Лекция №3 по реабилитации в педиатрии
учебно-методический материал

Белякова Наталья Анатольевна

Лекции по реабилитации в педиатрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_3.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 3. Реабилитация детей при детских инфекционных болезнях

К наиболее распространенным инфекционным заболеваниям детского возраста относятся ОРВИ, скарлатина, эпидпаротит, ветряная оспа, краснуха. Передаются данные заболевания воздушно-капельным путем и через предметы обихода. Каждое заболевание имеет инкубационный период: скарлатина 2-7 дней, эпидпаротит 11-23 дня, ветряная оспа 10-21 день, краснуха 16-21 день. Заболевания сопровождаются повышением температуры, общим недомоганием. При скарлатине появляется боль в горле при глотании, могут быть тошнота и рвота; при паротите снижается аппетит, появляется головная боль; при краснухе слабо выражены катаральные явления. Кроме того, паротит проявляется преимущественным поражением околоушных слюнных желез, а скарлатина, ветрянка, краснуха сопровождаются появлением сыпи. При инфекционных заболеваниях возможны осложнения: отеки, пневмония, миокардит (при скарлатине); воспаление яичек у мальчиков, яичников и молочных желез у девочек, менингит, энцефалит (при паротите); отит, стоматит, пневмония, ларингит (при ветряной оспе). Профилактика инфекционных заболеваний сводится к раннему устранению контактов с заболевшим и вакцинацией.                                Часто болеющие дети (ЧБД) - это те, кто переносит респираторно-вирусную инфекцию более 4 раз в год. При этом среди дошкольников 2-4 лет в эту группу входят дети, переболевшие 6 раз в год, 5 лет - 5 раз, 6 лет и старше - 4 раза. Интересно, что в течение первого года посещения дошкольного учреждения 30-40% детей болеют 6 раз и более в год, а к третьему году их число снижается до 6%. Таким образом, большинство детей во 2-й год болеют реже, а на 3-й год часто болеют лишь немногие. Сравнительный анализ заболеваемости «организованных» и «неорганизованных» (воспитывающихся дома) детей показывает, что на 2-3-м году жизни заболеваемость организованных детей выше, на 3-4-й год - сравнивается в обеих группах, а перед школой неорганизованные дети болеют чаще. Часто болеющие дети составляют группу высокого риска по развитию хронической патологии и летальности раннего возраста. В дошкольных учреждениях ЧБД составляют 72,8%.                                                                                                ЛФК при реабилитации заболевшего ребенка применяется после снижения температуры и улучшения общего его состояния. На занятиях ЛГ (проводимой-родителями или методистом ЛФК в стационаре) используются дыхательные упражнения статического и динамического характера, которые в зависимости от возраста ребенка могут быть пассивными или активными. Для повышения психоэмоционального состояния ребенка упражнения должны быть игрового характера с постепенно увеличивающейся нагрузкой от 2-4 до 6-8 раз повторений каждого упражнения. Темп медленный, исходное положение - сидя.                                                                                 Задачи ЛФК бывают общие (укрепление организма, улучшение крово- и лимфообращения, предотвращение деформации грудной клетки и нарушения осанки, повышение неспецифической сопротивляемости организма, улучшение приспособляемости организма ребенка к физическим нагрузкам соответственно возрасту и условиям жизни, предупреждение отставания в психомоторном развитии) и специальные (улучшение функции дыхания и увеличения подвижности грудной клетки, стимулирование дренажной функции бронхов, профилактика образования спаек).                                Из-за отсутствия специфического (специального) лечения детских инфекций метод лечебной физической культуры как средство профилактики осложнений и неспецифической терапии имеет первостепенное значение.                Лечение положением используют главным образом в остром периоде. Для часто болеющих детей рекомендуется два положения: в начале болезни голова ребенка приподнимается на 20-50°; впоследствии при затрудненном освобождении дыхательных путей от мокроты телу ребенка придается дренажное положение, голова и грудь располагаются ниже горизонтальной линии для улучшения механического оттока мокроты. Можно подкладывать большой валик под живот ребенка в исходном положении лежа на животе. В дренажном положении ребенок находится 2-3 раза в день по 2-5 мин, в это время целесообразно выполнять массаж грудной клетки, используя приемы поглаживания, растирания, разминания и легкой вибрации (поколачивания). Массаж грудной клетки можно проводить в положении сидя, выполняя приемы по межреберным промежуткам, двигаясь от грудины к боковым поверхностям и далее к позвоночнику. Приемы сочетаются со стимуляцией кашлевых движений. Ребенок выполняет вдох, а на выдохе методист легким прижимающим движением надавливает на боковые поверхности грудной клетки. На вдохе руки методиста свободно расходятся в стороны.        Лечебная гимнастика сочетается с массажем в следующей последовательности: дыхательные упражнения - массаж - общеразвивающие упражнения. Старшие дети в занятии лечебной гимнастикой могут использовать элементы самомассажа. Длительность занятия ЛГ зависит от общего состояния ребенка. Минимальная длительность - 10 мин, по мере улучшения состояния включаются упражнения в соответствии с возрастом и психомоторным развитием ребенка и время занятия увеличивается до 25 мин для дошкольников, 20-35 - для школьников. Нагрузка увеличивается постепенно, предпочтение отдается индивидуальному и малогрупповому способу проведения занятий лечебной гимнастикой, особенно в первые 2 недели выхода ребенка в сад или школу. Учитывая наличие остаточных явлений в дыхательных путях ребенка уже после клинического выздоровления следует использовать в режиме дня специальные упражнения 2-3 раза в день под контролем учителя, воспитателя, родителей.                                        Закаливание для часто болеющих детей является неотъемлемой частью профилактики и физической реабилитации. Используются все виды закаливания - водой, солнцем, воздухом. Воздушно-контрастные ванны целесообразно применять: у детей с коротким лихорадочным периодом ОРЗ (1-3 дня) через 1-2 недели после нормализации температуры, с лихорадочным периодом от 3 до 10 дней, - через 2 недели, с лихорадочным периодом 10 и более дней - через 3-4 недели. Оздоровительный эффект такого подхода 30%.        Лечебное плавание и физические упражнения в воде укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышечную систему (особенно дыхательные мышцы) ребенка, нормализуя функции дыхания, улучшая вентиляцию различных участков легочной ткани и восстанавливая ритм дыхания. В целом повышается общая резистентность организма к вирусным инфекциям. Время занятий в бассейне – 15-20 мин. Часто болеющим детям показаны занятия доступными видами спорта. Детям 6-13 лет рекомендован дозированный медленный бег 2-3 раза в неделю круглогодично на свежем воздухе, в летнее время - босиком. Комплексное воздействие различных средств реабилитации предпочтительнее и имеет более стойкий терапевтический эффект. Наряду с традиционными средствами ЛФК целесообразно использовать физиотерапию (УФО всего тела) и др.                                                                                Всем переболевшим детям необходима санация очагов инфекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки практического занятия, учебной практики, мультимедийные презентации лекций раздела Диагностика в педиатрии

ПМ 01 Диагностическая деятельность, раздел "Диагностика в педиатрии", специальность Лечебное дело....

Лекции по диагностике в педиатрии

Диагностика соматических и инфекционных заболеваний в педиатрии....

Лекции по пропедевтике в педиатрии

Пропедевтика в педиатрии....

Лекция №1 по реабилитации в педиатрии

Лекции по реабилитации в педиатрии...

Лекция № 2 по реабилитации в педиатрии

Лекции по реабилитации в педиатрии...

Лекция №4 по реабилитации в педиатрии

Лекции по реабилитации в педиатрии...

Лекции по неотложной помощи в педиатрии

Лекции содержат информацию об особенностях оказания неотложной помощи детям...