Классный час “Нравственные ценности и Я’’ 8”А” класс.
классный час на тему

Гуменюк Елена Викторовна

Давайте жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_o_nravstvennosti.docx26.31 КБ
Файл slaydy_k_kl.chasu_o_nravstvennosti.pptx87.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Классный час

                                      “Нравственные ценности и я’’

                         8”А” класс. Классный руководитель Гуменюк Е. В.

1.Сформировать представление о нравственных ценностях.

2.На конкретных примерах сформировать представление о понятиях совесть, доброта, милосердие, показать их значимость в жизни каждого человека.

3. Воспитывать культуру поведения.

Добрый день, ребята.

Добрый день уважаемые гости!

Прежде чем мы сформулируем цель нашей встречи, я предлагаю вашему вниманию два видео ролика.

СМОТРИМ  1 -й

Т:  Итак, вы просмотрели видео.

1) Что вы увидели в этом эпизоде?

-  спасение людей   -верно

2) Как вы думаете  какими качествами обладает этот человек, который бросился спасать…. ?

- (смелый, храбрый, отважный, неравнодушный к чужой беде, небезразличный).

3) Что чувствовал он, когда увидел человека в беде?

- (боль, сострадание, сопереживание, страх за жизнь человека)

4) Что руководило этим человеком, который, не думая об опасности,  бросился спасать  чужую жизнь?

- (желание помочь, облегчить страдание, успокоить, вселить уверенность, что всё будет хорошо)

5) О чём он думал  в этот момент?

- ( Не думал.  Не анализировал последствия, не задумываясь бросился на помощь. Интуитивно чувствовал  необходимость  поступка).

Т:  Он совершил  поступо, руководствуясь  душевным порывом. Не раздумывая.

      Он поступил хорошо. Он сделал добро. Он совершил нравственный поступок.

Т: А теперь посмотрим второй сюжет.

1)Что вы увидели?……………………………)

2)  Как вы могли бы охарактеризовать этих детей?

- (злые, жестокие, безразличные к чужой боли, используют собственное превосходство над слабым, трусливые, потому что действуют  группой).

3) Почему они так поступили?

(……………………….)

4)  Что двигало ими?

(злость, жестокость, безразличие к чужой боли, собственное превосходство над слабым, возможно это дети обижены или с комплексами и они не могут проявить себя, например, на уроках или на  спортивных секциях, потому что там более сильные; а может, наоборот, они из благополучных семей - не знали ни в чём отказа и выросли  жестоким, злыми и эгоистичными и таким образом развлекаются)

Т:  Вы осуждаете или одобряете их поступок?

- (осуждаем)

Т: Можно ли их поступок назвать нравственным?

- (Нет).

Т: Почему?

- (Это действие, которое вызывает негодование и осуждение общества, не соответствует нравственным нормам………)

Т: Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое нравственность, нравственные ценности и их будущее.

 Т: Как вы думаете что такое  нравственность?

(это правила…………)

Действительно в ваших ответах прозвучали критерии, определяющие понятие “ нравственность”. В ваших рассуждениях есть рациональное зерно. Вы имеете довольно таки осознанное представление о нравственных поступках. Но давайте обратимся к объяснениям этого понятия, которые предлагают нам словари, литература и другие источники.

СЛАЙД

Нравственность -  наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

                                                                                                 (П. Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель  этой науки – счастье наибольшего числа людей.

                                                                                                  (Гельвеций)

Нравственные ценности - это правила поведения в социальной среде, оптимальные для поддержания в ней стабильности и дающие всем равные возможности индивидуального развития.

                                                                                                 Википедия

Т: Итак, какие ключевые слова вы увидели в этих определениях?

- (Наука, правила, люди, обязанности).

Т: А раз это наука, как считают авторы цитат, значит есть законы, нормы нравственности: т.е. то, что мы называем правилами поведения в обществе. Другими словами, это главные законы общежития. Их нарушение ведёт к распаду общества или вырождению.

Т: Следит ли кто-нибудь за соблюдением этих норм и правил?

-(Полиция, суд, спец.органы)

Т: Это не так.  Не надо путать нравственные законы  с правительственными и государственными. Нравственные законы основаны на чувстве и душе человека, а не на разуме. И если за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, то нормы морали или нравственности  официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве, легендах, сказках, песнях, пословицах.

Т: А кто же определяет нравственен или безнравственен поступок?

- (я думаю, что каждый человек должен контролировать себя сам).

Т: Правильно. Контроль за выполнением нравственных  норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно по этому быть или не быть нравственным ( честным порядочным, добрым)  полностью зависит от личного выбора каждого.

Однако, если вернуться ко второму сюжету, не надо думать, что поступок подростков останется не наказанным. Они совершили противоправное действие и будут наказаны по закону.

 Т: А какие нравственные ценности вы можете назвать?

Список ценностей:

(верность, преданность ,порядочность, честность, почтение, взаимоуважение, взаимовыручка, забота о ближних, совесть, сопереживание, милосердие, справедливость, уважение к людям, скромность, благоразумие, трудолюбие, терпимость, патриотизм, гражданская активность).

Т: Ребята, мы с вами живём в обществе. Нас окружает множество людей.

    И среди них, наверняка, есть люди, которые протянули руку помощи человеку, попавшему в беду, которые не остались равнодушны к чужому горю. Можете вы привести примеры  нравственного поступка из жизни окружающих вас людей?  

Р1

Р2

Р3

Р4

Р5

Т:В нашей беседе несколько раз прозвучало слово мораль. А что это такое?

    Мора́ль (лат. moralitas,  термин введён Цицероном[1][2] от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом,  правильном и неправильном, добре и зле,  а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений[.

  Понятие “нравственность” синонимично понятию ‘мораль’.

                                           

Т: Моральные ценности человека не возникли из пустоты, они продиктованы стремлением выжить, продлить свой род, оставить потомство.

НО мы с вами  смотрели и второй эпизод где подростки избивают свою…………… Вы сказали, что поступок жесток, значит он безнравственен. Жестокое поведение расценивается как утрата морали и иллюстрирует общую тенденцию в современном  обществе, в котором всё громче и громче раздаются голоса о падении морали и нравственности. Количество безнравственных поступков увеличивается.

 ?) В чем это по вашему выражается?

- в озлоблении

-в равнодушии

-в эгоизме

-в росте преступности

-в том, что прервалась связь поколений

-в исчезновении элементарной культуры поведения

Т:?) Так может быть пришёл конец нравственным ценностям?  Они стали не актуальны? И не имеют будущего?

Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое. Не так давно наша страна называлась СССР и строила коммунистическое общество, в котором все люди должны были  быть счастливы. И в  той стране были сформулированы нравственные правила и нормы в виде Морального Кодекса строителя коммунизма.

Задание для 1 группы:

Давайте познакомимся с  ним  и посмотрим

 какие нравственные ценности упоминаются в этом документе?

Задание для 2 группы:

 Какие из них являются  актуальными и ценными в наше время?

(раздать всем и дать время для ознакомления……………….)

Итак. Какие нравственные ценности упоминаются в этом документе?

Назовите их: ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ,ТРУДОЛЮБИЕ, ЗАБОТА КАЖДОГО О СОХРАНЕНИИ ИУМНОЖЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТОЯНИЯ, НЕТЕРПИМОСТЬ К НАРУШЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ,КОЛЛЕКТИВИЗМ И ВЗАИМОПОМОЩЬ,ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ,ЧЕСТНОСТЬ, СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ,НЕТЕРПИМОСТЬ К РАСИЗМУ,НЕТЕРПИМОТЬ К ВРАГАМ МИРА, БРАТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ СО ВСЕМИ НАРОДАМИ

Какие из них являются  актуальными и ценными в наше время?

(высказываются дети……………………)

Т: Ребята, подумайте и скажите. Распался государственный строй. Сменилась власть. Поменялось правительство. А сохранились ли ценности?

- (……………….) Вы видите, что они такие же, только формулировка другая.

Можем мы теперь ответить на вопрос: а сохранятся ли эти ценности в современном мире и в будущем?

(…………………….)

Т: А у вас есть свой моральный кодекс, свои внутренние правила, которых вы в жизни придерживаетесь?

-Да.

Т: Какие?

-уступаю место пожилым людям в общественном транспорте

-благодарна родителям за то что они мне дают не употребляю свою физическую силу во зло и т.д.

Т: А вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

-украсть телефон у одноклассника

-вытащить деньги из чужого кармана

-съесть конфеты, которые мама отложила к празднику

-сделать благотворительный взнос

-хамить, дерзить, повышать голос и оговариваться с учителями

- спрятать куртку или сменную обувь своего одноклассника

Т: Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

- (……………)

Т:  Помните определение Гельвеция о нравственности?   ( нравственность – это наука подлинная цель которой-счастье наибольшего числа людей) Так как же отличить нравственный поступок от безнравственного?

(если ваш поступок сделал человека счастливыми, то он нравственный……….)

Т: Ребята, мы сегодня много говорили о нравственности и вы сказали. Что у вас  есть свой моральный кодекс, который позволяет вам оставаться   порядочными людьми.

 Скажите: В чём это проявляется? В каких  гимназических или городских мероприятиях вы участвовали?

-приглашаем ветеранов ВОВ на кл.часы поздравляем их с праздником

-участвовали в поздравлении ветеранов в библиотеке им. Пушкина

-акция “ Живые дети вместо цветов”

-собирали вещи в Ольский детдом

-вешали кормушки для птиц

-убирали территорию парка

-участие бессмертном полку

-кл.час о родственниках погибших или участвовавших в ВОВ

Т: Ребята. Подводя итоги нашего классного часа я  хочу закончить его словами  Антона Павловича Чехова:  НАДО БЫТЬ ЯСНЫМ УМСТВЕННО, ЧИСТЫМ НРАВСТВЕННО И ОПРЯТНЫМ ФИЗИЧЕСКИ

Давайте жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

СПАСИБО за работу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственность - наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольдбах)

Слайд 2

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того , чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций)

Слайд 3

Нравственные ценности – это правила поведения в социальной среде, оптимальные для поддержания в ней стабильности и дающие всем равные возможности индивидуального развития. Википедия

Слайд 4

Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном [1] [2] от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений [ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние духовно-нравственных ценностей на формирование социальной активности подростков

В статье раскрывается проблема социальной активности подростков....

Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина

Духовная и нравственная ценность рассказов       "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ"      В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...

Воспитание и развитие у студентов нравственных ценностей.

Описание актуальной в настоящее время проблемы воспитания и развития у студентов нравственных ценностей....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...

Курсовой проект Фестиваль по сказам П.П. Бажова как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников

Вопросы духовно – нравственного воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к с...