Рабочая тетрадь практических занятий по русскому языку
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»
Рабочая тетрадь
практических занятий по дисциплине
«Русский язык»
за 2019 – 2020 учебный год
студент___ гр. _____
___________________________________
Практическое занятие № 1.
Задание 1. Составьте заявление на имя директора колледжа с просьбой Задание 2. Составьте доверенность на получение вашей стипендии
перенести сдачу экзамена или курсовой работы на две недели.
.
Задание 3. Составьте автобиографию.
Практическое занятие № 2.Задание: затранскрибируйте отрывок из произведения Лермонтова
Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле!
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3.
Задание 1: К словам левого столбца подберите разнокорневые антонимы, к словам правого — однокорневые.
Образец: счастье — горе, счастье — несчастье.
счастье — правда — мягкий — молодость — тепло — здоровый — красивый — | счастье — правда — одаренный — спорный — порядок — здоровый — красивый — |
Задание 2. Запишите по 10 примеров архаизмов и историзмов
Историзмы | Архаизмы |
Задание 3. Найдите омонимы и определите их значение
Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Снег сказал: — Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей. Сев в такси, Спросила такса: — За проезд Какая такса? |
Практическое занятие № 4.
Задание 1: Объясните значение фразеологизмов
Человек с большой буквы _______________________________________________ молоко на губах не обсохло _____________________________________________
телеграфный столб ____________________________________________________
мастер на все руки_____________________________________________________ абсолютный ноль ______________________________________________________ ветер в голове _________________________________________________________ светлая личность ______________________________________________________
ума палата ____________________________________________________________ белая ворона _________________________________________________________ не робкого десятка____________________________________________________
Задание 2. Обозначьте свободные словосочетания цифрой 1, а фразеологические обороты цифрой 2.
Хорошо писать ( ), спустя рукава ( ), белая ворона ( ), удельный вес ( ), гашеная известь ( ), белая известь ( ), бить тревогу ( ), бить ногой ( ), бить баклуши ( ), уйти из дома ( ), уйти в себя ( ), уйти в свою скорлупу ( ), в три ручья ( ), в три погибели ( ), в три кармана ( ), первая скрипка ( ), первая перчатка ( ), первая победа ( ), отвечать головой ( ), рыдать навзрыд ( ), прямой угол ( ), щекотливое дело ( ).
Практическое занятие № 5.
Задание 1: Вставьте пропущенные буквы
Проверяемые безударные гласные в корне. Вставьте буквы, подбирая проверочные слова. Л…сной, к…л…сок, к…рмить, х…лмистый, пл…сать, зап…х, уд…вляться, п…стух, н…чной, в…ренье, сп…сение, н…винка, м…стечко, б…рега, п…ровать, изл...ваясь, тр...щало, предв...щало, л...ниво, г...л...сами, исп...рение, скр...пя, ув...дает. | Словарные слова Вставьте пропущенные буквы в слова. Акк...мп...н...мент, б...кл...жан, в...л...дол, в...рн...саж, д...л...катес, д...л...тант, к...л...нча, д...скр...минация, д...ф...рамб, к...т...клизм, к...лейд...скоп, м...к...латура, н...гилизм, п...н...рама, п...р...ферия, пр...т...ндент, пр...в...легия, пр...ор...тет, с...мантика, с...м...нар, ст...пендия, т...б...ретка, тр...фарет, хр...ст...матия. |
Непроизносимые согласные в корне слова. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Мес( )ность, извес( )ный, поз( )но, чес( )ный, счас( )ливый, трос( )ник, сер( )це, звёз( )ный, прелес( )ный,, здра( )ствуй, ненас( )ный, опас( )ный. | Проверяемые согласные в корне слова. Спишите, подберите проверочные слова. Ду( ), доро( )ка, кру( ), бли( )кий, вра( ), голу( )ка, но( )ка, варе( )ка, про( )ьба, мё( ), ме( )кий, руба( )ка, подви( ), свис( )нуть выши( )ка, ю( )ка, хо( )ьба, сла( )ко, звёз( )ный. |
Чередование гласных А – О в корне Вставьте пропущенные буквы. Зал…жить, р…сли, изл…гать, изл…жение, выр…с, р…стительное, отр…сль, прор…сли, нар…стает, сл…жить, выл…жить, ул…жить, предл…гать, р…сток. Прик…снуться, заг…р, приг…рели, к…сательная, к…снуться, обг…рели, перег…р, прик…сновение, подг…рать, к…саться, перег…рела, прик…саться. | Чередующиеся гласные Е – И в корне слова Вставьте пропущенные буквы. Соч...тание, расп...рает, забл...стит, переб...рёшь, ум...рающий, распол...гать, р...сточек, изл...гать, разл...жение, обм...кнуть, пл...вцы, прик...снуться, ск...кать, затв...рить, накл...няться, отр...сль, нар...стить, разж...чь, непром...каемое. |
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Спишите, вставляя буквы. Пр…винтить, пр…скверный, пр…нять, пр…лив, пр...усадебный, пр…града, пр…бить, пр…скучный, пр…тупился, пр…станционный, пр…увеличить, пр…открыть, пр...прятать, пр...городный, пр...ём, пр...нять, пр...мудрый, пр...зидент. | Буквы З и С на конце приставок. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Бе…делье, ра…бросать, бе…честье, ра…краска и…пепелять, ра…графить, бе…стыдство, и…лучать, ра…порядок, бе…вкусица, бе…водный, ра…путица. |
Задание 2. Спишите предложенный текст, соблюдая орфограммы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 6.
Задание: Выполните морфологический разбор имен существительных из предложения.
Недалеко от города, где-то в лесу, раздавался стук топора.
Практическое занятие № 7
Задание 1: Просклоняйте количественное числительное 846 579
И. п. _________________________________________________________________
Р. п. _________________________________________________________________
Д. п. _________________________________________________________________
В. п. _________________________________________________________________
Т. п. _________________________________________________________________
П. п. _________________________________________________________________
Задание 2. Спишите. Заменяя числа словами
Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? От 8 753 отнимите 4 587. Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4417. Если из 976 вычесть 382, то останется 594. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 8.
Задание 1. Определите разряд выделенных местоимений. Заполните таблицу, записав порядковый номер предложения в нужную колонку.
Личные | Возврат- ное | Вопроси- тельное | Относи- тельное | Неопреде- лённое | Отрица- тельное | Определи- тельное | Притяжа- тельное | Указа- тельное |
1.Теперь уже не те времена.
2. Внутренне свободный человек… в чём-то свободен, а в чём-то не свободен.
3. От чего свободен внутренне свободный человек?
4. Он независим от толпы.
5. Свободен от стереотипного мышления – свободен на свой, личный взгляд.
6. Можно сказать так: в нём свободно человеческое.
7. Он ценит свободу каждого человека.
8. Но есть нечто такое, …
9. … от чего действительно свободный человек не свободен.
10. Если не понять, что же есть совесть, то не понять и внутренне свободного человека.
11. Совесть – то, …
12. … что соединяет людей.
13. Но мы узнаем её по чувству справедливости, …
14. … которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идёт по правде.
15. Никакого госзаказа на воспитание не нужно.
16. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
17. Этот талант в той или иной мере есть у каждого.
18. Подлинно свободна школа та, …
19. …в которую дети идут с радостью, …
20. …где свобода царит на каждом уроке.
21. Важно, чтобы эти вопросы были заданы себе.
22. Кому приходится сражаться и за свободу, тот не свободен.
23. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии…
24. … той внутренней свободы, …
25. … которая и без нас есть в ребёнке, …
26. …в её поддержке и охране.
27. Ничем не обиженные, никому не завидующие канарейки, хоть они и сидят в тёмных ящиках письменного стола, …
28. … видимо чувствуют ту внутреннюю свободу и веру в свои таланты, …
29. … которые необходимы для мастерского пения.
30. Выход, на мой взгляд, не в какой-то новой реформе.
31. Если никто не понимает, …
32. …то никому не пожалуешься, не крикнешь, не позовёшь на помощь.
33. Л. Толстой гордился тем, …
34. …что несколько поколений его предков…
35. … учились ни для чего –
36. … во всяком случае не для того, чтобы занять место в жизни.
37. Место в жизни им было не нужно:…
38. … оно у них было от рождения: они рождались графами.
39. Толстого нисколько не заботило, что он не закончил университет.
40. Значит, дело в чём-нибудь другом.
Задание 2.
Определите разряд местоимения. Запишите порядковый номер предложения в нужную колонку.
Личное местоимение | Притяжательное местоимение |
1. Их родственников в годы репрессий сослали на север.
2. Их пригласили на новоселье.
3. Лёгкий стук в дверь прервал её мысли.
4. В их камышовых корзинках среди сыпучего товара подскакивали стеклянные стаканчики.
5. Всё совершает свой кругооборот в полном соответствии с законом и под его защитой.
6. Их уже давно не было в городе.
7. На празднике её не хватало.
8. Огорчение его было велико.
9. Её отца назначили на высокий пост.
10. Он вмешался в их нестройные колонны.
11. Разоблачить его было...
12. ...не в их силах.
13.Весёлые шутки вызывали у них полное одобрение.
14. На его благообразном актёрском лице можно было разглядеть выражение ужаса.
15. Эта мысль внесла успокоение в его мятежную душу.
Практическое занятие № 9.
Задание 1: Найдите глаголы 1-го спряжения, обведя номер (номера) правильных ответов. Возможно несколько ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1) помолчать 2) прогнать 3) вертеть 4)побрить | 1) зиждиться 2) прожить 3) захотеть 4) посмотреть | 1) проглядеть 2) забить 3) увидеть 4) сбежать | 1) съесть 2) дышать 3) прочитать 4) закричать | 1) напиться 2) пробежаться 3) скакать 4) обидеться |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1) ворчать 2) расстелить 3) ненавидеть 4) вырасти | 1) запить 2) удержать 3) хотеть 4) подстричь | 1) сдать 2) зависеть 3) полежать 4) лезть | 1) быть 2) вытерпеть 3) спать 4) улететь | 1) душить 2) сидеть 3) разлить 4) плыть |
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
Держ...шь, запева...м, чт...т (он), чита...т (они), зижд...тся (он), облаз...ть, черне...т (они), слыш...т (они), мож...шь, пиш...м, плач...шь, заиндеве...т (он), плач...м, стел...т (он), брызж...т (они), гре...т (он), зна...шь (ты), помож...т, хохоч...т (они), люб...шь.
Практическое занятие № 10.
Задание: Выпишите из текстов художественных произведений по три примера предложений с причастным и деепричастным оборотами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 11.
Задание 1: Обозначьте главное слово, определите вид словосочетания и тип связи слов.
Словосочетание | Вид словосоч. | Тип связи |
Вручение диплома | ||
Приветливо встречать | ||
Искусство чтеца | ||
Оба друга | ||
Семеро смелых | ||
Каждый из победителей | ||
Вырублено топором | ||
Успешно завершить | ||
Автор книги | ||
Заниматься коллекционированием | ||
Думать вслух | ||
Встретиться с матерью | ||
Новый микрорайон | ||
Улицы столицы | ||
Поля сражений | ||
Слушать молча | ||
Широкий отклик | ||
Любовь к родине | ||
Достойный награды | ||
Успешно учиться | ||
Продажа хлеба |
Задание 2. Подберите словосочетания к заданным параметрам
Вид словосочетания | Тип связи слов в словосочетании | |
Глагольное | Управление | |
Глагольное | Примыкание | |
Глагольное | Управление | |
Именное | Управление | |
Именное | Согласование | |
Именное | Управление | |
Именное | Согласование | |
Наречное | Примыкание | |
Наречное | Примыкание |
Задание 3. Замените словосочетания первого столбца с типом связи УПРАВЛЕНИЕ на словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
Каша из гречки | |
Снаряд для спортсменов | |
Тропинка в гору | |
Человек без совести | |
Вопрос по литературе | |
Гостиница при вокзале | |
Костюм в полоску | |
Кусты сирени | |
Совет отца | |
Ком снега | |
Судьба матери | |
Занятия музыкой | |
Собака с гладкой шерстью | |
Ружье с двумя стволами | |
Парень с рыжими волосами | |
Особняк в три этажа |
Задание 4. Выпишите из текста все словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, произведите синтаксический разбор словосочетаний.
В уставшем от зимней тяготу лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней прорубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донесся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни. и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья… И для каждого, - и счастливого и несчастливого, - он сейчас – украшение жизни.
Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.
Практическое занятие № 12.
Задание: Дайте характеристику предложению.
Я иду долиной.
_________________________________________________________________________________
На затылке кепи.
_________________________________________________________________________________
Я утих.
_________________________________________________________________________________
Течёт, грустит лениво и моет берега.
_________________________________________________________________________________
Домчимся.
_________________________________________________________________________________
А как звать тебя?
_________________________________________________________________________________
Звонкое радостное утро.
_________________________________________________________________________________
В лайковой перчатке смуглая рука.
___________________________________________________________________________
Что же ты потупилась в смущеньи?
_________________________________________________________________________________
Погляди, как прежде, на меня.
_________________________________________________________________________________
Вот какой ты стала — в униженьи, в резком, неподкупном свете дня!
_________________________________________________________________________________
Не любишь, не хочешь смотреть?
_________________________________________________________________________________
О, как ты красив, проклятый!
_________________________________________________________________________________
Засыплет снег дороги, завалит скаты крыш.
_________________________________________________________________________________
Снимите шляпу!
_________________________________________________________________________________
И снизу лёд, и сверху.
_________________________________________________________________________________
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
_________________________________________________________________________________
Едем!
_________________________________________________________________________________
Вперёд, вперёд, моя история!
_________________________________________________________________________________
Хорошо в лесу в апреле!
_________________________________________________________________________________
Хорошо в лесу весной!
_________________________________________________________________________________
Птицы весело запели.
_________________________________________________________________________________
Пахнет палою листвой.
_________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 13.
Задание 1: расставьте недостающие знаки препинания
Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. В нашем лесу растут разные деревья ель сосна осина дуб берёза. Всё вокруг затуманенный лес озеро небо было серо. Из морской рыбы трески сельди приготовляют много вкусных и питательных блюд. В корзине лежали фрукты яблоки груши виноград. Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогало добраться до дна пещеры. |
Знаки препинания при обращениях. 1.Пётр куда ты спрятался? 2. Тимур Тебя ищет твой дядя 3. Я верю тебе дядя 4. Тебя ль я вижу милый друг 5. Я опять ваш о юные друзья 6. Отпусти меня родная на простор широкий 7. Что же ты сердишься Варя? 8. Родилась я милые внуки мои под Киевом 9. Здравствуй красавица Волга 10. Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч. |
Знаки препинания между однородными членами предложения. Бледно-серое небо светлело холодело синело. Над моею головой тревожно бились листья клёна но не сверкали от лучей а бледно рисовались на синем фоне. Радостно молодо было на небе и на земле и в сердце человека. Снега метели и туманы покорны морозу всегда. Дремали не только леса но и озёра и ленивые реки с пресной водой. |
Тире между главными членами предложения. Мир дело великое. Земля кормилица. Книга лучший товарищ. Жить Родине служить. Глагол часть речи. Повторение мать учения. Ученье свет, а неученье тьма. Хлеб имя существительное. Азбука к мудрости ступенька. Моя сестра тренер по плаванию. Папа шофёр такси. Олин дедушка ветеран труда. Её мама домохозяйка. |
Задание 2. Подчеркните в предложениях грамматическую основу. Укажите способ выражения главного члена.
Всё тихо. Болото затянуло туманом. Мне нравилось разбивать лёд, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Темнело рано. Хоть бы одним глазком на Москву взглянуть. Нет уз святее товарищества. И рассветает уж давно. На горах не было ни травинки. Мне не любится, не мечтается, не читается по ночам. Чудно устроено на нашем свете!
Практическая работа № 14.
Задание: Определите вид словосочетания и тип связи слов
Словосочетание | Вид словосоч. (по главному слову) | Тип связи (по зависимому слову) |
Вручение диплома | ||
Приветливо встречать | ||
Искусство чтеца | ||
Оба друга | ||
Семеро смелых | ||
Каждый из победителей | ||
Вырублено топором | ||
Успешно завершить | ||
Автор книги | ||
Заниматься коллекционированием | ||
Думать вслух | ||
Встретиться с матерью | ||
Новый микрорайон | ||
Улицы столицы | ||
Поля сражений | ||
Слушать молча | ||
Широкий отклик | ||
Любовь к родине | ||
Достойный награды | ||
Успешно учиться | ||
Продажа хлеба |
Практическая работа № 15.
Задание: расставьте недостающие знаки препинания
Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. В нашем лесу растут разные деревья ель сосна осина дуб берёза. Всё вокруг затуманенный лес озеро небо было серо. Из морской рыбы трески сельди приготовляют много вкусных и питательных блюд. В корзине лежали фрукты яблоки груши виноград. Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогало добраться до дна пещеры. |
Знаки препинания при обращениях. 1.Пётр куда ты спрятался? 2. Тимур Тебя ищет твой дядя 3. Я верю тебе дядя 4. Тебя ль я вижу милый друг 5. Я опять ваш о юные друзья 6. Отпусти меня родная на простор широкий 7. Что же ты сердишься Варя? 8. Родилась я милые внуки мои под Киевом 9. Здравствуй красавица Волга 10. Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч. |
Знаки препинания между однородными членами предложения. Бледно-серое небо светлело холодело синело. Над моею головой тревожно бились листья клёна но не сверкали от лучей а бледно рисовались на синем фоне. Радостно молодо было на небе и на земле и в сердце человека. Снега метели и туманы покорны морозу всегда. Дремали не только леса но и озёра и ленивые реки с пресной водой. |
Тире между главными членами предложения. Мир дело великое. Земля кормилица. Книга лучший товарищ. Жить Родине служить. Глагол часть речи. Повторение мать учения. Ученье свет, а неученье тьма. Хлеб имя существительное. Азбука к мудрости ступенька. Моя сестра тренер по плаванию. Папа шофёр такси. Олин дедушка ветеран труда. Её мама домохозяйка. |
Практическая работа № 16.
Задание: Выпишите из текстов художественных произведений по три примера сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложений.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 17.
Задание: Определите, какие средства экспрессивной речи используются авторами:
- Гипербола 2) градация 3) эпитет 4) метафора
5) сравнение 6) метонимия 7) каламбур 8) перифраз
9) синекдоха 10) олицетворение 11) оксюморон 12) литота
13) анафора 14) антитеза 15) зевгма
16) синтаксический параллелизм 17) асиндетон 18) полисиндетон
19) риторический вопрос 20) риторическое обращение
21) риторическое восклицание 21) парцелляция 22) эллипсис
24) персонификация 25) звукопись 26) фразеологизмы
1 | 2 |
Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева) | Сырой овраг сухим дождем Росистых ландышей унизан. (Б. Пастернак) |
3 | 4 |
Нагло скромен дикий взор! (А. Блок) | Как мало пройдено дорог, Как много сделано ошибок. (С. Есенин) |
5 | 6 |
Зверю – берлога, страннику – дорога, Мертвому – дроги, каждому своё. (Цветаева) | Наверное, река жизни основательно потрепала его на порогах, прежде чем вынесла в устье заслуженного общественного признания. (Л. Леонов) |
7 | 8 |
Впоследствии, кроме гражданской скорби, он стал впадать и в шампанское (Ф. Достоевский) | Легкокрылая мечта, бархатная ночь (В. Брюсов), карающая лира (Н. Некрасов), коралловая заря (А. Н. Толстой), седое море (И. Бунин). |
9 | 10 |
Шёлкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет | Предвыборная лихорадка – дело заразное. Всех косит без разбора: и взрослых, и детей. |
11 | 12 |
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон (А. Пушкин) | Публика ходила в «Скороход» самая разнообразная: чуйки, кафтаны, тулупы… платья декольте, шелковые, шерстяные, ситцевые сарафаны. |
13 | 14 |
С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. | Присутственные места запустели, что местный казначей, заглянул в казенный ящик, разинул рот, да так на всю жизнь с разинутым ртом и остался. (М. Салтыков-Щедрин) |
15 | 16 |
Коричневая чума шагала по Европе | Сам толст, его артисты тощи. (А. С. Грибоедов) |
17 | 18 |
О, сицилийский рай! Апельсины, грейпфруты, гранаты, автоматы, пистолеты. (М. Мишин) | Грозная царица хлада воссела на ледяной престол свой и дохнула вьюгами на русское царство. (Н. Карамзин) |
19 | 20 |
Звенели смех и серебро, дамам предлагали руку и сердце, вино и фрукты; в бокалах искрилось шампанское, в беседах – остроумие. (О. Генри) | У нас было 5 учебных классов, 10 спален, 150 коек. И 150 характеров (Баруздин). |
21 | 22 |
Наступило вечное мгновенье (А. Блок) | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев). |
23 | 24 |
Шум, брань, мычание, блеяние, рёв – всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки – всё ярко, пёстро, нестройно. Мечется кучами и снуется перед глазами (Н. Гоголь) | Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гаснут, Когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников) |
25 | 26 |
Это была «Волга». Пепельная. С московским номером (В. Козлов). | Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней. (М. Волошин) |
Практическая работа № 18.
Задание 1: прочтите отрывок текста по Гранину Д. А. и ответьте на вопросы.
1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Детство – это подготовка к взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.
2)Попытки родителей понять, каким будет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.
3) С творчеством Ф. Купера и Дж.Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.
4) Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.
5) Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было еще много хорошего.
Ответ: ____________
2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Предложения 3, 4 поясняют содержание предложения 2.
2) В предложениях 6-9 содержится рассуждение.
3) В предложениях 16-20 представлено повествование.
4) В предложении 28 представлено повествование.
5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29, 30
Ответ: ____________
3. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.
Ответ: _____________________________________________________________
4. Среди предложений 1 – 6 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
Ответ: ____________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы проанализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры в правильной последовательности. |
5. «Вспоминая детство, Д. А. Гранин использует различные приёмы, в частности (А) _________________________ («детство» в предложении 5), а также тропы: (Б) ________________________________ («волшебным зрелищем» в предложении 23, «сладкие туманные грёзы» в предложении 38),(В)_____________________________(«детство – самостоятельное царство» в предложении 4, «царство свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую лучше всего в тексте характеризует синтаксическое средство – (Г) ____________________________________ (предложения 12-14)».
Список терминов:
- синонимы
- метафора
- эпитеты
- лексический повтор
- фразеологизм
- антонимы
- односоставные предложения
- вопросительные предложения
- обращение
Задание 2: прочтите отрывок текста по Васильеву Б. Л. и ответьте на вопросы.
1. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вторая мировая война началась с взятия Брестской крепости.
2) В Брестской крепости нет музея, где бы хранились реликвии времён Великой Отечественной войны: личные вещи защитников крепости сохранить не удалось.
3) Неизвестный советский солдат в одиночку защищал Брестскую крепость, и только на десятом месяце войны немцы смогли его взять: это произошло в апреле 1942 года.
4) Старая женщина ежегодно приезжает в Брест, но никогда не посещает крепость: она остается на вокзале.
5) Точных данных о защите Брестской крепости не осталось: всё обросло легендами.
Ответ: ____________
2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 12 называет причину того, о чем говорится в предложении 13.
2) Предложение 22 раскрывает содержание предложения 21.
3) В предложениях 26-30 содержится повествование.
4) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 36, 37 представлено рассуждение.
Ответ: ____________
3. Из предложений 9-13 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ: ____________
4. Среди предложений 26-36 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
Ответ: ____________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы проанализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры в правильной последовательности. |
5. «Брестскую крепость автор описывает при помощи такого тропа, как (А) ___________________________ («помнят эти камни» в предложении 4. «крепость истекла кровью» в предложении 15). Обращаясь к каждому из нас. Б. Л. Васильев использует синтаксическое средство – (Б) _______________________________ (предложение 6-8), звучащее как совет человека, прошедшего войну. Сердце щемит, когда читаешь об утратившей на войне сына женщине, переживания которой автор передает с помощью таких приёмов, как (В) _____________________ (предложение 21 и 23. 24 и 25) и (Г) ______________________________ (предложения 34 и 35)».
Список терминов:
- Синонимы
- Противопоставление
- Эпитет
- Олицетворение
- Книжная лексика
- Анафора
- Односоставные предложения
- Риторическое восклицание
- Разговорная лексика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ практических занятий по МДК.01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий
В методических указаниях представлены рекомендации по выполнению практических работ, методика их проведения по МДК.01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарны...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические указания для студентов по выполнению практических занятий дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений являются частью основной проф...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.16. ОСНОВЫ ЖИВОТНОВОДСТВА
Автор: В.А. Виноградская – преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО«Марийский государственный университет»Реценз...
Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»
Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ практических занятий по дисциплине ОГСЭ. 02. ИСТОРИЯ Специальность З5.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОГСЭ.02. История предназначена для студентов 3 курса по специальности З5.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и обо...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ практических занятий по дисциплине ОГСЭ. 02. ИСТОРИЯ Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Методические указания для выполнения практических работ подисциплине ОГСЭ.02. История разработаны для обучения на базе основного общего образования и предназначены для дальнейшего углублен...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических занятий по русскому языку....