« Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».
статья по теме
Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: « Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».
Учитель: изобразительного искусства МКУ Худоеланской СОШ М.В. Клюкина
Учитель – кто он? Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.
С.Л. Соловейчик.
Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса.
Достижение высокого уровня педагогической компетентности – это главная стратегическая цель профессионального педагогического образования.
Кто такой педагог? … в переводе с греческого «сопровождающий ребенка» (это проходят даже ученики в пятом классе по истории Древнего мира). То есть, и в прямом, и переносном смысле, педагог – это человек, не стоящий на месте (сопровождает = ведёт, идёт).
Что помогает развиваться специалисту? Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата. А это и есть ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Разграничение исследовательской деятельности учителя и ученика весьма условно. Учитель формирует исследовательскую позицию и направляет исследовательскую деятельность ученика. Это взаимообуславливающий процесс. Исследовательская работа учителя отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся.
Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога?
Во- первых, различные формы мини-исследования в рамках классно-урочной системы. Работа с литературой. Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet).
При работе с литературой учитываю возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. В 5 классе даю учащимся прямые указания по поиску информации. В 6 классе с помощью наводящих вопросов предлагаю ученикам выбрать нужную для работы информацию. В 7 классе вопрос не конкретизирую, обращаю внимание учащихся на цель работы и смысл ее содержания . В 8 и 9 классе предлагаю ученикам самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.
Познавательную активность учащихся можно стимулировать введением в инструкции к заданиям исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в результатах.
Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках изо занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Исследовательская деятельность будет только тогда полезной и нужной, когда подстегивает идти дальше в своем совершенствовании.
Для себя я определила 4 направления исследовательской компетенции педагога:
- узкоспециальная компетентность повышения профессионального уровня в рамках своей специальности (предмета).
Какие современные техники изображения применяются? Новые открытия, современные материалы? Что обсуждаемо? В этом случае педагог напоминает ученика, работающего над темой реферата, исследовательской работы, т.е. темой по самообразованию.
- методическая компетентность (как совершенствуется методика преподавания: что удается? Над чем стоит поработать? Какие приемы, методы и техники, применяемые на уроках, способствуют повышению качества знаний учеников? Сравнение работы по четвертям, полугодиям, за год.
- социально-психологическая компетентность (свое совершенствование как психолога: насколько профессионален твой язык? Почему сейчас ты покоряешь детей одним только взглядом, интонацией, тогда как раньше, не могла добиться внимания и половины класса.
- аутопсихологическая компетентность (полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года. Подведение итогов : достоинства и недостатки моей личности, и как педагога. Это портфолио учителя.
Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но формирует и развивает такие ВАЖНЫЕ качества как трудолюбие, целеустремленность, формирование собственной позиции, собственного видения проблемы, достижение СОБСТВЕННОГО результата у учителя и у детей тоже.
С целью непрерывного повышения своей профессиональной компетентности учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся, самостоятельной исследовательской деятельностью, участвует в работе конференций, семинаров по вопросам исследовательской компетенции, методических марафонах, опубликовывает материалы из опыта работы в интернете, газете, журналах.
Вывод : Исследовательская деятельность учителя определяет личную профессиональную компетенцию и направляет деятельность ученика; только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования профессиональных компетенций
На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие «компетенция»...
Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций
В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...
Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»...
Аналитическая справка 4.2. Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприятий различного уровня
Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприя...
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педаго...
Проектно-исследовательская деятельность студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций.
Данная статья предназначена для преподавателей английского языка профессионального образования. В статье представлена информация о значимости участия студентов в проектно-исследовательской деяте...
Экспериментальная и исследовательская деятельность педагога
Основное внимание уделяю подготовке студентов в области информационных и коммуникационных технологий, формированию у них ИКТ-компетентности, наличие которой позволяет: 1) осуществлять поиск меди...