Лекция №4 по реабилитации в педиатрии
учебно-методический материал

Белякова Наталья Анатольевна

Лекции по реабилитации в педиатрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_4.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 4. Реабилитация детей при болезнях системы кровообращения и дыхания

1. Врожденные пороки сердца

Врожденные пороки сердца (ВПС) – наличие тех или иных дефектов развития сердца и магистральных сосудов, возникших в результате воздействия на эмбрион и плод различных вредных факторов в период беременности (как то: заболевания, применение лекарств, алкоголизм, курение, профессиональные вредности и др.). В структуре заболевания выделяются фаза адаптации, фаза относительной компенсации, терминальная фаза.                                                                                                        При ранней реабилитации радикальным методом является хирургическая помощь, но и после нее длительно сохраняются изменения функций сердечно-сосудистой системы. Главными задачами являются улучшение и тренировка функций сердечно-сосудистой системы, санация очагов хронической инфекции, повышение сопротивляемости организма. Имеет значение лечебная физкультура.                                                                Дети, у которых отсутствуют жалобы и одышка при обычных играх, могут заниматься ЛФК с постепенным увеличением нагрузки.                        Больные с жалобами на быструю утомляемость и одышку при небольшой физической нагрузке получают постепенное расширение двигательного режима. Показаны рибоксин 0,2 г 2 раза в день, кокарбоксилаза 0,025-0,05 г 1 раз в день, витамины.                                                        Поздняя реабилитация проводится в местном санатории с использованием ЛФК, постепенным расширением двигательного режима, водолечением и другими факторами санаторной реабилитации. Климатореабилитация включает длительное пребывание детей на воздухе, что улучшает неспецифическую резистентность организма.                Восстановительное лечение в поликлинике предусматривает закаливание организма ребенка с использованием факторов курортной реабилитации. При этом имеют значение ЛФК в виде индивидуальных или малогрупповых занятий, прогулки. Широко используется водолечение: хвойные, кислородные, хлоридные, натриевые, йодобромные, углекислые ванны по щадящей методике. Применяются и другие факторы курортной реабилитации.                                                                                Дальнейшее динамическое наблюдение при консервативном ведении детей с врожденными пороками сердца направлено на поддержание компенсации и профилактику декомпенсации сердечной деятельности.                Дети с пороками, сопровождающимися как обогащением, так и обеднением малого круга, а также обеднением большого круга кровообращения, на первом году жизни наблюдаются 1 раз в месяц; на втором году – 1 раз в 2 месяца; в дальнейшем – 2–3 раза в год. При развитии осложнений, а также после операций по индивидуальному графику 1–2 раза в год их госпитализируют для клинической реабилитации.                        Динамическое наблюдение проводят педиатр, кардиолог, лор-врач и стоматолог, они осматривают детей 2 раза в год, другие специалисты – по показаниям.                                                                                        На всех этапах реабилитации необходимы санация очагов инфекции, тщательное лечение интеркуррентных заболеваний. Неоперированные дети на учете остаются постоянно, после операции – 1–2 года.

2. Ревматизм

Ревматизм – иммунопатологический процесс, развивающийся преимущественно в соединительной ткани сосудов и сердца в связи с инфекцией /? – гемолитическим стрептококком группы А. У большинства детей при ревматизме наступает выздоровление, но при длительной и массивной стрептококковой инфекции развивается хроническая ревматическая болезнь со склонностью к рецидивированию ревмокардита.                Ранняя реабилитация направлена на восстановление функций пораженных органов с учетом активности процесса. Назначают противоревматическое лечение (пенициллин, нестероидные противовоспалительные препараты, стероидные гормоны при тяжелых формах болезни, витамины С, А, Е), охранительный режим, психотерапию.                Применяют УФО в эритемной дозировке с индивидуально подобранной биодозой. При полиартритах эритему локализуют в области суставов; если явления полиартрита отсутствуют, то воздействия УФ-лучами проводят на рефлекторно-сегментарные зоны.                                                Противопоказаниями для УФО являются геморрагический синдром, пороки сердца с недостаточностью кровообращения. Применяется электрофорез кальция по методике общего воздействия Вермеля, что способствует выравниванию соотношения электролитов крови, улучшению тонуса сердечной мышцы, уменьшению проницаемости сосудов.                Рекомендуется электросон при небольшой частоте импульсов, что улучшает психоэмоциональное состояние. При хорее применяют теплые пресные или хвойные ванны в чередовании с электросном. При стабилизации активности ревматизма назначают лечебную физкультуру.                                Поздняя реабилитация проводится в местных кардиологических санаториях в активной фазе ревматизма с пороком и без порока сердца.                В санатории на фоне лечения используется весь комплекс санаторных факторов реабилитации, санируют очаги инфекции. Санаторная реабилитация предусматривает полное выздоровление ребенка.                        Восстановительное лечение осуществляется в поликлинике с целью профилактики рецидивов болезни с постоянной круглогодовой бициллинопрофилактикой. Через 8-12 месяцев после окончания острого периода при отсутствии признаков активности и недостаточности кровообращения показано курортное лечение. Оно может проводиться на курортах, в лагерях отдыха курортного типа, в поликлинике. При этом используются природные факторы, минеральные воды, лечебные грязи, ЛФК, закаливающие процедуры.                                                                        Дальнейшее динамическое наблюдение за детьми, больными ревматизмом, осуществляют участковый педиатр и кардиоревматолог в течение 2 лет ежеквартально, в дальнейшем – 2 раза в год. Осмотр лор-врачом и стоматологом необходим 2 раза в год, остальными специалистами – по показаниям. Два раза в год дети, находящиеся на динамическом наблюдении, могут госпитализироваться для обследования, уточнения диагноза и клинической реабилитации. Бициллинопрофалактика проводится в течение 3–5 лет.                                                                                                Критериями эффективности реабилитации являются отсутствие повторных атак и формирования порока сердца, адаптация к физической нагрузке.

3. Сердечная недостаточность

Сердечная недостаточность – потеря способности сердца обеспечивать гемодинамику, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.        Сердечная недостаточность – результат нарушения сократительной функции миокарда. В зависимости от тяжести сердечной недостаточности выделяются 4 функциональных класса.                                                        Ранняя реабилитация проводится одновременно с лечением на больничном этапе путем устранения причины возникновения заболевания, организации режима и питания в пределах стола № 10, назначения сердечных гликозидов, допамина, кардиотрофических средств, диуретиков, вазодилататоров.                                                                                        Поздняя реабилитация (санаторный этап) – осуществляется в местном санатории или в условиях поликлиники. Регулируется двигательный режим, назначается ЛФК в соответствии с общим состоянием больного.                Продолжается прием препаратов, улучшающих метаболические процессы в миокарде (кокарбоксилазы, рибоксина, АТФ, витаминов группы В). Проводятся санация очагов инфекции, лечебная педагогика. Рекомендуется пребывание больного на свежем воздухе.                Восстановительная реабилитация осуществляется в условиях поликлиники с использованием в последующем курортного лечения, где расширяется двигательный режим, проводятся закаливание, питание в соответствии с возможностями переваривания и всасывания пищи (стол № 5), прогулки на свежем воздухе, лечебная педагогика.                        Динамическое наблюдение на первом году осуществляется ежемесячно. Кардиолог осматривает ребенка раз в 2–3 месяца, на втором году – раз в квартал, затем раз в 5 месяцев.                                                                Два раза в год ребенок может госпитализироваться для обследования и реабилитации. Лабораторно-инструментальные исследования необходимы 2 раза в год (общий анализ и биохимический анализ крови, ЭКГ, ФКГ, УЗИ сердца), функциональные пробы – по показаниям. Дети, перенесшие сердечную недостаточность, с учета не снимаются.

4. Бронхиальная астма

Целями реабилитации детей с болезнями органов системы дыхания являются снижение классов функциональных нарушений до полного восстановления функций при острых и рецидивирующих заболеваниях и стабилизация минимальных нарушений при хронической патологии.                Детские санатории пульмонологического профиля могут рассматриваться как санаторий (поздняя реабилитация) и как курорт (восстановительное лечение) в зависимости от состояния больного и проводимых методов реабилитации.                                                Отдельным вопросом в проблеме реабилитации детей с заболеваниями органов дыхания является иммунореабилитация – одно из основных звеньев, особенно при рецидивирующей и хронической патологии.                                При ранней реабилитации речь может идти лишь об иммунотерапии, но не об иммунокоррекции. В периоде поздней реабилитации иммунокорригирующая терапия намечается и в полном объеме выполняется во время восстановительного лечения.                                                Основными принципами иммунореабилитационного лечения являются:        1) обоснование стабильного иммунодефицитного состояния;                2) последовательное использование иммунокорригирующих препаратов, начиная с активации экспрессии рецепторов тех лимфоцитов, которые представляют наибольший дефект в структуре патологического ответа;                                                                                                3) подбор препаратов для корригирующей терапии желательно проводить в системе in vitro;                                                                4) использование комбинации препаратов с разным механизмом действия;                                                                                        5) назначение мембраностабилизирующих препаратов по достижении клинико-иммунологической ремиссии;                                                6) проведение иммунореабилитации – наиболее эффективно при нормальном балансе функций эндокринной и центральной нервной систем.                Краткий перечень препаратов и методов воздействия на иммунную систему.                                                                                                К Т-миметическим препаратам относятся: тималин, Т-активин, тимоген, тимозин – экстракты из вилочковой железы новорожденных телят; витамин А, карнитина хлорид, соляно-кислая соль левамизола.                                Воздействовать на функцию Т-клеток можно ультразвуком в области проекции вилочковой железы, инфракрасными лучами.                                К В-миметикам относят спленин, берлопентин, миелопид, просплен, препарат IRS-19, иммунал, бронхомунал, рибомунал и др.                        Воздействовать на функцию В-лимфоцитов можно ультразвуком на проекцию грудины и селезенки, полухроматическим лазером, КВЧ-терапией, УФО по рефлексогенным зонам.                                                Иммуномодулирующим эффектом обладают витамин В15, ну-клеинат натрия, фосфаден, метилурацил, дибазол, фитосплат, настои и настойки адаптогенных растений, аутогемосеротерапия, тепловые процедуры на область солнечного сплетения, рефлексотерапия и др.                                Ранняя реабилитация при бронхиальной астме предусматривает купирование приступа, назначение антимедиаторов (кетофен, кетотифен, задитен, кетас-ма – ранний возраст 1 /4 таблетки 2 раза 1–2 месяца, остальным по 1 /2 таблетки 2 раза 1–2 месяца; терфенадин – до 3 лет по 15 мг 2 раза в день, старшим детям – по 30 мг 2 раза в день, 14–16 лет – по 60 мг 2 раза в день в течение месяца; зиртек – по 2 мг 1 раз в день 10–14 дней детям до 3 лет, старшим детям – по 3–5 мг, курс до 10–14 дней); ингибиторы медиаторов воспаления комбинируют с пролонгированными теофиллинами (до 3 лет – 1 /4 таблетки 2 раза в день, старшим детям – по 1 /4–1 /2 таблетки 2 раза в день, при необходимости – до месяца).                                                        Поздняя реабилитация – использование интала в капсулах и аэрозоле; аэрозоль недокромила натрия (по 1–2 вдоха 2 раза в день в течение 6 недель и более), аутосеротерапия на фоне других факторов санаторного лечения с применением дыхательной гимнастики (по Бутейко и т. п.), специфическая гипосенсибилизация.                                                                                На этапе восстановительного лечения проводятся коррекция иммунологических нарушений, мембраностабилизация, реабилитация гистоглобулином, лизатами лейкоцитов, аутолимфоцитов. Используются курортные факторы реабилитации, переход к физической активности, ЛФК.                Диспансерное наблюдение проводится до 15-летнего возраста. Осмотры участкового врача и аллерголога после приступного периода осуществляются раз в квартал, при стойкой ремиссии – 2 раза в год. Проводится профориентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки практического занятия, учебной практики, мультимедийные презентации лекций раздела Диагностика в педиатрии

ПМ 01 Диагностическая деятельность, раздел "Диагностика в педиатрии", специальность Лечебное дело....

Лекции по диагностике в педиатрии

Диагностика соматических и инфекционных заболеваний в педиатрии....

Лекции по пропедевтике в педиатрии

Пропедевтика в педиатрии....

Лекция №1 по реабилитации в педиатрии

Лекции по реабилитации в педиатрии...

Лекция № 2 по реабилитации в педиатрии

Лекции по реабилитации в педиатрии...

Лекция №3 по реабилитации в педиатрии

Лекции по реабилитации в педиатрии...

Лекции по неотложной помощи в педиатрии

Лекции содержат информацию об особенностях оказания неотложной помощи детям...