программа внеурочной деятельности для 4 класса
рабочая программа
предлагаю программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
курса
«Великий математик»
4 Г класс
2020-2021 учебный год
Составитель: Гарбузюк Юлия Александровна
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2020
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Великий математик» по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся 4 Г класса МБОУ «СШ 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа курса «Великий математик» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель курса внеурочной деятельности: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
- решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Великий математик».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Требования к результатам освоения:
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Содержание курса внеурочной деятельности
- Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
- Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания( 1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
- Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
- Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
- Переливания.(2 часа)
- Выпуск математических газет ( 1 час)
- Математическая олимпиада. (5 часов) Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др. Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
- Итоговое занятие
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Великий математик»
№ п\п | Дата | Тема занятия | Примечание | |
По плану | факт | |||
Царство математики ( 7 часов) | ||||
1 | 01.09 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. | ||
2 | 08.09 | Решение интересных задач. Веселая викторина. | ||
3 | 15.09 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | ||
4 | 22.09 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | ||
5 | 29.09 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» | ||
6 | 06.10 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | ||
7 | 13.10 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | ||
Мир задач ( 4 часа) | ||||
8 | 20.10 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | ||
9 | 27.10 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | ||
10 | 10.11 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | ||
11 | 17.11 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | ||
Логические задачи. (10 часов) | ||||
12 | 24.11 | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | ||
13 | 01.12 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | ||
14 | 08.12 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | ||
15 | 15.12 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. | ||
16 | 22.12 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» | ||
17 | 12.01 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | ||
18 | 19.01 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | ||
19 | 26.01 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца | ||
20 | 02.02 | Математические ребусы | ||
21 | 09.02 | Математические ребусы | ||
Упражнения на быстрый счет. (4 часа) | ||||
22 | 16.02 | Вычисли наиболее удобным способом. | ||
23 | 02.03 | Умножение на 9 и на 11. | ||
24 | 09.03 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | ||
25 | 16.03 | Использование изменения порядка счета. | ||
Переливания.(2 часа ) | ||||
26 | 23.03 | Задачи на переливание | ||
27 | 06.04 | Задачи на переливание | ||
28 | 13.04 | Выпуск математической газеты | ||
Математические олимпиады. (5 часов) | ||||
29 | 20.04 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | ||
30 | 27.04 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | ||
31 | 04.04 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | ||
32 | 11.05 | Конкурс «Лучший математик» | ||
33 | 18.05 | Конкурс «Знатоки математики» | ||
34 | 25.05 | Итоговое занятие | ||
Всего | 34 часа |
Литература:
- Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
- Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-
математической литературы, 2006г.
- Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
- Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,
«Феникс»,2006.
- Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
- Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
- В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». ...
Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса
Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
Система Занкова...
Программа внеурочной деятельности учащихся Направление: Спортивно–оздоровительное «Футбол для девушек» 5 -7 класс
Программа внеурочной деятельности учащихся "Футбол для девушек"...
Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Правовая азбука" 5-9 класс.
Полное соответсвие требованиям ФГОС...