Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»
методическая разработка
Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старославянские слова дошли до современных дней и прижились в современном русском языке. На факультативе дети научатся работе со словарем Даля по поиску нужного слова, найдут его лексическое значение и научатся применять к сегодняшнему времени. Ребята глубже познакомятся с грамматическим строем древнерусского языка, сравнят с категорией определенных частей современной речи, выполнят ряд практическиз заданий. Данное занятие позволит школьникам окунуться в историю русского языка., понять , насколько сохранились в русском языке старославянские морфемы. Итог занятия - почувствовать богатство родной речи, идущей из глубины веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_staroslavyanizmov_v_sovremennom_russkom_yazyke.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия
Факультативное занятие по русскому языку
(раздел «Историческая грамматика») с презентацией
по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»
Слайд 1
Мотивом для работы на очередном занятии послужил вопрос: «Какое влияние оказал старославянский язык на развитие современного русского языка?».
Слайд 2
Задачи: используя наглядные материалы и тексты художественной литературы, определить лексические, фонетические и словообразовательные признаки слов старославянского происхождения; выяснить значения и сферу употребления старославянизмов в современной лексике.
Цель: формировать у учащихся языковую и лингвистическую компетенции, культуроведческую и коммуникативную компетенции; развивать навыки выразительного чтения, умения образно мыслить, творчески работать, воспитывать уважение к родному языку, желание знать историю его развития.
Форма работы: парная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Наглядный материал: тематическая газета, слайды ИКТ, художественная литература.
План занятия:
- Вводно – мотивационная часть
- Актуализация знаний ( блиц – опрос по теоретическому материалу, связанному с историей распространения старославянского языка в древней Руси).
- Работа со схемами по выделению старославянизмов на фонетическом, словообразовательном и лексическом уровнях.
- Составление синквейнов к старославянизмам.
- Определение старославянизмов в текстах художественной литературы.
- «Возрождённые слова» - употребление старославянизмов в современной лексике.
- Рефлексия
…………………………………………………………….
Творческая работа « Благие помыслы».
- Тема нашего очередного занятия не была выбрана случайно (слайд 3: «Кирилл и Мефодий», славянские письмена). На протяжении ряда лет мы с вами были активными участниками различных мероприятий, посвящённых Дню Славянской культуры и письменности. В городских конкурсах «О славянских письменах» и « Глаголь. Добро. Есть» мы стали победителями. Нами изучен материал ,связанный с великой миссией братьев Кирилла и Мефодия, созданием азбуки. На предыдущих занятиях мы говорили об истоках родного языка, знакомились с грамматикой русского языка с точки зрения её исторического развития. Эти знания нам были необходимы при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, участвуя в которых представители нашего класса ежегодно становятся призёрами и победителями на школьном и муниципальном уровне. Сегодня мы обобщим этот материал, поработаем с различными языковыми схемами, чтобы научиться находить слова старославянского происхождения в художественных текстах русской литературы различных исторических эпох, тем самым совершенствуя свою речь и углубляя свои знания по грамматике русского языка.
- Слайд 4(вопросы):
-Кого называли «солунскими братьями» и почему? (Кирилл и Мефодий, г. Солуня)
- С какой целью они приезжают в 9 в. в славянское княжество Великая Моравия (современная Чехия)? (перевод богослужебных книг на славянский язык, создание славянской азбуки, распространение христианства среди славян, создание собственных религиозных произведений)
-какой язык принято считать старославянским? (язык славян в 9
веке).
- этот язык считался разговорным или книжным? (язык , созданный специально для перевода христианской литературы, « мёртвый язык»).
-признаки каких славянских языков находим в старославянском языке? (болгарского, чешского, польского, русского, белорусского, украинского).
- в чём отличие древнерусского языка от старославянского? (древнерусский язык – разговорный язык восточных славян, старославянский язык - литературный письменный язык, церковнославянский).
- какие слова принято считать « старославянизмами»? (заимствования из старославянского «мёртвого» языка в живую разговорную речь славян).
- Слайд 5: « Словенский язык и русский едино есть» (Из летописи).
Итак, старославянизмы – это древнейшие слова славянского языка, но, претерпевая вековые изменения на фонетическом ,словообразовательном и лексическом уровнях, эти слова прочно вошли в грамматику русского языка и вполне узнаваемы современниками.
Слайд 6: Фонетические особенности старославянизмов:
1. Схемы.
2.Равный - ровный
един - один
юродивый - уродливый ,агнец - ягнёнок .
Работа у доски: выделить фонетические приметы старославянизмов и соотнести их с исконно русскими словами:
Млечный -…молочный… младой – молодой освещать -свеча……..
Страж - сторож………………чуждый - чужой…… елень – олень
Индивидуальное задание : составить синквейн к слову «Врата»
Что? Врата
Какие? царские святые церковные
Что делают? открываются вселяют надежду
Фраза Открываются счастья врата
Синонимы дверь калитка
Слайд 7: Словообразовательные признаки старославянизмов:
- Схемы
- Работа у доски: выделить словообразовательные приметы старославянизмов у слов в современном русском языке:
чрезмерный, стоящий, житель, вратарь, унёсший, суета, суеверие, надежда, воскресение.
Индивидуальное задание : составить синквейн к слову «Жизнь»
Слайд 8: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь).
Слайд 9: Лексические (смысловые) примеры старославянизмов:
« Стоит красная девица: алые уста, румяные ланиты, синие очи, белая выя, как у лебёдушки. Тонкими персями заплетает она длинные власы свои в косу».
Задания*
- Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша (общее – лексическое значение, «пыль»; различие – на фонетическом уровне).
- Найдите лишнее слово. Объясните ответ.
Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда (браслет).
Слайд 10: «Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа». (Б.Г.Котляревский).
Исторические предания, песни, поэмы - всё это общее славянское письменное богатство.
- Самостоятельные групповые задания по определению и выделению старославянизмов из произведений русской литературы по фонетическим, словообразовательным и лексическим признакам (по определённым текстовым отрывкам). Выразительное чтение отрывков.
1 гр. « Слово о полку Игореве» слайд 11.
2 гр. Оды Державина и Ломоносова слайд 12.
3 гр. Поэзия А.С.Пушкина ( поэма «Медный всадник», «Евгений Онегин») слайд 13.
4гр. Стих. Пушкина «Пророк» слайд 14
5 гр. Поэзия Фета и Тютчева. слайд 15.
- Слайд 16. «Возрождённые слова».
Стих. И.Бунина « Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь…
Наш дар бессмертный – речь.
Среди старославянизмов есть такие, которые не ушли в историю, а обрели жизнь в современном русском языке. Это такие слова, которые способствуют нравственному воспитанию человека, его духовному возрождению, доброму началу.
Слайд 17.
Схема: прочитать слова с корнем «благо…»
Скажите, какую сферу употребления этих слов вы можете выделить?
(благотворительные концерты, благотворительная помощь, благодарственные письма, особенности речи ряда телеведущих, телекомментаторов – всех вам благ, благодарим за внимание, берегите себя, всего вам доброго.)
Составить синквейны к словам: « благоразумие», « милосердие»
- Рефлексия
Сочинение – эссе «Благие помыслы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему: "Песня,как средство обучения иностранному языку"
Музыка является одним из эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни ,мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство люде...
Презентация по теме СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ для уроков русского языка
Данная презентация послужит хорошим помощником в проведении уроков русского языка в 10 классе для школ и для 1 (2) курсов для СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МДК 02.02 раздел 2 Управление проектами на тему: «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»
Содержит технологическую поэтапную карту урока и критерии оценки защиты проектных работ.К критериям оценки относятся следующие пункты:1. Средний балл успеваемости за семестр2. Своевременная сдач...
Методическая разработка мероприятия по УД «История родного края» тема: «МОЙ КОСТЁР - К ЛЮДЯМ МИРА ЛЮБОВЬ»
Цели и задачи:познакомить студентов с жизнью и творчеством нашего земляка В.Я. Ерошенко;пробудить интерес к творчеству писателя;способствовать воспитанию интереса к истории нашего края, чувства патрио...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)
Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихс...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени"
Данная методическая разработка предназначена для для преподавателей и студентов при проведении проактических занятий по теме "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени.В ходе занятия идет закре...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Преобразование степенных выражений"
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по математике для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело" в соответствии с темат...