Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»
методическая разработка

Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старославянские слова дошли до современных дней и прижились в современном русском языке. На факультативе дети научатся работе со словарем Даля по поиску нужного слова, найдут его лексическое значение и научатся применять к сегодняшнему времени. Ребята глубже познакомятся с грамматическим строем древнерусского языка, сравнят с категорией определенных частей современной речи, выполнят ряд практическиз заданий. Данное занятие позволит школьникам окунуться в историю русского языка., понять , насколько сохранились в русском языке старославянские морфемы. Итог занятия - почувствовать богатство родной речи, идущей из глубины веков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

Факультативное занятие  по русскому языку

(раздел «Историческая грамматика») с презентацией

по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»

Слайд 1

Мотивом для работы на очередном занятии послужил вопрос: «Какое влияние оказал старославянский язык  на развитие  современного русского языка?».

                   Слайд 2

Задачи: используя наглядные материалы и тексты художественной литературы, определить лексические, фонетические и словообразовательные признаки слов старославянского происхождения; выяснить значения и сферу употребления старославянизмов в современной лексике.

Цель: формировать у учащихся языковую и лингвистическую компетенции, культуроведческую и коммуникативную компетенции; развивать навыки выразительного чтения, умения образно мыслить, творчески работать, воспитывать уважение к родному языку, желание знать историю его развития.

Форма работы: парная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Наглядный материал: тематическая газета,  слайды ИКТ, художественная литература.

План занятия:

  1. Вводно – мотивационная часть
  2. Актуализация знаний ( блиц – опрос по теоретическому материалу, связанному с историей распространения старославянского языка в древней Руси).
  3. Работа со схемами по  выделению старославянизмов на фонетическом, словообразовательном и лексическом уровнях.
  4. Составление синквейнов  к старославянизмам.
  5. Определение старославянизмов в текстах художественной литературы.
  6.  «Возрождённые слова» - употребление старославянизмов в современной лексике.
  7. Рефлексия

…………………………………………………………….

Творческая работа « Благие помыслы».

  1. Тема нашего очередного занятия не была выбрана случайно (слайд 3: «Кирилл и  Мефодий», славянские  письмена). На протяжении ряда лет мы с вами были активными участниками различных мероприятий, посвящённых  Дню  Славянской культуры и письменности. В городских конкурсах «О славянских письменах» и « Глаголь. Добро. Есть» мы стали победителями. Нами изучен материал ,связанный с великой миссией братьев Кирилла и Мефодия, созданием азбуки. На предыдущих занятиях мы говорили об истоках родного языка, знакомились с грамматикой русского языка с точки зрения её исторического развития.  Эти знания нам были необходимы при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, участвуя в которых представители нашего класса ежегодно становятся призёрами и победителями на школьном и муниципальном уровне. Сегодня мы обобщим этот материал, поработаем с различными языковыми схемами, чтобы   научиться находить слова старославянского происхождения  в художественных текстах русской литературы различных исторических эпох, тем самым совершенствуя свою речь и углубляя  свои знания по грамматике  русского языка.

  1. Слайд 4(вопросы):

  -Кого называли «солунскими братьями» и  почему? (Кирилл и                           Мефодий, г. Солуня)

                    - С какой целью они приезжают в 9 в. в славянское княжество     Великая Моравия  (современная Чехия)? (перевод богослужебных книг на    славянский язык, создание славянской азбуки, распространение христианства среди славян, создание собственных религиозных произведений)

                    -какой  язык принято считать старославянским? (язык славян в 9

                     веке).

                   - этот язык считался разговорным или книжным? (язык , созданный специально для перевода христианской литературы, « мёртвый язык»).

                    -признаки каких славянских языков находим в старославянском языке? (болгарского, чешского, польского, русского, белорусского, украинского).

                 - в чём отличие древнерусского языка от старославянского? (древнерусский язык – разговорный язык восточных славян, старославянский язык - литературный письменный язык, церковнославянский).

                       - какие слова принято считать « старославянизмами»? (заимствования из старославянского «мёртвого» языка в живую разговорную речь славян).

  1. Слайд 5:  « Словенский язык и русский едино есть» (Из летописи).

Итак, старославянизмы – это древнейшие слова славянского языка, но, претерпевая вековые изменения на фонетическом ,словообразовательном и лексическом уровнях, эти слова прочно вошли в грамматику русского языка и вполне узнаваемы современниками.

Слайд 6: Фонетические  особенности старославянизмов:

                 1. Схемы.

                2.Равный - ровный  

                   един  - один          

                  юродивый - уродливый ,агнец - ягнёнок .

Работа у доски:  выделить фонетические приметы старославянизмов и соотнести их  с исконно русскими словами:

 Млечный -…молочный… младой – молодой       освещать -свеча……..

Страж - сторож………………чуждый - чужой……   елень – олень

 Индивидуальное задание : составить синквейн к слову  «Врата»                 

                                                Что?     Врата

                                                      Какие?  царские святые церковные

                                    Что делают? открываются  вселяют надежду

                                    Фраза  Открываются счастья врата

                                    Синонимы дверь калитка

Слайд 7: Словообразовательные признаки  старославянизмов:

  1. Схемы
  2. Работа у доски: выделить словообразовательные  приметы старославянизмов у слов в современном русском языке:

  чрезмерный, стоящий, житель, вратарь, унёсший, суета, суеверие, надежда, воскресение.

Индивидуальное задание : составить синквейн к слову  «Жизнь»

Слайд 8: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь).

Слайд 9: Лексические (смысловые) примеры  старославянизмов:

« Стоит красная девица: алые уста, румяные  ланиты, синие очи, белая выя, как у лебёдушки. Тонкими персями заплетает она длинные власы свои в косу».

Задания*

  1. Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша (общее – лексическое значение, «пыль»; различие – на фонетическом уровне).
  2. Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда (браслет).

Слайд 10: «Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа». (Б.Г.Котляревский).

Исторические предания, песни, поэмы  - всё это общее славянское письменное богатство.

  1. Самостоятельные групповые задания по определению и выделению старославянизмов из произведений русской литературы по фонетическим, словообразовательным и лексическим признакам (по определённым текстовым отрывкам). Выразительное чтение отрывков.

1 гр. « Слово о полку Игореве»  слайд 11.

2 гр. Оды Державина и Ломоносова  слайд 12.

3 гр. Поэзия А.С.Пушкина ( поэма «Медный всадник», «Евгений Онегин») слайд 13.

4гр. Стих. Пушкина «Пророк» слайд 14

5 гр. Поэзия Фета и Тютчева. слайд 15.

  1.  Слайд 16.      «Возрождённые слова».

Стих. И.Бунина « Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь…

Наш дар бессмертный – речь.

Среди старославянизмов есть такие, которые не ушли в историю, а обрели жизнь в современном русском языке. Это такие слова, которые способствуют нравственному воспитанию человека, его духовному возрождению, доброму началу.

Слайд 17.

Схема: прочитать  слова с корнем «благо…»

Скажите, какую сферу употребления этих слов вы можете выделить?

(благотворительные концерты, благотворительная помощь, благодарственные письма, особенности речи ряда телеведущих, телекомментаторов – всех  вам благ, благодарим за внимание, берегите себя, всего вам доброго.)

Составить синквейны к словам: « благоразумие», « милосердие»

  1. Рефлексия

Сочинение – эссе «Благие помыслы»

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Песня,как средство обучения иностранному языку"

Музыка является одним из эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни ,мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство люде...

Презентация по теме СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ для уроков русского языка

Данная презентация послужит хорошим помощником в проведении уроков русского языка в 10 классе для школ и для 1 (2) курсов для СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МДК 02.02 раздел 2 Управление проектами на тему: «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»

Содержит технологическую поэтапную карту урока  и критерии оценки защиты проектных работ.К критериям оценки относятся следующие пункты:1. Средний балл успеваемости за семестр2. Своевременная сдач...

Методическая разработка мероприятия по УД «История родного края» тема: «МОЙ КОСТЁР - К ЛЮДЯМ МИРА ЛЮБОВЬ»

Цели и задачи:познакомить студентов с жизнью и творчеством нашего земляка В.Я. Ерошенко;пробудить интерес к творчеству писателя;способствовать воспитанию интереса к истории нашего края, чувства патрио...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)

Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихс...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени"

Данная методическая разработка предназначена для для преподавателей и студентов при проведении проактических занятий по теме "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени.В ходе занятия идет закре...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Преобразование степенных выражений"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по математике  для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело" в соответствии с темат...