерантности также непременно обсуждаются во время ежегодных Международных студенческих электронных научных конференций.  «Студенческий научный форум».[4]

          Преподавателей и педагогов Российского колледжа традиционной культуры также волнуют реалии современного общества и беспокоят негативные тенденции, поэтому в колледже уделяют большое внимание проблемам воспитания. Cегодня обучающиеся в РКТК  - это подростки, которые активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Контингент весьма разнообразный, многонациональный, многоконфессиональный. Среди наших студентов есть дети и с особыми образовательными потребностями: инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Немало среди обучающихся и представителей разных национальностей России.  За время обучения они должны не только освоить  выбранную  профессию или специальность, но и сформироваться как личности.  По окончании обучения это уже  молодые люди со своей жизненной позицией. А еще через несколько лет сегодняшние студенты займут лидирующее место в обществе. Поэтому сегодня трудно переоценить формирование мировоззрения студентов.

         Мировоззрение молодых людей формируется под влиянием многих факторов,

таких как семья, окружающая действительность. Но, пожалуй, наиболее важным является учебно-воспитательный  процесс в колледже, где молодые люди проводят большую часть своей жизни на протяжении четырех лет обучения.

        Студенты колледжа овладевают такими  специальностями как «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания», «Парикмахерское искусство», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Изучению дисциплины «Иностранный язык» отводится значительное место в основной профессиональной образовательной программе, причем иностранный язык изучается как в курсе ОД, так и в ОГСЭ, а для некоторых специальностей и как профессиональный.

        Важной составляющей языковой компетентности является социокультурная и межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям, а также формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.

   Изучение иностранного языка связывается с формированием общекультурной и этнической идентичности, воспитанием качеств гражданина, патриота; развитием национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ; толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее понимание своей культуры.

       При этом на каждом занятии ставятся не только образовательные, но и воспитательные задачи, в том числе и воспитание толерантности. Главным источником в этом процессе является культура, культурные ценности и традиции не только стран изучаемого языка, но и родной страны. На уроках иностранного языка студенты знакомятся  с культурой и традициями разных народов, учатся уважать и ценить национальную идентичность.

    В  качестве примеров, подтверждающих это,  ниже  представлены темы из рабочей программы курса ОГСЭ  дисциплины «Иностранный язык (английский), которая изучается студентами специальности «Парикмахерское искусство». В таблице также приведены воспитательные цели, которые ставит перед собой преподаватель английского языка для формирования общих и профессиональных компетенций, из которых некоторые  способствуют воспитанию толерантности. Это, прежде всего, компетенции, направленные на умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

   

Название раздела, темы

Виды аудиторных и внеаудиторных заданий

Воспитательные цели

3 курс, 5 семестр.

Чтение, перевод и обсуждение текстов «Культура и традиции Великобритании»,

«Культура и традиции США».

Просмотр и обсуждение презентации «Национальные праздники Великобритании и США».

Заочные экскурсии по музеям «Tate Gallery» в Лондоне» и «Metropolitan Museum of Art» в Нью-Йорке.

Знакомство с культурой и традициями стран изучаемого языка;

 воспитание уважения и интереса к культуре других народов;

воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

формирование  у студентов

коммуникативной компетенции

в межкультурной и межэтнической коммуникации.

Раздел 4.Культура и традиции.

Тема 4. 1.

Культура и традиции Великобритании и США.

Тема   4. 2.Культура и традиции России.

Чтение, перевод и обсуждение текста «Обычаи и праздники России».

Заочное путешествие по Серебряному кольцу России.

Написание рефератов

по теме «Лучшие музеи России» и

проведение мини-конференции.

Формирование у студентов

общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

стимулирование осознания культуры своего народа и готовности содействовать ознакомлению с нею представителей других стран.

Раздел 5. Жизнь в современном обществе.

Тема 5.1. Современная молодежь.

Подготовка сообщений

«Основные проблемы молодежи в современном обществе»

Участие в диспуте «Проблемы молодежи»

Формирование гражданской позиции ;

воспитание  уважения к культурным и другим различиям между гражданами России и проживающими в ней гражданами других стран.

       Данный пример наглядно показывает, что  процесс воспитания толерантности можно и необходимо осуществлять при изучении английского языка.

       Особое значение сегодня приобретает самостоятельная внеаудиторная работа, которая дает большую вариативность в выборе тем и видов деятельности. При разработке тематику и самостоятельных внеаудиторных работ преимущество отдается презентации, эссе, доклады о культуре и традициях.

2014 год был перекрестным годом культуры Великобритании в России и России в Великобритании. В связи с этим в нашем колледже была проведена неделя английского языка. В программе недели были запланированы мероприятия, относящиеся непосредственно к изучению языка (например, Олимпиада),  так же  мероприятия, связанные с культурой Великобритании.  Студенты познакомились с биографией и творчеством В.Шекспира, 450-летие которого отмечалось в 2014 году.  Прошел конкурс рисунков-иллюстраций к его произведениям, были выпущены стенгазеты, также прошел конкурс на лучшее чтение сонета Шекспира. Студенты первого курса  посетили выставку английского художника и просветителя «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», которая проводилась в Эрмитаже с 7 декабря 2014 по 8 марта 2015 года. Таким образом, преподаватели английского языка Российского колледжа традиционной культуры вносят свой вклад в формирование достойных граждан России, которые, являясь патриотами своей страны и своего города, с уважением и интересом относятся к культуре и традициям других народов.

       Анализируя проблему межэтнических и межнациональных отношений в России и в мире, особенно в Европейских странах, мы можем прогнозировать, что проблема останется актуальной на долгий период времени. В связи с этим воспитание уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности будет оставаться первостепенной. Решение этой задачи во многом ложится на плечи

преподавателей среднего профессионального образования, людей, которые приходя в аудитории  каждый день, не только дают студентам знания, но и формируют их мировоззрение. Именно такие задачи ставят перед собой преподаватели Российского колледжа традиционной культуры.

   

Список использованных источников и литературы:

1.Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc. (дата обращения 22.02.2015)

2.ПРОГРАММА гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности    в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы(Программа «Толерантность») [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pmc-molodost.narod.ru/index/0-28(дата обращения 22.02.2015)

3. Официальный сайт ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tcmc.spb.ru/ (дата обращения 15.02.2015)

4.VI Международная студенческая электронная научная конференция.  «Студенческий научный форум». ( Электронный ресурс) Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/532/735 (дата обращения: 15.02.2015.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  английский язык и биология.  «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...

Антикоррупционное воспитание на уроках английского языка.

Данное сообщение посвящено антикоррупционному воспитанию на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в нашей школе ГОУ СОШ 476...

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Так что же такое «патриотизм»? Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, мы увидим такое определение, как «Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, роди...

Воспитание толерантности у учащихся на уроках английского языка

Одним из актуальных вопросов в современном обществе является воспитание толерантности у учащихся в средних общеобразовательных школах. Имеют место быть среди учащихся такие факты как насилие, дискрими...

Урок английского языка с элементами патриотического воспитания 5 класс

Урок английского языка в 5 классе по теме "Праздники" с элементами патриотического воспитания позволяет не только узнать об англоязычных и международных праздниках и памятных датах, но и обс...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "

Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "...

Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.

Современное обучение  выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...