РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
учебно-методический материал
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических занятий по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
Работу выполнил студент 1 курса 19 группы |
_____________________________ |
Работу проверила: |
преподаватель русского языка |
Горшенева Л.А. |
Апшеронск, 2023-2024г.
Практическое занятие №1
Тема: Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Цель: ввести понятие «исконно русские» и «заимствованные» слова, определить причины заимствования слов, формировать умение опознавать иноязычные слова на практике.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь; определять причины заимствования слов и опознавать иноязычные слова на практике.
- ОК 05
Задание: Лексический анализ слов.
Порядок выполнения:
1. Изучить теоретический материал .
3. Лексический анализ слова.
Условия выполнения задания:
1. Изучить теоретический материал
Общие признаки заимствований
Заимствования – это слова неисконного происхождения, перенесённые из одного языка в другой в результате территориальных и культурных контактов. ПРИЗНАКИ ЗАИМСТВОВАНИЙ ИЗ КОНКРЕТНЫХ ЯЗЫКОВ
Периоды наиболее активного заимствования в русский язык иностранной лексики
|
2. Лексический анализ слова.
1. Подберите к заимствованным словам синонимы исконно русских слов. Запишите синонимы парами.
Экономный__________________, дефект________________,демонстрировать _____________, индустрия________________,индивидуальный_________________,ремонтировать _________________.
Для справок: чинить, промышленность, бережливый, недочёт, личный, показывать.
2. Вставьте пропущенные буквы.
М__трос, д__монстрировать, в__кзал, мин__атюрный, х__кей, ж__лет, реж__сёр, эк__номный, инд__видуальный, ин__циалы, ф__нтазия.
3.Выпишите только заимствованные слова и обозначьте признак, по которому определили заимствование.
Дерево, апрель, вокзал, скамья, кешью, по дороге, вилла, аукать, алоэ, лавка, графин, караул, этакий, эхо, сарафан, зодчий, авеню.
4.Какие из этих слов являются исконно русскими по происхождению, а какие заимствованными?
Автопробег, контроль, самоконтроль, митинговать, спортсмен, хоккеист, прах, сестра, вратарь.
5.С помощью этимологического словаря определите, к какому пласту лексики относятся данные исконно русские слова: а) индоевропейской, б) общеславянской, в) восточнославянской, г) собственно русской.
Болото, сын, брат, свекровь, снег, роса, радуга, бабушка, дядя, дедушка, дом.
6.Используя этимологические словари, заполните таблицу примерами.
из греч. | из латин. | из фин.-угор. | из тюрк. | из англ. | из франц. | из немец. |
Алфавит, эпос, космос, термос, фаза. |
Башмак, идея, пиджак, балык, сарафан, мастер, жокей, дирижер, пейзаж, ватерполо, бутерброд, глобус, портье, футбол, ярмарка, штаб, бастион, диспут, джаз,
7. Исконно русские или заимствованные данные слова? Классифицируйте их.
Утка (газетная), шнапс, дерево, хор, христарадничать, человеколюбие, техникум, тамада, студент, коржик, базар, злотый, менуэт, ректор, сессия, профессор, стипендия.
8. Укажите признаки, свидетельствующие об иноязычном происхождении слов.
Картридж, факс, ноутбук, процессор, брифинг, саммит, демпинг, серфинг, коттедж, джакузи, кемпинг, миксер.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
1. Заимствования из каких языков относятся к неславянским заимствованиям? Расскажите о неславянских заимствованиях.
2. Каким образом происходит освоение заимствованных слов?
3. В чем заключается особенность фонетических, морфологических и семантических изменений заимствованных слов?
4. Что понимается под калькированием и полукалькированием?
5.В чем заключается функционально-стилистическая роль иноязычных заимствований?
6.Что собой представляет процесс проникновения в русскую лексику англо-американских слов в конце ХХ века?
7.В чем заключается вопрос об очистке русского языка от ненужных иноязычных заимствований?
8. Расскажите о русских словах в языках мира.
Практическое занятие №2
Тема: Принципы русской орфографии.
Цель: закрепить понимание основных принципов орфографии, отработать навыки осознания причины и характера отступлений от основных принципов орфографии.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: определять принципы русской орфографии.
- ОК 05
Задание: Орфографический анализ слов
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слова.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).
Русская орфография – это система правил написания слов.
Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..
Принципы русской орфографии
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл'иэба], [хл'ьбавос]; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп'ил'ит'] [падб'ит']; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в книге, большого - великого, синего - моего и т.п. Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами. Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п. Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и т.п. Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п. Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину.Так, написание гласных и, а, у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка.
По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом. Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки). Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно.
2. Орфографический анализ
Задание 1
1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:
1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка.
(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый; ответ: 2, 4.)
2) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.
(Ответ: 2, 4, 5.)
2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:
1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный. (Ответ: 1, 3.)
2) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка. (Ответ: 1, 2, 4, 6.)
3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:
1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать; 4) подбор. (Ответ: 2, 4.)
4. Найдите в предложении такие слова, где буква т означает звук [д].
Мы повернули от дороги к избушке лесника, где надеялись отдохнуть и согреться.
(Ответ: о[д]дороги, о[д]дохнуть.)
Задание 2
1.Распределить слова в 3 группы:
1. С традиционным написанием.
2. По фонетическому принципу.
3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями.
(С, з)держивать, бе..различный, без..нициативный, з..рница, р..сток, бе..правный, раз..грать, сверх..нтересный, рю..зак, ни..вергать, о..править, и(з, с)бавить, от..скать, чере..полосица, пл..вец, отр..сль, бе..крайний, зам..рать, бл..стеть, к..бинет, фу..бол, выл..жить, окрес..ность, г..релый, (с, з)боры, лотерейный б..лет.
(Ответ: С традиционным написанием: сдерживать, рюкзак, отправить, чересполосица кабинет, футбол, сборы, окрестность, билет; По фонетическому принципу: безразличный, безынициативный, бесправный, разыграть, сверхинтересный, низвергать, избавить, Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями: зарница, росток, пловец, отрасль, замирать, блестеть, выложить, горелый.)
2.Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.
Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом.
3.Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Дайте определение понятий орфография, орфограмма, орфографический принцип.
- В чем заключается суть морфологического принципа русской орфографии?
- Опишите традиционный и фонетический принципы русской орфографии.
- Соберите отклики в интернете на проект готовившейся реформы орфографии 2000 г. и проанализируйте их. Насколько необходима русскому языку реформа орфографии?
Практическое занятие №3
Тема: Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Цель: создать условия для достижения образовательных результатов через изучение написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
-Уметь: находить и объяснять орфограммы в корнях слов.
- ОК 04, 05
Задание: Орфографический анализ слов
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слова.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал
- Безударные гласные в корне слова бывают 3 видов:
Проверяемые (подобрать проверочное слово с ударением на этот гласный) | Непроверяемые (словарные слова – смотрим в словарь, помним или пишем наугад) | Чередующиеся (в одном и том же корне пишем разные гласные в зависимости от правила) |
Лесной - лЕс | абажур | СобЕру - собИрать |
- Правила написания чередующихся гласных. Чередование может зависеть от таких условий:
От суффикса –А – (12 корней) | От согласных (3 корня) | От ударения (4 корня) | От значения (2 корня) |
Бер-бирА (соберу/собирать) | 1)рАст, рАщ - рОс | 1) гАр - гор | 1)Равн = одинаковый, равный |
Мер-мирА (замер/замирать) | (растение, выращу/ вырос | (загАр /загорел) | Ровн = ровный, гладкий |
Тер-тирА (вытер/вытирать) | ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, | ИСКЛЮЧЕНИЯ: выгАрки, изгАрь | (уравнение/ разровнять) |
Дер-дирА (удеру/удирать) | Ростислав, ростовщик, отрАсль. | ИСКЛЮЧЕНИЕ: рАвнина | |
Пер-пирА (запер/запирать) | 2) зар -зОр | ||
Жег-жигА (зажёг/зажигать) | 2)лаг - лож | (заря/ зОрька) | 2) мак = опустить в жидкость |
Блест-блистА (блестеть/блистать) | (излагать /изложить) | ИСКЛЮЧЕНИЕ: зоревать | Мок = пропускать жидкость |
Стел-стила (застелить/застилать) | ИСКЛЮЧЕНИЕ: полог | (обмакнуть блин в сметану/ | |
Чет-читА (почёт/почитать) | 3) твар - твор | Вымокнуть под дождём) | |
Я(а)-инА (начать/начинать) | 3) скак - скоч | (без ударения только твОр | |
Я(а)-имА (понять/понимать) | ( поскакал/ вскочил) | ИСКЛЮЧЕНИЕ: утвАрь | |
Кос-касА (коснуться/касаться) | ИСКЛЮЧЕНИЯ: скАчок, скАчу | 4) клан-клон | |
ИСКЛЮЧЕНИЯ: СочЕтать, сочЕтание | (без ударения только клОн) |
Плав - плов - плыв
плОвец
плОвчиха
(ЗАПОМНИТЬ!)
2. Орфографический анализ.
Упражнение 1. Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.
Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.
Упражнение 2. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.
Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом.
Упражнение 3. Вставьте непроверяемые безударные гласные.
В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный, заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.
Упражнение №4
В каких рядах (в каком ряду) все слова имеют корни с чередующимися гласными?
1) творю, плавучий, снимать, выжигать
2) смирить, замирать, примириться, обмереть
3) неприкасаемый, касательная, неукоснительно, покосился
4) раскачать, заскочить, выскочка, скачок.
Упражнение № 5. Распределите данные ниже слова по трём столбикам: 1) слова с проверяемыми гласными корня; 2) слова с чередующимися корнями; 3) слова с непроверяемыми гласными корня.
Скрипеть на морозе, развивающийся ребенок, развевающиеся на ветру знамена, периферия, персонаж, удерёт, заскочить, наклониться, валять шерсть, скафандр, кобура, дезертир, заберусь в дом, понимающий, конференция, посвящение, осветить дорогу, завизировать документ, стипендия, соберу, сельдерей, собирать, обаяние, катастрофа, соприкасаться.
Приклониться, аплодисменты, заросли, компостировать, долина, канитель, касательная, изваяние, вся подноготная, поросло травой, обагренная кровью, пропаганда, занозить руку, облигация, поколение, диапазон, экстравагантный, взрослеть, полемика, похвала, кавалькада, предложение, обложной дождь, обаяние, обоняние, соприкасаться, приклониться, пловцы, выскочка.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
1 .Какие орфограммы, встречающиеся в корнях слов, вы знаете?
2 .Проговорите правила правописания безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.
3. Проговорите правила правописания чередующихся гласных в корне слова.
.
Практическое занятие №4
Тема: Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь.
Цель: наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
-Уметь; находить и объяснять орфограммы в словах
- ОК 04, 05
Задание: Выполнить орфографический анализ слов.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слов.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слов.
1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы О или Ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы.
1) Флаг над каланч…й, огорчиться неудач..й, машина с кирпич..м, угостить калач..м, следить за матч..м, редкий пуш..к, крепкий ореш..к, тесная лавч..нка, увидеть зайч..нка, напряжение перед финиш..м.
2. Зеленый горош..к, боч..нок с водой, неоперившийся галч..нок, камыш..вые заросли, борьба с саранч..й, пилить нож..вкой, горяч.. спорить, на улице свеж..
3. Покрыться румянц..м, изящное зеркальц.., глянц..вая бумага, юная танц..вщица, купить ш..рты, прож..рливая рыба, зеленый крыж..вник.
2. Подчеркните слова, в которых пишется Ь.
1)В…едливый, 2) из...явить, 3) из...ять, 4) бел...этаж, 5) фортеп...яно, 6) ад...ютант, 7) н...юанс, 8) девят...ю, 9) зав...южить, 10) интерв...юер, 11) ос...миног, 12) п...едестал, 13) кинос...ёмка, 14) тепло...ёмкий, 15) транс…европейский, 16) трет...егодний, 17) трёх...ярусный, 18) четырёх...этажный, 19) пас...янс , 20) шампин...он, 21) ал...труист, 22) он бросит..ся, 23) ведёш..., 24) го′реч..., 25) горя′ч..., 26) ералаш..., 27) жеч...ся, 28) замуж..., 29) зареж..., 30) июн...ский, 31) январ...ский 32) кулич..., 33) мелоч..., 34) пейзаж..., 35) свар...щик, 36) бетон...щик 37) тянеш...ся, 38) отсроч...ка, 39) отсроч…те, 40) поеш….
3. Объясни графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется Ъ, а в другом – нет.
Безмятежный – безъядерный, объяснить – обрезать, отъединить – отшлифовать, подъязычный – подростковый, предлагать – предъявлять, разъярённый – размашистый, схватить – съесть.
4.Распределите слова на группы по орфограммам.
1) смаж..2)замуж.._3)молодёж.._4)навзнич..5)тягач.._6)сокровищ.._7) суш.. _8) преследуеш.._ 9) могуч.._ 10) уж.._11) вхож.._12) спряч..тесь 13) вещ.._ 14) свеж.._ 15) тощ.._ 16) скрипач.._ 17) напроч.._ 18) сбереч.._ 19) тиш.._ 20) калач.._ 21) неуклюж.._ 22) хорош.._ 23) коттедж.._ 24)мелоч.._25)запряч..._26)прилеч.._27) брош.._28) хронометраж.._29) горяч.._30) работящ.._ 31)роскош.._32)принесёш.._33)рассеч.._34)реч.._35)патронтаж.._36)всезнающ..37)электропеч38) высушиш.._39) рассчитаеш..ся 40) фальш.._41) престиж.._42) реванш.._43) клеиш.._44) занемоч.._ 45) силач.._46) санврач.._ 47) арбитраж.._ 48) блестящ.._ 49) иш.._ 50) пахуч.._
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
1. Проговорите правила правописания О-Ё после шипящих в корнях слов.
2. Правила правописания О-Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, отымённых прилагательных, наречий, глаголов, причастий и отглагольных прилагательных.
3. Правила употребления разделительных Ь и Ъ.
4. Проговорите правила правописания мягкого знака после шипящих.
Практическое занятие №5
Тема: Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Цель: повторить правописание сложных имен существительных, окончаний и суффиксов имен существительных, совершенствовать орфографический навык.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
-Уметь: применять орфограммы на практике.
-ОК 04, 05
Задание: Выполнить орфографический анализ слов.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слов.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слов.
1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:
а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;
б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;
в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;
г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;
д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.
2. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк. Обозначьте суффиксы и окончания.
Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.
3. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам?
Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.
4. Вставьте пропущенные буквы.
Басн..писец, власто..любие, водо..напорный, груд..брюшная (преграда), дальн..евосточный, дальн..видный, жизнеописание, камен..тес, каш ...вар, кон...водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, овц..еводство, пар..ходство, песн...творчество, песн..пение, растени..водство, сво..корыстный, сорок..ножка, ча...питие
5. Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.
(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.
6. Напишите слова, раскрыв скобки.
(Анти)народный, (мульти)миллионер, (инфра)красный, (контр)предложеыие, (пан)германский, (пан)Европа, (псевдоклассический, (супер)обложка, (ультра)правый, (экстра)ординарный.
7. Напишите слова, раскрыв скобки.
(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница,
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Е и И в падежных окончаниях существительных единственного числа,
- Склонение существительных во множественном числе,
- Правописание существительных в родительном падеже множественного числа,
- Правописание некоторых фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже единственного числа,
- Правописание суффиксов существительных,
- Правописание НЕ с именами существительными,
- Правописание сложных имён существительных,
- Дефис в существительных.
Практическое занятие №6
Тема: Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Цель: повторить правописание сложных имен прилагательных, окончаний и суффиксов имен прилагательных, совершенствовать орфографический навык.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
-Уметь: применять орфограммы на практике.
-ОК 04, 05
Задание: Выполнить задания по правописанию прилагательных
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слов.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слов.
1. Спишите текст, добавляя окончания прилагательных. Укажите падеж прилагательного и графически обозначьте его окончание.
Домой
Была ясн... летн... ночь. Луна светила весело и спокойно; она заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала холодными лучами леса, золотила реки. В эту самую ночь из дверей переселенческ... барака крадучись вышел Сёмка, вихраст... бледнолиц... мальчик лет одиннадцати, огляделся, перекрестился и вдруг побежал что было мочи по направлению к бескрайн... полю, откуда начиналась «расейск...» дорога. Боясь погони, он часто оглядывался, но никто за ним не бежал. И он благополучно достиг сначала поляны, а потом и трактов... пути. Здесь он остановился, подумал и потихоньку пошел вдоль по широк... дороге. (Н.Телешов.)
2 Образуйте имена прилагательные с суффиксами -ев-, -ив-, -лив-, -чив- от приведенных ниже слов.
Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, ненависть, вече, край, доля, ливень, выносить, терпеть, надоедать, плющ, уступать.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Бо...вой, беж...вый, дар...витый, дел,..вой, дом...витый, заботл...вый, заносч...вый, краен...ватый, луг...вой, прыщ...ватый, угл...ватый, угр...ватый, щегол...ватый, глянц...вый, ковш...вый, пальц...вой, парч...вый, рыж...ватый, сланц...вый, свинц...вый, старуш...чий, кош...чий.
4. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов. Вязнуть, Волга, Астрахань, богатырь, калмык, казах, кабак, матрос, низ, дьявол, узбек, Сибирь, Урал, Одесса, Томск, рыбак, знахарь, декабрь, приятель.
5. От следующих существительных образуйте все возможные прилагательные. Проанализируйте значения, которые возникают при соединении различных суффиксов с одной и той же основой.
Заяц, лебедь, кристалл, туман, слесарь, сын, музыкант, враг, хозяйство, душа, картина, варяг, земля, рыбак, зуб, пост, лицо, голова, глаз, вода, пластика, сила, теленок, железо
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Н и НН в суффиксах (основные случаи),
- К и СК в суффиксах,
- ев/ив, чив/лив, оват/еват, оньк/еньк в суффиксах,
- Остальные случаи правописания суффиксов прилагательных,
- КИЙ и СКИЙ в прилагательных.
Практическое занятие №7
Тема: Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ Цель: повторить правописание окончаний числительных, не и ни с местоимениями
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
-Уметь: определять круг орфографических правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
- ОК 04, 05
Задание: Выполнить задания по правописанию числительных и местоимений.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал
2. Орфографический анализ слов.
Условия выполнения задания:
- Повторить теоретический материал
Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как выражают противопоставление; в них не является отрицательной частицей и пишется раздельно, например:
Разрешение может дать не кто иной, как руководитель учреждения;
Горение – это не что иное, каксоединение данного вещества с кислородом воздуха.
То же самое, если противопоставление выражено не союзом как, стоящим после местоименного сочетания не кто иной или не что иное, а союзом а, предшествующим одному из этих сочетаний, например:
Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой. В предложениях с указанными сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях, например:
Никто иной не мог бы лучше этого сделать;
Ничто другое нас бы не устроило.
В предложениях без отрицания рассматриваемая конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения. В обоих случаях ни употребляется в качестве приставки, т.е. пишется слитно с местоимением. Ср.:
Документ должен быть подписан не кем иным, как самим заявителем. –
Документ не должен быть подписан никем иным, как самим заявителем.
Этот провал не что иное, как угасший кратер. – Этот провал угасший
кратер, и ничто иное.
2. Орфографический анализ слов.
1. Перепишите предложения, записывая числительные словами, ставя существительные в нужную форму. Будьте внимательны при написании числительных!
1. Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 2551 (студент). 3. Письмо датировано 1831 (год). 4. Потери составили более 843 (килограмм). 5. В порт вошел теплоход с 2586 (пассажир). 6. Я побывал в Париже в 2002 (год).
2. Перед вами несколько предложений, в которых пропущены числительные. Вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом изменить окончания у существительных.
1. Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер…. 2. (Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей. 3. Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. . 4. (Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель. 5. По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 6. Город расположен на (оба, обе) берегах реки. 7. У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Графически объясните написание местоимений.
1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 3. Пастух клялся потом, что зверь шёл через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 4. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 5. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 6. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.).
4. Составьте и запишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений, объяснив написание орфограмм:
ничего, нечего; никем, ни с кем; некем, не с кем; не у кого, ни у кого; никакие, ничьи, ни с чьей.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Правописание гласных в числительных.
- Правописание согласных в числительных.
- Правописание Ь знака в числительных.
- Выбор формы написания числительных
- Различные способы образования сложных слов с числительными.
- Вариантные формы для числительных сорок, два и три при образовании сложных слов.
- Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов с корнями ПОЛ, ПОЛУ, ПОЛУТОРА, ПОЛОВИНА
- Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.
Практическое занятие №8
Тема: Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Цель: анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков глаголов.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: правильно спрягать, употреблять глаголы и объяснять их правописание.
- ОК 04, 05
Задание: Выполнить задания по правописанию глаголов.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал п..
2. Выполнить упражнения на правописание глаголов
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал п..
3. Выполнение упражнений на правописание глаголов
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы
Ты приобрета_шь, представ_шься, наде_шься, вяж_шь, ненавид_шь, пил_шь, се_шь, пол_шь, завис_шь, клевещ_шь, дыш_шь, скач_шь, ла_шь, ран_шь, сдела_шь, производ_шь. Он бор_тся, пен_тся, скрежещ_т, уменьша_тся, держ_тся, колебл_тся, мо_т, кле_т, знач_тся, кол_тся, стел_тся, шепч_т, гон_тся, гоня_тся, колыш_тся, реж_т, стро_т, лопоч_т, ненавид_т, плат_т, кредиту_т
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы
Комиссия готов…т новый законопроект. К хорошему быстро привыка…шь. Количество денег в обращении возраста…т. Всё завис…т от нас. Ему всегда не хвата…т терпения. Девальвация всегда угрожа…т денежной единице. Нельзя не видеть, что в течение последнего времени обстановка нормализу…тся. Мы обязательно выигра…м, если решим этот вопрос. Кто приобрета…т недвижимость, тот всегда доволен.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы
Финансир…вать учреждения, контролир…вать выполнение, оспар…вать данные, уговар…вать директора, рассматр…вать предложения, воспольз…ваться случаем, заклад…вать основу, игнорир…вать факты, учит…вать возможности, доклад…вать о результатах
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы
Кле…л, устро…л, усво…л, та…л, стро…л, бездельнич…л, обезлес…ть землю, ве…л, се…л, завис…л, наде…лся, ре…л, знач…л, ма…лся, зате…в, услыш…в, ка…сь, числ…вшись, униз…в, закле…в, раста…в.
5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, где необходимо:
экономика развивает…ся - начинает развиват…ся решение подготавливает…ся - необходимо подготовит…ся он беспокоит…ся – не нужно беспокоит…ся банк находит…ся - необходимо находит…ся в банке на улице смеркает…ся - начинает смеркат…ся ребенок боит…ся - не следует боят…ся
6. Спишите, вставляя Ь, где необходимо
нельзя не порадоват…ся можно задат…ся вопросом ему придет…ся согласиться досыта наест…ся мероприятие может не удат…ся взвес…те товар
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Как определить спряжение глагола?
- Гласные перед суффиксом Л.
- Остальные случаи правописания суффиксов глаголов,
Практическое занятие №9
Тема: Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Цель: анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков прилагательных и причастий.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
-Уметь: применять правило правописания -Н- и -НН- в именах прилагательных и причастиях.
-ОК04, 05
Задание: Выполнить задания по правописанию прилагательных и причастий.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал..
2. Выполнить упражнения на правописание прилагательных и причастий.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал.
3. Выполнение упражнений на правописание прилагательных и причастий.
1. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите части речи, в которых имеется орфограмма «Н/НН в суффиксе». Объясните постановку знаков препинания.
1. Сердце было потер..(н,нн)о (на)веки. (А. И. Куприн) 2. У придорожной канавы лежала пристрел..(н,нн)ая лошадь. (М. Шолохов) 3. Паду ли я стрелой пронзё(н, нн)ый, иль мимо пролетит она? (А. С. Пушкин) 4. Край ты мой заброш..(н, нн)ый, край ты мой, пустырь, сенокос (не)коше(н, нн)ый, лес да монастырь. (С. Есенин) 5. Здесь я увидел Михаила Пущина, ране(н,нн)ого в прошлом году. (А. С. Пушкин) 6. Там неба осветлё(н, нн)ый край средь дымных пятен. (А. Блок) 7. Возлюбле(н, нн)ую звали Маргаритою Николаевной. (М. Булгаков) 8. Письмо очень драгоце(н, нн)о… (А.Блок) 9. Обугле(н, нн)ые деревья скр..стились на земле в уродл..вых позах. (Г. Федосеев) 10. (Не)подалёку стоит подорва(н, нн)ый танк, большой, п..тнистый. (А. Васильев). 11. Совсем (не)стари(н, нн)ая, очень совреме(н, нн)ая шляпа. И (не)брежноброш..(н, нн)ые на столе часики в никелевом браслете. (К. Паустовский). 12. Сама птица, привяза(н, нн)ая цепочкой, сидела на деревя(н, нн)ом столбике, вкопа(н, нн)ом в земл..ной пол (по)средине комнаты. (И. Соколов – Микитов).
2. Распределите предложения с орфограммой Н и НН в суффиксе по группам: 1) в причастиях 2) отглагольных прилагательных. Объясните выбор написания.
Легкий сдержан..ый шепот разбудил меня.(Тург) Он успел повернуться на бок, бешен..ым движением в тот же миг подтянув ноги к животу, разглядел лицо женщины-вагоновожатой. (Булг.) Лида только что вернулась откуда-то и, стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, освещен..ая солнцем, приказывала что-то работнику.(Чех.) В руке Иван Николаевич нес зажжен..ую венчальную свечу. (Булг.) Серую, старую, рван..ую одежду украшали зеленые ленты. (Ю.Ол.) Собак сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в некошен..ом овсе. (Шол.) Теперь я без хохота вспомнить не могу испуган..ых и бледных лиц моих товарищей. (Тург.) Бумажная вина не прощен..ая. (Посл.)
3 . Объясните разницу в написании однокоренных слов:
1) Мероприятие прошло организованно. Организовано хорошее питание.
2) Море взволновано бурей. Друг говорил взволнованно, горячо.
3) Все мои друзья образованны. Комитеты уже образованы.
4) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены подготовкой к празднику.
5) Волосы запутаны ветром. Эта история запутанна и загадочна.
4.Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Когда в прилагательных пишется нн и н? Назовите исключения из этих правил
- Перечислите правила написания Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
- Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
- Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
Практическое занятие №10
Тема: Правописание производных предлогов и союзов.
Цель: проверить умение отличать производные предлоги и союзы от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа предложения, орфографические и пунктуационные навыки.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: применять правило правописания производных предлогов и союзов.
- ОК 04, 05
Задание: Выполнить задания по правописанию производных предлогов и союзов.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения на правописание производных предлогов и союзов.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения на правописание производных предлогов и союзов.
Задание 1.Спишите, обозначая вставленные орфограммы, объясняя написание слов.
1) (В) течени... суток, (в) продолжени... месяца, (на) счет друга не беспокойся, (в) продолжени... повести, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... следователя; подробности выявились (в) завершени... дела ; он пробыл (в) заключени... восемь месяц.в, (во)избежан... пнеприятности, (в)отношен... ученика; все дело (в)отлич... между сестрами, (в)роде птицы, (в)место ужина, (на)встречу ветру.
2) (В)виду длительного отсутствия мы попросили соседей полить огород. (В)следстви... по этому делу было много неясного. (В)заключени... выступления были приведены важные цифры. (Не)смотря на ранний час никто не хотел спать. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Параш.тист прыгнул (не)смотря вниз. Рыбаки стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... спектакля был аншлаг. Имей (в)виду: я могу не приехать. (В)следстви... ремонта бассейн был закрыт.
2. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи
1: наподобие — на подобие.
2: вместо — в место.
3.Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.
1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?
- Назовите самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры.
- Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.
- Правописание производных предлогов омонимичных частей речи.
- Правописание союзов и омонимичных частей речи.
Практическое занятие №11
Тема: Знаки препинания в простом предложении
Цель: повторить и закрепить изученные синтаксические признаки простого предложения, правила постановки знаков препинания в простом предложении.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.
- ОК 04, 05
Задание: Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнение синтаксического и пунктуационного анализа простого предложения.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1.Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей.
2.Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.
3.Новый друг постоянно рассказывал ему о повадках зверей и птиц или учил стрельбе из лука.
4.Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.
2.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1.У этого удивительного растения обладают целебными свойствами как плоды так и листья.
2.И дни и ночи до утра в степи бураны бушевали и ветки снегом заметали и заносили хутора.
3.Путь преграждают корявые сучья отмерших елей да полосы болотных топей.
4.Ни на площади ни в домах ни на улицах поблизости не требовалось больше никакого света.
3.Поставьте, где нужно, тире в предложениях.
1.Услуга в дружбе вещь святая. 2.Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. 3.Спина у акулы темно - синего цвета, брюхо ослепительно белое. 4.Я охотник, 5,Он порча, он чума, он язва здешних мест.б. Встречи наши единственная радость. 7.Да моё ли это дело заниматься такими вопросами. 8. Жизнь прекрасна и удивительна! 9.Бедность не порок. 10. Я был озлоблен. 11. Он угрюм. 12.Севастополь, очевидно, город чудес. 13.Крупные звёзды как званый вечер. 14. Красивые, ровные зубы что крупные перлы у ней. 15. Сердце не камень.
4..Прочитайте данный текст. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Озаглавьте текст.
Подчеркните главные члены предложения.
Сколько в этом тексте двусоставных предложений?
Сколько односоставных?
Какие виды односоставных предложений в нём есть?
Определите тему и основную мысль текста.
Избушка ра..положилась на взгорке. Зайдёш(?) в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет.
Но вот затр..щали в камельке поленья. Потянуло густым зап..хом отта..вающей глины. Со стен каплет. Лучше набить полный камелёк и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровиш..к. Через (пол)часа в избушк.. тепле..т. Можно скинуть (полу)шубок. Стены слегка парят от камелька пыш..т жаром. И охватывает человека некое тихое блаженство радость. Теперь уж везде почти сухо но доски нар ещё х..лодные. Можно пока кинуть на них (полу)шубок под голову мешок с харчами ноги протянуть к камельку. И др..мота охватит сил нет. Лень встать и подкинуть ещё в камелёк. А надо.
(В. Шукшин)
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
1.Что изучают раздел науки о языке – синтаксис?
2.Что такое словосочетание? Строение словосочетания. Словосочетания именные, глагольные, наречные. Приведи примеры.
3.Что такое предложение? Предложения по цели высказывания. Предложения по интонации.
4. Какие члены предложения являются главными? Что такое грамматическая основа предложения? На какие вопросы отвечает подлежащее? Чем оно может быть выражено? На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем оно может быть выражено?
5.Перечислите основные правила постановки знаков препинания в простых предложениях.
Практическое занятие №12
Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Цель: совершенствовать пунктуационную грамотность.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
- ОК 04, 05
Задание: Пунктуационный анализ предложений.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнение упражнений.
Условия выполнения задания:
1. Повторить теоретический материал.
2. Чтение и выполнение упражнений.
Задание1:Прочитать предложения. Определить, какой знак (двоеточие или тире) необходимо поставить между частями БСП.
1.Туристы не торопились до лагеря оставалось недалеко.
2. Дождь не прекращался Салим решили не идти в горы.
3. Я понимаю исправить уже ничего нельзя.
4. Любишь кататься люби и саночки возить.
5. Посмотри вокруг красота неописуемая.
6.Проснувшись рано, я увидел необычную картину за окном туман и пробивающуюся малиновую зарю.
7. Вдруг опустился туман все очертания скрылись во мгле.
8. Молвит слово соловей поет.
9. Наступит вечер мы снова соберемся у ворот и пойдем гулять к реке.
10. Думал встретиться с вами сегодня времени не будет.
Задание2. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)
- Мир строит - война разрушает.
- Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.
- Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
- Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
- Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.
- Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!
- Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.
- Посмотрит - рублём подарит.
- В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.
- Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.
Задание 3. Прочитайте текст. Понаблюдайте за интонацией, стилистическими особенностями бессоюзных сложных предложений, обоснуйте употребление запятой и точки с запятой.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются, за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
(И.Тургенев)
Задание 4.Придумайте четыре сложных бессоюзных предложения: с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием. Запишите их и объясните расстановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор каждого предложения, составьте схемы.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Каковы основные характеристики двух единиц синтаксиса: словосочетания и предложения (типы, способы выражения отношений, виды связи)?
- Какие предложения называются сложными?
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?
- Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения? Назовите основные типы придаточных предложений.
- Какие предложения называются бессоюзными сложными? Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении?
Практическое занятие №13
Тема: Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности.
Цель: систематизировать и углубить знания по теме применять полученные знания в конкретной практической ситуации.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: употреблять и отличать терминологическую и профессиональную лексика.
- ОК 04; ОК 05; ОК 09
- ПК 5.2., ПК 5.6., ПК 6.3.
Задание: Изучить особенности терминологической и профессиональной лексики и лексики специальности.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнение упражнений.
Условия выполнения задания:
- Повторить теоретический материал .
Терминологическая и профессиональная лексика
Терминологию науки образует совокупность прочно установленных в данной науке терминов.
Термин (от лат. terminus – граница, предел) – слово или словосочетание, представляющее собой название строго определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Терминология как совокупность терминов определённой области знания составляет в любом национальном языке автономный сектор, тесно связанный с профессиональной деятельностью. Стремительное развитие науки и техники, достижения научно-технического прогресса способствуют появлению специальных слов для обозначения новых объектов, явлений и процессов. Появившиеся специальные слова становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека и входят в состав специализированной картины мира профессионалов. Специалист, работающий в определенной сфере человеческой деятельности, не сможет полноценно реализовать свои возможности, не овладев терминологией. Свод терминологии конкретной сферы знаний издается в виде терминологических сборников. Существует большое количество специальных словарей отдельных терминосистем. Например, лингвистическая терминология отражается в «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», в других словарях и справочниках. Проблемами терминологии занимаются специализированные государственные комитеты, комиссии, институты и другие организации.
Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, – это условный язык науки. Они несут логическую информацию большого объема. Термины выражают специально-профессиональные, научные или технические понятия (Корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов), в отличие от общеупотребительных слов, выражающих общие представления или бытовые понятия (Дело подорвано под корень).
Термины отличаются рядом особенностей: они имеют строгое толкование, зафиксированное в специальной литературе, не обладают экспрессивностью, стилистически нейтральны, в пределах своей терминологической системы должны быть однозначными. Иногда среди терминов встречаются термины-синонимы: префикс, приставка; пневмония, воспаление легких; грамматическая модель, грамматическая структура, грамматическая схема.
В терминологии распространена междисциплинарная терминологическая омонимия, когда один и тот же термин может входить в разные терминологии данного языка, например, термин реакция употребляется в химии, в физиологии, в политике. Термины следует отличать от их общеупотребительных омонимов, так, слово фартук в общеупотребительном значении – вид одежды, в значении термина – составная часть винторезного станка. В терминосистемах имеются термины, образованные от общеупотребительных слов путем переноса значения (блуждающие токи, почечная лоханка).
Терминологическая лексика распадается на две группы: термины узкоспециальные и термины общенаучные. Узкоспециальные термины существуют в рамках отдельных наук: математики, физики, химии, информатики и т. д. Они характеризуются довольно сильной функциональной обособленностью, зачастую известны лишь специалистам (нафтенаты, персептрон, латерит, гумус), в силу чего использование их в непривычной сфере затрудняет понимание содержания, что ограничивает их употребление в иных стилях. Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности, они знакомы практически всем носителям языка, их называют общепонятными (гипотеза, молекула, спряжение, гравитация).
В толковых словарях термины сопровождаются пометкой «специальное». Значения терминов можно найти в лингвистических и энциклопедических словарях, в справочниках.
Большую роль в терминологических системах играют иноязычные заимствования. Во всех науках имеются греческие и латинские термины. Значительным было заимствование греческих терминов в период с IХ по ХI века: математика, философия, история, грамматика и т. д. Заимствования из латинского языка сыграли значительную роль в обогащении русского языка, особенно в области научно-технической, общественной и политической терминологии. Больше всего латинских слов пришло в русский язык в период с XVI по XVIII века: школа, аудитория, декан канцелярия, каникулы, директор, диктант, экзамен. Много слов латинского происхождения составляет группу международного фонда терминов: кодекс, клавиатура, манифест, проект, ренессанс и т. д. В современных условиях все более важным требованием, предъявляемым к термину, является его международный характер, соответствие международным стандартам. Этому требованию отвечает использование латинских и греческих корней, приставок, суффиксов (см. Приложение). Знание международных словообразовательных элементов позволяет быстро и правильно, не обращаясь к словарям, определить значение нового термина.
Профессиональная лексика – это слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, не ставшие общеупотребительными. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции и т.д. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. Например, в устной речи полиграфистов бытуют профессионализмы: концовка – «графическое украшение в конце книги», усик – «концовка с утолщением в середине», хвост – «нижнее наружное поле страницы, а также нижний край книги, противоположный головке книги». В составе профессиональной лексики можно выделить группы слов, различные по сфере употребления: профессионализмы (используемые в речи спортсменов, шахтеров, охотников, рыбаков и др.), техницизмы (слова, представляющие собой узкоспециальные наименования, применяемые в области техники), профессиональные жаргоны.
Профессионализмы – слова, являющиеся принадлежностью речи определенного коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью, специальностью или профессией и употребляемые профессиональной группой лиц. Профессионализмы могут обозначать специальные понятия труда, орудия или продукты труда, производственные процессы. Их также называют специальными словами или специальными терминами. Например, в профессиональной речи актеров используют сложносокращенное наименование главреж; в разговорной речи строителей и ремонтников употребляется профессиональное наименование капитального ремонта капиталка; обслуживающий персонал вычислительных центров называют машинниками и эвээмщиками и т.д. По способу образования можно выделить:
1) собственно лексические профессионализмы, которые возникают как новые, особые наименования. Например, в речи рыболовов шкерщик от глагола шкерить – «потрошить рыбу»; в речи плотников и столяров калевка, зензубель, шпунтубель – различные виды рубанка и др.;
2) лексико-семантические профессионализмы, возникающие в процессе развития нового значения слова и его переосмысления. Например, профессиональные значения слов в речи полиграфистов: елочки или лапки – разновидность кавычек; шапка – общий заголовок для нескольких публикаций, загон – запасной, дополнительный набор, не вошедший в очередной номер;
3) лексико-словообразовательные профессионализмы, к которым относятся слова типа запаска – запасной механизм, часть к чему-либо и пр., в которых используются или суффикс, или способ сложения слов и т.д.
В словарях профессионализмы содержатся с пометой «профессиональное». В специальных словарях и справочниках профессионализмы часто заключаются в кавычки, чтобы их можно было отличить от терминов («забитый» шрифт – «шрифт, находящийся долгое время в набранных гранках или полосах»; «чужой» шрифт – «буквы шрифта иного начертания или размера, ошибочно попавшие в набранный текст или заголовок»). В текстах газетно-журнальных, в художественных произведениях они выполняют номинативную функцию, а также служат изобразительно-выразительным средством.
Профессиональный жаргон – разновидность жаргона, которой пользуется группа людей, объединенных по профессиональному признаку.
Характерные особенности профессионального жаргона:
1) экспрессивность (крупняк – крупный план);
2) стилистическая сниженность (грустный филин– журналист, который во время интервью, слушая ответ собеседника и выражая свое согласие, постоянно произносит вслух слова «ага, ыгы, угу»: На пленке слышно как грустный филин поддакивает);
4) использование различных словообразовательных моделей (наехать– прием при видеосъемке, приблизить объект в кадре с помощью специального устройства – трансфокатора: Сними общий план, потом наедь на главного героя. Расширения значения уже существующего слова наехать; лексико-семантическийспособ словообразования);
5) профессиональная лексика и фразеология, дублирующая единицы терминологии и специального языка (глаз вместо монитор, мышь (в профессиональном жаргоне компьютерщиков), шмотяк (в речи таможенников) – это прессованная одежда и обувь, нелегально перевозимая через границу.
Профессиональные жаргоны – это специальная языковая среда, ограниченная рамками какой-нибудь профессии и расположенная между терминологической лексикой и общелитературным просторечием. Если часть профессионализмов может иметь нормативный характер (существует большое число профессионализмов, стандартизованных в качестве обязательных терминов), то профессиональные жаргонизмы не способны приобретать нормативный характер, их условность ясно ощущается говорящими.
2. Чтение и выполнение упражнений.
Задание 1.Подберите 10-15 терминов по вашей специальности, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы.
Задание 2.Запишите по 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей специальности. При затруднении обращайтесь к толковым словарям.
Пример: запрещение – эмбарго
Задание 3. Проанализируйте текст по специальности, выделяя профессиональную лексику.
Индустрия туризма - экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющего спроса на различные виды отдыха и развлечений.
В современной профессиональной литературе широко применяется термин "индустрия туризма и гостеприимства", и, хотя гостеприимство входит в этот термин как составной элемент, следует отметить, что гостеприимство - это более емкое и общее понятие, так как его задачей является удовлетворение потребностей не только туристов в узком смысле, но и потребителей вообще.
Индустрию туризма и гостеприимства нельзя рассматривать как разные индустрии, так как туристы – это, прежде всего потребители, имеющие разнообразные потребности, в том числе и специфические, зависящие от целей и мотивов путешествий, а также от целого ряда моментов. Однако туристы - это, прежде всего потребители вообще, следовательно, индустрия туризма и гостеприимства должна рассматриваться как единое целое по причине неразрывной общности.
Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей (гостей), безвозмездный прием и угощение странников, или странноприимство. Так образно разъясняет этот термин В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка". Быть гостеприимным - значит уметь предложить теплый прием для посетителей, создать для них спокойную, благоприятную и дружелюбную атмосферу.
Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации, в настоящее время под воздействием научно-технического процесса превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая уют и комфорт на благо людей.
Индустрия гостеприимства объединяет различные профессиональные сферы деятельности людей: туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций, семинаров и выставок, спортивную, музейно – выставочную, экскурсионную деятельность, а также сферу профессионального образования в области гостеприимства.
Индустрия гостеприимства - сложная, комплексная сфера профессиональной деятельности людей, усилия которых направлены на удовлетворение разнообразных потребностей клиентов (гостей), как туристов, так и местных жителей.
Итак, гостиничная индустрия - это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, гостиничная индустрия принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли до финансирования и посредничества самого разного рода.
Задание 4. Запишите аббревиатуры, которые используются в вашей специальности и расшифруйте их:
Задание 5. Выскажите свое мнение по поводу следующих суждений: 1)Профессионализм устремлен к высокой цели – мастерству, честно переплетающемуся с честностью, мудростью, долгом, знанием, пониманием и опытом; 2) Каждая профессия имеет кодексы этики, определяющие этическое поведение своих членов
Задание 6. Перечислите качества, необходимые современному специалисту в профессиональной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
1. Что включает в себя специальная лексика?
2. Что такое термин?
3. Каковы пути образования терминов?
4. Что называется общеупотребительной лексикой?
5. Что такое профессионализмы?
Практическое занятие №14
Тема: Возможности лексики в различных функциональных стилях
Цель: изучение лексических особенностей функциональных стилей литературного языка для уместного использования их в речи.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: употреблять и отличать терминологическую и профессиональную лексика.
- ОК 04; ОК 05; ОК 09
- ПК 5.2., ПК 5.6., ПК 6.3.
Задание: Работа с текстами разных стилей.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал .
2. Выполнение упражнений.
Условия выполнения задания:
- Повторить теоретический материал .
Стиль речи | Сфера использования | Адресат | Цель текста | Речевые жанры | Языковые особенности |
- Чтение и выполнение упражнений.
Задание 1. Подберите синонимы к выделенным словам. Обратите внимание, что грамматически предложения могут измениться. Изменится ли стиль? 1. Мы применили всякие методы исследования. 2. Когда умер А.С.Пушкин? 3. Недалеко от нашего дома находится базар. 4. Он вдруг почувствовал резкую боль. 5. Журналисты задавали президенту различные вопросы. 6. Он любил думать о смысле жизни. 7. Он пока не женат. 8. У меня появились непредвиденные проблемы. 9. В этом деле есть как хорошие, так и плохие стороны. 10. Никто не знает, где прячется этот человек. 11. Не надо тратить деньги на сувениры. 12. Надо починить папину машину. 13. Когда появилась жизнь на нашей планете? 14. Он кинул мяч в корзину, но промахнулся. 15. Старший брат отнял у младшего книгу. 16. Давай подарим маме фартук! 17. Порезанный палец надо перевязать. 18. Всю ночь придется не спать. 19. У бизнесмена украли машину. 20. Расскажите, что случилось.
Задание 2. Запишите 10—15 специальных слов, употребляемых в вашей специальности, сгруппируйте эти слова по темам.
Задание 3. Сгруппируйте слова в зависимости от того, к какому стилю речи они могут принадлежать. Если слово может использоваться в разных стилях, выпишите его в отдельную группу.
Лаконизм, белиберда, бессмыслица, конвенция, «баранка», знания, имидж, программист, аксессуары, декларация, отсрочить, человечество, единомышленники, мазня, вояж, истина, прогнозы, доморощенный, побеждать, веник, очи, инфинитив, экспериментатор, великодушие, невиновный, доказательство, соглашение, возрождение, традиция, праздник, торжество, конгресс, бюджет, дебаты, замарашка, термограф, показатель, лесостепь, разновидность, департамент, резюме, реферат
Задание 4. В стихотворных текстах С. Есенина, укажите выразительные средства. Дайте литературно-художественный комментарий.
1. О, верю, верю, счастье есть! 2. Эх, вы, сани! А кони, кони! Видно, ч..рт их на землю принѐс. В залихватском степном разгон.. колокольч..к хохоч..т (до)слѐз. 3. Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! 4. Пес(?)ни, песни, о чѐм вы кричите? 5. Плач..т и смеѐт(?)ся песня ли-ховая6. Где ты, моя липа, липа вековая? 6. Пропл..сал, проплакал дождь весен(?)ий, замерла гроза. 7. Выткался на озере алый свет з..ри. На бору со звонами плачут глухари. 8. О, Русь, взмахни крылами, поставь иную крепь6! 9. Не жалею, не зову, не плачу, всѐ пройдѐт, как с белых яблонь дым. Ув..данья золотом охвачен(?)ый, я не буду больше молодым. 10. Отговорила роща золотая берѐзовым, весѐлым языком, и журавли, печальн.. пролетая, уж не ж..леют больше (н..)(о)ком.
Задание 5. Составить один из видов текста к русской народной сказке «Репка».
1. Статья «Роль размеров репки в формировании сплоченного коллектива».
2. Доверенность на хранение урожая.
3. Объяснительная записка внука, не участвовавшего в сборе урожая.
4. Репортаж с места события.
5. Интервью участников события.
6. Диалог с соседом
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Что такое функциональный стиль речи? Назовите функциональные стили речи.
- От чего зависит выбор стиля речи?
- Приведите примеры характерных для разных функциональных стилей речи языковых средств.
Практическое занятие №15
Тема: Виды документов в конкретной специальности.
Цель: формировать навыки практического применения знаний для построения текстов в официально-деловом стиле.
Формируемые результаты освоения учебной дисциплины/МДК:
- Уметь: оформлять и составлять деловые документы.
- ОК 04; ОК 05; ОК 09
- ПК 5.2., ПК 5.6., ПК 6.3.
Задание: Построения текстов в официально -деловом стиле.
Порядок выполнения:
1. Повторить теоретический материал .
2. Выполнение упражнений.
Условия выполнения задания:
- .Повторить теоретический материал .
Официально-деловой стиль (д.с.) – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы административно-правовой деятельности. Д.с. служит для удовлетворения потребностей общества при оформлении разных актов государственной, общественно-политической и экономической жизни страны.
Назначение д.с. – документальное оформление официально-деловых отношений, возникающих: 1) между органами государства, 2) между организациями или внутри них, 3) между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной, юридической деятельности.
По своему содержанию документы делятся на служебные и личные.Виды деловой документацииможно условно разделить на три группы:
1. Деловые бумаги личного характера;
2. Служебная документация;
3. Деловая переписка.
Личные документы касаются конкретного лица и являются именными.
Деловые бумаги личного характера: заявление; доверенность (личная); объяснительная записка; расписка; автобиография; характеристика; резюме.
Служебные документы затрагивают интересы предприятия, организации.
Понятие «служебный документ»относится к сфере административно-управленческой деятельности.
По своему функциональному назначению служебные документы делятся на несколько больших групп:
- директивно-распорядительные (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание),
- административно-организационные (устав, положение, должностная инструкция),
- информационно-справочные (протокол, акт, докладная записка),
- служебные и коммерческие письма,
- финансовые и учетные документы.
- Выполнение упражнений.
Задание 1. Из приведенных ниже слов и словосочетаний выделите те, которым свойственна окраска официально-делового стиля. Дипломная работа, ответчик, несоблюдение, соглашение, прогулка, прямые обязанности, посоветовать, единовременное пособие, установленный порядок, теология, обвинительный приговор, ходатайствовать, проводить исследование, чудесный случай, принять к исполнению, квадратный корень, жилищный фонд, воздать должное, нетрудоспособность, страховой полис, надлежащий, медленно, мирное сотрудничество.
Задание 2. Напишите: а) заявление с просьбой разрешить вам академический отпуск, продлить сессию и т.д.; б) объяснительную записку в следующих ситуациях: вы пропустили занятие, не явились на дежурство, опоздали на занятие.
Задание 3. Напишите резюме.
Обратите внимание на следующие особенности составления резюме.
Наименование документа пишется в центре строки с большой буквы без точки.
В резюме приводятся следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество,
б) возраст,
в) семейное положение,
г) образование,
д) опыт работы,
е) сфера деятельности в настоящее время,
ж) дополнительные сведения: указать удостоверения, свидетельства, подтверждающие какую-либо квалификацию (пользователь ПК, секретарьреферент, водитель категории и т.д.),
и) личные качества (работоспособность, активность, готовность принимать самостоятельные решения, обучаемость, тактичность, коммуникабельность, приятная внешность, отсутствие вредных привычек).
к) адрес (телефон, e-mail),
л) цель резюме.
Помните! Информация в резюме должна быть точной, полной, но без лишних подробностей. В резюме обычно не включают следующие сведения:
- описание всей трудовой биографии (интерес представляют последние 3-5 лет работы);
- фотография (если не требуется специально);
- описание физических данных; - указание причин ухода с прежнего места работы;
- требования к зарплате;
- имена людей, дающих вам рекомендации.
Текст резюме не должен превышать одной страницы. Информация, изложенная в резюме, должна иметь в случае необходимости документальное подтверждение.
Задание 4. Самостоятельная работа. Создать банк образцов документации специальности.
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебник:
2.Рабочая тетрадь для практических занятий.
Контрольные вопросы:
- Особенности официально-делового стиля (ОДС). Роль языка в профессиональной деятельности.
- Специфика делового документа.
- Языковые признаки в официально-делового стиля.
- Интернациональные свойства русской деловой речи
- Жанры и подстили официально-делового стиля.
- Классификация деловых документов.
- Деловая переписка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Экономика»
Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам колледжа изучить предмет Экономика....
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчётности
Рабочая тетрадь к практическим занятиям является неотъемлемой частью к методическим указаниям и заданиям к практическим занятиям в изучении МДК Основы анализа бухгалтерской отчѐтности и регулируется р...
Рабочая программа по дисциплине "Высшая математика" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"
Рабочая программа учебной дисциплины "Высшая математика" составлена в соответствии с ФГОС для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование", входящей в ТОП-50....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по МДК 0101«Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет по отраслям
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по МДК 0101«Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет...
Рабочая тетрадь для практических занятий МДК 0201 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации » Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая тетрадь для практических занятий МДК 0201 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации» Специальность 38.02.01....
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.07 «Математика» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫООД.07 «Математика» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»...