Методическая разработка по информатике для студентов средних специальных учебных заведений
учебно-методический материал по теме
В данной методической разработке собраны кроссворды и сканворды по всем основным темам и разделам учебной дисциплины: " Информатика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОБПОУ «Липецкий областной колледж искусств им К.Н.Игумнова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для студентов 1 и 2 курса
Специальности:
53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады»;
53.02.03 «Инструментальное исполнительство»;
53.02.04 «Вокальное искусство»;
53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»;
53.02.06 «Хоровое дирижирование»;
53.02.07 «Теория музыки»
51.02.01 «Народное художественное творчество»
54.02.05 «Живопись»
52.02.04 «Актёрское искусство»
51.02.03 «Библиотековедение»
Г.Липецк- 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время существуют различные методические средства для выявления уровня усвоения студентами пройденного материала и для подготовки к восприятию нового. В целях активизации учебного процесса по дисциплине «Информатика» мною как педагогом применяются различные игровые приёмы и методы, позволяющие лучше усвоить теоретический материал, повысить интерес к изучаемому предмету.
Одним из эффективных способов является применение решения кроссвордов и сканвордов при проведении контроля над успеваемостью и выявлению степени усвоения учебной информации. Этот приём позволяет сделать процесс обучения увлекательным, создать высокую активность студентов на уроке, помогает им незаметно преодолеть трудности в изучении той или иной темы.
Кроме того, решение сканвордов и кроссвордов расширяет кругозор обучаемых, развивает наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, позволяет отработать грамотное написание терминов. Но, несмотря на многочисленные достоинства, сканворды и кроссворды достаточно редко применяются в повседневной работе педагога. Это может быть обусловлено сильной привязанностью многих педагогов к традиционным методам и средствам обучения, сложностью при разработке, а также отсутствием методик.
Раздел учебной программы по дисциплине «Информатика» включает следующие разделы:
«Информация и информационные процессы», «Основные устройства компьютера», «Основы алгоритмизации и программирования». Это основы теории информатики и, на мой взгляд, именно здесь целесообразно применить данный метод контроля над успеваемостью.
В методической разработке материал построен таким образом: задания представлены в соответствии с порядком изучения тем данной учебной программы. По каждой теме формулируется условие задания и предлагается разгадать кроссворды или сканворды. В некоторых случаях предлагается два варианта сканвордов. Количество вопросов к сканвордам подбирается преподавателем индивидуально для каждой группы.
Кроссворд по теме:
«Информация и информационные процессы»
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали:
4.Информационный процесс, который происходит, когда мы думаем.
6.То, что мы слышим по радио, читаем в газетах, видим на улице и т.д.
7.С помощью этого органа человек воспринимает зрительную информацию.
По вертикали:
1.С помощью чего человек воспринимает осязательную информацию.
2.Информационный процесс, который происходит, когда мы записываем адрес в телефонную книжку.
3.Орган человека, который обрабатывает информацию.
5.Какой информационный процесс присутствует, когда мы посылаем письмо?
Ответы:
По горизонтали: 4.Обработка. 6.Информация. 7.Глаза
По вертикали: 1.Кожа. 2.Хранение. 3.Мозг. 5.Передача.
Кроссворд по теме:
«Информационные процессы и измерение информации»
Вариант 1.
Е | Ы | Н | Н | А | Д | Я |
Ь | П | О | М | Е | Х | И |
Т | Р | Б | А | Й | Т | Н |
Я | И | Ц | И | Ф | Р | А |
М | Е | Т | И | Б | ∗ | Н |
А | М | ∗ | К | А | Н | З |
П | Л | О | В | М | И | С |
Вариант 2.
Е | Ы | Н | Н | А | Д | З |
А | Р | Ф | И | Ц | Н | П |
Ь | Т | Я | М | А | П | О |
∗ | К | А | Н | З | Б | М |
М | Е | И | Р | П | И | Е |
∗ | Я | Б | А | Й | Т | Х |
С | И | М | В | О | Л | И |
Ответы (оба варианта):
байт, бит, данные, знак, знания, память, помехи, прием, символ, цифра.
Вопросы.
1.Перечислите известные вам информационные процессы. Какие из них названы в сканворде? (Прием.)
2.Какие понятия из числа найденных в сканворде как-либо связаны с информационными процессами? Укажите соответствующие связи.
(Данные - прием/передача информации; знания – обработанная и систематизированная информация; память – хранение информации; помехи – затрудняют прием/передачу информации.)
3.Назовите единицы измерения информации в порядке возрастания их значений. Какие из них названы в сканворде?
(Бит, байт.)
4.Какие из названных в сканворде понятий связаны с представлением информации?
(Байт – один кодируемый в памяти компьютера символ; знак – образ, служащий отражением какого-либо объекта реального мира; символ – знак, наделенный определенным смыслом; цифра – знак, служащий для кодирования чисел.)
5.Перечислите понятия, связанные с алфавитным подходом к измерению информации. Аргументируйте свой ответ. (Бит, знак, прием, символ, цифра.)
6.Перечислите понятия, связанные с содержательным подходом к измерению информации. Аргументируйте свой ответ. (Бит, данные, знания, прием.)
Кроссворд по теме:
«История развития вычислительной техники»
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 |
- Какое устройство создано фирмой IBM в 1943 г.? (Марк I.)
- Какое устройство компьютера, выполняет арифметические действия и логические операции? ( АЛУ.)
- Кто создал первую счетную машину в 1645 г.? ( Паскаль.)
- Что являлось «вычислительным устройством» древнего человека? ( Пальцы.)
- Устройство, предшественник калькулятора. ( Арифмометр.)
- Кому принадлежит идея создания счетной машины? ( Леонардо да Винчи.)
- Кто сформулировал принципы построения компьютеров? ( Нейман.)
- Кто руководил созданием малой электронной счетной машиной в Киеве? ( Лебедев.)
- Кто изобрел аналитическо-вычислительную машину? ( Бэббидж.)
- Кто создал машину, выполняющую операции сложения, вычитания, умножения, деления, извлечения корня? ( Лейбниц.)
- Как по-другому называется счетная доска? ( Абак.)
Какое слово у вас получилось по вертикали? ( Мультимедиа.)
Сканворд по теме:
«Периферийные устройства ПВЭМ».
Найдите зашифрованные в сканворде слова, обозначающие периферийные устройства компьютера. В первом варианте из букв, не используемых в названиях периферийных устройств, составьте название ещё одного периферийного устройства.
Вариант 1.
К | К | М | О | Д | Е | М | Т |
И | К | И | М | А | Н | И | Д |
Т | С | К | А | Н | Е | Р | У |
С | П | Р | И | Н | Т | Е | Р |
Й | Р | О | Т | И | Н | О | М |
О | Р | Ф | Ь | Ш | Ы | М | А |
Ж | Л | О | Б | К | Е | Р | Т |
Д | Л | Н | А | В | И | А | * |
Вариант 2.
К | Н | * | Ь | Г | П | С | И |
И | О | Р | Ш | Е | Р | К | Л |
Т | Ф | О | Ы | Й | И | А | О |
С | О | Т | М | М | Н | Н | Б |
Й | Р | И | А | П | Т | Е | К |
О | К | Н | * | А | Е | Р | Е |
Ж | И | * | * | Д | Р | * | Р |
Д | М | М | Е | Д | О | М | Т |
Ответы:
В а р и а н т 1: джойстик, динамики, микрофон, модем, монитор, мышь, принтер, сканер, трекбол. Название периферийного устройства, составленное из неиспользованных букв, - клавиатура.
В а р и а н т 2: геймпад, джойстик, динамики, микрофон, модем, монитор, мышь, принтер, сканер, трекбол.
Сканворд по теме:
«Основные устройства персонального компьютера».
Найдите зашифрованные в сканворде названия различных устройств компьютера или их компонентов.
Вариант 1.
Ь | С | К | С | И | Д |
Т | К | А | Р | Т | А |
Я | А | Т | А | Л | П |
М | Н | А | Р | К | Э |
А | Е | М | Ы | Ш | Ь |
П | Р | О | Р | Е | П |
Ответы:
В а р и а н т 1: диск, карта, мышь, память, перо, плата, сканер, экран.
Вариант 2.
П | Л | А | Т | А | Р |
Ь | А | О | Р | Е | П |
Ш | * | М | Н | * | * |
Ы | * | А | Я | * | * |
М | К | А | Р | Т | А |
С | К | С | И | Д | Ь |
Ответы:
В а р и а н т 2: диск, карта, мышь, память, перо, плата, сканер.
Кроссворд по теме:
«Основные устройства компьютера».
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
1. Устройство для ввода информации с помощью нажатия на кнопки.
2. Устройство, с помощью которого можно подключиться к сети Интернет.
3. Устройство, выводящее информацию из компьютера на бумагу.
4. Устройство для ввода информации.
5. Устройство вывода информации на экран.
6. Устройство, копирующее любую информацию в компьютер с бумаги.
Какое слово у вас получилось по вертикали?
(компьютер)
Кроссворд по теме:
«Ветвление в алгоритмах».
Внимательно ознакомьтесь с вопросами и заполните.
1 | 2 | |||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 |
| |||||||||||||||||||
8 |
По горизонтали:
1. Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю.
4. Конечные данные.
7. Одна из форм организации действий.
8. Графическое описание алгоритма.
По вертикали:
2. Организованная последовательность действий.
3. Исходные данные.
5. Необходимая запись в разветвляющемся алгоритме.
6. Один из первых языков программирования.
Ответы.
По горизонтали: 1. Программа. 4. Результат. 7. Ветвление. 8. Схема.
По вертикали: 2. Алгоритм. 3. Аргумент. 5. Условие. 6. Бейсик.
Сканворд по теме:
«Файлы и типы файлов»
Найдите зашифрованные в сканворде трехбуквенные расширения имен файлов.
Вариант 1
K | G | F | C | X | E | T |
A | O | D | O | C | X | M |
B | M | P | M | P | E | P |
A | G | I | F | I | N | I |
T | A | D | L | L | T | W |
S | Y | S | L | X | X | A |
W | M | F | C | J | T | V |
Вариант 2
K | G | T | C | F | G | L |
A | A | O | A | E | L | M |
B | M | P | T | D | X | A |
F | I | G | X | O | T | E |
S | W | N | T | C | M | W |
Y | Y | A | I | W | P | L |
X | L | S | V | W | M | F |
Вопросы.
1.Разделите слова-ответы на три группы: в первую включите расширения имен графических файлов, во вторую – текстовых, в третью - аудио файлов.
(Первая группа – BMP, GIF, PCX, WMF; вторая группа – BAK, BAT, CFG (в большинстве случаев); DOG, INI, SYS (в некоторых случаях); TMP, TXT, третья группа – WAV.)
2.Назовите текстовые редакторы, в которых автоматически создаются файлы с указанными в сканворде расширениями имени.
(Лексикон – BAK и TXT; Word – DOK и TMP; Блокнот – TXT.)
3.Назовите табличные процессоры, в которых автоматически создаются файлы с указанными в сканворде расширениями имени.
(Excel – XLS.)
4.Назовите графические редакторы, в которых автоматически создаются файлы с указанными в сканворде расширениями имени.
(Paint - - BMP, GIF; Dr.Hallo – PCX, Photo Plus – BMP, PCX.)
5.Перечислите расширения имени, свойственные системным файлам.
(CFG, COM, BAT, DLL, EXE)
Список литературы:
Основная литература:
1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.
3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
Дополнительная лтитература:
- Информатика. 10-11класс/Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер,2003.
- Персональный компьютер: Диалог и программные средства: учебное пособие, М.,1991.
- Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. М., Просвещение. 1991.
- Зубрилин А.А. Сканворды на уроках информатики// Информатика и образование.- 2004.-№ 5.- с.30-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по немецкому языку для самостоятельной работы над текстами к учебнику Жебит Л.И. "Немецкий язык для пищевых и торговых специальностей средних специальных учебных заведений"
Рабочая тетрадь содержит методические указания, предназначенные для организации самостоятельной работы студентами специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» на основе ...
Контрольно-измерительные материалы по трудовому праву (технические специальности в средних специальных учебных заведениях).
В данной публикации приводится пример тестов по трудовому праву. Вопросы тестов соответствуют строению трудового кодекса. При их составлении были использованы как открытые, так и закрытые вопросы, что...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия как средство оптимизации двигательной активности обучающихся в средне-специальном учебном заведении
Одной из проблем физического развития молодежи является низкий уровень двигательной активности. В статье приводится полный анализ календарного-плана спортвно массовой работы в колледже....
Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...
Лексико-грамматический тест по немецкому языку для студентов 2 курса средне специальных учебных заведений
Лексико-грамматический тест по немецкому языку предназначен для студентов второго курса техникумов в качестве итоговой аттестации за второй год обучения по пройденным темам. В работе представлены...
Банк заданий для текущего контроля успеваемости по дисциплине "Иностранный язык (Английский)" для студентов 1-2 курсов средних специальных учебных заведений.
В работе даны контрольные работы для текущего контроля по дисциплине "Иностранный язык (Английский)" для студентов 1-2 курсов СПО. В работах проверяются: умение работать с текстом, владение ...
Значение обучения студентов средних профессиональных учебных заведений физкультурно-спортивного профиля умению внедрять инновационные оздоровительные технологии
Как научить будущих педагогов и тренеров работать, применяя оздоровительные технологии...