Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов.
методическая разработка
Тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов, профессиональное становление молодого педагога, возможны при наличии системы наставничества в рамках образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 79.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методические рекомендации по организации
наставничества в филиале №5 Федерального казенного
профессионального образовательного учреждения №79
г. Донской, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения.
2. Нормативно-правовая база наставничества.
3. Организация наставничества в образовательном учреждении.
4. Документы, регламентирующие деятельность наставников
в образовательном учреждении.
5. Заключение.
- Общие положения
Тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов, профессиональное становление молодого педагога, возможны при наличии системы наставничества в рамках образовательной организации.
Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации:
- в изучении и внедрении в практику молодого педагога передового педагогического опыта;
- в совершенствовании педагогического мастерства;
- в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания;
- в изучении и анализе учебных программ, учебной литературы, пособий, методических рекомендаций;
- в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога;
- в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений обучающихся и т. д.
В настоящее время для многих образовательных организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры. Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:
- этот метод адаптации педагога предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;
- в основе наставничества - взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;
- наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
- это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
- наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
В данных методических рекомендациях освещены нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы наставничества; представлен примерный перечень документов и материалов, необходимых в организации работы педагога- наставника с молодым педагогом; даны рекомендации по организации наставничества в образовательной организации. Наставничество должно мотивировать молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных организаций, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых педагогов, включать их в проектирование собственного профессионального и личностного развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Цель методических рекомендаций - помочь в определении модели, системы, методики и содержания работы с молодым педагогом, исходя из условий образовательной организации и потенциала молодого педагога, а также содействовать продуктивной деятельности образовательной организации в области наставничества и результативному профессиональному становлению молодого педагога.
II.Нормативно-правовая база наставничества
1. ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28, 47, 48.
2. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Локальные нормативные акты образовательной организации
1. Положение о наставничестве в федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении №79 Федеральной службы исполнения наказаний.
- Приказ директора ФКП ОУ №79 о назначении наставников.
III. Организация наставничества в образовательном учреждении.
Наставник назначается из числа опытных педагогических работников, соответствующих следующим требованиям:
- имеет опыт работы в должности не менее 5-х лет;
- имеет высокие положительные результаты работы;
- пользуется авторитетом в коллективе;
- способен по своим моральным и профессиональным качествам оказывать квалифицированную помощь наставляемому в работе;
- обладает коммуникативными навыками;
- обладает управленческими навыками: умеет формулировать и ставить цели и задачи, планировать работу, организовывать и контролировать работу, анализировать полученные результаты и вносить коррективы.
Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заведующий филиалом №5. При этом на него возлагаются следующие функции:
- рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
- оказание методической и практической помощи наставникам в планировании их работы, обучении, профессиональной адаптации наставляемых;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;
- заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми индивидуальных планов обучения, анализ эффективности деятельности наставника;
- отстранение от наставничества наставников, недобросовестно относящихся к работе.
Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник в течение пяти рабочих дней со дня назначения составляет индивидуальный план наставничества. В индивидуальном плане предусматриваются:
- мероприятия по оказанию содействия в ознакомлении с правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность наставляемого, иными документами и материалами, необходимыми для работы;
- мероприятия по оказанию содействия в работе по профессиональной деятельности, организации урочной и внеурочной деятельности, работе в качестве воспитателя, участию в методической работе, работе с учебной документацией, работе по самообразованию, работе с сотрудниками учреждения ФКУ ИК - 5.
- мероприятия по ознакомлению наставляемого с методикой проведения интерактивных уроков с использованием современных технологий и др;
Индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником.
IV. Документы, регламентирующие деятельность наставников
в образовательном учреждении.
- Нормативно - правовая документация по организации работы с молодыми педагогами.
- Положение о наставничестве.
- План работы наставника.
- Перспективный индивидуальный план самообразования молодого педагога.
- Портфолио молодого педагога.
- Мониторинг, педагогическая диагностика. База данных по молодым педагогам.
- Материалы социометрических исследований:
- анкета «Изучение затруднений в работе начинающего педагога;
- анкета для молодого педагога;
- опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».
Прогнозируемый результат:
- Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и обучающихся, на основе творческого поиска через самообразование.
- Становление молодого педагога как педагога - профессионала.
- Повышение методической, интеллектуальной культуры педагога.
- Овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся.
- Умение проектировать воспитательную и профориентационную работу.
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные, консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы, семинары, открытые уроки;
- теоретические выступления, защита проектов;
- наставничество;
- анкетирование.
Основные виды деятельности:
Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов филиала №5.
Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.
Привлечение молодых педагогов к подготовке и организации уроков гражданско – патриотического воспитания, конкурсов профессионального мастерства, к работе в методических комиссиях.
Посещение уроков молодых педагогов.
Отслеживание результатов работы молодого педагога, педагогическая диагностика.
Организация разработки молодыми педагогами дидактического материала, электронных образовательных ресурсов, инструкционно – технологических карт по профессиям и др.
Наставники молодых специалистов
№ | Ф.И.О. молодого педагога | Группа № | Стаж работы | Ф.И.О. наставника | Категория |
1. | Ипатов Ю.А. | 5 | 2 | Лебедев А.С. | высшая |
2. | Косянчук К.А. | 5 | 2 | Лебедев А.С. | высшая |
3. | Кузнецов В.Г. | 1 | 2 | Жучков А.А. | - |
4. | Рыбаков С.В. | 4 | 3 | Безгубов В.И. | высшая |
V. Заключение
Наставнику нужно помнить о четырех важных этических правилах:
- Построение доверительных взаимоотношений с подопечными. В отношениях должны присутствовать доброжелательность, взаимное уважение, доверие и желание работать ВМЕСТЕ.
Основное правило - разъяснение, а не осуждение. Конфиденциальность. Правила и способы поддержания конфиденциальности оговариваются заранее.
- Объективное оценивание с целью выявления зон роста и последующего предоставления обратной связи и обучения.
Наставнику необходимо:
- собирать и анализировать информацию о том, что умеют и в чем затрудняются молодые педагоги;
- определять методы и стратегии, которые помогут молодым педагогам преодолеть трудности.
- выяснить, что поможет молодым педагогам лучше воспринять, обработать и усвоить информацию, получаемую от наставника (какой подход применить).
- Применение методов в работе с молодым педагогом, которые помогут ему находить свои отличительные преимущества, избегать ошибки, принимать осознанные решения.
- Помощь подопечному в поиске собственного пути. Цель наставника - содействовать профессиональному становлению молодого педагога, его личностному росту.
- Основные принципы наставничества:
добровольность;
открытость;
компетентность;
соблюдение норм профессиональной этики.
Разработали:
Заведующий филиалом №5 В.В. Корчагин
Председатель МК В.И. Безгубов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по профессиональному развитию педагога
В данном разделе предлагаются материалы и рекомендации по различным направлениям профессионального развития педагога в современных условиях...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
Статья раскрывает некоторые аспекты сотрудничества преподавателей педагогического колледжа и студентов старших курсов колледжа в рамках профессионального развития....
Индивидуальная программа профессионального развития педагога на 2015 -2020 г.г.
Индивидуальная программа профессионального развития мастера производственного обучения на 2015 -2020 г.г....
Индивидуальная программа профессионального развития педагога 2015-2020 гг.
Индивидуальная программа развития педагога...
Тезисы к конференции. Непрерывное профессиональное развитие специалиста - основа качества медицинской помощи. А.А. Дорошенко, Е.И. Пальянова, Г.А. Максимова
Тезисы были подготовлены для Всероссийской научно-практической конференции"Инновационные направления развития среднего медицинского образования" г.Тюмень, декабрь 2016 г....
«Профессиональное развитие педагога определяет темп и характер развития образования»
Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен ...
Индивидуальное и групповое наставничество как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей
В статье раскрывается опыт индивидуального и группового наставничества как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей....