Классный час "Духовные ценности"
классный час
Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Духовные ценности" | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мои духовные ценности»
Группа: 2С11, Дата: Место:
Классный руководитель: Курмакаева Р.И.
Цель: содействовать формированию нравственных качеств личности 4помочь обучающимся понять, что такое жизненная ценность, как определять и расставлять приоритеты; убедить в том, что главные ценности – жизнь, доброта, милосердие. .
Задачи:
- научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим;
- помочь подготовить учащихся к самопознанию и самореализации
- способствовать формированию нравственной культуры обучающихся, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков.
- Содействовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, терпимости к себе и другим. .
- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности.
Ход классного часа
Классный руководитель: Добрый день, дорогие студенты и гости. Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека Эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века,
Творим по мере наших сил.
1 вед. Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Слово для любви и для молитвы.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.
Ю.Левитанский
2 вед. Что же такое ценность?
Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.
Что может ценить человек?
В обществе вырабатываются различные представления о ценностях - добре, справедливости, свободе и т.п., но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).
1 вед. Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». Гельвеций утверждал:
« Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей».
2 вед. В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
1 вед. В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
2 вед. У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Это обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование.
1 вед. Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:
- наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
- лениться и бездельничать;
- быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
- требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
- лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
- давать пустые обещания, нарушать слово;
- заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
- наушничать, доносить на товарища;
- малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
- проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
- употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
- отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
- пустословить, произносить всуе святые имена;
- смеяться над увечными;
- не любить и обижать животных;
- не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
2 вед. Красиво жить – не просто звук пустой.
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,
воистину увенчан красотой! (И.Бехер)
Видеоролик «Притча о жизненных приоритетах»
1 вед. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в 19 веке. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Ценности родились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.
2 вед. Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке.
И письма не вернувшихся с войны.
Есть ценности, самих себя ценней.
Обычный камень с маленького пляжа…
Но по ночам его целуют, плача,
Что по сравненью с ним казна царей?
Нельзя велеть другому: «Так живи!»
Но если занят ты одной заботой
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Пусть будут все стада твои целы.
Ведя торги сомнительного толка,
Преуспевай!
Не покушайся только
На ценности, которым нет цены!
(М.Борисова)
1 вед. Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на Добре, Совести, Долге. Три наивысшие ценности человека являются ориентиром его жизни каждодневно. Идете ли вы учиться, садитесь ли в транспорт, покупаете ли что либо в магазине, придумываете ли подарок маме или другу… Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, он как человек состоялся. Еще в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Плутон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
2 вед. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение.
На планете Земля неспокойно,
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое!
(П.Кобраков)
1 вед. Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт. Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно. Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным, уметь анализировать свои поступки
2 вед. Человечество не может существовать без чего-то для него святого, а значит, ценного. Каждый человек сам определяет, что для него свято, что для него дорого. Однако, многие святыни у людей одинаковы.
Жизнь, добро, любовь, культура, честь, совесть, истина, знания, милосердие, достоинство, уважение, здоровье, общение, патриотизм, справедливость, Отечество, семья, труд, счастье, красота, творчество…
1 вед. Совесть. Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек. Б.Окуджава
Классный руководитель. ( Итоги анкетирования) Говоря словами Ю.Левитанского «каждый выбирает для себя»: профессию, спутника жизни, нравственные принципы. И для всех они разные. И, конечно, каждый человек рано или поздно понимает «В чем смысл жизни? Для чего человек живет?» Вот и мы просели анкету, попросив расставить жизненные приоритеты
К чему вы стремитесь в жизни?
Расставьте по 10-ти бальной шкале приоритеты ,к которым вы стремитесь:
- Хорошее образование.
- Хорошая работа и карьера.
- Счастливая семья.
- Слава.
- Деньги, богатство.
- Дружба.
- Достижения в искусстве, музыке, спорте.
- Уважение и восхищение окружающих.
- Наука как познание нового.
- Хорошее здоровье.
- Уверенность в себе и самоуважение.
- Хорошая пища.
- Красивая одежда, ювелирные украшения.
- Власть и положение.
- Хороший дом, квартира.
- Сохранение жизни и природы на земле.
- Счастье близких людей.
- Благополучие государства.
Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
Психологический тренинг
2 вед. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.
1 вед. (Притча «Мухи и пчёлы»)
Однажды у мудреца спросили:
-Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
Мудрец ответил:
-Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы , то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
2 вед. Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок , то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам.
Педагог: Притча старого индейца.
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце победит?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Классный руководитель: На этом я хотела бы закончить классный час, но поставить не точку, а многоточие, потому что для многих наш разговор, наша попытка понять себя и мир, в котором мы живем – это только начало пути. На поставленные вопросы нет и не может быть единого ответа... Но главное для человека - быть Человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "вечные ценности"
Все мы живём среди людей. Люди легко ранимые и очень чувствительные, нужно бережно относиться друг к другу. Разные люди живут на земле, и каждый живёт по-разному....
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности» с презентацией
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности»Форма проведения - круглый стол. Для создания необходимой эмоциональной атмосферы использованы:1 В...
Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Классный час “Нравственные ценности и Я’’ 8”А” класс.
Давайте жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз....
Классный час на тему: «Ценности. Что человек должен ценить.»
Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Что приносит человек в эт...
Классный час "Вечные ценности"
Классный часВечные ценностиЦель: расширить личностные представления обучающихся о жизни и ее ценностях и создать условия, для того, чтобы они задумались об их важности в жизни.Задачи:определить п...
Классный час Семейные ценности
Классный час Семейные ценности...