Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
классный час на тему
Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_formirovanie_duhovnyh_tsennostey.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Саратовской области
«Марксовский электротехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Классного часа
«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Преподаватель
Жильцова М.Н.
2014 год
Содержание:
Введение ……………………………………………………………3
1. Сущность духовности……………………………………………4
2.Заключение ………………………………………………………12
Литература …………………………………………………………13
Введение
В статье рассматриваются проблемы связанные с необходимостью уточнения сущности и содержания духовности и реализации духовных ценностей в процессе воспитания молодежи, представлен анализ опыта деятельности учреждений культуры по формированию духовных ценностей молодежи средствами информационно-просветительной деятельности.
Ключевые слова: духовность, духовная культура, духовные ценности, формирования ценностей, информационно-просветительная деятельность.
Необходимость развития духовных ценностей связана с обострением глобальных проблем развития человечества и повышением роли активности личности во всех сферах общественной жизни, что особенно актуально в современных социально-культурных условиях России.
1. Сущность духовности
Развитие духовности человека представляет собой формирование его духовной культуры, в границах которой происходит выбор ценностей, осуществляется оценка явлений, действительности, разрабатываются цели и средства деятельности, создаются жизненные планы, определяется жизненная позиция и стратегия. Личность, которой свойственна духовность, осваивает сокровища культуры, произведения искусства, нравственный опыт, впитывая в себя вековые завоевания человечества. Вникая в мир науки, искусства, религии, она в этом своем духовном труде видит не жертву, не принудительную дань требованиям общества, а идет навстречу своим потребностям, которые и свидетельствуют о духовности личности. В этой работе своего духа такая личность чувствует себя комфортно [1, с. 86].
Проявления духовности в людях весьма разнообразны, они придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для общества в целом, а также могут классифицироваться в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ: 1) производство духовных ценностей; 2) трансляция духовных ценностей; 3) сохранение духовных потребностей культуры.
Учитывая многогранность и важность духовного развития нашего общества, возникла необходимость осмысления данного феномена для практического применения его в информационно-просветительной деятельности в социально-культурной сфере. Проблема духовности, особенно в последнее время, становится одной из центральных для гуманитарных наук, включая теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности. Этот термин широко употребляется для обозначения различных процессов, происходящих в обществе, культуре и с самим человеком. Сочетания «духовное возрождение», «духовное развитие», «духовный мир», «духовные интересы», «духовные силы» и т.д. стали привычными и используются самыми различными авторами (Федотов Г.П., Федулов Б.А и др.).
Сущность духовности в койтексте исторического познания определяется не однозначно. Духовность — совокупность всех явлений духа, который включает в себя не только сферу психического, но и все то, что выходит за рамки психики как свойства высокоорганизованной материи [1, с. 64]. Духовность — это понятие, образованное от другого понятия— «дух». Одно из определений понятия «дух» — психические способности, сознание, мышление. Наконец, «дух» выступает как обозначение бесплотного, сверхъестественного существа, принимающего участие в жизни природы или человека, а также «дыхания».
При изучении феномена духовности традиционно обращаются к культурно-антропологическому контексту, в нем духовность выступает как характеристика внутреннего, субъективного мира человека, духовного мира личности. Под духовностью здесь понимается определенный уровень развития мышления, уровень образования и способы приобретения знаний, наличие определенных познавательных и культурных потребностей. Однако очевидным является тот факт, что духовность невозможно свести лишь к рациональному освоению человеком мира культуры. Духовность включает в себя в первую очередь ценности, на основе которых решаются проблемы смысла жизни, вечные проблемы человеческого бытия, определяются сущность собственного «Я», место человека в мире и обществе, критерии выбора целей и смысла деятельности, возможности и пределы личностного роста [2, с. 28]. Путь духовного развития представляет собой движение к духовности как восхождение по пути обретения истины, добра и спра ведливости. На этом пути человек приобретает способности соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями других людей, соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в мире.
В традиционном понимании духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое [1, с. 45]. Этим началам соответствуют три сферы человеческой деятельности, три сферы духовных ценностей — истина, добро, красота. Именно эти три начала образуют критерий такого уровня развития человека, который определяется как духовная личность.
Выделим те направления человеческой деятельности, которые характеризуют духовную сущность человека:
1. Всеобъемлющий характер проявления духовного, в основе которой находится трансцендентная деятельность человека. Она включает в себя рациональные и эмоционально-аффективные стороны, гносеологически когнитивные стороны и ценностно-мотивационные моменты, ориентированные на внешний и внутренний мир.
2. Духовное — это итог идеального освоения мира без привлечения материально-предметного содержания. Духовное обладает абсолютной емкостью, универсальной восприимчивостью и способностью творить новое, а значит, и обеспечивать развитие материального, в том числе самого человека, общества и природы в целом.
3. Духовное— основа субъективного мира человека. Именно духовное делает возможной внутреннюю, частную жизнь, и оно проявляется в имманентном пространстве и времени человеческого бытия. 4. Духовная сфера как основа отношения человека к социуму и миру в целом. Отношение человека к миру — это отношение двух принципиально разных величин: человека в его идеально субъективном обличий и мира, начисто лишенного этой субъективности, принципиально внешнего. Эта констатация обнаруживает, что между человеком и обществом есть некий сложный барьер, связанный с их разнокачественностью. 5. Духовная сфера как детерминационно-императивный компонент человеческого бытия. Человеческое бытие — это не просто существование и воспроизводство этого существования. Человеческая жизнь может быть деянием, вторжением в наличную существующую реальность, её преобразование, созидание. Но если человеческая жизнь, по сути, есть деяние, созидание, то возникает вопрос о том, какая же сила осуществляет руководство этой деятельностью, её направляет, организует, корректирует. Такой силой в общем смысле выступает духовная сущность человека, на основе которой формируется сознание, мышление и духовные ценности [1, с. 96].
Особая роль в трансляции и сохранении духовных ценностей принадлежит учреждениям культуры. Они формируют, сохраняют и предоставляют пользователям продукты культуры, представляющие духовную ценность. К учреждениям культуры относятся клубы, библиотеки, театры, образовательные учреждения, музеи и др. Свое влияние среди населения они должны осуществлять через прогрессивные формы обслуживания пользователей, обеспечивая гражданам свободный доступ к мировым источникам информации. Одним из основных направлений деятельности учреждений культуры в современных условиях является информационно-просветительная деятельность. Она предполагает в первую очередь удовлетворять потребности человека в получении новой созидательной информации в сфере культуры, искусства, досуга. Конечная цель информационно-просветительной деятельности состоит в духовной самореализации личности через содействие развитию индивидуальных способностей, благодаря чему люди усваивают и преумножают накопленный человечеством духовный опыт.
Изначальная функция учреждений культуры — сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно они сосредоточивают в своем практическом опыте прошлое, настоящее, будущее и ответственны за духовно-нравственное развитие социальных групп и отдельной личности. Цели и задачи по духовному развитию населения и особенно молодежи вызвали необходимость инновационного развития информационно-просветительной деятельности учреждений культуры, поиска новых путей функционирования, организации новых взаимоотношений с окружающей средой. Сложившаяся новая социально-культурная ситуация характеризуется значительной интенсификацией духовной жизни, углублением информационных запросов и потребностей людей в живом общении, усилением тенденций к активному участию населения в культурной жизни [3, с. 110].
Используя различные формы обслуживания пользователей, организации досуга людей, данные учреждения, являющиеся организационной формой социально-культурных институтов, способствуют формированию высоконравственной развитой личности, обогащению её духовного мира, ориентации на прогрессивные ценности и традиции, обеспечивающие развитие российского общества. Особая роль в духовном развитии принадлежит художественным произведениям, которые доносят до молодого человека живые конкретные образы, возбуждают в нем чувства, заставляют переживать, пробуждают составляющие основы духовного развития. Причем самым важным в духовном и нравственном воспитании является задача вызвать через художественные произведения соответствующие переживания, актуализировать личный жизненный опыт, так как только на его основе, а также на основе личных эстетических переживаниях людей, можно сформировать привычку следовать нравственным правилам например, библейским заповедям в жизни [4, с. 38].
Формирование духовных ценностей наполняет новым содержанием методику информационно-просветительной деятельности в учреждениях культуры. Систематизация различных подходов социально-культурной деятельности к разработке информационно-просветительных программ, позволяет классифицировать их содержания следующим образом: (программы несущие научные знания, программы, где содержание сочетается со средствами художественной выразительности,) [5, с. 46].
К программам, несущим научные знания, можно отнести лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные общества, клубные объединения. Они обеспечивают всесторонний и глубокий анализ заданных тем, использованных фильмов, литературных, художественных произведений или отдельных проблем, изложенных в них. А также глубокое усвоение, интериоризацию и экстериоризацию духовных ценностей в процессе совместной деятельности и общения. В результате обмена мнениями, идеями, ценностями, направленного ведущим специалистом, вырабатывается общественное мнение о произведении искусства и его ценности.
Беседа является формой устного выступления, в которой наравне с ведущим активное участие принимают слушатели. Во время беседы ведется двусторонний разговор, в ходе которого слушатели отвечают на вопросы ведущего, задают ему вопросы, высказывают свои мнения. Роль лидера коммуникации в беседе принадлежит ведущему, который начинает ее и направляет к нужной цели, а в конце делает заключение или выводы. Ввиду неоднозначного отношения аудитории к определенным духовным ценностям, связанным с современной литературой и искусством, необходимости их постоянного уточнения данная форма наиболее эффективна, если после беседы определенная часть аудитории изменила свои художественные взгляды и оценки в позитивную сторону, что проверяется, например, голосованием в конце беседы.
Главная целевая установка научно-популярной лекции как формы научного знания — раскрыть теорию обозначенной художественно-нравственной проблемы, показать возможные варианты деятельности по ее развитию, соединив их с последними научными достижениями. Поэтому научно-популярная лекция рассчитана на аудиторию с достаточным уровнем подготовленности и информированности.
Наиболее характерной формой информационно-просветительной деятельности является обсуждение новинок литературы, что способствует стимулированию активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над произведением искусства, формирование эстетических взглядов и вкусов, а также духовных и нравственных ценностей.
Особое место в формировании духовных ценностей занимают кинолектории и киноклубы, деятельность которых посвящена просмотру фильмов и анализу творчества выдающихся артистов. Для их проведения привлекают представителей творческих профессий. На современном этапе не потеряли своей значимости такие литературные гостиные, где общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и поэт начинающий их читатели и почитатели. При этом в ходе дискуссий формируются и реализуются духовные интересы и потребности личности в самовыражении и самосовершенствовании, поскольку происходит художественно-творческий процесс формирования литературных вкусов и оценок.
Просветительные общества общественно-политической направленности, сегодня играют особенно важную роль в политической просвещенности молодежи в период предвыборных компаний, кроме того они связаны с проблемами политической жизни и историческими событиями нашей страны в деятельности историко-краеведческих музеев. Краеведческие вечера посвящают темам, связанным с историей края, его культурой и экономикой, деятельностью почетных людей края, области, города, села, что позволяет сформировать духовный потенциал молодого поколения на ценностях своей малой Родины. Эти вечера также способствуют воспитанию патриотических чувств, более глубокому пониманию важности тех мест, в которых жили их предки.
В другую группу информационно-просветительной деятельности включены программы, содержание которых сочетается со средствами художественной выразительности: устные журналы, литературные чтения, тематические вечера, выставки (книжные) [5, с. 47].
Не потеряли свою популярность на местном уровне устные журналы, анализирующие достижения местных поэтов, художников, музыкантов. Эти программы дают широкие возможности сочетания устного слова музыки, песни, танца, изобразительного искусства и других средств, что позволяет аудитории усваивать систему художественно-нравственных ценностей через образно-чувственную среду. Кроме того, устный журнал — один из оперативных методов информации о новинках художественной литературы, о периодических изданиях, о книгах, готовящихся к печати, что способствует развитию эстетического вкуса помимо духовных, нравственных ценностей у представителей молодежной аудитории.
Эффективным видом информационно-просветительной деятельности являются литературные чтения, которые предполагают художественное чтение и обсуждение литературных произведений. Молодые читатели охотно приходят на такие чтения, особенно когда по книге вышел фильм, и его показали на телеэкране. В последнее время все большее распространение получают «говорящие книги», они могут быть положены в основу тематического вечера. Большим потенциалом здесь обладает российская классическая литература, которая раскрывает духовные ценности через сложный внутренний мир литературных героев действующих в различных исторических условиях [6, с. 73].
Тематический вечер как вид информационно-просветительных программ включает в себя выступление ведущего по проблеме литературу и искусства; выступления заранее подготовленных участников; демонстрацию документальных фильмов или отрывков из художественных кинофильмов; прослушивание документальных или концертных звукозаписей; выступления ветеранов, артистов или участников художественных коллективов с чтением стихотворений, отрывков из литературных произведений; исполнение музыкальных номеров по теме вечера. Именно эмоциональный настрой вечера оказывает самое позитивное влияние не только на разум, но и на чувства молодых людей, закрепляя и развивая исторически выраженную систему духовно-нравственных ценностей.
Важна деятельность клубов и объединений по интересам, создаваемые в учреждениях культуры направлены на объединение вокруг учреждений ярких людей, являющихся в определенном смысле образцами духовно-нравственного опыта для части молодежи. Деятельность такого объединения придает клубному учреждению более высокий статус, способствует формированию ценностных ориентации молодежи.
Часто информационно-просветительные программы сопровождаются книжными выставками, которые являются самой традиционной наглядной формой представления книги читателю. Основная цель книжной выставки — привлечь внимание читателей к новинкам литературы. Творческий поиск при организации выставок стимулируется появлением новых информационных технологий. Восприятие информационной презентации выставки через компьютер стимулирует интерес молодежи к такому роду программам. Для примера можно проанализировать виртуальную выставку «Национальная культура разных народов России», цель которой познакомить молодых людей с культурными традициями, обычаями разных народов. Проведение презентации книжной литературы с опорой на специально разработанную в компьютерной программе виртуальную выставку дает дополнительную возможность пробудить у молодежи интерес к традициям разных культур, национальностей, проживающих в России [6, с. 54].
В современном мире наравне с традиционной формой работы учреждений культуры, связанной с живым общением, просветительная информация поступает и в электронном виде. Развитие информационно — компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать без этих технологий.
Заключение
Перед современными социально-культурными институтами стоит задача не только содействовать в выборе информации, но и стать путеводителем в электронном мире, помогая пользователям в поиске и выборе информации, способствующей духовному развитию населения и его отдельных групп, среди которых молодежь является наиболее частым пользователем информации в сети Интернет.
Сегодня многими средствами массовой информации осуществляется бездуховное воздействие на сознание молодежи, на практике теле- и радиопрограммы, материалы печатных СМИ не подвергаются цензуре со стороны государства, что в ряде случаев приводит к ощущению вседозволенности и безответственности институтов массовой коммуникации по отношению к молодежи и ее воспитанию. Защитой от подобной информации может служить только собственное внутреннее чувство нравственности, помочь выработать которое должна система учреждений культуры, предлагая свои материалы и информационно-просветительные программы о духовных ценностях.
Учреждения культуры являются одними из главных социально-культурных институтов в работе с молодежью, а также они играют важную роль в формировании духовных, нравственных, эстетических ценностей личности, опираясь на духовно-нравственный гуманистический потенциал современных и традиционных информационно-просветительных программ.
Список литературы
1. Степанова, И. Н. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания : учеб. пособ. / И.Н. Степанова, СМ. Шалютин. Курган : КГУ, 2004.
2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский,— М.: Наука, 1989.
3. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности : монография / А. В. Соколов. — СПб.: СпбГУП, 2001.
4. Ильичева, И.М. Психология духовности / И.М. Ильичева. — М. : Воронеж: МПСИ, 2000.
5. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры : учеб. пособ. — 3-е изд. испр. и доп. — М. : МГУКИ, 2003.
6. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек : учеб.— метод, пособие / ПК. Олзоева. — М. : «Либерия— Бибинформ», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"
Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...
методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"
"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...
Методическая разработка классного часа "В начале было слово"
Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...