Антикоррупционное воспитание на уроках английского языка.
статья по теме
Данное сообщение посвящено антикоррупционному воспитанию на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в нашей школе ГОУ СОШ 476
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protivodeystvie_korruptsii_v_dannyy_moment_vremeni.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Противодействие коррупции в данный момент времени – одна из самых актуальных задач , стоящих перед органами власти Российской Федерации любого уровня. В этом контексте очень важным является создание атмосферы неприятия антикоррупционных проявлений , формирование антикоррупционного мировоззрения взрослых и детей. Значительная часть этой работы реализуется в системе образования.
Комитет по образованию уделяет пристальное внимание антикоррупционному образованию и воспитанию. 31 декабря 2008 года было подписано распоряжение Комитета по образованию “Об утверждении Плана мероприятий по организации антикоррупционного образования и пропаганды”. В соответствии с ним происходит разработка методических рекомендаций для учителей и программ антикоррупционный направленности для учащихся. Мероприятия данного плана реализуются в настоящее время в полном объеме.
Были разработаны Методические рекомендации «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников». Более чем в 90% школ города вопросы противодействия коррупции освещаются в рамках учебного плана на уроках обществознания, правоведения, истории и др.
Сущестувует специальная учебная программа «Противодействие коррупции : исторический опыт , проблемы и пути реализации». Она предназначена для старшеклассников и лиц, обучающихся в профессиональных учреждениях.Программа является междисциплинарной и имеет модульную структуру. Она может быть использоваться в качестве курса по выбору факультатива. Эта программа была рекомендована Администрациям районов Санкт-Петербурга для включения в образовательный процесс . Модуль антикоррупционной направленности был включен в учебный процесс в школах и других учебных заведениях.
Необходимо уточнить ряд терминов , определяющих сущность коррупции как социального явления.
КОРРУПЦИЯ – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству. Главным стимулом такого поведения является возможность получения экономической прибыли, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
Выделяют отдельные проявления коррупции : бытовая коррупция, деловая коррупция, коррупция верховной власти
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки школьников и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Следует выделить основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
- отсутствие случаев коррупционного повделения в обьразовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия;
- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
- педагогическая деятельность по фрмированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Понятие «коррупция» вводится и объясняется в процессе преподавания права и обществоведения. Вводить это понятие в младших классах преждевременно.
Основной результат антикоррупционного воспитания состоит в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с учащимися в различные возрастные периоды.
В начальной школе это формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил , анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка, формирование потребности в соблюдении правил. Это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. В связи с тим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания младших классов . Например, игра ролевая «Хранители порядка». В рамках этой игры педагоги иностранного языка будут знакомить детей с различными профессиями и должностями, носители которых являются зхранителями порядка и праивлами взаимодействия с людьми этих профессий. Помимо информационно-просветительского блока учащимся предлагается выполнять небольшие порубения, связанные с соблюдением правил. Создание системы ролевых игр способствует закреплению этой роли, воспитанию человека, который гордится тем, что он является зранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушить эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. Учащиеся долны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.
Перед учащимися 5 – 7 –х классов ставятся более сложные проблемы. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил . Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятелеьности.
В 8-9-х классах учащиеся должны осознанно подходить к принятию решений в той или иной жизненной ситуации. Для этого необходимо создание условий благодаря которым учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела необходимо помимо информационно-просветительной составляющей создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Результат этой работы – демонстрация учащимся эффективности общения по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной оработы становится деловая игра в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе. А так же система практикумов по овладению навыками внекоррупционного решения проблем и анализ реальных жизненных ситуаций.
Иностранный язык является учебным предметом содержание которого прямо или косвенно влияет на осмысление школьникми различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями , как польза, обмен, подарок, благодарность, т.е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией. Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорытие.
Программа по английскому языку в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей. Ставится задача создания у учащихся системы нравственных ориентиров, что всего дороже и чего ни за какие деньги не купишь. Словарный запас наполняется такими ценностными терминами, как жизнь, достоинство, здоровье, свобода человека; любовь, здоровье, доброта, дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека; правила взаимодействия «я» с людьми в различных ситуациях.
Основная воспитательная работа с учащимися 5-9 классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются совместные работы и коллективная творческая деятельность, а именно создание ситуаций общения, диалогов, круглые столы. Формирование уважения друг к другу, культуры разговора и договора послужит основой для профилактики коррупционных действий.
В работе с учащимися 9-11 классов особое внимание следует обратить на осознанное принятие решения и его обоснование. Формирование положительного отношения к существующиему порядку, осознание выгоды от соблюдения норм и правил позволяет сформировать антикоррупционное мировоззрение.
Особенностями такого воспитания в старших класса состоит в направленности на становление нравственной позиции и отрицании коррупционных действий.
Учителя английского языка активно включаются в воспитательную работу используя разговорные ситуации, составляя диалоги и обучаясь монологической речи. Следует побуждать учащихся высказывать свое мнение по темам «Государство и человек», «Требования к человеку, обличенному властью», «Преимущества соблюдения законов» и др.. Во время ролевой игры подростки пробуют примерить на себя различные роли и поразмыслить кем бы они хотели быть во взрослой жизни и какие качества для этого требуются.
Для детей старшего возраста можно предложить Круглый стол по темам «Разрешение конфликта», «Несоблюдение правил школьной жизни, дорожного движения , правил поведения в музее и др». А так же будут популярны и эффективны такие ситуации как «Сдача экзамена», «Поступление в ВУЗ», « Успешность профессиональной деятельности».
Основной формой осуществления социлаьного практикума будет являться дискуссия в ходе которой учащиеся будут высказывать свое мнение и предлагать свой способ решения определенной ситуации. Самоопределение учащихся во время занятий социального практикума позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий.
Эти рекомендации являются одним из шагов в создании системы воспитательной работы. В данном направлении требуется серьезная методическая работа . Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов , в которых отражается негативное отношение личности, социлаьных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнять мировоззренческую картину подрастающего поколения.
На уроках иностранного языка следует говорить о повышении уровня внутренней культуры личности и укреплении морально-этических принципов , неприятия коррупции как явления , несовместимого с ценностями современного правового государства. В разряд важнейших направлений деятельности школы должно быть поставлено формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна
Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...
Методическая разработка для студентов педагогических колледжей и преподавателей английского языка в начальной школе «Физкультминутки на уроках английского языка»
В данной статье рассматриваются виды физминуток, их значение, методические приемы....
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Так что же такое «патриотизм»? Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, мы увидим такое определение, как «Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, роди...
Воспитание толерантности у учащихся на уроках английского языка
Одним из актуальных вопросов в современном обществе является воспитание толерантности у учащихся в средних общеобразовательных школах. Имеют место быть среди учащихся такие факты как насилие, дискрими...
"Воспитание толерантности через изучение традиций и культуры на уроках английского языка"
Актуальность вопроса толерантности в современном российском обществе. Воспитание толерантности - важное направление воспитания молодежи.Возможность релизации этой задачи на уроках иностран...
Урок английского языка с элементами патриотического воспитания 5 класс
Урок английского языка в 5 классе по теме "Праздники" с элементами патриотического воспитания позволяет не только узнать об англоязычных и международных праздниках и памятных датах, но и обс...
Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "
Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "...