Статья "Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога".
статья
Из опыта работы педагога - наставника в системе среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.49 КБ |
![]() | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога.
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
Проблема профессионального становления начинающих педагогов всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции.
Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов – наставничество, которое способствует становлению и развитию профессионализма молодого педагога. Понятие «наставничество» берёт начало в греческой мифологии. Ментор звали наставника Телемаха, сына Одиссея. Так и появился термин «ментор» или «наставник», что означало мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью направить, подсказать, научить и который чаще всего является объектом для подражания. Что же из себя представляет наставничество? Многие философы ещё в древности пытались определить основные задачи наставничества. Греческий философ Платон предполагал, что воспитание нужно начинать с младенческого возраста, так как оно должно обеспечить постепенное вхождение ученика в мир идей. То есть воспитывать способен наставник преклонных лет. Жан Жак Руссо говорил, что главное и самое сложное искусство наставника — это уметь ничего не делать с учеником. К. Д. Ушинский вначале XX века, думая о наставничестве, говорил, что нельзя гордиться своей опытностью, считая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Ведь из-за этого педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки, а также наказывает тех, кто попадается под руку. Теория и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать.
Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества.
Глубоко убеждена что, если не поддержать молодого педагога сразу, то после первых недель работы наступит апатия, возникнет чувство беспомощности, начнутся трудности в профессиональном становлении, у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как профессиональной, так и личностной.
Я назначена наставником преподавателя без категории. Быть наставником для меня это тоже стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов работы с молодым педагогом.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети.
Основная модель моей работы с начинающим педагогом, является модель: «Расскажи – Покажи – Сделай».
Этапы этой модели:
1. Я расскажу, а ты послушай.
2. Я покажу – ты учись.
3. Мы вместе сделаем, так лучше.
4. Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.
5. Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.
1 этап - Я расскажу, а ты послушай.
На первом этапе для меня очень важно заинтересовать начинающего педагога, вселить уверенность в себя, и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности. В первую очередь обратили внимание на изучение нормативно-правовой базы, на требования организации учебного процесса, на ведение документации, на формы и методы организации учебной деятельности, механизмы использования дидактического, наглядного и других материалов.
2 этап - Я покажу – ты учись.
Второй этап включает в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений. В своей работе стремлюсь применять наиболее эффективные формы взаимодействия, способствующие повышению его профессиональной компетенции.
Традиционные формы работы :
методические консультации
беседы
тренинговые занятия
встречи с опытными педагогами
деловые игры
мастер-классы
Инновационные формы работы :
Технология сотрудничества
Технология открытого пространства
Квик-настройка
Коучинг
Кейс-метод
Технология сотрудничества – предполагает обучение в малых группах – это как работа в паре (наставник +наставляемый), так и обучение в команде, т. е. в коллективе. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Технология открытого пространства – предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Квик-настройка – это настрой педагога на успешную работу. Такую квик-настройку можно использовать перед открытым просмотром или любым другим мероприятием.
Все будет хорошо!
У тебя все получится!
Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа : не стареет, и стареть не дает.
Трудности закаляют на пути к счастью.
Коучинг – это развивающее консультирование, используется в виде взаимопосещений опытными преподавателями занятий молодых педагогов.
Коучинг – активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где молодой педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Кейс-метод – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где молодые педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Такие формы и методы работы способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Молодому педагогу в самом начале очень важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить коммуникацию с коллегами, помощь в этом может оказать посещение мероприятий, проводимых коллегами наставниками.
3 этап - Мы вместе сделаем, так лучше.
«Учитель и ученик растут вместе», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций. Вместе мы учимся организовывать учебно-воспитательный процесс.
После просмотров открытых мероприятий образовательной деятельности опытными педагогами, молодые специалисты вместе с наставниками готовят свои мероприятия.
Совместно с Ольгой Александровной мы работаем над разработкой УМК, осуществляем подбор материалов, в том числе, профессиональной направленности, проводим викторины.
4 этап - Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.
Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские способности.
Ольга Александровна проводит увлекательные уроки, участвует в организации и проведении различных мероприятий, формирует комплекты учебно-методических материалов.
5 этап - Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого педагога. Ольга Александровна делится с коллегами информацией об образовательных платформах, цифровых образовательных ресурсах и другой полезной информацией.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Следовательно, наставник должен быть терпеливым и целеустремленным, это энтузиаст своей профессии, творческий педагог, учитель и друг, тот, кто всегда рядом.
Нам всем необходимо помнить следующие истины :
- Смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование.
- Благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека во многом зависит от мудрости, терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя.
- Главная задача – воспитание успешной личности.
- Надо полюбить ребенка таким, какой он есть, увидеть в каждом воспитаннике что-то особенное, свое.
- Учиться быть педагогом – значит учиться любить и уважать самого себя, ведь именно от тебя будет зависеть, какие качества будут заложены в ребенке.
- Если человек полюбит свою работу, то будет успешно работать, творить, профессионально расти и добиваться хороших результатов.
Важно руководствоваться принципом, провозглашенным Теодором Рузвельтом: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
«Учить и учиться» – наш девиз. Учим слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Польза наставничества видна, так как эта работа ведется планомерно, системно и систематически. Процесс адаптации преподавателя прошел успешно. Ольга Александровна овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками работы в системе СПО.
Таким образом, использование системы наставничества позволяет молодым преподавателям быстро адаптироваться к работе, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает и мне повысить свою профессиональную компетенцию : я стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конференциях, использую в работе инновационные технологии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. С. Макаренко Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический ВУЗ, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…
Понятие «наставничество» берёт начало в греческой мифологии. Ментор звали наставника Телемаха , сына Одиссея. «Ментор» или «наставник» - мудрый советчик, обладающий способностью направить, подсказать , научить. Происхождение Что значит?
Греческий философ Платон «Воспитание нужно начинать с младенческого возраста, так как оно должно обеспечить постепенное вхождение ученика в мир идей» Жан Жак Руссо К. Д. Ушинский «Главное и самое сложное искусство наставника — это уметь ничего не делать с учеником» «Нельзя гордиться своей опытностью, считая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Ведь из-за этого педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки»
помочь начинающему педагогу реализовать себя развить личностные качества и профессиональные умения увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества 1 2 3 Задачи наставника
Этапы модели: Расскажи – Покажи – Сделай Я расскажу, а ты послушай. Я покажу – ты учись. Мы вместе сделаем, так лучше. Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу. Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.
Я расскажу, а ты послушай. 1 этап На первом этапе очень важно заинтересовать начинающего педагога, вселить уверенность в себе и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности.
Я покажу – ты учись. 2 этап Второй этап включает в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений.
Традиционные формы работы: методические консультации беседы тренинговые занятия встречи с опытными педагогами взаимопосещение уроков и мероприятий деловые игры мастер-классы
Инновационные формы работы: технология сотрудничества технология открытого пространства квик -настройка коучинг кейс-метод
Технология сотрудничества Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах – это как работа в паре (наставник + молодой педагог), так и обучение в команде, т.е. в коллективе. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе , а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Технология открытого пространства активное участие каждого педагога; создание демократической атмосферы; равенство возможностей; открытость и сотрудничество; взаимодействие; общение; развитие; обмен идеями.
Квик-настройка Квик-настройка – это настрой педагога на успешную работу. Квик-настройку можно использовать перед открытым уроком или любым другим мероприятием.
Коучинг Это развивающее консультирование, используется в виде взаимопосещений опытными преподавателями занятий молодых или неопытных коллег.
Кейс-метод Неигровой метод анализа и решения ситуаций, где молодые педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
«Учитель и ученик растут вместе» 3 этап Мы вместе сделаем, так лучше Конфуций
Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу 4 этап
Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи 5 этап
Смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование. Главная задача – воспитание успешной личности! Надо полюбить ребенка таким, какой он есть, увидеть в каждом обучающемся что-то особенное, свое!
Учиться быть педагогом: Учиться любить и уважать самого себя, ведь именно от тебя будет зависеть, какие качества будут заложены в ребенке. Если человек полюбит свою работу, то будет успешно работать, творить, профессионально расти и добиваться хороших результатов.
«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки» Теодор Рузвельт
«Учить и учиться» – наш девиз! УЧИМ слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. УЧИМСЯ у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
Роль изучения и внедрения передового опыта педагогов в образовательном процессе...

4.3.11. Профессиональный рост педагога повышение квалификации
Повышение квалификации по профилю педагогической деятельности:Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (рег номер 1703) по программе повышения квалификации "Преподаватель графич...

11. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)...

11.2 Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности) продолжение
Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности) продолжение...

2.7. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
Повышение квалификации педагога-психолога...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»...