Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе
план-конспект урока

Старикова Наталья Васильевна

Формирование фонетически внятной речи.  Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.1 КБ
Файл pervotsvety.docx237.45 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Технологическая карта занятия по формированию речевого слуха

 и произносительной стороны устной речи

в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)

в 5 «А» классе

Стариковой Натальи Васильевны,

учителя-дефектолога

высшей квалификационной категории

2018 уч. г.

Учебный предмет

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Класс

 5 «А»

Тема 

Дифференциация звуков [Л-Р] в слогах, словах, фразах.

Текст по теме «Сезонные изменения в природе».

Цель урока:

  1. Формирование фонетически внятной речи.
  2. Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов.

Задачи урока:

-Закреплять навыки правильного, дифференцированного произношения звуков  [Л-Р] в слогах, словах, фразах в разных позициях при чтении и в самостоятельной речи;

-Использовать остаточный слух для самоконтроля произношения   посредством слухового восприятия речи с помощью ИСА и специальной звукоусиливающей аппаратуры;

-Развивать слуховое внимание, шепотную речь, мышление, умение передавать различные эмоциональные оттенки высказывания;

-Воспринимать неречевые звучания  с электронных носителей и речь посторонних людей;

-Закреплять полученные знания, умение рассуждать, самостоятельно вести диалог с малознакомыми людьми.

Оборудование

 Зеркало, беспроводная FM система Phonak, профили звуков,  компьютер, презентации, картинки, таблички

Планируемый результат

Предметный:

Сформирован самоконтроль произношения звуков [Л-Р] в самостоятельной речи.  Умеет  различать на слух предложения и вопросы с ИСА расстоянии 6 м. Совершенствуются навыки общения (диалогическая, монологическая речь). Умеет передавать различные эмоциональные оттенки высказывания.

Личностный:

Ученица умеет сопереживать, выражать собственные мысли и чувства в простых по форме высказываниях. Говорит понятно для окружающих.

Метапредметный:

Делает простые выводы, обобщения, умеет переносить знания в измененные условия.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Формирование произношения

-Здравствуй, …..!

-У нас гости, поздоровайся с ними.

-Сегодня на занятии мы будем говорить звуки. Посмотри на профили и назови их.

-Дай характеристику звуку Л.

-Дай характеристику звуку Р.

-Чем они отличаются?

На протяжении всего занятия контролируй, пожалуйста, эти звуки.

-Здравствуйте, Наталья Васильевна!

-Здравствуйте!

- Это звуки Л и Р.

-Согласный, твердый, звонкий, протяжный, язычный.

-Звук Р – вибрант.

Неречевое восприятие

Игра «Определи звук»

- Какая тема нашего занятия?

- Какая бывает природа?

-Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, шумов, тайн и загадок.

-Я предлагаю тебе определить звуки живой или неживой природы.

-Как называется эта картина?

-Кто автор этой картины?

-Эти признаки характерны для какого времени года?

-Тема занятия « Сезонные изменения в природе»

-Природа бывает живая и неживая.

-Капель с крыши - это неживая природа, а пение птиц – живая.

-Ручеек в лесу – это неживая природа.

-Грачи – это живая природа. (Их так называют от слова граять – каркать).

-Картина называется «Грачи прилетели»

-Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов.

- Это характеризует весну.

Игра «Толстые и тонкие вопросы»

-Сейчас я буду задавать тебе вопросы, и говорить утверждения. Если я возьму узкий листок бумаги, ты будешь отвечать кратко, а если широкий – полным, развернутым ответом.

Как называется второй месяц весны?

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Растаял снег, потому что побежали ручьи.

Как называются цветы, которые зацветают первыми?

-Какие первоцветы ты знаешь?

-Хорошо.

-Апрель.

- Прилетели грачи, потому что пришла весна.

- Побежали ручьи, потому что растаял снег.

-Первоцветы.

-Медуница, мать и мачеха, ландыши, одуванчики, подснежники.

III. Развитие слухового восприятия

-Попроси кого-нибудь из гостей прочитать тебе легенду.

Жил на свете человек. Были у него жена и дочь. Но случилось так, что ушёл он жить к другой женщине, оставив жену и дочь. Женщина та была очень злая. Не нравилось ей,  что её муж встречается со своей дочерью и дарит ей подарки. Уговорила она мужа привести девочку к ней тайком от матери, мол, хочет ей гостинцев дать. Когда отец привёл дочку, мачеха напоила его сонным зельем, а сама с девочкой гулять пошла. Подвела её к обрыву и толкнула. Полетела девочка вниз, но зацепилась платьем за камень и повисла.  Смотрит  мать, нет ребёнка дома, забеспокоилась. Побежала мать, предчувствуя беду. Возле обрыва увидела мачеху. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно пропасти. Девочку спасли. А мать и мачеха разбились. С тех пор весь обрыв покрывается весною растением.

-Какое это растение?

-Что ты почувствовала, когда слушала эту легенду?

-Давай оформим мысли с помощью

-….прочитайте мне, пожалуйста, легенду.

-Спасибо, ….!

-Мать и мачеха.

Я почувствовала тревогу, когда мачеха с …пошла гулять.

Я почувствовала сожаление, потому что погибла ….

Я почувствовала радость, потому что спасли ….

Я не чувствовала веселья, потому что рассказ ….

Работа с новой фразой

ТЕПЛО В ЖИЗНИ ИДЁТ ОТ МАТЕРИ, НУ А ХОЛОДОК, ОТ МАЧЕХИ.

Пронотируй фразу.

-Какие первоцветы ты знаешь?

-Назови личные местоимения.

-Тепло в жизни идет от (МАЧЕХИ), а холодок от (матери).

-Медуница, мать и мачеха, ландыши, одуванчики, подснежники.

-Здесь ошибка. Тепло в жизни идет от (МАТЕРИ), а холодок от (МАЧЕХИ).

IV. Итог занятия.

Рефлексия

……., закончи предложения, оцени себя.

-Наше занятие закончено. До свиданья!

Мне понравилось на занятии…

Было трудно…

Я удивилась…

-До свидания!        

Самоанализ урока

Тема : «Сезонные изменения в природе». Дифференциация звуков Р-Л.

Учитель-дефектолог: Старикова Н.В.

Тип занятия: урок усвоения нового материала.

На занятии использовалась индивидуальная  формы работы. Ученица имеет 2 -3 степень тугоухости, сохранный интеллект, воспитывается в семье слабослышащих.

Методы обучения:

-Словесные методы обучения

- Наглядные методы обучения

- Проблемно - поисковые методы обучения

- Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

- Методы контроля и самоконтроля в обучении

(самооценка и самоанализрефлексия)

Сегодняшнее занятие было  вторым в разделе Сезонные изменения в природе.

Его целевое назначение – усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Занятие было  призвано способствовать формированию у учащейся бережного отношения к природе, выработке самоконтроля произношения

Оно включало в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.

При проведении занятия я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип  активности учащейся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода.

Чтобы решить задачи занятия, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащейся. Главный акцент был направлен на расширение знаний, накопление активного словаря по данной теме, умение вступать в диалог с посторонними людьми.  Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько ученица усвоила данную тему.

Я считаю, что поставленные цели и задачи занятия получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу одуванчик из учебника               C:\Users\Наталья\Desktop\ландыш.jpgсканирование0001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...

Индивидуальное занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))

Данное индивидуальное занятие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)

Формирование самоконтроля произношения звука [Л] в самостоятельной речи.  Умение  различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 1-2м. Совершенствуются навыки общения (диалогиче...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе

Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной  речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе

Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения

Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.Цели: ФП. дифференцировать произношение зву...