Конспекты уроков по математике 1-2 класс.
материал
Конспекты уроков по математике 1-2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_urokov_po_matematike_2_klass.docx | 134.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 11
Тема: ЧИСЛО И ЦИФРА 3. КАК ПОЛУЧИТЬ ЧИСЛО 3
Педагогические цели: создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами; развития наблюдательности, привития детям аккуратности; научить писать цифру 3.
Планируемые результаты (предметные): уметь соотносить число 3 и его графическую запись – цифру 3.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные: уметь работать в паре, участвовать в учебном диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Познавательные: уметь сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие; группировать предметы на основе существенных признаков; отвечать на простые вопросы учителя по сюжетной картинке.
Личностные: осваивают роль ученика; проявляют интерес (мотивацию) к учению; оценивают жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Сценарий урока
I. Повторение изученного материала.
1. Упражнение в умении соотносить число и цифру.
Работа с наборным полотном.
– Поставьте на наборное полотно:
2 яблока; 2 груши;
1 апельсин; 1 собачку;
1 клубнику; 2 котят и т. д.
– Назовите в классе (школе) предметы, количество которых можно записать цифрой 1.
Карточку с цифрой учитель вывешивает на доску.
– Назовите предметы, количество которых можно записать цифрой 2.
Карточку с цифрой учитель вывешивает на доску.
2. Составление рассказа (математического) с использованием изученных чисел 1, 2.
Работа с сюжетной картинкой.
– Составьте небольшой рассказ по рисунку.
– Нарисуйте в тетрадях (рабочих) столько квадратов, сколько котят играет. Запишите цифрой, сколько квадратов нарисовали.
– Нарисуйте столько треугольников, сколько котят прибежало. Запишите цифрой, сколько треугольников нарисовали.
Взаимопроверка.
II. Изучение нового материала: образование числа 3.
Работа с наборным полотном.
– Составьте короткие (математические) рассказы.
Например: выставляются две бабочки, затем добавляется ещё одна. Учащиеся составляют рассказ: было две бабочки, к ним прилетела ещё одна. Стало три бабочки.
– Какой цифрой можно записать число бабочек сначала? (Цифрой 2.)
– Запишите эту цифру (или поставьте на наборное полотно).
– Какой цифрой запишем число бабочек, которые прилетели? (Цифрой 1.)
– Запишите (поставьте на наборное полотно) цифру 1.
– Как записать, что стало три бабочки?
– Правильно, число 3 записывается с помощью цифры 3.
На доске учитель вывешивает увеличенный образец цифры 3.
III. Знакомство с цифрой 3.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 3.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 3?
Это – месяц дугой, ниже месяц другой.
А теперь – посмотри: получилась цифра… (три)!
Г. Виеру
2. Анализ образца, письмо цифры 3.
Учащиеся анализируют образец цифры 3 и прописывают цифру: в воздухе; по точкам; самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
IV. Формирование умения соотносить число и цифру.
Работа с учебником (с. 26).
– Рассмотрите рисунок в учебнике. К какой сказке он выполнен? («Три медведя».)
– Каких предметов на этом рисунке три? Каких – два? Каких – только один?
Работа с учебником и наборным полотном.
– Поставьте на наборное полотно столько красных треугольников, сколько медведей на рисунке.
– Ниже поставьте столько зелёных треугольников, сколько целых стульев на рисунке.
– Ещё ниже поставьте столько синих треугольников, сколько девочек на рисунке.
– Внимательно посмотрите на доску и скажите, что больше: 1 или 2, 2 или 3?
– На сколько 2 больше 1; 3 больше 2?
– Как получить число 2? (К одному добавить ещё один.)
– Как получить число 3? (К двум добавить один или к одному добавить (прибавить) два.)
– На полях учебника изображены монеты. Какого они достоинства?
– Какими монетами можно заплатить, если товар стоит 3 рубля; 2 рубля?
Работа с тетрадью (с. 10).
– Рассмотрите рисунок. Составьте небольшой рассказ по рисунку.
– Закрасьте такое количество кругов, сколько изображено собак на рисунке.
– Какие цифры и каким образом записаны в следующем задании. (Записаны цифры 1, 2, 3. Они записаны по порядку.)
– Чем отличается первая запись: 1, 2, 3 от второй: 3, 2, 1? (В первой записи числа записаны от меньшего к большему, т. е. увеличиваются, а во второй – наоборот: от большего к меньшему, то есть уменьшаются.)
– Порядок, при котором числа увеличиваются, называется порядком увеличения, а порядок, при котором числа уменьшаются, называется порядком уменьшения.
– Запишите цифры в тетради в соответствующем порядке.
V. Работа над развитием наблюдательности (задание 2, с. 27 учебника и задание, расположенное на полях).
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему научились на уроке? Что получилось лучше всего?
Урок 12
Тема: ЗНАКИ «+» (ПРИБАВИТЬ), «–» (ВЫЧЕСТЬ),
«=» (ПОЛУЧИТСЯ)
Педагогическая цель: создать условия для формирования умения пользоваться знаками «+», «–», «=»; развития внимания, логического мышления; навыка чтения равенств разными способами; закрепления знаний об изученных числах.
Планируемые результаты (предметные): уметь понимать значение знаков «+», «–», «=»; читать полученные равенства.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать в своей деятельности счётный материал.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием об-щественной полезности своего труда и своей жизни в целом; стараются проявить по назначению приобретённые математические способности.
Сценарий урока
I. Повторение изученного материала.
1. Расположение чисел по порядку.
На доске записаны числа: 2, 1, 3.
– Расположите числа по порядку.
Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.
– Как записали числа? Прочитайте.
– Записал ли кто-то из вас числа в другой последовательности? Прочитайте.
– Допишите недостающий вариант в ваших тетрадях.
2. Работа с наборным полотном.
– Поставьте на наборное полотно: 2 яблока; 3 гриба; 1 апельсин и т. д.
3. Задание в тетради (задание 3, с. 10).
Учащиеся рисуют морковки, яблоки, грибы в соответствии с записанными цифрами.
Взаимопроверка.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками «плюс» (+), «минус» (–), равно (=).
– Составьте короткий рассказ по рисункам (с. 28 учебника) или по наборному полотну.
Например: на полянке гулял один ёжик. К нему прибежал другой. Стало два ёжика.
– Сколько ёжиков было сначала? (Один.)
Запись на доске: 1.
– Сколько ёжиков прибежало к нему? (Один.)
Запись на доске: 1.
– Сколько ёжиков стало? (Два.)
Запись на доске: 2.
– Ёжиков стало больше или меньше? (Больше.)
– Для того, чтобы показать, что ёжиков стало больше или их число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).
Запись на доске: 1 + 1 2
– Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).
Запись на доске: 1 + 1 = 2
– Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение вслух).
– А можно иначе: «К одному прибавить один, получится два». (Чтение вслух.)
– Составьте рассказ по следующему рисунку в учебнике. (Было 3 зайчика. Потом 2 зайчика ушли. Остался один зайчик.)
– Сколько зайчиков было? (Три.) Сколько ушло? (Два.) Сколько осталось? (Один.) Больше или меньше стало зайчиков? (Меньше.) Верна ли будет запись: 3 + 2? (Нет.) Почему? (Зайчиков стало меньше.)
– В математике для того, чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).
Учащиеся исправляют и продолжают запись: 3 – 2 = 1.
Запись выполняется карточками из кассы цифр.
– Данную запись можно прочитать так: «Три минус два равно одному». (Чтение вслух.) Или по-другому: «Из трёх вычесть два, получится один». (Чтение вслух.)
2. Пропись изученных знаков.
Работа в тетради.
– Для того чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+», «–», «=».
Учитель показывает учащимся, как правильно пишутся знаки «+», «–», «=». Затем учащиеся «прописывают» их в воздухе, обводят по точечным контурам и пишут самостоятельно. (Знак «равно» прописывают в рабочих тетрадях.)
Далее для того чтобы проверить, как учащиеся усвоили новый материал, учитель может продиктовать несколько выражений, которые ученики записывают в тетрадь. Один из учащихся выполняет работу на доске.
Например: к одному прибавить два, получится три. Из двух вычесть один, получится один. И т. д.
– Такие записи называются равенствами, так как в них есть знак «=».
III. Формирование умения правильно использовать знаки «+», «–».
1. Упражнение в умении правильно использовать знаки «+», «–». Чтение равенств.
Запись на доске:
1 1 = 2 3 1 = 2 2 1 = 1 | 2 1 = 3 3 2 = 1 1 2 = 3 |
– Что заметили? (Пропущены знаки «+», «–»).
– Вставьте нужные знаки, докажите правильность сделанного вами выбора.
Например: 1 1 = 2. Было 1, стало 2. Число стало больше, значит, пропущен знак «+».
– Прочитайте равенства разными способами. (Один плюс один равно двум).
– Как можно по-другому прочитать это же равенство? (К одному прибавить один, получится два.)
– Сделать число больше – значит увеличить его, поэтому данное равенство можно прочитать и так: «Один увеличить на один, получится два».
3 1 = 2. Было 3, стало 2. Число стало меньше, значит, пропущен знак «–».
– Прочитайте. (Три минус один равно двум.)
– Как можно иначе прочитать данное равенство? (Из трёх вычесть один, получится два.)
– Сделать число меньше – значит уменьшить его, и это равенство можно прочитать следующим образом: «Три уменьшить на один, получится два».
Аналогичная работа проводится с остальными равенствами.
2. Составление математического рассказа с использованием знаков арифметических действий «+», «–».
Работа с учебником (с. 29).
– Рассмотрите рисунки в задании 1, составьте по ним краткий математический рассказ и запишите в тетради числовое выражение, соответствующее рисункам, и его решение.
IV. Пропедевтика темы «Задача» (с. 29).
– Составьте краткий (математический) рассказ по рисунку 2. (На ветке было три листика. Один листик упал на землю. Осталось два листика.)
– А теперь измените ваш рассказ таким образом, чтобы нужно было спросить о том, сколько листиков осталось. (На ветке было три листика. Один листик упал на землю. Сколько листиков осталось?)
– Ответьте на поставленный вопрос. (На ветке осталось два листика.)
– Запишите при помощи цифр и знаков ваш рассказ о листиках. (3 – 1 = 2.)
V. Работа с геометрическим материалом (с. 29).
– Рассмотрите кораблик, изображенный на полях учебника. Что хотите сказать? Из каких геометрических фигур состоит кораблик?
– Начертите точно такой же кораблик в ваших тетрадях, а затем раскрасьте его.
Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
Вопросы: Какие знания приобрели на сегодняшнем уроке? Что особенно запомнилось? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Чем?
Урок 13
Тема: ЧИСЛО И ЦИФРА 4
Педагогическая цель: создать условия для формирования умения составлять и читать равенства, соотносить числа с соответствующей цифрой; закрепления знаний об изученных числах.
Планируемые результаты (предметные): знать состав числа 4; уметь писать цифру 4; составлять и читать равенства.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение математического задания.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; умеют задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и отвечать на него.
Сценарий урока
I. Составление равенств. Образование числа 4.
– Составьте короткие (математические) рассказы (по наборному полотну).
Например, можно выставить 2 собачки, затем добавить ещё 1. Составляют рассказ: «Было 2 собачки, прибежала 1. Стало 3 собачки».
– Измените ваш рассказ таким образом, чтобы нужно было спросить о том, сколько собачек стало. (Было 2 собачки, прибежала 1. Сколько собачек стало?)
– Запишите при помощи цифр и знаков рассказ о собачках. (2 + 1 = 3.)
Учитель выставляет 3 предмета, например, медвежат, а затем добавляет ещё одного. Учащиеся составляют математический рассказ, в котором задают вопрос: «Сколько медвежат стало?».
– Как ваш рассказ можно записать при помощи цифр и знаков? (3 + 1.)
– Сколько медвежат стало? (Стало 4 медвежонка.)
– Как записать, что стало 4 медвежонка? (При помощи цифры 4.)
– Но для того, чтобы записать ответ на поставленный вопрос и закончить запись равенства, необходимо научиться писать цифру 4.
II. Анализ образца и письмо цифры 4.
Учитель вывешивает увеличенный образец цифры 4.
– Что вам напоминает цифра 4?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
Г. Виеру
Учащиеся анализируют цифру, затем «прописывают» её в воздухе, обводят по точкам и контурам, а потом пишут самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
III. Формирование умения соотносить число и цифру.
Работа с учебником (с. 30).
– Рассмотрите в учебнике рисунок 2.
– Запишите в тетради цифрами: сколько морковок; сколько птичек; сколько рыбок.
– Каких предметов на рисунке столько же, сколько морковок; столько же, сколько птичек; столько же, сколько рыбок?
IV. Пропедевтика темы «Задача». Чтение равенств.
Работа в тетради (с. 11).
– Составьте по рисункам рассказы, используя слово «сколько».
– К какому рисунку подойдёт первая запись? Докажите.
– Соедините рисунок с соответствующим равенством.
– Прочитайте равенство разными способами. К какому рисунку подойдёт вторая подпись?
– Почему так считаете? Соедините рисунок и равенство. Прочитайте равенство по-разному.
Работа по учебнику (с. 31).
– Рассмотрите рисунок 2. Составьте краткие рассказы. Соотнесите рисунки с записанными рядом равенствами. (Равенство 3 – 1 = 2 – «лишнее».)
– Придумайте рассказ к этому равенству.
V. Сравнение чисел. Пропедевтика темы «Равенства. Неравенства».
Учитель может использовать задание 1 учебника (с. 31) или наборное полотно и счётный материал.
– Что больше 1 или 2? На сколько?
– Что меньше 3 или 4? На сколько?
– Что больше 4 или 2? На сколько?
– Что меньше 1 или 3? На сколько? И т. д.
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали?
У р о к 19. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели: развивать вычислительные навыки учащихся, умение решать задачи изученных видов; продолжать формировать умение записывать условие и вопрос задачи двумя способами: краткой записью и чертежом-схемой; отрабатывать умение преобразовывать величины, чертить отрезки заданной длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
8 8 8 8 8 8
15 15 15 15 15 15
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Какое число и какой знак пропущены?
3. Выявите закономерность и продолжите ряд двузначных чисел.
(Решение: 98, 87, 76, 65, 54, 43, 32, 21, 10.)
IV. Решение выражений.
На доске записано задание 4 (с. 25 учебника, часть 1).
– Рассмотрите внимательно запись на доске.
– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить? (Вместо звёздочек вставить знаки «+» или « –».)
Далее ученики, рассуждая, выполняют задание.
После этой работы им также может быть предложено задание 5 (с. 25 учебника, часть 1).
Задание может выполняться детьми в парах или группах. Каждой группе (паре) может быть предложен как весь номер, так и какая-то его часть (к примеру, один столбик).
Проверить задание можно фронтально или индивидуально, по мере выполнения работы каждой группой.
(Решение:
6 + 6 – 1 46 – 6 + 4 60 + 6 – 1
5 + 5 – 1 55 – 5 + 5 50 + 5 – 1
4 + 4 – 1 64 – 4 + 6 40 + 4 – 1
3 + 3 – 1 73 – 3 + 7 30 + 3 – 1
2 + 2 – 1 82 – 2 + 8 20 + 2 – 1
1 + 1 – 1 91 – 1 + 9 10 + 1 – 1).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают текст задачи 1 (с. 25 учебника, часть 1), соотносят его с краткой записью и чертежом-схемой, данными в учебнике.
– Объясните, как составлена краткая запись.
– Объясните, как составлена схема.
– Решите задачу, опираясь на краткую запись или схему.
(Один учащийся выполняет работу на доске.)
– Проверьте выполненную вами работу.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
– Прочитайте текст задачи 2 (с. 25 учебника, часть 1).
– Что в задаче известно?
– Каков вопрос задачи?
– Назовите данные и искомое числа.
– Запишем задачу кратко.
Было – ?
Подарила – 2 з.
Осталось – 5 з.
– Каким действием нужно решать задачу?
– Почему сложением? Ведь Таня подарила значки. (Потому что находим большее число, то, что было.)
– Рассмотрите чертежи-схемы, приведённые ниже.
– Какой из них соответствует прочитанной вами задаче? (Данной задаче соответствует первый чертёж-схема.)
– Почему вы так считаете?
– Составьте задачу по второй схеме. (У Тани было 7 значков. 2 значка она подарила подруге. Сколько значков осталось у Тани?)
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите отрезок длиной 6 см.
– Ниже начертите отрезок, который на 20 мм короче первого.
– Какова длина второго отрезка?
– На сколько сантиметров второй отрезок короче первого?
– На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго?
VII. Самостоятельная работа учащихся.
В заключение урока (если позволяет время) учащимся может быть предложена небольшая самостоятельная работа, целью которой является проверка вычислительных навыков учащихся и умения сравнивать именованные числа.
*К-1.
1. Сравнить:
1 дм* 9 см 1 дм 7 см * 17 см
2 см * 20 мм 10 см * 1м
2. Найти значения выражений:
18 – 8 6 + 4 + 5
14 – 6 3 + 7 + 8
9 + 3 16 – 6 – 2
10 + 8 12 – 2 – 4
*К-2.
1. Сравнить:
10 дм * 1 м 2 см * 1 см 6 мм
3 дм * 30 см 15 см * 1 дм 5 см
2. Найти значения выражений:
19 – 9 14 – 4 – 7
15 – 7 18 – 8 – 1
8 + 4 5 + 5 + 3
10 + 2 2 + 8 + 9
VIII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Что вам особенно понравилось?
– Что было трудным?
– Как вы думаете, почему?
У р о к 20. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: продолжать работу над задачами изученных видов; совершенствовать умение учащихся составлять задачу по данной краткой записи и записывать задачу при помощи чертежа-схемы; развивать вычислительные навыки учеников; закреплять умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать именованные числа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
9 9 9 9 9
19 19 19
91 91 91
– Что хотите сказать?
– Какова роль цифры 9 в числах 9, 19, 91?
– Какова роль цифры 1 в числах 19 и 91?
III. Устный счет.
2.
– Увеличьте на 6 числа: 20, 40, 60, 80.
– Уменьшите на 1 числа: 90, 70, 50, 30.
– На сколько число 10 больше числа 6? (Числа 7? Числа 8?)
Задание выполняется при помощи сигнальных карточек.
IV. Решение выражений.
На данном этапе урока учащиеся решают выражения, опираясь на знание разрядного состава числа, а также на знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20.
1. Запись чисел на основе знания разрядов числа (десятков, единиц).
Учащиеся заполняют таблицу (она записана на доске).
З а п и с ь в таблице:
Работа по таблице проводится фронтально.
2. Работа по учебнику.
Учащиеся выполняют задание 7 (с. 26 учебника, часть 1).
Устно, под руководством учителя разбирается первый столбик, где дети представляют данные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Затем самостоятельно, с последующей взаимопроверкой, учащиеся решают второй и третий столбики задания.
V. Работа над задачами.
1. Составление задач по краткой записи.
Учащиеся рассматривают рисунок в задании 1 (с. 26 учебника, часть 1), затем читают краткие записи задач, приведённые ниже.
– Сравните краткие записи задач.
– Что заметили?
– Как вы думаете, эти задачи являются обратными?
– Почему так считаете?
Далее учащиеся составляют две задачи и записывают их решение.
Аналогично разбирается задание 2 (с. 26 учебника, часть 1), в котором учащиеся так же, как и в предыдущем задании, составляют задачу, опираясь на рисунок и краткую запись, а затем решают её.
2. После этой работы дети читают задачу 4 (с. 26 учебника, часть 1), выделяют в ней условие и вопрос, данные и искомые числа, затем под руководством учителя составляют краткую запись, после чего самостоятельно записывают решение и ответ задачи.
1) 8 – 2 = 6 (берёз).
2) 8 + 6 = 14 (д.) всего.
О т в е т: 14 деревьев всего.
VI. Групповая работа.
В качестве групповой работы ученикам могут быть предложены следующие задания: № 5 (с. 26 учебника, часть 1) и задание на полях с. 26 учебника (часть 1).
Проверка проводится фронтально (по одному представителю от каждой группы рассказывают, как они выполняли задания).
VII. Сравнение именованных чисел.
В заключение урока ученики выполняют задание, в котором отрабатывают умение сравнивать именованные числа. С этой целью детям может быть предложено задание 6 (с. 26 учебника, часть 1) или другое, подобное задание, подобранное учителем.
Учащиеся, рассуждая, выбирают нужный знак.
Н а п р и м е р:
5 дм * 1м
В 1 м содержится 10 дм, 5 дм < 10 дм.
Значит, 5 дм < 1 м.
38 мм * 4 см
В 1 см содержится 10 мм, в 4 см – 40 мм, 38 мм < 40 мм.
Значит: 38 мм < 4 см.
И т. д.
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Оцените свою работу на уроке.
У р о к 21. ЧАС. МИНУТА
Цели: познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над формированием умения решать выражения вида 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30; продолжить работу над обратными и составными задачами; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
5 5 5 5 5
50 50 50 50
– Что хотите сказать?
– Какова роль цифры 5 в числе 5?
– В числе 50?
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Найдите выражения, в которых ответами являются круглые числа:
10 + 7 80 – 30 40 + 50
20 – 10 18 – 10 9 + 10
– Какое число пропущено?
.
IV. Изучение нового материала.
1. Работу над новым материалом можно начать с загадки:
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
(Часы.)
– Для чего людям нужны часы?
– Знаете ли вы, что человек изобрел часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посредине колышек. Идет по небу солнышко – идет по площадке тень от колышка. Она и показывает время (часы). Но такие часы хороши были только днем и в солнечную погоду.
Пришлось тогда людям придумывать другие часы. Появились водяные, песочные и даже часы из свечки.
– Какие часы знаете вы?
– Сегодня люди пользуются механическими и электронными часами. А ученые изобрели атомные часы, которые показывают самое точное время.
Далее учитель показывает ученикам модель часов.
– Обычно у часов бывает две стрелки. Маленькая стрелка – часовая, она двигается медленно, еле-еле и проходит расстояние от одного большого деления до другого за 1 час. Эта стрелка – часовая.
Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Она длиннее и тоньше часовой и проходит расстояние от одного маленького деления до другого за одну минуту. Эта стрелка – минутная.
(Учащиеся могут сказать, что видели часы с тремя стрелками, учитель поясняет, что третья стрелка – секундная, она самая тоненькая и самая «быстрая», расстояние от одного деления до другого она проходит за одну секунду.)
Затем на доску вывешивается т а б л и ц а.
2. Упражнение в определении времени по часам. Рассматриваются рисунки в задании 2 (с. 27 учебника, часть 1).
– Какое время показывают часы?
– Как будут расположены стрелки часов, когда пройдет 1 час? (Предлагает показать на модели часов.)
– На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 часов 25 минут?
Затем дети показывают на модели часов различное время (перед тем как начать работу, учитель должен напомнить детям, что расстояние от одного большого деления до другого минутная стрелка проходит за 5 минут).
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу в задании 4 (с. 27 учебника, часть 1).
После того как выделены условие и вопрос задачи, названы данные и искомое числа, ученики составляют краткую запись и схему-чертёж.
Затем к этой задаче составляются две обратные.
(Купили 12 билетов, из них – 7 билетов в кино, а остальные – в театр. Сколько купили билетов в театр?
Купили 12 билетов, из них – 5 билетов в театр, а остальные – в кино. Сколько билетов в кино купили?)
Далее ученики под руководством учителя разбирают задачу 3 (с. 27 учебника, часть 1).
Коллективно составляется краткая запись, затем дети самостоятельно записывают решение и ответ задачи. После проверки выполненной учащимися работы учитель просит детей изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась двумя действиями (стала составной).
Ученики изменяют вопрос (Сколько времени заняли две партии?) и записывают решение второй задачи.
VI. Самостоятельная работа.
В заключение урока учащиеся выполняют самостоятельно задание 5 (2-й и 3-й столбики) на с. 27 учебника, часть 1, с последующей взаимопроверкой.
VII. Итог урока.
– Какие открытия сделали на уроке?
– Что показалось особенно интересным, необычным?
– Какова ваша работа на уроке?
У р о к 22. ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ. ДЛИНА ЛОМАНОЙ
Цели: познакомить учащихся с тем, как измеряется длина ломаной линии; продолжать работу над задачами и выражениями изученных видов; закреплять умение учащихся сравнивать именованные числа; развивать внимание, наблюдательность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
10 10 10 10 10
III. Устный счет.
1. Какое число пропущено?
2. Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:
18 * 8 * 5 = 15 20 * 1 = 19
36 * 30 * 6 = 10 16 * 1 = 17
3. Решите круговые примеры:
6 + 6 7 + 4 14 – 5 13 – 7 8 + 6 9 + 4 11 – 3 12 – 5
Решение:
6 + 6 = 12
12 – 5 = 7
7 + 4 = 11
11 – 3 =8
8 + 6 = 14
14 – 5 = 9
9 + 4 = 13
13 – 7 = 6
6 + 6 = 12
IV. Работа с геометрическим материалом.
Н а д о с к е:
– Назовите фигуры, изображенные на доске. (Отрезок, прямая, кривая, ломаная, ломаная.)
– Сколько звеньев в ломаной под номером 4? (Четыре.)
– Сколько звеньев в ломаной под номером 5? (Три.)
– Сколько звеньев в ломаной, изображенной в учебнике на рисунке (задание 2, с. 28, часть 1)? (Три.)
– Измерьте каждое звено ломаной. (5 см, 3 см, 3 см.)
– Найдите сумму длин всех звеньев ломаной. (11 см.)
– Это длина ломаной линии.
– Начертите в тетрадях ломаную линию, длина которой равна 11 см.
– Найти длину ломаной линии можно и другим способом: при помощи циркуля.
Учитель показывает ученикам, как с помощью циркуля можно определить длину ломаной, а затем учащиеся упражняются в измерении длин различных ломаных линий двумя способами.
Рассматривая ломаные, изображённые на полях учебника (с. 28, часть 1), ученики повторяют понятия «замкнутая ломаная», «незамкнутая ломаная».
Далее учитель просит детей измерить отрезки, данные на полях страницы 27 (учебник, часть 1), и, используя их, построить ломаную линию, а затем узнать её длину.
V. Сравнение именованных чисел.
На данном этапе урока учащиеся закрепляют умение сравнивать именованные числа. С этой целью учитель может использовать задание 10 (с. 29 учебника, часть 1) или другое аналогичное задание.
Прежде чем приступить к работе, дети повторяют, сколько миллиметров содержится в 1 сантиметре, сколько сантиметров содержится в 1 дециметре и т. д.
Задание может выполняться с комментированием или самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
VI. Работа над задачами.
Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать задачи в задании 4 (с. 29 учебника, часть 1).
– Что заметили? (В задачах недостаёт вопросов и данных чисел. В первой задаче имеются все данные числа, однако о высоте клёна не сказано, выше или ниже он берёзы.)
Далее учащиеся добавляют в задачи необходимые сведения и решают их устно.
Затем идёт работа над задачами 6, 7 (с. 29 учебника, часть 1).
К задаче 6 ученики под руководством учителя составляют краткую запись, после чего рассматривается несколько способов решения данной задачи.
Прошло – 2 ск. п. и 6 т. п.
Остановилось – 3 п.
Прошло без остановки – ?
I. 1) 6 + 2 = 8 (п.) прошло.
2) 8 – 3 = 5 (п.) не остановилось.
II. 1) 6 – 3 = 3 (т. п.) не остановилось.
2) 3 + 2 = 5 (п.) не остановилось всего.
О т в е т: без остановки прошло 5 поездов.
К задаче 7, так же как и к предыдущей задаче, под руководством учителя составляется краткая запись, а затем дети самостоятельно решают её с последующей фронтальной проверкой.
VII. Определение времени по часам.
В заключение урока дети выполняют задание 5 (с. 29 учебника, часть 1), в котором определяют время по часам, изображённым на рисунках.
VIII. Итог урока.
– Чему научились сегодня на уроке?
– Какое задание заинтересовало вас больше всего?
– Чем?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"
В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....
Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Конспект урока в 8 классе.
Данный материал является разработкой конспекта урока в 8 классе. Урок разработан к УМК "Сферы" издательства "Просвещение"...
План-конспект урока во 2 классе
план-конспект урока английского языка во 2 классе при обучению чтению...
Конспект урока в 5 классе по теме "Фонетика. Повторение изученного."
Путешествие в чарующий мир букв и звуков...
Конспект урока "Омонимы" 5 класс
Разработка урока....
Конспект урока в 10 классе
Конспект урока в 10 классе. УМК Spotlight ...
План-конспект урока во 2 классе
План-конспект урока английского языка во 2 классе. Тема: «Иззи – это животное?»...