Правописание –тся и –ться в глаголах(разработка урока русского языка )
план-конспект урока

Цели урока:

обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

 

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

 

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

 

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

 

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по характера сделанных коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; высказывать своё предположение.

Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Цели урока:

обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по характера сделанных коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; высказывать своё предположение.

Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.

Организационный момент.

- Добрый день. Слышим такие слова и становимся добрыми и доверчивыми, а день действительно будет добрым.

- Сегодня, ребята, у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. Садитесь, улыбнитесь друг другу, потому что от улыбки солнышко взойдёт. А вот и оно заглянуло к нам на урок.

- На каждом уроке  мы  чему-то учимся, т.е. ставим перед собой цели. Какие же цели мы ставим перед собой сегодня. (Слайд 1)

- Сегодня мы должны развивать орфографическую зоркость;

- Определять слово как часть речи;

- Работать над развитием речи;

-Учиться контролировать свою работу (у каждого из вас есть лист самооценки);

- Работать в парах;        

- Формировать адекватную самооценку.

- Я уверена, мы с этим справимся отлично.

Слайд 2.    Синтаксическая пятиминутка:

1. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Снежное покрывало все поле покрывало.

  1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Я предлагаю нам всем немного поиграть. Игру мы хорошо знаем «третий лишний».  (Слайд 3)

  1. Переноситься, переносится, переносица
  2. Спится, спица, стремиться
  3. Тупиться, тупится, тупица
  4. Куриться, курица, курится

- Встаньте те из вас, кто верно выполнил задание. Молодцы. Заполняем лист самооценки (за верный ответ ставим +).

- Какие же слова оказались лишними? (переносица, курица, тупица, спица).  (Слайд 4)

- А что объединяет слова, которые не оказались лишними сегодня? (Слайд 5)

- Это глаголы, т.к. отвечают на вопросы Что делать? Что делают?

- Молодцы. Давайте еще поиграем и попытаемся решить филворд. Решая его, мы многое вспомним о глаголе, как части речи.  (Слайд 6)

                     

В

Р

Е

М

Я

Ч

И

С

Е

Й

С

Т

В

И

Е

О

Л

З

А

К

Л

И

Ц

О

В

И

У

Е

М

О

Е

Р

О

Д

Д

С

И

Н

Ф

И

Н

И

Т

И

П

Р

Я

Ж

Е

Н

И

Е

В

 - Не забываем заполнять лист оценивания. Молодцы. Мы обобщили знания по теме «Глагол».

- А что еще объединяет эти слова? Возврат к слайду №5

- Они являются возвратными глаголами, т.к. в каждом есть постфикс –ся.

- И все они оканчиваются на – тся и – ться.

АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.

- Это и есть тема нашего урока. (Слайд 7).  Записываем  число и тему урока в тетради.

Попытаемся распределить наши глаголы на две группы.

Как? ( -тся, - ться)  Слайд 8, 9

Стремится

Выделяем окончания. Определяем лицо, время, число

Стремиться

Выделяем окончания, нельзя определить ни рода, ни лица, ни числа. Это инфинитивы.

Переносится

Переноситься

Тупится

Тупиться

Курится

Куриться

        

- Открываем компьютеры и слушаем материал аудио диска (прослушиваем). Делаем выводы.

- Как же работать с подобными глаголами?

- Если вопрос: Что делать? – пишу Ь, если вопрос Что делает? – пишу без Ь.  

Слайд 10 СТИШОК

Практическая работа.

- Применяем наши знания. Открываем учебник стр. 107, упр 634  (Слайд 11)

Ι вариант  предложение 1, 2.                     ΙΙ вариант предложение 3, 4.

- Выполняем и проводим взаимопроверку, выставляем оценки в лист самооценки.      Проверка (Слайд 12).  

- Какие орфограммы видите в этих предложениях. Составим цифровой код каждого предложения. Проводим взаимопроверку. Сверяем с верным ответом.

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ. ПРОБЛЕМА.

- Я уверена, что среди нас нет ни одного человека, который бы не посмотрел мультфильма «Летучий корабль». И уж песенку Водяного знаем все. Знаем? Тогда следующая игра, которая называется «Молния».

Вы слушаете фрагмент песенки и выписываете все слова с одинаковым корнем.       Готовы?       (Слайд 14)

Видеофрагмент.

Я – Водяной. Я – Водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица,

Ну, что со мной водиться.

- Проводим  взаимопроверку. Слайд 15.   Встаньте те, кто выполнил безошибочно.

- Проверяем. Водяной, водится, водица, водиться.

- Являются ли эти слова однокоренными, у которых должно совпадать как лексическое, так и грамматическое значения слов.

Работаем со словарём.  (Слайд 16)

Водяной –  1) Водный раствор каких-либо веществ;

Водица – прозрачная, бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом.

Водиться – вожусь, водишься.  1) Обитать, встречаться где-либо; 2) Быть в наличии;  3) Иметь дело, дружить.

- Определяем пары однокоренных слов: Водяной – водица, водиться – водится. Слайд 16

- А какие из этих слов мы слышим одинаково? (Водица – водиться)

- Если мы их слышим одинаково, то и транскрипции этих слов одинаковые? Как вы думаете? (Да).

- Я предлагаю вам выбрать верный вариант транскрипции. Кто выбрал верный вариант?  Слайд 17

ФИЗМИНУТКА.   (Слайд 18)

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться,

Кашу съесть,

Поскакать легонько,

На коленочки присесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

  1. ПРОБЛЕМА. «МОЗГОВОЙ» ШТУРМ.

- А звучали ли сегодня подобные примеры слов – близнецов?

(Да. Курица, и т.п.)

 - Как же быть? Как с ними работать?  

Эту проблему, я уверена, вы легко преодолеете, если вспомним всё, о чем мы сегодня говорили. Попытаемся составить графическую шпаргалку. Орф. 23   Слайд  19

ОРФ 23. «Глаголы на –тся и –ться»

Если слышу в слове

[ - ЦА ]

задаю вопрос

          Курица   кто?

Существительное

Как слышу, так и пишу

Куриться (Что делать?)                            Курится  (Что делает?)

                    Глагол

Определяю форму глагола

  Инфинитив

         Личные глаголы

пишу  - ТЬСЯ

             пишу   - ТСЯ

- Выполняем устно упр №636. Давайте поможем Коле и Вите. Кто же из них прав?

- Никто. Необходимо найти слово в тексте, от которого зададим вопрос к глаголу. По его форме и определяем правописание.         

Закрепление. Выполняем объяснительный диктант.

Слайды по басням И.А.Крылова.  Слайды 21 - 28

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

- А теперь я предлагаю каждому из вас, выполняя тест, применить знания на практике и превратить их в умение (компьютер). Как справились с заданием?

  1. ВВОДНЫЕ УМЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА». ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.

- Выполняем упр №637. Читаем. Выписываем только глаголы, в которых найдём орф. №23.  

Работаем у доски (записываем транскрипции)  Слайд 29

Скупиться 9/7; напиться 8/6; торопиться 10/8; стыдиться 9/7.

Т.е. количество звуков сокращается.

- А теперь найдите лишнее слово среди данных на слайде.

(Слайд   30)

Хрустнул, конь, ёлка, веселиться, семья.                  

Съёмка, просьба, синь, соревноваться.  

Занимается, учиться, весёлая, ель.                            

Воля, радостный, смеяться, любимая.  

 

Орфографическая разминка (цифровой код)    Слайд 31

Проверяем  Слайд 32

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями.

        ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

- Что же мы можем сказать о словах на –ться и –тся.  Слайд 33

1. Это возвратные глаголы.

2. Инфинитивы пишу с Ь.

3. Личные глаголы пишу без Ь.

4. Слышим _- ЦА. Поэтому их надо отличать от существительных на – ЦА.

  1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Ребята, что показалось сложным сегодня на уроке?

- Поднимите руки те, кто все задания сегодня выполнил без ошибок.

- Теперь вспомним о целях нашего урока и проверим, все ли цели были достигнуты.

Мы с вами сегодня (слайд  34)

- Развивали орфографическую зоркость?

- Учились контролировать свою работу?

- Работали в парах?

- Работали над развитием речи?

Т.е. наш урок цели достиг. И вы сегодня молодцы.

- Перед каждым из вас лежат красные и желтые лучики. Если вы уверены в том,  что сегодня на уроке вы всё блестяще освоили, тогда ваш девиз на сегодня вот эта пословица: «ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» и, выбрав красный лучик, прикрепляете его к нашему солнышку. Если же у вас остались вопросы по теме урока, выбираете  и прикрепляете желтую полоску, и ваш девиз: «ДОБРЫЙ РАЗУМ НЕ НАЖИВАЮТ РАЗОМ».

- А теперь о домашнем задании. Запишите в дневники Упр 637. Дома вам предстоит выучить стихотворные строки Николая Рыленкова о добрых словах, составить и записать цифровой код упражнения.

        Тестовые задания на усвоение темы (листы).

1. Выбери из предложенного списка вопросов те, которые относятся к неопределённой форме глагола:

            Глагол, стоящий в неопределённой форме, отвечает на вопросы:

     а) что делал?

     б) что делать?

     в) что делает?

     г) что сделать?

     д что сделал?

2.Выбери глаголы, стоящие в неопределённой форме:

     а) ходит;

     б) капает;

     в) ходить;

      г) поглядел;

      д) думать.

3. Выбери глаголы 3-го лица:

     а) восхищаемся;

     б) советуюсь;

     в) припечёт;

     г) соберутся;

     д) поздравляете.  

4. Когда пишется Ь перед суффиксом –ся:

     а) в глаголах 3-го лица един.  и множ. числа;

     б) пишется всегда;

     в) только в именах существительных;

     г) в глаголах  неопределённой формы;

     д) не пишется никогда.

Взаимопроверка в парах.

Лист самооценки учащегося.

Третий лишний

Синтаксическая пятиминутка

Филворд

Тся – ться  упр 632

  упр 633

Молния (однокоренные)

Транскрипция «водица»

Упр 634.

Тест

Проверочная работа

Лист самооценки учащегося.

Третий лишний

Синтаксическая пятиминутка

Филворд

Тся – ться  упр 632

упр 633

Молния (однокоренные)

Транскрипция «водица»

Упр 634.

Тест

Проверочная работа

Лист самооценки учащегося.

Третий лишний

Синтаксическая пятиминутка,

Филворд

Тся – ться  упр 632

упр 633

Молния (однокоренные)

Транскрипция «водица»

Упр 634

Тест

Проверочная работа

Лист самооценки учащегося.

Третий лишний

Филворд

Тся – ться  упр 634

Цифровой код  упр 634

Молния (однокоренные)

Транскрипция «водица»

Упр 637.

Третий лишний

+ цифровой код


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России"....

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Урок русского языка "Правописание наречий с приставками", 4 класс

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур

На уроке обобщается и систематизируется материал о  причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Технологическая карта урока русского языка на тему : "Повторение правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Размещаю технологическую карту к уроку русского языка в 3 классе,2 четверти на тему: "повторение правописания парных согласных в корне и на конце слова "по УМК "Школа России"...