программа внеурочной деятельности для 4 класса
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рабочая программа

курса

«Истоки»

                                   

4 Г класс

2020-2021 учебный год

   Составитель:  Гарбузюк  Юлия  Александровна

                                    Учитель начальных классов

                                                        Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 4 Г класса МБОУ «СШ 21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие языкового чувства, обеспечивает создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего изучения русского языка. Ученики знакомятся с многообразным миром родного языка, узнают, каким может быть Слово: слово, повествующее о событиях и героях былых времен, слово, воспитывающее, наставляющее, слово народной мудрости, слово, воспевающее красоту мира. В течение всего курса дети приобщаются к истокам родного слова, изучая семантические связи и несложные этимологические примеры.

Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью Слова, Образа, Книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.

Цель курса внеурочной деятельности: раннее и относительное системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Задачи:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
  • приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • обучающиеся научатся полноценно воспринимать художественные произведения искусства,
  • эмоционально отзываться на увиденное,
  • высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • обучающиеся  получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков о природе, истории России, о судьбах людей, этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнѐтся формирование системы духовно- нравственных ценностей;
  • обучающийся начнѐт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений,
  • возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев произведений с нравственно-этическими нормами;
  • обучающиеся освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства; научатся соотносить его с другими видами искусства;
  • обучающиеся  приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

    К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются :

  • освоение приѐмов поиска нужной информации,
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения,
  • знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
  • Учащиеся овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Планируемые результаты изучения курса

Обучающие получат возможность научиться:

  • развитию системы гуманистических отношений на различных уровнях: межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • ценностным отношениям (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
  • Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний: изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально- правовой, экологической, культуры здоровья: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность. Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека. Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. А также: исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
  • опираются на них в своей деятельности и общении.


Содержание курса внеурочной деятельности

 с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Темы

Формы

организации

Виды

деятельности

Традиции образа

Первые образы. Священные образы. Светлые образы.

Беседы, обсуждения, дидактические игры

Групповая, индивидуальная, парная

Традиции дела

Труд. Служение. Творчество. Традиции праведного дела.

Рассматривание иллюстраций, беседа, обсуждения

Групповая, индивидуальная, парная

Традиции слова

Священные слова. Сердечные слова. Честные слова.

Беседы, обсуждения, дидактические игры

Групповая, индивидуальная, парная

Традиции праздника

Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством. Молиться всей Церковью. Потрудиться душой.

Рассматривание иллюстраций, беседа, обсуждения, игры

Групповая, индивидуальная, парная

Традиции Образа (9 часов)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА.  Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела (8 часов)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Заветные Слова (9 часов)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

Традиции праздника (8 часов) 

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

По итогам четвертого года обучения учащиеся:

  • осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья;
  • истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • используют при создании первой авторской Книги;
  • опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения.

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.

Календарно - тематическое планирование

«Истоки»

урока

Дата

Тема урока

Количество часов

по

плану

факт

теория

практика

Традиции Образа (9 ч.)

1

02.09

Вводный урок. Что такое традиция?

Значение традиций в жизни человека, народа, общества.

1

2

09.09

Первые образы.  Отец. Мать.

1

3

16.09

Родители. Семья-любовь, забота, согласие.

1

4

23.09

Отечество.

1

5

30.09

Мир.

1

6

07.10

Священные образы.  Спаситель.

1

7

14.10

Богородица.   Ангел-хранитель.

1

8

21.10

Светлые образы. Свет и просветители.

Праведники и мудрецы.

1

9

28.10

Образы-знаки.

1

Традиции слова (8ч.)

10

11.11

Священные слова. Заповеди и заветы.

Молитва.

1

11

18.11

Сердечные слова. Родительское благословение.

1

12

25.11

Родительское благословение.

1

13

02.12

Сердце сердцу весть подает.

1

14

09.12

Сердечные слова.

1

15

16.12

Честные слова.

1

16

23.12

Правила честного слова.

1

17

13.01

Обобщающий урок. «Традиции слова».

1

Традиции дела (9 ч.)

18

20.01

Труд.  Земледельцы.

1

19

27.01

Ремесленники.

1

20

03.02

Купцы и предприниматели.

1

21

10.02

Служение. Воинство.

1

22

17.02

Священство.

1

23

24.02

Суд и управление.

1

24

03.03

Творчество. Искусники.

1

25

10.03

Книжники.

1

26

17.03

Обобщающий урок. «Традиции праведного дела»

1

Традиции праздника (8 ч.)

27

07.04

Гулять всем миром.

1

28

14.04

Гулять всем миром.

1

29

21.04

Радоваться всей семьей.

1

30

28.04

Радоваться всей семьей.

1

31

05.05

Помнить всем Отечеством.

1

32

12.05

Молиться всей церковью.

1

33

19.05

Потрудиться душой.

1

34

26.05

Традиции Отечества.

1

                              Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...