программа внеурочной деятельности для 4 класса
рабочая программа
предлагаю программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «29» августа 2019 г. руководитель МО _________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол №1 от «30» августа 2019 г. | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.А. Левицкая Приказ №238 от «30» августа 2019 г. |
Рабочая программа
курса
«Шахматы»
4 Г класс
2020-2021 учебный год
Составитель: Гарбузюк Юлия Александровна
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2020
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению “Шахматы” предназначена для обучающихся 4 Г класса МБОУ «СШ №21».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы И.Г. Сухина и направлена на развивающие функции обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.
Цели курса внеурочной деятельности:
1. Заложить основы гармоничного развития детей и расширить их
представление об окружающем мире.
2. Приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям,
искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат.
3. Стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его
творческие способности.
Задачи курса внеурочной деятельности:
1. Вызвать у детей интерес к шахматам.
2. Обучить детей основным приемам игры в шахматы.
3. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
4. Обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное
развитие.
5. Расширять кругозор ребенка.
6. Формировать познавательную активность.
7. Развивать способность к самооценке и самоконтролю.
8. Учить планировать свою игру и работу.
Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы – характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе и во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по памяти информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
- Формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека ( физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
- Выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- Развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Планируемые результаты
- Владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат»;
- Понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
- Знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
- Уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
- Принимать участие в шахматных соревнованиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
Раздел | Форма организации | Основные виды деятельности |
Теоретические основы и правила шахматной игры (13 часов) | Беседа, презентация, чтение литературы, игра в шахматы | Сведения из истории шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила проведения. |
Практико – соревновательная деятельность (21 час) | Презентация, беседа, парные игры, конкурсы, соревнования. | Данный вид деятельности включает в себя конкурсы, решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. |
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | |
По плану | факт | |||
1. | 07.09 | Вводное занятие | ||
2 | 14.09 | Повторение пройденного материала | ||
3 | 21.09 | Повторение пройденного материала | ||
4 | 28.09 | Повторение пройденного материала | ||
5 | 05.10 | Виды преимущества в шахматах. | ||
6 | 12.10 | Виды преимущества в шахматах. | ||
7. | 19.10 | Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи | ||
8. | 26.10 | Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона. Ладья против коня | ||
9. | 09.11 | Основы эндшпиля. Матование двумя слонами. Матование слоном и конем. | ||
10. | 16.11 | Основы эндшпиля. Матование двумя слонами. Матование слоном и конем. | ||
11. | 23.11 | Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. | ||
12. | 30.11 | Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. | ||
13. | 07.12 | Пути поиска комбинации. | ||
14. | 14.12 | Пути поиска комбинации. | ||
15. | 21.12 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения. | ||
16. | 28.12 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения. | ||
17 | 11.01 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения. | ||
18. | 18.01 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения. | ||
19. | 25.01 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения. | ||
20. | 01.02 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки. | ||
21. | 08.02 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки. | ||
22. | 15.02 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки. | ||
23. | 20.02 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки. | ||
24. | 01.03 | Шахматная комбинация. Тема разрушения королевского прикрытия. | ||
25. | 15.03 | Шахматная комбинация. Тема разрушения королевского прикрытия. | ||
26. | 22.03 | Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | ||
27. | 01.04 | Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | ||
28. | 05.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | ||
29. | 12.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | ||
30. | 19.04 | Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. | ||
31. | 26.04 | Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. | ||
32. | 17.05 | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | ||
33. | 24.05 | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | ||
34. | 24.05 | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | ||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-276958-1414929576.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-505790-1414099367.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса
Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....
Программа внеурочной деятельности учащихся Направление: Спортивно–оздоровительное «Футбол для девушек» 5 -7 класс
Программа внеурочной деятельности учащихся "Футбол для девушек"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-82075-1353679954.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Правовая азбука" 5-9 класс.
Полное соответсвие требованиям ФГОС...