ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 6 класс
рабочая программа
Воспита́тельная програ́мма (применительно к учебным заведениям) — документ, имеющий методический характер и представляющий собой план, перечень, структуру, некоторое описание алгоритма предстоящих (воспитательных) действий.
Цель воспитательной программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Результатом реализации воспитательной программы — интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе, видимая как для педагогов, так для учащихся и их родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_6_klass.docx | 51.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новинская средняя общеобразовательная школа
142663, Россия, Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, пос. Мисцево, дом 24
ИНН 5073087387 КПП 503401001 тел/факс: (4964)171-945, (4964) 171-980
Сайт http://www.ozr-shkmis1.edumsko.ru/ e-mail: miscevo1@yandex.ru
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
6 класс
Классный руководитель: Пронцихина Е.Д.
- ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- неукоснительное соблюдение законности прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритет безопасности обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг к другу;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель: формирование психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации, самоопределению в социуме.
Задачи:
- воспитание экологической культуры, формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;
- создание атмосферы духовности, заботы о личности человека, о его внутренней культуре, мировоззрении, духовно- нравственном потенциале;
- создание условий для самореализации личности на основе включения ребенка в разнообразные виды деятельности;
- сплочение и развитие классного коллектива;
- организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- развитие ученического самоуправления.
- вовлечение родителей в образовательный процесс, развитие и совершенствование общественных форм управления.
В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к окружающей среде как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека;
- к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
- ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системообразующим и системоинтегрирующим фактором организации воспитательного процесса в школе выступает деятельность по обеспечению самореализации учащихся. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.
3.1 Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных проектах и мероприятиях, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
- выбор актива класса (распределение обязанностей по секторам), проведении и анализе;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
- сплочение коллектива класса;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
Формы работы, мероприятия:
- выбор актива класса (распределение обязанностей по секторам), членов актива органа ученического самоуправления; планирование общеклассных дел;
- игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; организация праздников, вечеров досуга;
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.);
- коррекция поведения ребенка.
Формы работы, мероприятия:
- через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также - со школьным психологом;
- через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Формы работы, мероприятия:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися, участие в заседаниях школьной
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
Формы работы, мероприятия:
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.2 Модуль «Школьный урок»
Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методы воспитания реализуются через использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) и отражаются в рабочих программах педагогов. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»
Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Миссия школы состоит в вовлечении школьников в интересную и полезную для них деятельность, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие, развитие ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала, развитие навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4 Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, а также для повышения педагогической компетенции родителей, которые должны правильно организовать процесс воспитания своего ребёнка в семье для того, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком.
Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе;
- вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебнопознавательную, культурно-досуговую, общественнополезную и спортивнооздоровительную деятельность;
- презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских и родительского лектория;
- совершенствование форм взаимодействия школа – семья (пропаганда психологопедагогических знаний, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям);
- помощь родителям и детям с ОВЗ (изучение семей и условий семейного воспитания).
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
3.5 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает учителям воспитывать у детей инициативу, независимость, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства и предоставляет детям широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащиеся младших и подростковых классов не всегда могут самостоятельно организовывать свою деятельность, детское самоуправление иногда может временно трансформироваться (посредством введения роли учителя-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
• посредством деятельности избранного Совета учащихся школы, созданного для учета мнения учащихся об управлении образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы ;
• через деятельность творческих деловых советов, ответственных за проведение определенных мероприятий, праздников, вечеров, рекламных акций и т. д .;
На уровне классов:
• через деятельность руководителей (старейшин), избранных по инициативе и предложениям учащихся класса, которые представляют интересы класса в общеобразовательных делах школы и призваны координировать его работу с работой средней школы и классных руководителей;
На индивидуальном уровне:
- вовлекая школьников в планирование, организацию, реализацию и анализ школьных и учебных вопросов;
- за счет выполнения функций учащимися, которые отвечают за различные рабочие области в классе
3.6 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность учащихся, учителей, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.
Задача возрождения традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего посёлка - важнейший приоритет воспитательной системы школы, что дает возможность реальному партнерству всех субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы.
Для этого в школе используются следующие формы работ:
На внешкольном уровне:
- Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
- Патриотическая акция «Бессмертный полк»;
- Концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.;
- Спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах;
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
- Досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
- Экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты).
На школьном уровне:
- Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
- День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
- Праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
- Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
- День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита);
- Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
На уровне классов:
- Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.7 Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное движение «Содружество» – это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся МОУ Новинская СОШ, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Цель программы:
Повышение ключевых жизненных компетенций учащихся, воспитанников в условиях адаптивной школы.
Задачи:
- Формирование эмоционально – чувственной сферы и ценностных отношений личности учащихся, воспитанников.
- Формирование потребности в труде, развитие трудовой мотивации, обучение навыкам поведения на рынке труда.
- Формирование у учащихся, воспитанников стремления к здоровому образу жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих как основополагающей жизненной компетенции.
- Формирование у учащихся, воспитанников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
- Развитие у учащихся, воспитанников способности к самоорганизации.
- Воспитание гражданского самосознания учащихся, воспитанников расширение и углубление их знаний об истории своего отечества.
- Формирование коммуникативной культуры.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.) для возможности получения обучающимся социально значимого опыта гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел и мероприятий;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел и мероприятий.
- сборы детского объединения, на которых у обучающихся формируется чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, апробируется набор значимых дел и мероприятий;
- участие членов детского общественного объединения в акциях различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.), деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Подбор критериев и показателей воспитательной работы осуществляют, исходя из ее цели, задач и направлений деятельности. На основе этого определяются методики изучения, диагностический инструментарий. Данные исследования обрабатываются и интерпретируются, делается анализ и оценка результатов, прогноз дальнейшего развития и совершенствования воспитательной работы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса являются:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Приоритетные направления воспитательной работы в 2021 – 2022 учебном году
Направление воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1. Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. |
Нравственно-эстетическое воспитание |
|
Спортивно-оздоровительное |
|
Экологическое воспитание |
|
Самоуправление в школе и в классе |
|
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственный за проведение |
СЕНТЯБРЬ | |||
Нравственно-эстетическое воспитание | День Знаний – 1 сентября. Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний | 01.09.21 | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
Классный час «Ура, снова в школу!» | классный руководитель | ||
Индивидуальные беседы с обучающимися в целях коррекции поведения. | По мере необходимости | ||
Гражданско-патриотическое воспитание | День солидарности в борьбе с терроризмом. Мероприятия в классе «Мир против экстремизма» | 03.09.21 | Классный руководитель |
Спортивно –оздоровительное воспитание | Воспитательный час «Скажем вредным привычкам «Нет!», здоровью - «ДА!» | 10.09.21 | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание | Помощь престарелым людям села. | сентябрь | Классный руководитель, родители |
Экологическое воспитание | Экологический субботник | сентябрь | Классный руководитель |
Самоуправление в школе и в классе | Выборы органов самоуправления в классе | сентябрь | Классный руководитель |
Заседание школьного актива | |||
ОКТЯБРЬ | |||
Нравственно-эстетическое воспитание | День учителя. Интеллектуальная игра. | 05.10.21 | Классный руководитель, родители |
Праздник Осени | 18.10.21-22.10.21 | Классный руководитель | |
Спортивно –оздоровительное воспитание | Беседа «Гигиена полости рта» | 15.10.21 | Классный руководитель |
Экологическое воспитание | Генеральная уборка кабинета | 25.10.21-29.10.21 | Классный руководитель |
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива | Октябрь | Классный руководитель |
Гражданско-патриотическое воспитание | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) | 04.10.21 | Классный руководитель |
НОЯБРЬ | |||
Нравственно-эстетическое воспитание | Выставка рисунков ко дню Матери | 20.11.21-26.11.21 | Классный руководитель |
Экологическое воспитание | Обход территории школы, по классам «Чистота везде и всюду» | 15.11.21 | Классный руководитель |
Генеральная уборка в классе | ноябрь | ||
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива | ноябрь | Классный руководитель |
Гражданско-патриотическое воспитание | Классный час «Я – гражданин и патриот» | 26.11.21 | Классный руководитель |
Неделя толерантности. | 08.11.21-12.11.21 | ||
Спортивно –оздоровительное воспитание | Международный день отказа от курения | 19.11.21 | Классный руководитель |
ДЕКАБРЬ | |||
Гражданско-патриотическое воспитание | Конкурс новогодних открыток (лучшие открытки будут подарены пожилым, одиноким жителям нашего посёлка) | 13.12.21-24.12.21 | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание | Мастерская Деда Мороза. Украшение школы к Новому году | 13.12.21-17.12.21 | Классный руководитель |
Классный час «Подведение итогов 1 полугодия. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул» | 29.12.21 | Классный руководитель, замдиректора по безопасности | |
Новогодний утренник | 28.12.21-30.12.21 | Классный руководитель, | |
Экологическое воспитание | Акция «Покормите птиц зимой» | декабрь | Классный руководитель |
Классные часы, беседы об охране окружающей среды | |||
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива | декабрь | Классный руководитель |
Организация и проведение акции «Занимаясь спортом, сохраним здоровье!» | |||
Спортивно –оздоровительное воспитание | Спортивная акция «Занимаясь спортом, сохраним здоровье!» (Ко всемирному дню борьбы со СПИД-ом) | декабрь | Классный руководитель |
ЯНВАРЬ | |||
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива | январь | Классный руководитель |
Гражданско-патриотическое воспитание | Классный час «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)» | 27.01.21 | Классный руководитель |
Спортивно –оздоровительное воспитание | Беседы «В здоровом теле – здоровый дух» | январь | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание | Классный час «Спасибо. Пожалуйста. Здравствуйте» | 14.01.22 | Классный руководитель |
Экологическое воспитание | Акция «Витамины повсюду» | январь | Классный руководитель |
ФЕВРАЛЬ | |||
Спортивно –оздоровительное воспитание | Спортивное мероприятие «Защитник Отечества» | февраль | Классный руководитель |
Экологическое воспитание | Фото-выставка «Кормушка» | февраль | Классный руководитель |
Гражданско-патриотическое воспитание | Военно-спортивная игра «Зарница» | февраль | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание | Урок мужества «Я-защитник Отечества» | 22.02.22 | Классный руководитель |
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива
| февраль | Классный руководитель |
МАРТ | |||
Гражданско-патриотическое воспитание | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) | 01.03.22 | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание | Конкурс для девочек «Я - домохозяйка» | 28.02.22-04.03.22 | Классный руководитель |
Развлекательная программа «Мисс Весна – 2022» | |||
Спортивно –оздоровительное воспитание | Классный час «Ещё раз о курении» | 11.03.22 | Классный руководитель |
Экологическое воспитание | Акация «День воды. День Земли» | 22.03.22 | Классный руководитель |
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива | март | Классный руководитель |
АПРЕЛЬ | |||
Гражданско-патриотическое воспитание | Акция «Мы за чистоту своего посёлка!» (уборка сквера, памятников) | апрель | Классный руководитель |
Беседы, классные часы, посвящённые Дню космонавтики | |||
Нравственно-эстетическое воспитание | Конкурс рисунков «Счастье моей семьи»/ Выставка поделок «Пасхальные творения» | 25.03.22-29.03.22 | Классный руководитель |
Спортивно –оздоровительное воспитание | Спортивное мероприятие «Мы можем всё» | апрель | Классный руководитель |
Экологическое воспитание | Классный час «Чёрная быль» | апрель | Классный руководитель |
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива | апрель | Классный руководитель |
МАЙ | |||
Гражданско-патриотическое воспитание | Торжественная линейка, посвящённая Последнему звонку в 9 классе. | май | Классный руководитель, Зам. директора по ВР |
Фестиваль патриотической песни «Россия – Родина моя», посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне | |||
Нравственно-эстетическое воспитание | Выставка рисунков «Подвигу народа жить в веках | 04.04.22-13.04.22 | Классный руководитель |
Экологическое воспитание | Акция «Цвети родная школа» | май | Классный руководитель |
Спортивно –оздоровительное воспитание | Весенний кросс ко Дню Победы | май | Классный руководитель |
Самоуправление в школе и в классе | Заседание школьного актива | май | Классный руководитель |
Помощь в организации и проведении мероприятий, посвящённых Дню Победы. |
6. ПЛАН ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДОРНОСТИ
№ п/п | Название мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
1 | Посещение семей с целью обследования жилищно-бытовых условий и выявления неблагополучных семей. | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | Родительское собрание с включением вопроса об обязательном соблюдении комендантского часа. | Октябрь | Классный руководитель |
3 | Анкетирование детей «После школы я люблю…» | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель |
5 | Классный час « ДрузьЯ» | Октябрь | Классный руководитель |
6 | Беседа «Права и обязанности» | Октябрь | Классный руководитель |
7 | Беседа о правилах поведения в школе, на дороге, общественных местах. | Ноябрь | Классный руководитель |
8 | Родительское собрание «Воспитание детей» | Декабрь | Классный руководитель |
9 | Круглый стол «Прежде чем сделать – подумай!» | Январь | Классный руководитель |
10 | Конкурс рисунков «Останови зло» | Февраль | Классный руководитель |
11 | Классный час «Страна Непослушания» | Март | Классный руководитель |
12 | Классный час «Дети и насилие. Как предотвратить беду» | Апрель | Классный руководитель |
13 | Беседа «Алкоголь-фу! Сигареты-фу!» | Апрель | Классный руководитель |
14 | Организация летнего отдыха детей | Май | Классный руководитель, родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания "Счастье материнства"
Программа воспитания "Счастье материнства". Разработала Иванова Татьяна Николаевна, преподаватель спецдисциплин АУ СПО "Новочебоксарский политехнический техникум"...
ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста»
ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста».Срок реализации программы: 3 года.Возраст детей: 14-17 летЦель и задачиЦель: обратить внимание на актуальность проблемы воспита...
Примерная программа воспитания обучающихся "Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно воспитательном процессе техникума"
Данная программа позволит классным руководителям проводить работу с группой с целью создания условий развития и самореализации творческий личности, для личностно- професионального становления ст...
Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5
В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностьюпроводят ...
рабочая программа по А.Я. с учетом программы воспитания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) среднее общее образование 10- 11 классКоличество часов: 204...
рабочая программа 2-4 по А.Я. с учетом программы воспитания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование 2- 4 классКоличество часов: 204...
Рабочая программа воспитания для обучающихся 7 класса
Программа по внеурочной деятельности, предназначена для учащихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
- Мне нравится (1)