Из опыта работы внеаудиторных мероприятий в средних специальных учебных заведениях.
статья
Одним из важнейших направлений современности является пропаганда и внедрение здорового образа жизни.
Часто можно слышать о ВИЧ-инфекции и о СПИДе, которые стали настоящей угрозой для современного общества. Рекламные плакаты, СМИ, а так же разнообразные акции рассказывают о том, насколько коварна эта болезнь. Это нам кажется таким близким, но в то же время так далеко от нас. Поэтому люди, которые еще не столкнулись непосредственно со СПИДом, думают, что эта болезнь может возникнуть у кого угодно, только не у них. Ведь мало кто сомневается в своей разумности или полной обдуманности действий. Но ВИЧ-инфекция подстерегает даже самых уверенных в себе и в своем партнере людей. Уверенность притупляет чувство самосохранения, а это значит, что каждый из нас может совершить необдуманный поступок, о котором придется жалеть всю жизнь. Именно поэтому профилактика ВИЧ-инфекции должна начинаться с каждого человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_spid_dlya_pechati.docx | 208.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы внеаудиторных мероприятий в средних специальных учебных заведениях.
Авторский коллектив:
Овчаренко З. В., преподаватель психологии ГБОУ СПО «МУ № 8 ДЗМ»
Буцхрикидзе Л. Д., преподаватель психологии ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ»
Берко Е. Е, педагог - психолог ГБОУ СПО «МУ № 21 ДЗМ»
Иванова С. Е., педагог - психолог ГБОУ СПО «МК им. С. П. Боткина ДЗМ»
В течение 2010-2011 учебного года авторским коллективом педагогов-психологов и преподавателей психологии медицинских колледжей и училищ города Москвы был подготовлен и проведен городской психопрофилактической и просветительский марафон «Медицина и психология за свободу человека от СПИДа». Марафон увидели все медицинские колледжи и училища нашего города, а так же старшеклассники некоторых школ ЮЗАО и ЮАО.
Одним из важнейших направлений современности является пропаганда и внедрение здорового образа жизни.
Часто можно слышать о ВИЧ-инфекции и о СПИДе, которые стали настоящей угрозой для современного общества. Рекламные плакаты, СМИ, а так же разнообразные акции рассказывают о том, насколько коварна эта болезнь. Это нам кажется таким близким, но в то же время так далеко от нас. Поэтому люди, которые еще не столкнулись непосредственно со СПИДом, думают, что эта болезнь может возникнуть у кого угодно, только не у них. Ведь мало кто сомневается в своей разумности или полной обдуманности действий. Но ВИЧ-инфекция подстерегает даже самых уверенных в себе и в своем партнере людей. Уверенность притупляет чувство самосохранения, а это значит, что каждый из нас может совершить необдуманный поступок, о котором придется жалеть всю жизнь. Именно поэтому профилактика ВИЧ-инфекции должна начинаться с каждого человека
Прежде всего, стоит заметить, что просветительской и профилактической работой следует заниматься со всеми группами населения, которые могут подвергаться риску заражения, а не только с теми, которые в данный момент находятся в самом уязвимом положении, или среди которых наиболее высокая выявляемость новых случаев ВИЧ-инфекции.
Задача профилактики – убедить добровольно и на длительный срок изменить свое поведение, сделав его более безопасным. Как этого достичь?
Добровольный отказ от устойчивых привычек, как правило, не происходит сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на протяжении которого человек проходит несколько этапов. На каждом их этапов человеку, меняющему свое поведение, требуется соответствующая информация и поддержка.
1. Даже не задумывается о том, что привычное поведение может быть опасным. (Необходимо: привлечь внимание, шокировать, привести к сознанию собственного риска).
2. Начинает задумываться. (Необходимо: сообщить конкретную информацию о степени риска, помочь проанализировать «за» и «против» изменения привычного поведения).
3. Готов действовать. (Необходимо: обучить новым навыкам и техникам самоконтроля, поощрять успехи, помочь изменить привычную обстановку, избегать рискованных ситуаций)
4. Действует. (Необходимо: создать систему самоподдержки, взаимоподдержки, профессиональной поддержки).
5. Устойчивый результат. (Необходимо: выработать чувство гордости достигнутым, постоянно ощущать поддержку близкого человека).
Поэтому возникла идея проведения не одноразовых акций внутри каждого учебного заведения, а проведения совместного марафона как долгосрочного профилактического мероприятия, вовлекающего в подготовку и проведение максимально большое количество людей. И, есть вероятность того, что данная форма работы будет подхвачена и продолжена в последующие годы, расширяясь и вовлекая все большее количество людей. Такая совместная форма работы формирует ориентацию на здоровый образ жизни, способность к творческому саморазвитию, дает возможность активно вовлекать молодежь в общественно-значимую сферу жизни, ее социальную активность. Материалы данной методической разработки предназначены для психологов, преподавателей, воспитателей, социальных работников и других категорий людей образовательных учреждений.
Главной целью данного марафона является:
повысить уровень социально-психологической компетенции учащихся. Снизить вероятность вовлечения учащейся молодежи в эксперименты с наркотиками. Совместно со специалистами ознакомить учащихся с проблемой потребления и их последствиями.
Задачи: сформировать у учащейся молодежи следующие конструктивные привычки:
умение безопасно и эффективно общаться,
умение понимать и выражать свои чувства,
умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ (ПАВ),
способствовать выработки у учащейся молодежи защитных личностных качеств, уверенности в себе.
Психопрофилактическая цель: формирование у студентов (старшеклассников) активной жизнеутверждающей позиции, препятствующей распространению ВИЧ и СПИДа, а так же психологических и социальных последствий этого заболевания.
Просветительская цель: выявлять и искоренять предрассудки, мифы и лженаучные измышления, бытующие в молодежной среде и способствующие формированию девиантных форм поведения. А так же приводящих к распространению таких опасных заболеваний, как СПИД. Формировать у студентов (старшеклассников) представление о профилактике опасных заболеваний, как о реальном активном действии.
Воспитательная цель: в рамках марафона дать участникам пережить опыт взаимодействия с преподавателями и студентами (старшеклассниками) из других организаций. Пережить чувство единения с людьми, работающими над теми же проблемами, что и они, расширив тем самым, в их представлении возможности просветительской работы.
Данные наблюдений во время подготовки
Очень большое количество материала, в том числе и противоречивого, искаженного, поэтому необходимо было привлекать всех специалистов (врачей, инфекционистов, сотрудников СПИД - центра и др.), связанных с данной проблемой, для консультаций и возможности участия в мероприятии.
Мы хотели дать не сухие цифры, а рассказать о тех угрожающих масштабах, которые приобрели распад семейных устоев, пренебрежение мерами безопасности, безразличие к окружающим людям, погоня за наслаждениями любой ценой. О возрастных категориях людей, пристрастившихся к вредным привычкам, последствия которых подростки просто не осознают.
Проблема ВИЧ – инфицирования, СПИДа и наркомании единая, особенно в настоящее время, о проблеме наркомании, как составляющей заболевания, говорить надо.
Несмотря на то, что об опасности ВИЧ ныне известно практически во всех уголках планеты, темпы распространения этого инфекционного заболевания ужасают! «СПИД все больше угрожает безопасности человеческому роду, его существованию как биологического вида» - говорят эксперты ВОЗ. Общество делает вид, что СПИД – заболевание изгоев и молча ставят на каждого заболевшего клеймо отверженности. Мы готовы принять болезнь, но не готовы принять людей, которых коснулась эта беда, а ведь на их месте может оказаться любой! Мы хотели показать, что беда общая, касается всех – независимо от статуса, достатка, человеческих качеств, она не знает границ и не щадит никого!
На этапе сбора материала
Подготовка и сбор материала помогла подросткам расширить представления об опасности использования ПАВ, развить чувство самоуважения и ответственности за свою жизнь, а также научила выделять важное и актуальное по данной теме.
Огромное множество разного материала производит жуткое впечатление. Проведенные опросы позволяют сделать вывод, что равнодушие не воспринимается как механизм, провоцирующий к приему ПАВ. Именно на этом аспекте хочется остановиться, т.к. внимание к ближнему – это то, что в силах каждого.
На этапе подготовки участников
Важно сформировать у подростков четкое отношение к нашему аспекту. В ходе подготовки появилась убежденность, что внимание к тем, кто рядом, может предотвратить попытки решения проблем с помощью ПАВ.
Было интересно наблюдать, как каждый участник отстаивал свое мнение. Много спорили даже по поводу той или иной фразы, отбирая нужную информацию.
На этапе организации работы над модулем
Необходимо скомпоновать материал так, чтобы озвучить актуальность темы, информацию об угрожающих темпах распространения наркомании и ВИЧ, о причинах и последствиях; изложить в доступной форме, включить игровой компонент, чтобы не терять внимания аудитории, использовать видео- и звуковой ряд. Хотелось, чтобы материал воспринимался не как что-то очень далекое, а как часть нашей жизни. Что беда может постучаться в любой дом, и никто от этого не застрахован.
Мы рассказали и о знаменитых людях, умерших от СПИДа. Очень старались стереть грань между знаменитостями и обычными, никому не известными людьми, и при этом, подчеркнуть всю сложность и трагичность ситуации.
Как больно, когда человек остается один со своей бедой, растерянный и беспомощный, «ярлыком» отверженности, когда «помощи ждать ниоткуда» (Л. Новиков), общество не готово к полноценной ни медицинской, ни социальной помощи, а главное – к милосердию, в котором так нуждаются заболевшие СПИДом, и в этой борьбе все равны!
Выявленные проблемы
Центрированность людей на себе, главное «чтобы со мной ничего не случилось», но ведь это только наше желание, а как мы обеспечим его реализацию, если предпочитаем не видеть проблему?
Мы пытались создать, воспитать установки на здоровый образ жизни, свободный от самодеструктивности, который должен пронизывать все сферы жизни. Семья, школа, друзья и знакомые, соседи по подъезду, все общество в целом должны перестать быть безразличными к тому, что происходит рядом. Необходимо помнить, что если к кому-то пришла беда, то в этом, возможно, есть и ваша вина, и нет никакой гарантии, что завтра она не постучится в ваши двери.
Принятые решения, меры
Усилить профилактическую работу. Каждый должен знать, что безопасных наркотиков не бывает. Каждый должен знать пути передачи ВИЧ, способы защиты.
Помочь в осознании ценности жизни, своей ответственности за собственную жизнь и здоровье.
Каждый должен знать, как можно и как нельзя заразиться ВИЧ. Мы хотели участием в Марафоне помогать молодым людям, узнавать себя, создавать себя и ценить. Ведь только тогда подросток будет бояться, что-то потерять: любовь, друзей, спокойствие, себя самого, наконец, если он научится осознавать ценность всего этого и ценность жизни. Помочь полюбить жизнь каждому вступающему в нее - вот самая главная задача для всех нас.
«Если поразившая мир эпидемия СПИДа и может чему-то научить человечество, так это тому, что всем нам пора менять стереотипы» - говорят эксперты ВОЗ. А может попробовать!
Беседы с участниками после совместных репетиций
Нравится совместная работа на достижение общей цели. Ребята включились в обдумывание материала: как изменить свою часть, ее подачу, чтобы эффект от всего мероприятия был максимальным.
Зрители отметили, что материал подобран убедительный, яркий и сопровождается аудио -, видео и мультимедийными презентациями, что позволяет наиболее полно представить значимость, предложенной темы. Рассматриваются темы, которые волнуют каждого. Все желающие имели возможность участвовать в интерактивной игре, ответить на вопросы, поставленные ведущими в устной форме и получить поощрительный приз.
Преподаватели, в числе которых были преподаватели русского языка и литературы, клинических дисциплин, отметили, что представленный материал информационно насыщен, но при этом строго дозирован, подтвержден видеосюжетами, слайдами, хорошо подобранной музыкой, что позволяет заострять внимание на каждой выдвинутой проблеме и создавать необходимый эмоциональный настрой. Несомненным достоинством данного мероприятия является культура речи и манера выступления студентов.
Марафон занимает 90 минут. С первой до последней минуты зрители смотрят внимательно, обсуждая происходящее. Некоторые подпевали участникам заключительную песню.
Информация, разъяснение, просвещение - наилучший путь, который поможет в борьбе с этим недугом. Нужно понять истину – СПИД реально угрожает каждого на планете, горе общее, и бороться надо вместе, сплоченно, иначе, мы погибнем. Нельзя оставаться равнодушными, так как болезнь с каждым днем разрывает человеческие связи, разрушает жизни, множит горе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по немецкому языку для самостоятельной работы над текстами к учебнику Жебит Л.И. "Немецкий язык для пищевых и торговых специальностей средних специальных учебных заведений"
Рабочая тетрадь содержит методические указания, предназначенные для организации самостоятельной работы студентами специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» на основе ...
Методическая разработка по информатике для студентов средних специальных учебных заведений
В данной методической разработке собраны кроссворды и сканворды по всем основным темам и разделам учебной дисциплины: " Информатика"....
Контрольно-измерительные материалы по трудовому праву (технические специальности в средних специальных учебных заведениях).
В данной публикации приводится пример тестов по трудовому праву. Вопросы тестов соответствуют строению трудового кодекса. При их составлении были использованы как открытые, так и закрытые вопросы, что...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия как средство оптимизации двигательной активности обучающихся в средне-специальном учебном заведении
Одной из проблем физического развития молодежи является низкий уровень двигательной активности. В статье приводится полный анализ календарного-плана спортвно массовой работы в колледже....
Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...
Лексико-грамматический тест по немецкому языку для студентов 2 курса средне специальных учебных заведений
Лексико-грамматический тест по немецкому языку предназначен для студентов второго курса техникумов в качестве итоговой аттестации за второй год обучения по пройденным темам. В работе представлены...
Банк заданий для текущего контроля успеваемости по дисциплине "Иностранный язык (Английский)" для студентов 1-2 курсов средних специальных учебных заведений.
В работе даны контрольные работы для текущего контроля по дисциплине "Иностранный язык (Английский)" для студентов 1-2 курсов СПО. В работах проверяются: умение работать с текстом, владение ...