Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"
методическая разработка по теме
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ishkova_m.n._urok-praktikum.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Правописание приставок и предлогов»
Тема : «Правописание предлогов и приставок.»
Цели: 1) формировать у детей четкое представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, формировать навыки их верного правописания, показать нецелесообразность употребления предлогов перед глаголами;
2) развивать умение образовывать родственные слова, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, учить рассуждать;
3) воспитывать у детей любовь к книге, прививать интерес к чтению.
Оборудование: карточки для словарно-орфографической работы ,тексты для редактирования , таблица, плакат с пословицами о книгах, словари, выставка книг, рисунок книги, образцы заглавных рукописных букв, иллюстрации к книгам, фигуры солнышка и тучки для рефлексии .
ХОД УРОКА
- Мобилизующий этап.
Проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся.
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек
отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, для успешной работы на уроке вам необходимо подготовить свои пальчики :
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок,
Ну а вместе – кулачок.
- Чистописание
Сегодня нас ждёт удивительная встреча. А с кем вы узнаете, отгадав загадку:
Хоть не шляпа, а с полями
Не цветок, а с корешком,
Разговариваю с вами
Всем понятным языком.
(Книга.)
Мы встретимся с нашими замечательными друзьями – книгами. ( На доску прикрепляется рисунок книги)
Сейчас мы узнаем историю появления книг.
Ученик: Книги пришли к нам из древности. Они стоили дорого, потому что изготовление такой книги длилось по несколько лет. Летописец от руки переписывал строку за строкой. Писал он гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте.
-Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась рисунками – заставками и концовками.
- Давайте украсим начало наших работ. Сделаем заставку. Вам предстоит прописать букву, которая в слове « книга» обозначает согласный твёрдый глухой звук, продолжить ряд буквосочетаний и записать пословицу.
К к
кнг ккннгг
С книгой жить – век не тужить.
(Дети объясняют смысл пословицы)
- Какая орфограмма встретилась? (сочетание жи)
4. Словарно – орфографическая работа.
Мы продолжаем знакомиться с историей появления книг.
Ученик:
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Ученик:
И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России стали производить бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Федоров и его верный помощник Пётр Тимофеев с превеликим трудом создали первую печатную книгу.
- Иногда в работе мастеров случались неприятности, сейчас нам предстоит помочь составить рассыпавшиеся слова и записать их с красной строки.
- Кто знает, откуда взялось такое название «красная строка»?
Ученик: Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо (на доске появляются образцы заглавных букв) и так повелось, что на Руси прекрасное называли «красное». Отсюда и пошло название красная строка .
Ученики получают карточки со словами:
1 вариант | 2 вариант |
налеп, арокаам, инментсрут, Саорко, ттеадьр, баурз, оврона, саклс, флаваит | соудпа, баотра, ееживак, дочеква, миолн, ургеоц, роогх
|
-Какие составили слова? (Проверка).
- Сообщение темы и целей урока.
-Кто догадался, над какой темой мы будем работать на уроке?
Сегодня мы продолжим работу над правописанием приставок и предлогов, будем учиться употреблять их в речи, займёмся образованием однокоренных слов.
- Что мы уже знаем о приставках и предлогах?
Предлог – это слово. | Приставка – это часть слова. |
6. Актуализация опорных знаний.
Сама машина одна сделать для нас книгу не сможет. Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики. Художники рисуют иллюстрации. (Обратить внимание присутствующих на рисунки детей). Наборщики, печатники, переплётчики создают книги в типографии. Но главным все – таки является труд писателя.
Образуем от слова «писать» при помощи приставок однокоренные слова (учащиеся помещают карточки с приставками на плакат, устно проговаривают слова , объясняют при помощи каких приставок они образовались).
под от про до
над писать в
на с
за при пере рас вы
-Какие группы приставок можно выделить ? (Приставки с буквой а, о, з-с, пре- при- и другие (в -, вы-)
-Это формы одного слова или родственные слова?
- При помощи чего они образованы?
- При помощи чего ещё образуются новые слова? При помощи суффиксов. (Дать определение суффикса.)
7 . Работа по теме урока.
1) Прочитайте предложение:
Ученик написал на доске.
- Почему в одном случае « на» написано слитно, а в другом раздельно.
- В чём отличие приставки от предлога?
Предлог служит для связи слов в предложении . | Приставка служит для образования новых слов. |
- Как со словами пишутся предлоги? Приставки?
Предлог со словами пишется раздельно. | Приставка пишется со словами слитно. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Я знаю, ребята, что многие из вас любят сказку А.Толстого «Золотой ключик» и главного героя – Буратино. Он просит вас помочь ему достать ключик.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
2) Письмо под диктовку. Работа у доски. Запишите предложения, выделите приставки и обозначьте предлоги.
Дети побежали по тропинке.
Вода стекала с крыши.
Заяц спрятался за куст.
Мальчик сбежал с горы.
- Как отличить приставку от предлога?
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. | Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос. |
3) Очень важная и ответственная работа у редактора. А кто такой редактор мы узнаем из толкового словаря. (Ученики находят значение слов «редактор», «редактировать»). Вам предстоит отредактировать правила обращения с книгой (работа в парах).
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. (О)берни книгу, (в)ложи (в) неё закладку.
3. Не (за)гибай страницы (при) чтении.
4.Ничего не (по)мечай (в) книге.
- Раскрыть скобки, объяснить написание предлогов и приставок.
Записать в два столбика: 1) слова с приставками, 2) слова с предлогами.
- Какая часть речи употребляется только с приставками?
Предлог никогда не употребляется с глаголом. | Приставка употребляется в словах различных частей речи. |
4) – Какие книги вы больше всего любите читать? (Сказки). В них много вымысла и волшебства.
Игра «Волшебный клубочек». ( Дети «наматывают» на клубочек слова с приставками).
1 ряд 2 ряд
рисовать читать
5) Комментированное письмо.
Работа с учебником с.139 упр.121
8. Творческая работа учащихся.
Ученик: Книга – это надёжное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее.
- Вполне возможно, что среди вас, ребята, есть будущие писатели и поэты.
А пока вы только учитесь сочинять сказки, рассказы и стихи. (Несколько учащихся читают свои творческие работы о приставках и предлогах.)
9. Самостоятельная работа. Игра «Наоборот». Подобрать слова – антонимы с приставками (выделить приставки)
Прикатился – укатился
приползла – уползла
пришёл – ушёл
приклеил – отклеил
прибежал – убежал.
(Проверка)
- Каким правилом воспользовались при написании приставки при-? В каких случаях пишется приставки пре-?
10. Домашнее задание. Взять с выставки понравившуюся книгу, выписать из неё 3 предложения, в которых встречаются предлоги и слова с приставками.
11. Итог урока. На доске образовалась таблица:
1. Предлог – это слово. | 1. Приставка – это часть слова. |
2. Предлог служит для связи слов в предложении. | 2. Она служит для образования новых слов. |
3.Он пишется со словами раздельно. | 3. Пишется слитно со словами. |
4. . Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. | 4. Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос. |
5. Предлог никогда не употребляется с глаголом. | 5. Приставка употребляется в словах различных частей речи. |
- Что нового узнали на уроке?
Рефлексия. Ребята, какое настроение у вас к концу урока? Украсьте страницы нашей книги своей карточкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"
В презентации раскрываются понятия "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....
Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»
Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...
Методическая разработка урока русского языка "Функциональные разновидности русского литературного языка"
Тема урока: Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стильЦели урока:Пополнить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка;развитие образ...
Комментарии
В результате решения задач,
В результате решения задач, поставленных на уроке, учащиеся приобретают практические умения и навыки по различению на письме предлогов и приставок.