Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»
статья
Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metod.obedinenie.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта им. А.П. Байкузова»
Доклад
Тема:
«Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»
Подготовила:
преподаватель химии, биологии
Лапштаева Надежда Алексеевна
2021
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладать критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. По убеждению Ф.С. Шлехти, те студенты, которые успешно освоят базовый курс учебной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в будущей профессиональной деятельности.
Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития студентов в наше время является метод проектов, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи.
Проект- план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Ученые определяют метод проектов как совокупность приемов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, которая была определенной, значащей для студентов и оформленной в виде какого-то конечного продукта.
Сегодня метод проектов является неотъемлемой частью учебного процесса. На уроках общеобразовательных дисциплин метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. В процессе проектной деятельности у студентов формируются не только умения самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, но и формировать общие компетенции, что является одним из требований ФГОС.
Если студент знает, как учиться, способен достигнуть цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от преподавателей, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, а ведь именно это и нужно в жизни.
Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.
Этапы работы над проектом:
I.Организационно-подготовительный
-Выбор темы;
-Определение целей и задач;
-Составление плана;
-Определение типа проекта.
II.Формирующий (основной)
-Работа с литературой;
-Реализация проекта;
-Консультации.
III.Обобщающий (заключительный)
-Оформление результатов;
-Предварительная защита;
-Рефлексия.
Типы проектов:
I.Исследовательские проекты
II.Творческие проекты
III.Ролевые, игровые проекты
IV.Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
V.Практико-ориентировочные (прикладные)
I.Исследовательский проект.
Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение результатов.
II.Творческий проект.
Предполагает соответствующее оформление результатов (газета, видеофильм, буклет, разработка и проведение мероприятия и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры.
III.Ролевые, игровые проекты.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, обучающиеся берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Этот вид проекта самый сложный, поэтому мы пока находимся на стадии разработки темы.
IV.Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
V. Практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учащимся, так и внешним заказчиком.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции студентов:
- рефлексивные умения;
- поисковые(исследовательские) умения;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- менеджерские умения и навыки;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения.
Проектная деятельность является частью учебного процесса и все виды проектов объединяют следующие характеристики:
-проектная деятельность включается в содержание изучаемых дисциплин;
-проект должен иметь связь с будущей профессией;
-выполнение проекта должно проходить с максимально приложенными требованиями, то есть соблюдался принцип преемственности;
-непосредственно организуют и контролируют осуществляемую студентами работу преподаватели;
-выполнение и защита проекта должна быть индивидуальной;
-выполняется в определенных рамках времени.
Таким образом, необходимо обеспечить целостное освоение программ СПО через создание проектов, в ходе выполнения которых совокупность компетенций по учебным дисциплинам, и профессиональным модулям формируется на различных ступенях обучения при выполнении различных проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи
Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...
Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов
В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....
Роль олимпиад и конкурсов в развитии образовательного потенциала студентов
Статья о роли предметных олимпиад, конкурсов в рамках образовательной организации, а также в сети Интернет для развития познавательного потенциала студентов....
Учебный проект «Развитие творческого потенциала студентов средствами компьютерных технологий»
Актуальность проекта. В условиях повышения требований к системе образования основной целью, стоящей перед современными педагогами, является создание условий для профессионального, и в том ч...
Особенности использования проектного метода при обучении студентов СПО специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Аннотация: В статье рассматривается использование проектого метода при написании исследовательской работы обучающимися по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
Метод проектов как средство активизации творческого потенциала студентов
Метод проектов является одним из методов, который позволяет улучшить каачество обучения,активизировать творческий потенциал студентов, дает возможность применять полученные знания на практике,развивае...
Доклад «Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов»
В связи с востребованностью на рынке труда специалистов экономического профиля и высокими требованиями, предъявляемыми работодателями, перед нами встала проблема повысить результативность педагогическ...