программа внеурочной деятельности для 4 класса
рабочая программа
предлагаю программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_bezopasnost_4_klass.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
курса
«Моя безопасность»
4 Г класс
2020-2021 учебный год
Составитель: Гарбузюк Юлия Александровна
Учитель начальных классов
Нижневартовск, 2020
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» предназначена для обучающихся 4 Г класса МБОУ «СШ №21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз, в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас, на знания и навыки использования правил безопасного поведения, на стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности.
Цель курса внеурочной деятельности:
- формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасности, и преодолении трудностей;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и негативными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а так же навыков и умений совместных действий, оказания само – и взаимопомощи;
- формирование личности ученика;
- формировать и совершенствовать общеучебные умения и универсальные способы деятельности (работа с информацией, с разными источниками)
Результаты курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- — объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,
приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе); - — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- — разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Личностные результаты:
Учащиеся должны знать:
- правила дородного движения;
- сигналы светофора и жесты регулировщика;
- правила пользования;
- общественным транспортом;
- наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части;
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части;
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках;
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения.
Уметь:
- пользоваться правилами дорожного движения;
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения;
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта;
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой;
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части;
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице.
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- — характеризовать слова «опасность», «опасный»;
- — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
- — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
- — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
- — осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- — объяснять значение правил дорожного движения;
- — группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
- — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
- — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
- — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Метапредметные результаты:
- — умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- — формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
- — формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел | Форма организации | Основные виды деятельности |
Темы 1-2. Будем себя беречь | Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствия своих действий?». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную. Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед. Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до … »; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др. | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 3-6. Транспорт | Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и | Групповая, индивидуальная, парная |
Тема 7. Правила дорожного движения | РФ Ознакомление с Правилами дорожного движения — государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?». | Групповая, индивидуальная, парная |
Тема 8. Дорожно-транспортное происшествие | Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма и/или иллюстративного материала). Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь). | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 9-10. Дорожные знаки | Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали. | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 11-12. Дорога | Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: какой участок земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге? | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 13-14. Движение транспорта | Практическая работа «Выберем правильный маршрут». Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку». | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 15-16. Как перевозят людей | Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть? Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями? Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе». | Групповая, индивидуальная, парная |
Тема 17. Рядом с железной дорогой | Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию». Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться. | Групповая, индивидуальная, парная |
Тема 18. Населённый пункт | Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир. | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 19-22. Сигналы водителей, светофора и регулировщика | Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них. | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 23-24. Опасный случай | Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития. Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?». | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 25-26. Необычные пешеходы и водители | Рассказ учителя об «особых» водителях и пешеходах. Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. Рассказы детей «Как мы можем помочь людям-инвалидам?». | Групповая, индивидуальная, парная |
Темы 27-30. Мы изучаем свой район | Экскурсия по микрорайону. Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения. | Групповая, индивидуальная, парная |
Тема 31-33. Проверим себя | Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному материалу. | Групповая, индивидуальная, парная |
Тема 34. Экскурсия. |
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Моя безопасность»
№ п/п | Дата | Тема. | Количество часов. | |
По плану | Факт | |||
1 | 03.09 | Будем себя беречь | ||
2 | 10.09 | Будем себя беречь | ||
3 | 17.09 | Транспорт. Пассажирский транспорт | ||
4 | 24.09 | Транспорт. Грузовой транспорт | ||
5 | 01.10 | Транспорт. Общественный и личный транспорт | ||
6 | 08.10 | Транспорт. Электротранспорт | ||
7 | 15.10 | Правила дорожного движения | ||
8 | 22.10 | Дорожно-транспортные происшествия | ||
9 | 29.10 | Дорожные знаки | ||
10 | 12.11 | Дорожные знаки | ||
11 | 19.11 | Дорога. Элементы дороги | ||
12 | 26.11 | Дорога. Дорожная разметка | ||
13 | 03.12 | Движение транспорта | ||
14 | 10.12 | Движение транспорта | ||
15 | 17.12 | Как перевозят людей | ||
16 | 24.12 | Как перевозят людей | ||
17 | 14.01 | Рядом с железной дорогой | ||
18 | 21.01 | Населённый пункт | ||
19 | 28.01 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | ||
20 | 04.02 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | ||
21 | 11.02 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | ||
22 | 18.02 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | ||
23 | 25.02 | Опасный случай | ||
24 | 04.03 | Опасный случай | ||
25 | 11.03 | Необычные пешеходы и водители | ||
26 | 18.03 | Необычные пешеходы и водители | ||
27 | 08.04 | Мы изучаем свой район | ||
28 | 15.04 | Мы изучаем свой район | ||
29 | 22.04 | Мы изучаем свой район | ||
30 | 29.04 | Мы изучаем свой район | ||
31 | 06.05 | Проверим себя | ||
32 | 13.05 | Проверим себя | ||
33 | 20.05 | Проверим себя | ||
34 | 27.05 | Экскурсия. | ||
Всего: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». ...
Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса
Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
Система Занкова...
Программа внеурочной деятельности учащихся Направление: Спортивно–оздоровительное «Футбол для девушек» 5 -7 класс
Программа внеурочной деятельности учащихся "Футбол для девушек"...
Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Правовая азбука" 5-9 класс.
Полное соответсвие требованиям ФГОС...