Наставничество как форма профессионального становления педагога
статья

Хуцаева Надежда Инджиевна

Статья об организации наставнической деятельности в образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставничество как форма профессионального становления педагога

Хуцаева Надежда Инджиевна

Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова, преподаватель педагогики и психологии, город Элиста

nhutsaeva mail.ru

Необходимым условием модернизации системы образования Российской Федерации является решение первостепенной задачи - повышение качества кадрового потенциала, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам социума. Современная школа остро нуждается в молодых учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек – человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей её особенностью.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель способен найти новые, оригинальные пути и способы её решения. Начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

Существуют две различные теоретические школы касающихся того, что такое наставничество. Североамериканская концепция наставничества воплощается в образе некоего старшего по возрасту и более влиятельного человека, ожидающего преданности в ответ на мудрые советы, руководство и руку помощи. В рамках данной теории наставником может являться прямой начальник данного человека. Для описания такого типа отношений обычно используется термин «протеже», который относительно мало указывает на наличие в этих отношениях обучения и много внимания переводит на помощь и совершение правильных с точки зрения карьерного роста действий.

Европейское понимание наставничества, напротив, предполагает, что наставник обладает скорее большим опытом, чем большим влиянием. Одной из характеристик эффективных отношений наставничества является «отодвигание в сторону» любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя на равных. В результате европейские наставники почти всегда независимы, главным образом потому, что любому человеку очень сложно открыться перед кем-то, в чьей власти повлиять на размер его заработной платы, статус и общее благополучие. Главная цель таких отношений – обучение и развитие, хотя результатом обучения может стать развитие способностей обучаемого управлять своей карьерой. [1]

В английском языке слово «mentor» означает «наставник». Ментором звали героя древнегреческой мифологии, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. До недавнего времени это слово сохраняло своё значение. Именно его часто использовали политики, спортсмены, актёры и другие люди для описания человека, которого они выбрали в качестве ролевой модели, или человека, оказавшего на них значительное влияние на разных этапах карьеры.

Существует много различных определений наставничества. В частности, педагогическое наставничество - это разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания. В качестве наставника может выступать опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.[2]

Высококачественное наставничество связано с компетентностью, опытом и чётким определением ролей, но, кроме этого, оно в самой значительной степени определяется верным балансом личностных качеств».

Дэвид Клаттербак писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике» «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе». [1] Наставничество - это процесс помощи и раскрытия возможностей, наставничество, по своей сути, это процесс, обеспечивающий поддержку. Наставничество можно понимать как особый тип отношений, в которых особо важную роль играют объективность, доверие, честность, надёжность и конфиденциальность.

Педагогическое наставничество - это разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

В качестве наставника может выступать - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.[3] Можно выделить несколько стадий наставничества:

Стадия 1. Утверждение плана личного развития.

Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления обучением.

Стадия 3. Обеспечение поддержки в ходе процесса реализации плана личного развития.

Стадия 4. Помощь в оценке успеха.[1]

Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

 Целью педагогического наставничества является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении. Основными задачами педагогического наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Организационные основы наставничества.

1. Педагогическое наставничество организуется на основании приказа директора.

2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по учебной работе и руководители кафедр, в которых организуется наставничество.

3. Руководитель кафедры подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей,

  • обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении,
  • имеющих опыт методической работы,
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом,
  • системное представление о педагогической деятельности и работе,
  • стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.

4. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.

5. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

  • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

6. Замена наставника производится приказом директора в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;

- психологической несовместимости наставника и подшефного.

7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

8. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка в размере 6% от ставки заработной платы.

Обязанности наставника:

1. Наставник обязан:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • проводить необходимое обучение;
  • контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
  • проводить анализ деятельности молодого специалиста, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Права наставника:

1. Наставник имеет право:

  • Посещать уроки молодого специалиста
  • Проводить все виды анализа урока
  • Контролировать подготовку молодого специалиста к урокам
  • Проводить анализ тематического и поурочного планирования
  • Проводить систематические срезы знаний учащихся и анализ их результатов
  • Привлекать, с согласия заместителя директора по УР для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы. [2]

Традиция наставничества в российских школах имеет давнюю историю. Основное назначение школы передового опыта состоит в методической помощи опытного учителя, руководителя менее опытным коллегам

В современной ситуации в школе, требующей ускорения повышения квалификации всей массы учительства, и педагогической молодёжи в особенности, развития профессионализма молодых учителей в процессе их социально - профессиональной адаптации, резко возрастает необходимость помощи новичкам со стороны руководителей школ, опытных педагогов, методистов районных методических кабинетов и институтов усовершенствования учителей. В передаче педагогической эстафеты руководители школ выступают организаторами наставничества и одновременно сами передают молодым свой опыт. Учителя – наставники в процессе повседневной работы активно содействуют формированию стиля деятельности молодого специалиста, развитию его творческого потенциала. «Наставники – это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал». «Позади каждого добившегося успеха человека стоит тот, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком является их наставник».[2]

Использованная литература:

  1. Клаттербак Дэвид «Каждый нуждается в наставничестве». М.: Эксмо, 2008.-288с.
  2. Мозгарёв, Л.В. Алгоритм профессионального развития педагога / Л.В. Мозгарёв // Сб. научных трудов.
  3. Подготовка публичных докладов муниципальных систем образования и общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации /Под ред. Мерцаловой Т.А., Косарецкого С.Г. М.: АСОУ, 2007. — 52 с.

приложение

Примерный план работы наставника с молодым специалистом

Месяц

Дата

Вид деятельности

Результаты

Сентябрь

Ознакомление со структурой учебного заведения локальными актами

Помощь в составлении тематического планирования

Помощь в составлении поурочного планирования

Посещение уроков

Анализ уроков, коррекция поурочного планирования

Проведение срезов знаний

Анализ результатов

Выявление проблем и их причин

Коррекция работы молодого специалиста

Октябрь-апрель

Посещение уроков

Анализ уроков, коррекция поурочного планирования

Проведение срезов знаний

Анализ результатов

Выявление проблем и их причин

Коррекция работы молодого специалиста

Май

Помощь в подготовке материалов для переводного экзамена

Помощь в проведении экзамена

Анализ результатов переводного экзамена

Выявление проблем и их причин

Подведение итогов профессиональной адаптации молодого специалиста, составление отчета по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».

Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса....

Наставничество, как форма адаптации педагога в образовательных учреждениях

Статья посвящена решению проблемы адаптации молодых педагогов в образовательных организациях, путем наставничества. Автор рассматривает распространенные профессиональные проблемы, встречающиеся в нача...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»

В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и  ведение рабочей тетради  «Записки ...

Доклад наставничество по форме "Педагог - Педагог"

Наставничество по форме "Педагог - Педагог"...

Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов.

Тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент...

Статья "Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога".

Из опыта работы педагога - наставника в системе среднего профессионального образования....