программа внеурочной деятельности для 4 класса
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_bezopasnost_4_klass.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рабочая программа

курса

«Моя безопасность»

                                   

4 Г класс

2020-2021 учебный год

   Составитель:  Гарбузюк  Юлия  Александровна

                                    Учитель начальных классов

                                                        Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка

   Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» предназначена для обучающихся 4 Г класса МБОУ «СШ №21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз, в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас, на знания и навыки использования правил безопасного поведения, на стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи:

  • вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасности, и преодолении трудностей;
  • повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и негативными ситуациями;
  • формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности и эффективно применять их в повседневной жизни;
  • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а так же навыков и умений совместных действий, оказания само – и взаимопомощи;
  • формирование личности ученика;
  • формировать и совершенствовать общеучебные умения и универсальные способы деятельности (работа с информацией, с разными источниками) 

Результаты курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • — объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, 
    приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе); 
  • — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; 
  • — разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Личностные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила дородного движения;
  • сигналы светофора и жесты регулировщика;
  • правила пользования;
  • общественным транспортом;
  • наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части;
  • наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части;
  • правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
  • места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках;
  • о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения.

 Уметь:

  • пользоваться правилами дорожного движения;
  • переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения;
  • правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта;
  • переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой;
  • выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части;
  • передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
  • уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице.

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • — характеризовать слова «опасность», «опасный»;
  • — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
  • — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
  • — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
  • — осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • — объяснять значение правил дорожного движения;
  • — группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
  • — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
  • — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
  • — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
  • — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Метапредметные  результаты:

  • — умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; 
  • — формирование способности оценивать свое поведение со стороны; 
  • — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных 

опасностей в реальной обстановке;

  • — формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Темы 1-2. Будем себя беречь

Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствия своих действий?». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную. Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед. Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до … »; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 3-6. Транспорт

Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и 
автомобиль.
Игра-соревнование «Транспорт». Дидактическая игра «Да и нет». Ролевая игра 
«Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его назначении, особенностях).

Групповая,

индивидуальная,

парная

Тема 7. Правила дорожного движения

РФ Ознакомление с Правилами дорожного движения — государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?».

Групповая,

индивидуальная,

парная

Тема 8. Дорожно-транспортное происшествие

Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма и/или иллюстративного материала). Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь).

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 9-10. Дорожные знаки

Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 11-12. Дорога

Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: какой участок земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге? 
Дидактическая игра «Строим дорогу». Словесная игра «Кто я?». Беседа на тему «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 13-14. Движение транспорта

Практическая работа «Выберем правильный маршрут». Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку».

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 15-16. Как перевозят людей

Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть? Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями? Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе».

Групповая,

индивидуальная,

парная

Тема 17. Рядом с железной дорогой

Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию». Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Тема 18. Населённый пункт

Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 19-22. Сигналы водителей, светофора и регулировщика

Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них. 
Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, сотрудник ГИБДД, четвероклассники. Рассказ учителя об истории возникновения светофоров.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 23-24. Опасный случай

Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития. Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?».

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 25-26. Необычные пешеходы и водители

Рассказ учителя об «особых» водителях и пешеходах. Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. Рассказы детей «Как мы можем помочь людям-инвалидам?».

Групповая,

индивидуальная,

парная

Темы 27-30. Мы изучаем свой район

Экскурсия по микрорайону. Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Тема 31-33. Проверим себя

Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному материалу.

Групповая,

индивидуальная,

парная

Тема 34. Экскурсия.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Моя безопасность»

№ п/п

Дата

Тема.

Количество часов.

По плану

Факт

1

03.09

Будем себя беречь

2

10.09

Будем себя беречь

3

17.09

Транспорт. Пассажирский транспорт

4

24.09

Транспорт. Грузовой транспорт

5

01.10

Транспорт. Общественный и личный транспорт

6

08.10

Транспорт. Электротранспорт

7

15.10

Правила дорожного движения

8

22.10

Дорожно-транспортные происшествия

9

29.10

Дорожные знаки

10

12.11

Дорожные знаки

11

19.11

Дорога. Элементы дороги

12

26.11

Дорога. Дорожная разметка

13

03.12

Движение транспорта

14

10.12

Движение транспорта

15

17.12

Как перевозят людей

16

24.12

Как перевозят людей

17

14.01

Рядом с железной дорогой

18

21.01

Населённый пункт

19

28.01

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

20

04.02

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

21

11.02

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

22

18.02

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

23

25.02

Опасный случай

24

04.03

Опасный случай

25

11.03

Необычные пешеходы и водители

26

18.03

Необычные пешеходы и водители

27

08.04

Мы изучаем свой район

28

15.04

Мы изучаем свой район

29

22.04

Мы изучаем свой район

30

29.04

Мы изучаем свой район

31

06.05

Проверим себя

32

13.05

Проверим себя

33

20.05

Проверим себя

34

27.05

Экскурсия.

Всего:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...