Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение
статья

Копылова Елена Александровна

Общеизвестно, что, создавая условия для обучения детей с ОВЗ по зрению, школа решает важную задачу – сохранить имеющееся зрение и дать необходимые знания. Поддержание этого баланса ведется каждым учителем с 1 - по 12 класс. Не является исключением и работа учителя иностранного языка. Коллегами накоплен уже определенный опыт в данной сфере, но все же этого недостаточно. Обучение английскому языку детей с нарушением зрения особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не только дать ребенку определенный багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.  Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком. С развитием интернет-технологий, социальных сетей, язык просто необходим. Дети увереннее общаются, пользуются онлайн переводчиками, программным обеспечением, чувствуя себя полноценными участниками современной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_e.a.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение"

Общеизвестно, что, создавая условия для обучения детей с ОВЗ по зрению, школа решает важную задачу – сохранить имеющееся зрение и дать необходимые знания. Поддержание этого баланса ведется каждым учителем с 1 - по 12 класс. Не является исключением и работа учителя иностранного языка. Коллегами накоплен уже определенный опыт в данной сфере, но все же этого недостаточно. Обучение английскому языку детей с нарушением зрения особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не только дать ребенку определенный багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком. С развитием интернет-технологий, социальных сетей, язык просто необходим. Дети увереннее общаются, пользуются онлайн переводчиками, программным обеспечением, чувствуя себя полноценными участниками современной жизни.

Английский язык является для ребенка с ОВЗ средством общения и одновременно способом познания мира, познания другой культуры.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования важной составляющей является понятие универсальных учебных действий. В свою очередь, приоритетным остается коммуникативная компетенция. Как часто в начальной школе наши дети хотят высказаться, поднимают руку. В основной школе дети уже не хотят задавать вопросы, а в старших классах ждут, пока назовут фамилию и вызовут к доске. Куда мы с вами деваем наших почемучек? Почему это происходит, чего боятся? Насколько мы поощряем, мотивируем ответ, насколько мы готовы принять ошибку, когда она есть? Как много времени на уроке дети включены в коммуникацию? По данным социологов за весь период в школе ученик только на 10% включен в коммуникацию. Многие дети имеют низкий уровень речевой и коммуникативной способности, они боятся говорить на иностранном языке, имеют недостаточный словарный запас. В рамках школьного курса ученик идет от начального (элементарного) к продвинутому и, желательно, к высокому уровню коммуникативной компетенции. Но поскольку способности и возможности учеников разные, то не всем удается достичь продвинутой коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме. С другой стороны, согласно документам ФГОС главная задача - развитие универсальных учебных действий; расширение лингвистического кругозора и лексического запаса; овладение речевой культурой. И когда мы говорим о мета предметных результатах, коммуникативных учебных действиях, мы прекрасно понимаем, что это умение включаться в учебное действие, планировать, управлять коммуникацией. То есть каждый педагог должен понимать, как участвовать во взаимодействии, и что невозможно включаться в коммуникацию, если для ребенка не созданы условия – говорить.

Проанализировав собственную педагогическую деятельность, я выявила ряд проблем в своей практике:

-несоответствие уровня обучения слабовидящих школьников их реальным возможностям;

-низкий уровень мотивации;

-снижение или отсутствие интереса к предмету.

Таким образом, назревшие противоречия обусловили для меня естественную потребность в изменении подходов и методов в обучении английскому языку. Сегодня мой опыт основан на анализе и творческой переработке материалов, представленных в современной педагогической литературе, опыте коллег, интернет - ресурсах, то есть является репродуктивно-творческим. За основу в своей педагогической деятельности я взяла коммуникативный подход в обучении английскому языку, который направлен на практику общения.

Целью моей работы является развитие у слабовидящих учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспитание активной саморазвивающейся личности через наглядное обучение.

Моя личная практика показывает, что слабовидящие и слепые ученики обладают большой восприимчивостью к положительному эмоциональному воздействию и проявляют больший интерес к самим урокам английского языка. Эти особенности способствуют развитию положительной мотивации к изучению языка и овладению речевой деятельностью. Для вовлечения ребят можно придумывать поучительные, забавные истории, разнообразные вопросы по изучаемой теме. В ходе занятий необходимо чередовать разные виды речевой деятельности: бытовые выражения, пословицы, поговорки, диалоги, тексты, рассуждения на заданные темы. Для более плодотворного выполнения задания требуется объяснить его смысл, так как, осознавая цель, ребятам легче концентрироваться на его выполнении.

Дети с нарушением зрения с энтузиазмом относятся, например, к театрализации диалогов. Для них это особенно важно, так как чем глубже нарушения зрения, тем больше страдает мимика, артикуляция и жесты – все элементы, так необходимые для общения. Положительно стимулирует учащихся и «Копилка» - такая организация деятельности, при которой на доске фиксируются в специальной таблице – персональные ответы (+-) или выдается жетон соответствующего цвета и с надписью шрифтом Брайля (отлично, хорошо, удовлетворительно). В результате учащиеся видят наглядно качество и объем выполненного ими, ясен личный результат каждого из них в процессе работы на уроке. Это помогает стимулировать активность и правильность ответов детей и одновременно оценивать их в итоговой части урока. И, напротив, некоторые слабовидящие дети болезненно относятся к элементу соревнования внутри своего коллектива, поэтому стоит учитывать индивидуальные особенности класса. Восторг вызывает у учащихся возможность рисовать в своей тетради забавных человечков, выполняющих какие-либо действия при изучении грамматических структур. Это повышает интерес к теме, никто из детей не остается равнодушным. А если предложения с новыми конструкциями дети составляют о себе или друг о друге, то этим обеспечивается участие каждого ученика. Важным считаю не перегружать учащихся избыточной информацией, а подробнее изучать с ними самое необходимое по теме. На дом лучше давать не новые упражнения, а отработанные на уроке. Дети должны самостоятельно справляться с домашними заданиями, без сопровождения взрослых (воспитателей, родителей, тьюторов) или с их минимальным участием. Слепым дается индивидуальное задание. Таким образом, создание положительного эмоционального фона мотивирует учащихся, имеющих ОВЗ по зрению на освоение материала, а учёт индивидуальных особенностей и коррекционные средства помогают преодолевать трудности в обучении.

Проведение физминуток позволяет выполнить задания на ориентирование по классу: игра на внимание Do, please! развивает внимание и слуховое восприятие команд. (Следует выполнить команду на перемещение к объекту в классе, когда звучит слово Please!) Упражнения на цветоразличение выполняются также по команде в стихах.

При обучении грамматике на стадии объяснения учащимся с нарушениями зрения помогают рельефно-графические схемы, изображающие шкалу времени и характер действий. Пособия выполнены схематично, содержат надписи по Брайлю и обычный шрифт. Для первичной отработки строя предложений большую помощь оказывает грамматический набор. Подлежащее, сказуемое, вспомогательные глаголы, вопросительные слова, связки – все это представлено геометрическими фигурами, различными по форме и по фактуре, из бархатной, гофрированной, гладкой бумаги и т.д., которые содержат на лицевой надписи по Брайлю. Это позволяет использовать набор как для слабовидящих, так и для слепых.

Относительно рельефно-графических пособий можно сказать, что их по английскому языку недостаточно. Это вызывает потребность в их самостоятельной разработке учителем.

При обучении английскому варианту шрифта Брайля мне понадобился набор буквенных и транскрипционных сопоставительных таблиц по Брайлю. При разработке такого пособия я включила в него цифры, плоский шрифт русский и английский. Это значительно облегчило изучение английского алфавита по Брайлю учащимися. К счастью, на тот момент дети уже преодолели основную часть обучения русского алфавита. В случае прибытия в средние и старшие классы школы-интерната детей, нуждающихся в обучении чтению и письму по Брайлю, если ранее они этого не изучали, необходимо сначала пройти ступень освоения Брайлевского шрифта в русском варианте, и только после этого приступать к английскому в Брайле, используя эти сопоставительные таблицы.

Учитель английского языка, работающий со слепыми и слабовидящими детьми, находится в постоянном поиске подходов, методов и приемов передачи знаний. Самым простым, но эффективным при этом, на мой взгляд, является способ поставить себя на место слепого или слабовидящего ученика, что ему доступно для восприятия, а что нет. Осознание специфики работы со слабовидящими ребятами, создание благоприятных условий обучения, поиски новых методик наряду с имеющимися, позволяют:

улучшить результаты учащихся с особыми потребностями, помочь им в развитии, привести к пониманию важности изучения иностранного языка, привить потребность пользоваться им как средством познания, самореализации и социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование медиатехнологии при формировании коммуникативных навыков на уроке английского языка

На современном этапе развития общества госудрству нужны специальсты, владеющие иностранным языком не на пассивном уровне (умеющем читать и переводить), а способные общаться с представителями других го...

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Иностранный язык - это средство приобщения к мировой культуре, а также расширение возможностей коммуникативной компетенции личности. В статье раскрываются составляющие понятия, способы формирования и ...

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

Согласно проведенным опросам, изучение иностранного языка является для студентов ссузов  одним из приоритетов после освоения основнойспециальности, условием успешного функционирования в профессио...