ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 6 класс
рабочая программа

Пронцихина Елизавета Дмитриевна

Воспита́тельная програ́мма  (применительно к учебным заведениям) — документ, имеющий методический характер и представляющий собой план, перечень, структуру, некоторое описание алгоритма предстоящих (воспитательных) действий.

Цель воспитательной программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Результатом реализации воспитательной программы — интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе, видимая как для педагогов, так для учащихся и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_6_klass.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новинская средняя общеобразовательная школа

142663, Россия, Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, пос. Мисцево, дом 24

ИНН 5073087387  КПП 503401001 тел/факс: (4964)171-945, (4964) 171-980

Сайт http://www.ozr-shkmis1.edumsko.ru/ e-mail: miscevo1@yandex.ru

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

6 класс

Классный руководитель: Пронцихина Е.Д.

  1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
  • неукоснительное соблюдение законности прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритет безопасности обучающегося при нахождении в образовательной

организации;

  • организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг к другу;
  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель: формирование психически и физически здоровой  личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации, самоопределению в социуме.

Задачи:

  • воспитание экологической культуры, формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;
  • создание атмосферы духовности, заботы о личности человека, о его внутренней культуре, мировоззрении, духовно- нравственном потенциале;
  • создание условий  для самореализации личности на основе включения ребенка в разнообразные виды деятельности;
  • сплочение и развитие классного коллектива;
  • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • развитие ученического самоуправления.
  • вовлечение родителей в образовательный процесс, развитие и совершенствование общественных форм управления.

В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к окружающей среде как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека;
  • к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

  1. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Системообразующим и системоинтегрирующим фактором организации воспитательного процесса в школе выступает деятельность по обеспечению самореализации учащихся. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.

3.1 Модуль «Классное руководство и наставничество»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных проектах и мероприятиях, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
  • выбор актива класса (распределение обязанностей по секторам), проведении и анализе;
  •  выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
  •  сплочение коллектива класса;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
  •  проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

Формы работы, мероприятия:

  • выбор актива класса (распределение обязанностей по секторам), членов актива органа ученического самоуправления; планирование общеклассных дел;
  • игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; организация праздников, вечеров досуга;

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса;
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи;
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.);
  • коррекция поведения ребенка.

Формы работы, мероприятия:

  • через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также - со школьным психологом;
  •  через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Формы работы, мероприятия:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися, участие в заседаниях школьной

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;

Формы работы, мероприятия:

  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

3.2 Модуль «Школьный урок»

Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методы воспитания реализуются через использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) и отражаются в рабочих программах педагогов. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  1. Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»

Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Миссия школы состоит в вовлечении школьников в интересную и полезную для них деятельность, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие, развитие ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности.

Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала, развитие навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

3.4 Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, а также для повышения педагогической компетенции родителей, которые должны правильно организовать процесс воспитания своего ребёнка в семье для того, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком.

Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебнопознавательную, культурно-досуговую, общественнополезную и спортивнооздоровительную деятельность;
  • презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских и родительского лектория;
  • совершенствование форм взаимодействия школа – семья (пропаганда психологопедагогических знаний, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям);
  • помощь родителям и детям с ОВЗ (изучение семей и условий семейного воспитания).

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 

 На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

На групповом уровне:

  • Общешкольный  родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  •      педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого  родители  получают  рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  •   взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается  информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости

3.5 Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает учителям воспитывать у детей инициативу, независимость, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства и предоставляет детям широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащиеся младших и подростковых классов не всегда могут самостоятельно организовывать свою деятельность, детское самоуправление иногда может временно трансформироваться (посредством введения роли учителя-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом

На уровне школы:

• посредством деятельности избранного Совета учащихся школы, созданного для учета мнения учащихся об управлении образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы ;

• через деятельность творческих деловых советов, ответственных за проведение определенных мероприятий, праздников, вечеров, рекламных акций и т. д .;

На уровне классов:

• через деятельность руководителей (старейшин), избранных по инициативе и предложениям учащихся класса, которые представляют интересы класса в общеобразовательных делах школы и призваны координировать его работу с работой средней школы и классных руководителей;

На индивидуальном уровне: 

  • вовлекая школьников в планирование, организацию, реализацию и анализ школьных и учебных вопросов;
  • за счет выполнения функций учащимися, которые отвечают за различные рабочие области в классе

3.6 Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность учащихся, учителей, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.

Задача возрождения традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего посёлка - важнейший приоритет воспитательной системы школы, что дает возможность реальному партнерству всех субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы.

Для этого в школе используются следующие формы работ:

На внешкольном уровне:

  • Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
  • Патриотическая акция «Бессмертный полк»;
  • Концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников  в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах;
  • Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
  • Досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы  ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
  • Экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается  в приемные пункты).

На школьном уровне:

  • Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
  • День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
  • Праздники, концерты, конкурсные программы  в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок»  и др.;
  • Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
  • День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита);
  • Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.

На уровне классов: 

  • Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;  
  • Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

  • Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.7 Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное движение «Содружество» – это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся  МОУ Новинская СОШ, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

Цель программы:

Повышение ключевых жизненных компетенций учащихся, воспитанников в условиях адаптивной школы.

Задачи:

  • Формирование эмоционально – чувственной сферы и ценностных отношений личности учащихся, воспитанников.
  • Формирование потребности в труде, развитие трудовой мотивации, обучение навыкам поведения на рынке труда.
  • Формирование у учащихся, воспитанников стремления к здоровому образу жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих как основополагающей жизненной компетенции.

  • Формирование у учащихся, воспитанников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • Развитие у учащихся, воспитанников способности к самоорганизации.
  • Воспитание гражданского самосознания учащихся, воспитанников расширение и углубление их знаний об истории своего отечества.
  • Формирование коммуникативной культуры.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.) для возможности получения обучающимся социально значимого опыта гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел и мероприятий;
  • клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел и мероприятий.
  • сборы детского объединения, на которых у обучающихся формируется чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, апробируется набор значимых дел и мероприятий;
  • участие членов детского общественного объединения в акциях различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.), деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Подбор критериев и показателей воспитательной работы осуществляют, исходя из ее цели, задач и направлений деятельности. На основе этого определяются методики изучения, диагностический инструментарий. Данные исследования обрабатываются и интерпретируются, делается анализ и оценка результатов, прогноз дальнейшего развития и совершенствования воспитательной работы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса являются:

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

 Состояние организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  • качеством существующего в школе ученического самоуправления;
  • качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
  • качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
  • качеством профориентационной работы школы;
  • качеством работы школьных медиа;
  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;
  • качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


Приоритетные направления воспитательной работы в 2021 – 2022 учебном году

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Гражданско-патриотическое воспитание

1. Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

Нравственно-эстетическое воспитание

  1. Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.
  2. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

Спортивно-оздоровительное

  1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  2. Популяризация занятий физической культурой и спортом.
  3. Пропаганда здорового образа жизни

Экологическое воспитание

  1. Изучение учащимися природы и истории родного края.
  2. Формировать правильное отношение к окружающей среде.
  3. Организация работы по совершенствованию туристских навыков.
  4. Содействие в проведении исследовательской работы учащихся.
  5. Проведение природоохранных акций.

Самоуправление в школе и в классе

  1. Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.
  2. Развивать самоуправление в школе и в классе.
  3. Организовать учебу актива классов.

5.  КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственный за проведение

СЕНТЯБРЬ

Нравственно-эстетическое воспитание

День Знаний – 1 сентября. Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний

01.09.21

Зам. директора по ВР, классный руководитель

Классный час «Ура, снова в школу!»

классный руководитель

Индивидуальные беседы с обучающимися в целях коррекции поведения.

По мере необходимости

Гражданско-патриотическое воспитание

День солидарности в борьбе с терроризмом. Мероприятия в классе «Мир против экстремизма»

03.09.21

Классный руководитель

Спортивно –оздоровительное воспитание

Воспитательный час «Скажем вредным привычкам «Нет!», здоровью - «ДА!»

10.09.21

Классный руководитель

Нравственно-эстетическое

воспитание

Помощь престарелым людям села.

сентябрь

Классный руководитель, родители

Экологическое воспитание

Экологический субботник

сентябрь

Классный руководитель

Самоуправление в школе и в классе

Выборы органов самоуправления в классе

сентябрь

Классный руководитель

Заседание школьного актива

ОКТЯБРЬ

Нравственно-эстетическое воспитание

День учителя. Интеллектуальная игра.

05.10.21

Классный руководитель, родители

Праздник Осени

18.10.21-22.10.21

Классный руководитель

Спортивно –оздоровительное воспитание

Беседа «Гигиена полости рта»

15.10.21

Классный руководитель

Экологическое воспитание

Генеральная уборка кабинета

25.10.21-29.10.21

Классный руководитель

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

Октябрь

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое воспитание

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны)

04.10.21

Классный руководитель

НОЯБРЬ

Нравственно-эстетическое воспитание

Выставка рисунков ко дню Матери

20.11.21-26.11.21

Классный руководитель

Экологическое воспитание

Обход территории школы, по классам «Чистота везде и всюду»

15.11.21

Классный руководитель

Генеральная уборка в классе

ноябрь

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

ноябрь

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое воспитание

Классный час «Я – гражданин и патриот»

26.11.21

Классный руководитель

Неделя толерантности.  

08.11.21-12.11.21

Спортивно –оздоровительное воспитание

Международный день отказа от курения

19.11.21

Классный руководитель

ДЕКАБРЬ

Гражданско-патриотическое воспитание

Конкурс новогодних открыток (лучшие открытки будут подарены пожилым, одиноким жителям нашего посёлка)

13.12.21-24.12.21

Классный руководитель

Нравственно-эстетическое воспитание

Мастерская Деда Мороза. Украшение школы к Новому году

13.12.21-17.12.21

Классный руководитель

Классный час «Подведение итогов 1 полугодия. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул»

29.12.21

Классный руководитель, замдиректора по безопасности

Новогодний утренник

28.12.21-30.12.21

Классный руководитель,
родители, Зам. директора по ВР

Экологическое воспитание

Акция «Покормите птиц зимой»

декабрь

Классный руководитель

Классные часы, беседы об охране окружающей среды

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

декабрь

Классный руководитель

Организация и проведение акции «Занимаясь спортом, сохраним здоровье!»

Спортивно –оздоровительное воспитание

Спортивная акция «Занимаясь спортом, сохраним здоровье!» (Ко всемирному дню борьбы со СПИД-ом)

декабрь

Классный руководитель

ЯНВАРЬ

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

январь

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое воспитание

Классный час «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)»

27.01.21

Классный руководитель

Спортивно –оздоровительное воспитание

Беседы «В здоровом теле – здоровый дух»

январь

Классный руководитель

Нравственно-эстетическое воспитание

Классный час «Спасибо. Пожалуйста.

Здравствуйте»

14.01.22

Классный руководитель

Экологическое воспитание

Акция «Витамины повсюду»

январь

Классный руководитель

ФЕВРАЛЬ

Спортивно –оздоровительное воспитание

Спортивное мероприятие «Защитник Отечества»

февраль

Классный руководитель

Экологическое воспитание

Фото-выставка «Кормушка»

февраль

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое воспитание

Военно-спортивная игра «Зарница»

февраль

Классный руководитель

Нравственно-эстетическое воспитание

Урок мужества «Я-защитник Отечества»

22.02.22

Классный руководитель

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

        

февраль

Классный руководитель

МАРТ

Гражданско-патриотическое воспитание

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны)

01.03.22

Классный руководитель

Нравственно-эстетическое воспитание

Конкурс для девочек «Я - домохозяйка»

28.02.22-04.03.22

Классный руководитель

Развлекательная программа «Мисс Весна – 2022»

Спортивно –оздоровительное воспитание

Классный час «Ещё раз о курении»

11.03.22

Классный руководитель

Экологическое воспитание

Акация «День воды. День Земли»

22.03.22

Классный руководитель

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

март

Классный руководитель

АПРЕЛЬ

Гражданско-патриотическое воспитание

Акция «Мы за чистоту своего посёлка!» (уборка сквера, памятников)

апрель

Классный руководитель

Беседы, классные часы, посвящённые Дню космонавтики

Нравственно-эстетическое воспитание

Конкурс рисунков «Счастье моей семьи»/

Выставка поделок «Пасхальные творения»

25.03.22-29.03.22

Классный руководитель

Спортивно –оздоровительное воспитание

Спортивное мероприятие «Мы можем всё»

апрель

Классный руководитель

Экологическое воспитание

Классный час «Чёрная быль»

апрель

Классный руководитель

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

апрель

Классный руководитель

МАЙ

Гражданско-патриотическое воспитание

Торжественная линейка, посвящённая Последнему звонку в 9 классе.

май

Классный руководитель, Зам. директора по ВР

Фестиваль патриотической песни «Россия – Родина моя», посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне

Нравственно-эстетическое воспитание

Выставка рисунков «Подвигу народа жить в веках

04.04.22-13.04.22

Классный руководитель

Экологическое воспитание

Акция «Цвети родная школа»

май

Классный руководитель

Спортивно –оздоровительное воспитание

Весенний кросс ко Дню Победы

май

Классный руководитель

Самоуправление в школе и в классе

Заседание школьного актива

май

Классный руководитель

Помощь в организации и проведении мероприятий, посвящённых Дню Победы.


6. ПЛАН ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДОРНОСТИ

№ п/п

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

1

Посещение семей с целью обследования жилищно-бытовых условий и выявления неблагополучных семей.

Сентябрь

Классный руководитель

2

Родительское собрание с включением вопроса об обязательном соблюдении комендантского часа.

Октябрь  

Классный руководитель

3

Анкетирование детей «После школы я люблю…»

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель

5

Классный час « ДрузьЯ»

Октябрь

Классный руководитель

6

Беседа «Права и обязанности»

Октябрь

Классный руководитель

7

Беседа о правилах поведения в школе, на дороге, общественных местах.

Ноябрь

Классный руководитель

8

Родительское собрание «Воспитание детей»

Декабрь

Классный руководитель

9

Круглый стол «Прежде чем сделать – подумай!»

Январь

Классный руководитель

10

Конкурс рисунков «Останови зло»

Февраль

Классный руководитель

11

Классный час «Страна Непослушания»

Март

Классный руководитель

12

Классный час «Дети и насилие. Как предотвратить беду»

Апрель

Классный руководитель

13

Беседа  «Алкоголь-фу! Сигареты-фу!»

Апрель

Классный руководитель

14

Организация летнего отдыха детей

Май

Классный руководитель, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания "Счастье материнства"

Программа воспитания "Счастье материнства". Разработала Иванова Татьяна Николаевна, преподаватель спецдисциплин  АУ СПО  "Новочебоксарский политехнический техникум"...

ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста»

ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста».Срок реализации программы: 3 года.Возраст детей: 14-17 летЦель и задачиЦель: обратить внимание на актуальность проблемы воспита...

Примерная программа воспитания обучающихся "Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно воспитательном процессе техникума"

Данная программа позволит классным руководителям проводить работу с группой с целью создания условий  развития и самореализации творческий личности, для личностно- професионального становления ст...

Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5

В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностьюпроводят ...

рабочая программа по А.Я. с учетом программы воспитания

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по  английскому языку Уровень образования (класс) среднее общее образование 10- 11 классКоличество часов: 204...

рабочая программа 2-4 по А.Я. с учетом программы воспитания

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по  английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование  2- 4 классКоличество часов: 204...

Рабочая программа воспитания для обучающихся 7 класса

Программа по внеурочной деятельности, предназначена для учащихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....