Доклад «Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов»
статья
В связи с востребованностью на рынке труда специалистов экономического профиля и высокими требованиями, предъявляемыми работодателями, перед нами встала проблема повысить результативность педагогического процесса, который способствовал бы повышению профессиональной компетентности и профессиональной рефлексии, повышению мотивации обучения студентов. Это неизменно приводит к изменению требований к квалификационным характеристикам и личностным качествам преподавателя экономических дисциплин. Только тот преподаватель, который сам соответствует современным требованиям, может воспитать конкурентоспособного специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_delovye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_professionalnoy_kompetentnosti_studentov.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РД
Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение Республики Дагестан
«Республиканский Электромеханический колледж»
ДОКЛАД
На совет кураторов
Тема: «Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов»
Преподаватель Хайбулаева Г.А.
КИЗЛЯР 2016г.
Доклад на тему: Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в СУЗЕ. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследования многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения, что предопределило актуальность данной темы.
Наиболее эффективным методом в подготовке современных специалистов является деловая игра. Она позволяет соединить знания и умения, превратить знания из предпосылок в действия. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75%, а в деловой игре – около 90%.
Главной целью игры является подготовка специалистов, развитие профессиональной компетентности, формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях.
Деловая игра, по мнению автора, наилучшим образом приспособлена для реализации данных целей. Такие занятия позволяют имитировать живую динамическую обстановку реального, обыграть «на примерах действие конкретных факторов среды».
Учебные игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
- формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
При определении целей важно ответить на следующие вопросы;
- Для чего проводится данная деловая игра?
- Для какой категории студентов проводится данная деловая игра?
- Чему именно следует обучать студентов?
- Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Для проведения учебной игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.
В процессе обучения методикам необходимо решить две проблемы:
- обеспечить усвоение определенной суммы педагогических знаний и выработку первоначальных профессиональных компетенций;
- создать условия для формирования педагогического сознания и выработки самостоятельной позиции у будущего педагога.
Таким образом, внедрение в практику работы принципов демократизации, гуманизации, и интенсификации, направленных на «раскрепощение» студента, на развитие его активной мыслительной деятельности, требует от преподавателя перестройки самого хода организации познавательной деятельности. Активную деятельность на учебном занятии можно вызвать умелой постановкой вопроса, созданием проблемных ситуаций, занимательными заданиями, дидактическими играми и т.д. Активная познавательная деятельность студентов во многом зависит от творчества самого преподавателя. А результатом такой работы станет выпускник, способный работать творчески.
Автор: Хайбулаева Галина Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...
Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. На мой взгляд, именно при помощи деловой игры мож...
Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.
Презентация к статье...
Деловая игра как средство развития профессиональной компетентности студентов.
Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опир...
«Дипломное проектирование как средство развития профессиональной компетентности студентов»
СОДЕРЖАНИЕ1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА2.ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕ...
Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»
Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...
Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов
Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов...