Классный час “Нравственные ценности и Я’’ 8”А” класс.
классный час на тему
Давайте жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_o_nravstvennosti.docx | 26.31 КБ |
slaydy_k_kl.chasu_o_nravstvennosti.pptx | 87.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
“Нравственные ценности и я’’
8”А” класс. Классный руководитель Гуменюк Е. В.
1.Сформировать представление о нравственных ценностях.
2.На конкретных примерах сформировать представление о понятиях совесть, доброта, милосердие, показать их значимость в жизни каждого человека.
3. Воспитывать культуру поведения.
Добрый день, ребята.
Добрый день уважаемые гости!
Прежде чем мы сформулируем цель нашей встречи, я предлагаю вашему вниманию два видео ролика.
СМОТРИМ 1 -й
Т: Итак, вы просмотрели видео.
1) Что вы увидели в этом эпизоде?
- спасение людей -верно
2) Как вы думаете какими качествами обладает этот человек, который бросился спасать…. ?
- (смелый, храбрый, отважный, неравнодушный к чужой беде, небезразличный).
3) Что чувствовал он, когда увидел человека в беде?
- (боль, сострадание, сопереживание, страх за жизнь человека)
4) Что руководило этим человеком, который, не думая об опасности, бросился спасать чужую жизнь?
- (желание помочь, облегчить страдание, успокоить, вселить уверенность, что всё будет хорошо)
5) О чём он думал в этот момент?
- ( Не думал. Не анализировал последствия, не задумываясь бросился на помощь. Интуитивно чувствовал необходимость поступка).
Т: Он совершил поступо, руководствуясь душевным порывом. Не раздумывая.
Он поступил хорошо. Он сделал добро. Он совершил нравственный поступок.
Т: А теперь посмотрим второй сюжет.
1)Что вы увидели?……………………………)
2) Как вы могли бы охарактеризовать этих детей?
- (злые, жестокие, безразличные к чужой боли, используют собственное превосходство над слабым, трусливые, потому что действуют группой).
3) Почему они так поступили?
(……………………….)
4) Что двигало ими?
(злость, жестокость, безразличие к чужой боли, собственное превосходство над слабым, возможно это дети обижены или с комплексами и они не могут проявить себя, например, на уроках или на спортивных секциях, потому что там более сильные; а может, наоборот, они из благополучных семей - не знали ни в чём отказа и выросли жестоким, злыми и эгоистичными и таким образом развлекаются)
Т: Вы осуждаете или одобряете их поступок?
- (осуждаем)
Т: Можно ли их поступок назвать нравственным?
- (Нет).
Т: Почему?
- (Это действие, которое вызывает негодование и осуждение общества, не соответствует нравственным нормам………)
Т: Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое нравственность, нравственные ценности и их будущее.
Т: Как вы думаете что такое нравственность?
(это правила…………)
Действительно в ваших ответах прозвучали критерии, определяющие понятие “ нравственность”. В ваших рассуждениях есть рациональное зерно. Вы имеете довольно таки осознанное представление о нравственных поступках. Но давайте обратимся к объяснениям этого понятия, которые предлагают нам словари, литература и другие источники.
СЛАЙД
Нравственность - наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
(П. Гольдбах)
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.
(Гельвеций)
Нравственные ценности - это правила поведения в социальной среде, оптимальные для поддержания в ней стабильности и дающие всем равные возможности индивидуального развития.
Википедия
Т: Итак, какие ключевые слова вы увидели в этих определениях?
- (Наука, правила, люди, обязанности).
Т: А раз это наука, как считают авторы цитат, значит есть законы, нормы нравственности: т.е. то, что мы называем правилами поведения в обществе. Другими словами, это главные законы общежития. Их нарушение ведёт к распаду общества или вырождению.
Т: Следит ли кто-нибудь за соблюдением этих норм и правил?
-(Полиция, суд, спец.органы)
Т: Это не так. Не надо путать нравственные законы с правительственными и государственными. Нравственные законы основаны на чувстве и душе человека, а не на разуме. И если за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, то нормы морали или нравственности официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве, легендах, сказках, песнях, пословицах.
Т: А кто же определяет нравственен или безнравственен поступок?
- (я думаю, что каждый человек должен контролировать себя сам).
Т: Правильно. Контроль за выполнением нравственных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно по этому быть или не быть нравственным ( честным порядочным, добрым) полностью зависит от личного выбора каждого.
Однако, если вернуться ко второму сюжету, не надо думать, что поступок подростков останется не наказанным. Они совершили противоправное действие и будут наказаны по закону.
Т: А какие нравственные ценности вы можете назвать?
Список ценностей:
(верность, преданность ,порядочность, честность, почтение, взаимоуважение, взаимовыручка, забота о ближних, совесть, сопереживание, милосердие, справедливость, уважение к людям, скромность, благоразумие, трудолюбие, терпимость, патриотизм, гражданская активность).
Т: Ребята, мы с вами живём в обществе. Нас окружает множество людей.
И среди них, наверняка, есть люди, которые протянули руку помощи человеку, попавшему в беду, которые не остались равнодушны к чужому горю. Можете вы привести примеры нравственного поступка из жизни окружающих вас людей?
Р1
Р2
Р3
Р4
Р5
Т:В нашей беседе несколько раз прозвучало слово мораль. А что это такое?
Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1][2] от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений[.
Понятие “нравственность” синонимично понятию ‘мораль’.
Т: Моральные ценности человека не возникли из пустоты, они продиктованы стремлением выжить, продлить свой род, оставить потомство.
НО мы с вами смотрели и второй эпизод где подростки избивают свою…………… Вы сказали, что поступок жесток, значит он безнравственен. Жестокое поведение расценивается как утрата морали и иллюстрирует общую тенденцию в современном обществе, в котором всё громче и громче раздаются голоса о падении морали и нравственности. Количество безнравственных поступков увеличивается.
?) В чем это по вашему выражается?
- в озлоблении
-в равнодушии
-в эгоизме
-в росте преступности
-в том, что прервалась связь поколений
-в исчезновении элементарной культуры поведения
Т:?) Так может быть пришёл конец нравственным ценностям? Они стали не актуальны? И не имеют будущего?
Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое. Не так давно наша страна называлась СССР и строила коммунистическое общество, в котором все люди должны были быть счастливы. И в той стране были сформулированы нравственные правила и нормы в виде Морального Кодекса строителя коммунизма.
Задание для 1 группы:
Давайте познакомимся с ним и посмотрим
какие нравственные ценности упоминаются в этом документе?
Задание для 2 группы:
Какие из них являются актуальными и ценными в наше время?
(раздать всем и дать время для ознакомления……………….)
Итак. Какие нравственные ценности упоминаются в этом документе?
Назовите их: ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ,ТРУДОЛЮБИЕ, ЗАБОТА КАЖДОГО О СОХРАНЕНИИ ИУМНОЖЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТОЯНИЯ, НЕТЕРПИМОСТЬ К НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ,КОЛЛЕКТИВИЗМ И ВЗАИМОПОМОЩЬ,ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ,ЧЕСТНОСТЬ, СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ,НЕТЕРПИМОСТЬ К РАСИЗМУ,НЕТЕРПИМОТЬ К ВРАГАМ МИРА, БРАТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ СО ВСЕМИ НАРОДАМИ
Какие из них являются актуальными и ценными в наше время?
(высказываются дети……………………)
Т: Ребята, подумайте и скажите. Распался государственный строй. Сменилась власть. Поменялось правительство. А сохранились ли ценности?
- (……………….) Вы видите, что они такие же, только формулировка другая.
Можем мы теперь ответить на вопрос: а сохранятся ли эти ценности в современном мире и в будущем?
(…………………….)
Т: А у вас есть свой моральный кодекс, свои внутренние правила, которых вы в жизни придерживаетесь?
-Да.
Т: Какие?
-уступаю место пожилым людям в общественном транспорте
-благодарна родителям за то что они мне дают не употребляю свою физическую силу во зло и т.д.
Т: А вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
-украсть телефон у одноклассника
-вытащить деньги из чужого кармана
-съесть конфеты, которые мама отложила к празднику
-сделать благотворительный взнос
-хамить, дерзить, повышать голос и оговариваться с учителями
- спрятать куртку или сменную обувь своего одноклассника
Т: Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
- (……………)
Т: Помните определение Гельвеция о нравственности? ( нравственность – это наука подлинная цель которой-счастье наибольшего числа людей) Так как же отличить нравственный поступок от безнравственного?
(если ваш поступок сделал человека счастливыми, то он нравственный……….)
Т: Ребята, мы сегодня много говорили о нравственности и вы сказали. Что у вас есть свой моральный кодекс, который позволяет вам оставаться порядочными людьми.
Скажите: В чём это проявляется? В каких гимназических или городских мероприятиях вы участвовали?
-приглашаем ветеранов ВОВ на кл.часы поздравляем их с праздником
-участвовали в поздравлении ветеранов в библиотеке им. Пушкина
-акция “ Живые дети вместо цветов”
-собирали вещи в Ольский детдом
-вешали кормушки для птиц
-убирали территорию парка
-участие бессмертном полку
-кл.час о родственниках погибших или участвовавших в ВОВ
Т: Ребята. Подводя итоги нашего классного часа я хочу закончить его словами Антона Павловича Чехова: НАДО БЫТЬ ЯСНЫМ УМСТВЕННО, ЧИСТЫМ НРАВСТВЕННО И ОПРЯТНЫМ ФИЗИЧЕСКИ
Давайте жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.
СПАСИБО за работу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того , чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций)
Нравственные ценности – это правила поведения в социальной среде, оптимальные для поддержания в ней стабильности и дающие всем равные возможности индивидуального развития. Википедия
Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном [1] [2] от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений [ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние духовно-нравственных ценностей на формирование социальной активности подростков
В статье раскрывается проблема социальной активности подростков....
Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина
Духовная и нравственная ценность рассказов "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ" В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
Доклад на заседании методического совета по теме: "Формирование духовно-нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность"
Доклад содержит материал о деятельности обучающихся ГПОУ ТО "АХТТ"...
Воспитание и развитие у студентов нравственных ценностей.
Описание актуальной в настоящее время проблемы воспитания и развития у студентов нравственных ценностей....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...
Курсовой проект Фестиваль по сказам П.П. Бажова как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников
Вопросы духовно – нравственного воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к с...