Развитие творческого потенциала студентов на занятиях в мастерской «Художественная керамика»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала студентов на занятиях
в мастерской «Художественная керамика»
И.Б. Халецкая
Филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж»
На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала. Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Общим для них является включение обучающихся в творческую деятельность.
По мнению Э. Фромма творчество (креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [3].
Творческий потенциал – это широта и разнообразность творческих возможностей личности. При его развитии повышается познавательный интерес, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость [1].
В воспитательной системе работы колледжа созданы условия по развитию творческого потенциала студентов такие как: вовлечение их в деятельность кружков, студий, творческих мастерских, участие в олимпиадах, выставках, конкурсах, конференциях и т.д.
На художественно-графическом отделении работают различные мастерские, в основе которых заложена творчески активная деятельность студентов, формирующая ряд качеств, которые, в конечном итоге, положительно скажутся на характере личности будущего специалиста-педагога.
Творческая мастерская - это модель образовательного пространства, задаваемого педагогом, где субъективно задается множество отношений и связей для осуществления специальной художественной деятельности, направленной на формирование творческой личности студента. В основе мастерской лежат творческие интересы руководителя, проявляющиеся в определении содержания занятий, разработке авторской программы, выборе средств, форм и методов работы. Педагог мастерской выступает как субъект конструирования содержания образования, вводящий обучающихся в проблему через собственное восприятие и понимание ее, основываясь при этом на научности, активности, нравственной духовности. При этом объектом педагогического воздействия является студент как субъект познавательной деятельности, как самообучающаяся личность, требующая субъект-субъектных, диалогических отношений между педагогом и студентом. Активная творческая деятельность обучающегося требует создания особых условий работы, организации определенной среды, при которой учитывается психологическое состояние всех и каждого [2].
Решая проблему развития потенциала творческой личности, в колледже студенты активно занимаются в творческой мастерской «Художественная керамика».
Целью работы творческой мастерской является развитие технологических способностей студентов, необходимых для индивидуального творческого самовыражения и самоопределения в искусстве керамики.
Основными задачами является:
- создание условий для освоения технологических приемов керамики через применение комплекса образно-творческих заданий;
- создание условий для проявления творческой индивидуальности (стиля) каждого участника, развития креативных качеств, реализации творческого личностного потенциала каждого участника;
- повышение мотивации участников через выставочную, ярмарочную и конкурсную деятельность, проведение мастер-классов, возможность материального поощрения;
- развитие социального партнерства через социальные заказы по изготовлению сувенирной продукции;
- повышение мотивации к дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.
Керамика обладает безграничными пластическими, конструктивно-пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития студентов. Имеющиеся высококачественные глины с высокими пластическими свойствами, а также богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную утварь, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и другие керамические изделия, которые одновременно принадлежат к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Занятия художественной керамикой играют важную роль в эстетическом формировании художественного вкуса студентов, воспитании их патриотической гордости, уважения к вековым культурным традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями. Способствуют развитию интеллекта, творческого мышления, мелкой моторики, чувств цельности композиции, расширяют их художественный кругозор, содействует формированию объемного видения предметов, осмыслению пластических особенностей формы, творческого отношения к миру. Работа с лепным материалом развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывает организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником занятий.
Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие студентов. Личное художественное и педагогическое творчество руководителя является непременным условием успешности и качественности педагогического процесса в работе мастерской.
Мастерская художественной керамики является средой, в которой студент не только приобретает профессионально-технологическую грамотность, но параллельно решает свои социальные, педагогические, психологические, нравственные, духовные, эстетические и другие проблемы. Мастерская является формой последовательного перехода от учебно-познавательной деятельности к профессионально-творческой. Данная деятельность имеет двойной содержательный характер: подготовка к профессионально-педагогической деятельности и к профессионально-художественной.
Руководителю необходимо проектировать содержание деятельности, а также то образовательное пространство, в котором создаются и разрешаются отношения и связи по достижению определенных целей и образовательных возможностей для каждого студента, обучаемого в мастерской.
Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- методы, формы и содержание преподавания художественной керамики направлены на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности;
- использование образно-творческих заданий, направленных на развитие умения соотносить художественно-образные задачи керамики и широкого спектра материалов;
- активизация самостоятельной работы студентов, раскрывающая индивидуальные качества творческого, аналитического и исследовательского характера.
Методическими условиями, способствующими формированию и развитию творческого потенциала на занятиях по керамике, являются:
- построение теоретического курса учебного материала неразрывно связано с практической частью;
- изучение культурных центров и современных тенденций в художественной керамике;
- направленность каждого задания на решение творческих задач;
- постановка учебных задач, направленных на выявление специфики образного языка художественной керамики (формообразование, пространственная композиция, декоративность, пластичность, колорит и т.д.);
- использование наглядного материала в виде готовых изделий, фотографий, каталогов с выставок и т.д.;
- практическое освоение выразительных возможностей материалов и технологий керамики, позволяющих выявлять специфику ее художественного языка;
- активизация у студентов потребности в творческом поиске посредством постановки задач проблемного типа;
- связь методов развития художественно-творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей студентов;
- применение комплексного подхода при обучении, направленного на приобретение профессиональных художественных, ремесленнических и педагогических знаний, умений и навыков в области художественной керамики, необходимых для будущего керамиста-педагога;
- организация экскурсионной и выставочной деятельности.
В результате работы в мастерской обучающиеся:
- получают дополнительную и углубленную систему знаний и навыков в области искусства керамики;
- стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, любят свою профессию;
Работа в творческой мастерской оказывает эффективное воздействие на студентов, дает возможность индивидуализировать в процессе усвоения материала, повысить продуктивность выполнения творческой работы.
Результативностью деятельности студентов в мастерской «Художественная керамика» является:
- участие студентов с работами в периодических выставках, ярмарках-продажах колледжного, городского, районного, областного и регионального уровней;
- участие студентов с работами в конкурсах разного уровня;
- проведение мастер-классов в рамках конференций, внеурочных занятий;
- проведение тематических экскурсий в музее колледжа декоративно-прикладного искусства;
- пополнение музея колледжа декоративно-прикладного искусства экспонатами (керамическими изделиями);
- выполнение социальных заказов по изготовлению сувениров и подарков в рамках социального партнерства;
- определение выбора курсового и дипломного проектирования в области художественной керамики.
Активная деятельность и результативность студентов постоянно отмечается благодарностями, грамотами и дипломами.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
- задачи, решаемые на занятиях в мастерской, чрезвычайно разнообразны и значимы для будущих специалистов-педагогов;
- влияние занятий в творческой мастерской является неотъемлемой частью профессиональной подготовки конкурентоспособных рабочих кадров в условиях рынка труда;
- в процессе работы в мастерской у студентов развиваются такие качества, которые открывают в них созидателя. Это такие как: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. Эти показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.
Список литературы:
- Развитие творческого потенциала личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.simen.ru, свободный.- Заглавная с экрана.
- Технологии развития творческого потенциала личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: psyera.ru/tehnologii, свободный.- Заглавная с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи
Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...
Учебный проект «Развитие творческого потенциала студентов средствами компьютерных технологий»
Актуальность проекта. В условиях повышения требований к системе образования основной целью, стоящей перед современными педагогами, является создание условий для профессионального, и в том ч...
Развитие познавательного интереса и творческого потенциала студентов на занятиях гуманитарного и социально-экономического цикла с помощью инновационных технологий.
Задача современного образования - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии у обучающихся мотивации при изучении уче...
Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»
Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ
Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии кол...
Мониторинг развития творческого потенциала студентов СПО на занятиях по дисциплине «Общая психология»
Статья по проблеме отслеживания развития творческих способностей на занятиях по дисциплине "Общая психология"....
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...