Методические указания по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык
методическая разработка
Методические указания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.03 «Иностранный язык»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной (самостоятельной) занятий по профессии среднего профессионального образования
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании цикловой заместитель директора по УР
методической комиссии
Протокол № 1
от « 29 » августа 2020 г.
Председатель________ Лоптева Н.И. ______Кислицына В.П.
Организация-разработчик:
ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна»
Разработчики:
Таранова Е..Г..: преподаватель иностранного языка
ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна»
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1 | Общие положения | 4 |
2 | Организация и виды внеаудиторной (самостоятельной) работы | 4 |
3 | Система контроля (мониторинг) результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся | 6 |
4 | Объём учебной дисциплины и виды учебной работы | 8 |
5 | Тематический план и содержание учебной дисциплины | 9 |
6 | Методические рекомендации по выполнению реферата и презентации | 10 |
7 | Оформление реферата | 11 |
8 | Методические рекомендации по подготовке сообщения | 12 |
9 | Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 15 |
10 | Приложения | 16 |
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Организация внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся в ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» регулируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» № 464 от 14.06.2013 г., Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, методическими рекомендациями ФГАУ ФИРО, письмом № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО и настоящим Положением.
1.1. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем, деятельность обучающихся по освоению учебных дисциплин, междисциплинарных курсов профессиональных модулей и формированию профессиональных компетенций, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы обучающихся.
1.2. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся является, наряду с аудиторной учебной работой обучающихся, составной частью процесса подготовки специалистов, предусмотренной федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Внеаудиторная (самостоятельная) работа является обязательной для каждого обучающегося, еѐ объѐм в часах определяется действующими учебными планами по основным профессиональным образовательным программам учреждения.
1.3. Целью внеаудиторной (самостоятельной работы) обучающихся является освоение в полном объеме основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и достижение соответствия уровня подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта СПО. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
1.4. Положение о внеаудиторной (самостоятельной) работе обучающихся действует по реализации ФГОС СПО.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ
2.1. Учебные планы в образовательном учреждении предусматривают два основных вида самостоятельной работы обучающихся - аудиторную под руководством преподавателя и внеаудиторную. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации и содержания учебного процесса.
2.2. Управление внеаудиторной (самостоятельной) работой обучающихся включает:
- четкое планирование содержания и объема внеаудиторной (самостоятельной) работы;
- организацию, контроль и анализ результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы;
- необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;
- внедрение новых технологий обучения;
- учет трудозатрат обучающихся и преподавателей в рамках внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся.
2.3. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, объем изучаемых дисциплин, междисциплинарных курсов профессиональных модулей в рабочих учебных планах ОГАОУ СПО «Старооскольский техникум технологий и дизайна» установлен (нормирован) в академических часах и включает в себя все виды внеаудиторной (самостоятельной) работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
2.4. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам планируемый объем внеаудиторной (самостоятельной) работы составляет 50% от объема аудиторной учебной нагрузки обучающихся, что требует в первую очередь разработки более четкого нормативно-методического и организационного обеспечения данного вида деятельности.
2.5. Внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся планирует преподаватель и предполагает:
- определение содержания;
- формы контроля (входного, текущего, рубежного и итогового);
- определение видов, форм и бюджета времени выполнения;
- определение критериев и шкалы оценки выполнения;
- определение рекомендуемой литературы;
- разработка заданий;
- разработка методических материалов.
2.6. Внеаудиторная (самостоятельная) работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
2.7. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся, направленная на освоение основной профессиональной образовательной программы, включает в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим занятиям, лабораторным работам и др.);
- работу над отдельными темами, разделами, вынесенными на самостоятельное изучение в соответствии с программами изучения дисциплин, междисциплинарных курсов профессиональных модулей;
- подготовку к учебной и производственной практикам и выполнение заданий, предусмотренных программами практик;
- выполнение письменных контрольных и практических работ, проектов;
- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе зачѐтам и экзаменам;
- компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов;
- подготовку к государственной итоговой аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
- другие виды внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся.
2.8. Преподаватель имеет право применять уже существующие, а также разрабатывать новые виды внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся.
2.9. Методическое руководство разработкой заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся и контроль соответствия их содержания требованиям федерального государственного образовательного стандарта СПО осуществляют цикловые методические комиссии.
3.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ (МОНИТОРИНГ) РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1. Контроль результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или междисциплинарному курсу и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине или междисциплинарному курсу, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности обучающегося. Данные материалы могут быть использованы преподавателем и обучающимся для оформления портфолио.
3.2. Форму учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы преподаватель разрабатывает самостоятельно.
3.3. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся могут быть использованы: зачеты, тестирование, самоотчеты, рефераты, контрольные работы, защита творческих работ и др..
3.4. Критериями оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося являются:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- умение обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать её и применять на практике;
- умение обучающегося ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение обучающегося чётко сформулировать проблему, предложив её решение, критически оценивать решение и его последствия;
-умение обучающегося показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- сформированность умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
3.5. Внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
3.6. Внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегосяпроводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций
- развитию исследовательских умений.
3.6. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегосяпо ОГСЭ.03 «Иностранный язык» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности СПО 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.
Изучение ОГСЭ. 03 Иностранный язык должно обеспечить:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества;
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности; создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
требования к предметным результатам освоения базового курса Знать/понимать
-значение новых лексических единиц связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны изучаемого языка;
-значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь, побуждение и др., согласование времен);
-страноведческую информацию из аутентичных источников, обобщающую социальный опыт школьников: сведение о стране изучаемого языка, их науке и культуре, общественных деятелях, месте в мировом сообществе, взаимоотношениях с нашей страной.
Уметь
Говорение
-вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального характера; беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным или прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
-рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики;
Аудирование
- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (обьявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной степени обучения;
Чтение
-читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи.
Письменная речь
- писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме принятой в стране изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
-получение сведений из иноязычных источников информации , необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
-расширение возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
-изучение ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомление представителей других стран с культурой и достижениями России.
4. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 158 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 126 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 126 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
| |
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта. |
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ ОПД САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ
Наименование разделов и тем | Содержание самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводно-корррективный курс | Самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу. | 2 | |
1. Глагол | Самостоятельная работа обучающихся: Домашнее чтение | 2 | 3 |
2.Временные формы глагола | Самостоятельная работа обучающихся: Домашнее чтение | 2 | 3 |
3.Встреча делового партнера | Самостоятельная работа обучающихся Домашнее чтение | 2 | 3 |
4. . Местоимение. | Самостоятельная работа обучающихся: Домашнее чтение | 4 | 3 |
5.Выборпрофессии | Самостоятельная работа обучающихся Домашнее чтение | 2 | 3 |
6. Заполним анкету | Самостоятельная работа обучающихся: Презентация по теме | 2 | 3 |
7.Заказ номера в гостинице | Самостоятельная работа обучающихся: Домашнее чтение | 2 | 3 |
10.На вокзале | Самостоятельная работа обучающихся Домашнее чтение | 2 | 3 |
11.В ресторане | Самостоятельная работа обучающихся: Домашнее чтение | ||
12.Страноведение | Самостоятельная работаобучающихсяПрезентация по теме. | 2 | 3 |
13. Мой техникум | Самостоятельная работа обучающихся :Домашнее чтение. | 2 | 3 |
14. Свободное время | Самостоятельная работа обучающихся: Презентация по теме | 2 | 3 |
Всего | 32 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
6.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА И ПРЕЗЕНТАЦИИ
Внеаудиторная (самостоятельная) работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата и презентации
Реферат и презентация, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 2 |
Основная часть | 15-20 |
Заключение | 1-2 |
Список использованных источников | 1-2 |
Приложения | Без ограничений |
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата и презентации, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
- размер шрифта-12; TimesNewRoman, цвет - черный
- междустрочный интервал - одинарный
- поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
- отформатировано по ширине листа
- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
- в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
- нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
- специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
- Вызывает ли мое выступление интерес?
- Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ
- При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде вдомашнего чтения необходимо соблюдать следующие требования:
- Прочитать заданый отрывок несколько раз
- Найти по словарю незнакомые слова.
- Перевести текст на родной язык
- Пересказатьб содержание.
- Ответить на вопросы по тексту.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде выполнения грамматических упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- Ознакомится с теоретической грамматикой
- Рассмотреть предлагаемые образцы
11. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1Английский язык:УЧЕБНИК ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ/ 5-Е ИЗД.
Дополнительные источники:
|
Приложение № 1
Методические рекомендации по оформлению папки «Самостоятельная работа»
- Титульный лист (пример)
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» Самостоятельная работа по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» Выполнил: Студент группы ______ ____________________ (Ф.И.О. студента) Преподаватель: ____________________ г. Старый Оскол 2020 г. |
Приложение № 3
- Содержание (пример)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по предмету: «Иностранный язык» «Концерт иностранных языков»
Методическая разработка по предмету: «Иностранный язык» «Концерт иностранных языков» ...
Методическая разработка для преподавателя иностранного языка по теме "Агрегатное состояние вещества"
Каждый человек передаёт свои мысли и чувства, используя две сферы сознания: когнитивное и языковое. При изучении данной темы используется схема, при которой в сознание учащегося встраивается новая язы...
Методическая разработка по практике устной речи английского языка по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» AT A HOTEL
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Ari...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ03 Иностранный язык для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения» и может быть использова...
КТП по дисциплине: «Профессиональный иностранный язык» по специальности: 1109000 «Токарное дело и металлообработка», 1109062 «Фрезеровщик»
Календарно – тематическое планирование по дисциплине: «Профессиональный иностранный язык» по специальности:1109000 «Токарное дело и металлообработка», 1109062 «Фрез...
Рабочая программа ОГСЭ Иностранный язык для специальностей 09.02.05
Рабочая программа разработана для специальностей 09.02.05 с учетом требований примерной основной образовательной программы по ТОП-50...
Программы учебных дисциплин по иностранному языку (немецкому)
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОДБ.04 Иностранный язык ( немецкий)....