Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
план-конспект занятия на тему
Урок русского языка и культуры речи
Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»;
- объяснить понятия «орфографические нормы», «норма», «правило», сравнить их, изучить значение в разных науках и в жизни;
- развивать интерес к изучению русского языка, к познанию мира и человека;
- формировать духовно-нравственную личность, умеющую целостно вопринимать мир;
- воспитывать любовь к природе, уважение к труду и достижениям других людей.
Оборудование: карточки с заданиями, с текстами, сигнальные карточки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_i_kultury_rechi.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка и культуры речи
Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»;
- объяснить понятия «орфографические нормы», «норма», «правило», сравнить их, изучить значение в разных науках и в жизни;
- развивать интерес к изучению русского языка, к познанию мира и человека;
- формировать духовно-нравственную личность, умеющую целостно вопринимать мир;
- воспитывать любовь к природе, уважение к труду и достижениям других людей.
Оборудование: карточки с заданиями, с текстами, сигнальные карточки.
Ход урока:
Работа с текстом об орфографии.
1). Чтение отрывка из книги Г.Г. Граника и др. авторов «Секреты орфографии» (работа с карточкой № 1).
«На нашей планете живет много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка перекочевывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: «орфо», что означает «правильно», и «графо» - «пишу». Соединились эти корни, и получилось слово орфография. В переводе на русский оно означает «правописание».
Кто-то из вас может подумать: «…Ведь правила все равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным». Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое-как: кому нужно, тот поймет.»
2). Беседа по тексту.
- Что такое орфография? (Раздел науки о языке, изучающий правила правописания.)
- Орфография связана почти со всеми разделами языка. С какими наиболее тесно и почему? (С фонетикой, морфемикой, морфологией наиболее тесно, так как орфограммы встречаются в разных морфемах, связаны со многими фонетическими процессами, с образованием и правописанием разных частей речи.)
- Можно сказать, что мы имеем дело с нормой в написании слов? И чем отличается норма от правила? (Ученики пытаются объяснить значение понятий «норма» и «правило».)
3). Знакомство с толкованием понятий «норма» и «правило» в «Толковом словаре» Ожегова. Учащиеся работают с карт. № 2.
«Норма. 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь. Норма поведения. Нормы литературного языка. 2. Установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Норма выработки. Норма выпадения осадков.
Правило. 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. 3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил.»
Беседа о значении норм и правил в жизни и других науках. Учащиеся вспоминают, что нормы и правила существуют везде и без них не обойтись в жизни. Во всех научных дисциплинах (в алгебре, геометрии, физике, географии, химии, истории и т.д.) есть эти понятия, в жизни мы подчиняемся правилам поведения, соблюдаем этические нормы.
Орфографический анализ текста. Работа с карт. № 3.
Текст из художественного произведения:
«На бугре, куда в.ла оловянная от д.ждевой воды д.рога, на месте св. денного леса, среди мокрой, гн.ющей щепы и л.ствы, среди пней и м.л.дой осиновой пор.сли, горько и св.жо пахнущей, од.ноко ст.яла изба. Ни души не было кругом, - только овсянки, сидя под д.ждем на высоких цв.тах, зв.нели на весь редкий лес, подн.мавшийся над избою…» (И. Бунин. «Грамматика любви»).
Текст из учебника математики:
«Написать ур.внение пр.мой, прох.дящей через точку А(-4; 6) и отс.кающей от осей к..рдинат треугольник площ.дью, равной 6 кв. ед. Опред.лить точки перес.чения пр.мой 2х-3у-12=0 с осями к..рдинат и постр.ить эту пр.мую.»
Текст из учебника географии:
«В Афр.ке выращивают множество п.лезных для ч.л.века р.стений – к.фейные д.ревья, масличную и финиковую пальмы, .ливковые д.ревья, сорго, просо, ямс. В л.сах заг.т.вляют ценную др.весину (красное, ж.лтое,ж.лезное дерево).»
Из учебника истории:
«…Многие д.кабристы были приг.в.рены к к.торжным р.ботам в С.бири. Некоторых оф.церов разжаловали в с.лдаты и отправили на К.вказ, где в то время шла в.йна. После отбытия срока кат.ржных р.бот д.к.бристов расс.лили по разным м.стам С.бири. Все они были людьми отважными, бл.городными, св.бодолюбивыми.»
- О каких правилах и нормах мы вспоминаем, работая с данными текстами? (Об орфографических нормах, об орфограммах в корне слова.)
- Систематизировать слова по орфограммам, дописать свои примеры.
1. Проверяемые безударные гласные в корне: вела – вел, дождевой – дождь и т.д.
2. Непроверяемые безударные гласные в корне: координат, Африке и т.д.
3. Чередующиеся гласные в корне: поросли, поднимавшийся, уравнение ит.д.
4. Гласные после шипящих и ц (и, у, а, о-е): площадью, желтое ит.д.
- Каких примеров в текстах нет? Придумайте свои примеры и запишите. Объясните и обозначьте орфограммы.
- К какому выводу мы приходим? (В разных текстах, независимо от стиля речи, типа речи, сферы употребления, необходимо соблюдать орфографические нормы, следовать правилам.)
Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.
Орфография (от греч. orthos прямой, правильный и grapho пишу) - прикладной раздел языкознания, определяющий способы передачи слов на письме с помощью буквенных и небуквенных (дефисов, пробелов, черточек) графических символов, а также устанавливающий орфографические правила.
Орфография состоит из нескольких разделов:
- написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;
- слитное, раздельное и дефисное написания;
- употребление прописных и строчных букв;
- правила переноса;
- правила графических сокращений слов.
Фонематический принцип русской орфографии
Орфография опирается на определённые принципы: фонематический, фонетический, традиционный и дифференцировочный.
Фонематический принцип заключается в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. При фонетическом принципе орфографии на письме обозначается не фонема, а звук. Фонетическому принципу в русском языке подчиняется например, написание приставок, оканчивающихся на [з]. Они пишутся то с буквой с, то с буквой з в зависимости от качества следующего согласного: разбить – расколоть. Суть дифференцировочного принципа состоит в том, чтобы орфографически различать то, что не различается фонетически. При этом буквы ассоциируются непосредственно со смыслом: поджёг (гл.) – поджог (сущ.). Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека).
В русской орфографической системе основным, ведущим принципом является фонематический. Именно на нём строятся основные орфографические правила, другие же принципы используются частично.
Слитное, раздельное и дефисное написание
Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему).
Употребление прописных и строчных букв
С прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.
Правила переноса слов
с одной строки на другую: при переносе учитывается, прежде всего, слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.
5. Самостоятельная работа. Составление теста на тему «Правописание безударных гласных в корне слова». Работа сдается на проверку.
Тест
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
а) уд.раешь, уд.вляешься;
б)зам.реть, арт.ллерия;
в) соч.тание, ув.дание;
г) покл.нение, р.внинный.
8. Домашнее задание: 1). Написать грамматическое сочинение-рассуждение о необходимости правильного написания безударных гласных в корне слова. 2). Повторить орфограммы в приставках и в суффиксах разных частей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»).
Данный материал содержит 12 тренировочных тестовых заданий по теме " Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные". Тесты составлены в формате ЕГЭ по русскому языку....
Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.
Орфограммы безударные гласные - самые частые орфограммы русского языка....
Занятие по теме "Чередующиеся безударные гласные в корне слова"
Занятие было проведено в группах технических специальностей с целью отработки умений видеть данную орфограммы и писать грамотно. Цель и задачи, поставленные в начале урока, были решены....
Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне
Памятка способов проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова. Варианты проверки с примерами....
Безударные гласные в корне слов.
Проверочная работа по безударным гласным в корне, состоящая из нескольких индивидуальных карточек...
Рабочая тетрадь по теме «Правописание гласных в корне слова»
Цель создания рабочей тетради – помочь студенту сформировать, систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Правила орфографического написания» ....