семинар для педагогов "Современные образовательные технологии - неотъемлемые атрибуты педагога"
учебно-методический материал на тему
Данный семинар предназначен для педагогов образовательной организации. Освещаются темы: что такое "педагогическая технология", "современная технология", подробно рассмотрены классификации современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ АТРИБУТЫ ПЕДАГОГА.
«Учитель должен сознательно
идти в ногу с современностью,
проникаться и вдохновляться
пробудившимися в ней
переменами» А. Дистервег
Главной особенностью современного общества является переход человечества в исторически новое состояние, которое ряд исследователей определяют как цивилизационный слом. Особое место отводится воздействию информации, роли ее новых технологических систем, форм, характера и объема влияния на все сферы жизнедеятельности человека. Переживает период серьезных изменений и система образования.
Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности, это чему сегодня должна учить школа.
Переход к информационному обществу существенно меняет, естественно, требования к результатам образования. К концу 20-ого века стало ясно, что в современном информационном пространстве накапливание знаний, умений и навыков не позволит выпускнику школы быть конкурентоспособным. Для реализации данных в образовательном пространстве учебного заведения должны быть созданы условия на уроках и во внеурочной деятельности. В связи с этим одной из задач педагога является активное внедрение современных педагогических технологий, которые направлены на развитие познавательных, личностных, метапредметных, коммуникативных результатов в обучении.
Кто он сегодня - современный преподаватель? Источник информации, носитель инноваций, консультант, наблюдатель, ресурс, справочник, советник, тот, кто учит других или постоянно учится сам? Какой он - современный педагог? Творческий, самокритичный, предприимчивый, стрессоустойчивый, владеющий информацией, психолог?
Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти тенденции и сферу образования. Наступление информационных технологий требует подготовки подрастающего поколения к реалиям информационного общества.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов.
Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения обучающихся, является освоение педагогами современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
А что же это такое «педагогическая технология»?
Существуют большие разночтения в его понимании и употреблении. Вот лишь некоторые определения.
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная "отладка" всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Условием успешности и достижения результатов в процессе работы по внедрению ФГОС является применение новых современных образовательных технологий.
Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель приносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.
Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:
- ассоциативно - рефлекторные технологии,
- бихевиористские технологии,
- развивающие технологии и т.д.
2. По ориентации на личностные структуры:
- информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);
- операционные технологии (формирование способов умственных действий);
- эмоционально - художественные и эмоционально - нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных, отношений);
- технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);
- эвристические технологии (развитие творческих способностей);
- прикладные технологии (формирование действенно - практической сферы).
З. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:
- обучающие и воспитывающие;
- светские и религиозные;
- общеобразовательные и профессионально ориентированные;
- гуманитарные и технократические;
- различные отраслевые;
- частнонредметные;
- монотехнологии комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);
- проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).
4. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:
- авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно
воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект».
- дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект - объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
- личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Они характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
- гуманно - личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.
- технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка.
- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
- эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.
5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:
- Догматические;
- репродуктивные;
- объяснительно - иллюстративные;
- технологии программированного обучения;
- технологии проблемного обучения;
- технологии развивающего обучения;
- технологии саморазвивающего обучения;
- диалогические;
- коммуникативные;
- игровые;
- творческие.
6. По категории организации учащихся наиболее важными являются:
- массовая (традиционная) школьная технология;
- технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
- технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания); различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);
- работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
7. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
- педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова);
- педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);
- природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);
- альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);
- многие из действующих систем авторских школ. (Из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа - парк» М.Балабана и др.).
Данные технологии основаны на системно-деятельностном подходе и отвечают требованиям сегодняшнего дня.
На данном педсовете мы рассмотрим лишь часть из технологий, которые с нашей точки зрения, максимально эффективны в процессе решения поставленных задач ФГОС.
Работа в группах.
Уважаемые коллеги, мы с вами живет в быстро меняющимся мире и, конечно, меняется образование, меняются цели образования, и вслед за этим меняется деятельность педагога. Невозможно действовать по устоявшейся методике, нужно глубокое понимание природы тех процессов, которые обеспечивают развитие ребенка. Внедрение в урок современных образовательных технологий и инноваций является одним из эффективных способов работы с современным обучающимся, в условиях перемен в образовании. Мы можем сказать, что каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
Жить в эпоху перемен интересно. Управлять переменами — ответственно и почетно. Создавать перемены… каково это? У нас у всех есть возможность это узнать. И даже не только возможность, но и в определенной мере обязанность, поскольку «вещи меняются в худшую сторону спонтанно, если их не менять в лучшую сторону намеренно» (Френсис Бэкон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Современные образовательные технологии и методики в практической деятельности социального педагога"
Краткий обзор процесса адаптации студентов первого курса....
"Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в деятельности педагога-психолога "
ЗОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образов...
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа дея...
Сертификат участия в семинаре "Внедрение и использование современных образовательных технологий в учебном процессе как актуального способа реализации ФГОС"
сертификат участия в семинаре...
Методический семинар-открытая педагогическая площадка "Современные образовательные технологии моделирования учебных занятий и внеаудиторных мероприятий в системе СПО"
Цель: овладение слушателями профессионально-педагогическими компетенциями, необходимыми для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: организация процесса обучения и воспитания в образ...