Консультативный семинар «Самообразование педагога. Этапы работы»
материал

Консультативный семинар «Самообразование педагога. Этапы работы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnyy_seminar_samoobrazovanie_pedagoga.docx162.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультативный семинар «Самообразование педагога. Этапы работы»

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и саморазвития преподавателя среднего профессионального образования является самообразование, которое является «целенаправленной, определенным образом осуществляемой познавательной деятельности педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».

Самообразование — основа роста педагога как профессионала, специалиста.

Под самообразованием педагога следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность преподавателя, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Выдающийся ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются»

 Официально принятая система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

  • обучение на курсах (один раз в пять лет);
  • самообразование;
  • участие в методической работе образовательного учреждения, города, региона.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Различают следующие формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации.

4. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

5. Индивидуальная работа по самообразованию, включающая в себя:

  • изучение учебной и научно-методической литературы, соответствующей требованиям ФГОС СПО;
  • ознакомление с новыми нормативными документами в области общего и профессионального образования;
  • изучение новых программ и педагогических технологий, используемых в СПО;
  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • обмен опытом через очное и заочное участие в работе конференций, семинаров, олимпиад и конкурсов по проф-мастерству;
  • ознакомление с передовой практикой профессиональных учреждений;
  • повышение общекультурного уровня;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Рассмотрим мотивы побуждают педагога ПОО к самообразованию:

ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, внеурочному мероприятию, выступлению перед коллегами, шефами-представителями производства, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации;

желание творчества. Педагогическая деятельность априори предполагает творческую составляющую. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;

стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики;

изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и, соответственно, педагог, работающий с молодежью, должен хорошо понимать психологию современного молодого поколения, их установки и ценности;

конкуренция. Если педагог соответствует современным требованиям, его мнение как профессионала авторитетно в масштабах ПОО, республиканского методобъединения, он имеет больше возможностей для реализации карьерных запросов, он имеет больше прав в выборе нагрузки, морального и материального поощрения;

общественное мнение. Педагогу не безразлично, каким специалистом считают в профессиональном сообществе, в администрации, в среде студентов и их родителей.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический.

Предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.

2 этап – практический.

Происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3 этап – обобщающий.

Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, трансляция опыта в области деятельности педагога по самообразованию на заседаниях методических объединений, педагогических советов, через участие в конкурсах, конференциях педагогических сообществ.

4 этап – внедренческий.

Педагог в целях повышения эффективности профессиональной деятельности активно использует собственный опыт, занимается его распространением.

Личный план самообразования педагога

В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах предметно-цикловых комиссий. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности учебной, воспитательной работы в ПОО, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научно-практических работ.

На основании выбранной темы преподаватель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;
  • цель, задачи;
  • предполагаемый результат (подготовка доклада, выступление на заседании ПЦК, МО; поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.);
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

 Работу над темой самообразования педагог строит, отвечая последовательно на следующие вопросы:

1. Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.)

2. Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения – реальность, внутренние ресурсы).

3. На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач).

4. Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев).

5. Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим).

6. Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось продвинуться, удовлетворен(а) ли я?).

В формулировке темы должны найти отражение 3 момента:

  • изучаемый процесс (объект исследования);
  • предмет исследования;
  • условия исследования.

 

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий в образовательную практику ПОО;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии, педагогики среднего профессионального образования.

 При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

«Формирование профессионально значимой коммуникативной компетенции у студентов колледжа на уроках истории через проектную деятельность.

Например: сформировать коммуникативную компетенцию у студентов колледжа посредством изучения и внедрения проектной технологии на уроках истории.

 Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Деятельность педагога по самообразованию имеет исследовательский, научно-практический характер, поэтому работа должна иметь актуальность и новизну.

Для определения этих понятий, необходимо ответить на вопросы: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики современного профессионального образования? Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать отдельные проблемы реализации ФГОС СПО.

При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист: название профессионального образовательного учреждения, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:

  • Ф.И.О. педагога;
  • образование, специальность;
  • стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

  • название темы по самообразованию; цель, задачи;
  • предполагаемый результат; этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчёта по проделанной работе.
  • По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

 Результаты самообразования могут быть следующими:

  • повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядности
  • выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения
  • создание комплектов методических разработок
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога-психолога

В плане представлен опыт совершенствования самообразования через изучение литературы, составления методических и практических пособий ,посещения уроков....

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога...

Индивидуальный план самообразования педагога - психолога 2016-2021г

ГБУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей «Елабужский детский дом» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КУРБАНГАЛИЕВОЙ АЛЬБИНЫ АЛЬФИТОВНЫ...

Самообразование педагога дополнительного образования.

Одной из составляющих роста профессионализма педагогов дополнительного образования является работа по самообразованию. Педагог определяет для себя тему самообразования и планирует работу. Структура, с...

семинар для педагогов "Современные образовательные технологии - неотъемлемые атрибуты педагога"

Данный семинар предназначен для педагогов образовательной организации. Освещаются темы: что такое "педагогическая технология", "современная технология", подробно рассмотрены класси...

Индивидуальный план самообразования педагога-психолога

Цели: расширение и углубление теоретических знаний по данной теме, повышение эффективности психологической помощи.Планируемые результаты:·         повыше...