Методические разработки практического занятия, учебной практики, мультимедийные презентации лекций раздела Диагностика в педиатрии
презентация к уроку по теме

Кириченко Ирина Ярославовна

 ПМ 01 Диагностическая деятельность, раздел "Диагностика в педиатрии", специальность Лечебное дело. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика атопического дерматита Кириченко И.Я.

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ Понятие об экссудативно-катаральном, лимфатико-гипопластическом, нервно-артритическом диатезе. Атопический дерматит. Причины, клиника, диагностика.

Слайд 3

Атопический дерматит (АД) – это хроническое воспалительное заболевание кожи аллергической природы. (греч. аtopos означает особенность, отличие от других) Среди детей экономически развитых стран распространенность АД составляет 10-28% В структуре аллергических заболеваний АД составляет 50-75% 50-75% 10-28%

Слайд 4

Экссудативно-катаральный диатез – это традиционное название АД у грудных младенцев, форма и стадия этого заболевания, для которого характерно начало в раннем детском возрасте (50% случаев). Нейродермит - так долгое время назывался атопический дерматит у взрослых. Атопическая экзема –синоним заболевания АД. Экзема в более широком смысле сегодня - это совокупность чередующихся признаков воспаления кожи (покраснение, отек, пузырьки, мокнутие, корки).

Слайд 5

Факторы риска развития АД 1. Генетическая предрасположенность 2. Пищевые аллергены: - нарушение диетического режима матери - нерациональное вскармливание детей 3. Ингаляционные аллергены 4. Бытовые факторы

Слайд 6

Классификация АД По стадии развития: Начальная Выраженных изменений Ремиссии Клиническое выздоровление По форме в зависимости от возраста: Младенческая от 2-3 мес до 2-3 лет Детская от 3 до 12 лет Подростковая от 12 до 18 лет Острая фаза Хроническая фаза

Слайд 7

По распространенности кожного процесса: ограниченный распространенный (более 5% площади кожи) диффузный По характеру течения: легкое среднетяжелое тяжелое По клинико-этиологическому варианту: пищевой грибковый пыльцевой клещевой

Слайд 8

Критерии диагностики 1. Зуд 2. Типичная морфология и локализация кожных высыпаний 3. Хроническое рецидивирующее течение 4. Атопия в анамнезе или наследственная предрасположенность к атопии

Слайд 9

Клиника в начальной стадии Гнейс - себорейные, жирные чешуйки на волосистой части головы

Слайд 10

Молочный струп - гиперемия, инфильтрация, шелушение на коже щёк

Слайд 11

Упорные опрелости в области промежности и ягодиц, в естественных складках

Слайд 12

Клиника в стадии выраженных изменений Острая фаза Эритема папула везикула эрозии корки шелушение На лице Локализация

Слайд 13

На наружной поверхности верхних и нижних конечностей, запястье

Слайд 14

На шее За ушами

Слайд 15

На туловище

Слайд 16

Хроническая фаза Папулы, шелушение, эскориация, лихенификация

Слайд 17

Экскориация - (лат. excorio - сдирать кожу, синомимы: ссадина, царапина) - механическое, обычно линейное поверхностное нарушение целости кожи, покрытое кровяной или серозной коркой; в большинстве случаев возникает при расчесах.

Слайд 18

Лихенификация (лихенизация) - уплотнение, утолщение кожи с усилением ее рисунка.

Слайд 19

Задания для самоконтроля: охарактеризуйте высыпания, определите стадию и фазу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика заболеваний почек и мочевыводящих путей у детей. Кириченко И.Я.

Слайд 2

План лекции АФО почек и мочевыводящих путей у детей Пиелонефрит 1. Этиология и патогенез 2. Клиническая картина и осложнения 3. Диагностика, дифференциальная диагностика Гломерулонефрит 1. Этиология и патогенез 2. Клиническая картина и осложнения 3. Диагностика, дифференциальная диагностика

Слайд 3

Мочевыделительная система

Слайд 4

Строение почки

Слайд 5

Нефрон

Слайд 6

Почечное тельце

Слайд 7

Нормальный анализ мочи Цвет соломенно-желтый Прозрачность прозрачная Относительная плотность 1005-1020 Белок отсутствует Лейкоциты Единичные в поле зрения ( не более 5) Эритроциты Не более 1 в поле зрения

Слайд 8

Число мочеиспусканий у ребенка: первые дни жизни-4-5 раз в сутки; до 1 года-20-25 раз в сутки; 1-3 года-10-12 раз в сутки; 3 года-7-10 раз в сутки; в 7 лет-5-6 раз в сутки

Слайд 9

Объём каждого мочеиспускания: новорожденные – 30 мл 1 год – 60 мл 3-5 лет – 90 мл 7-8 лет – 150 мл 10-12 лет – 250 мл

Слайд 10

Пиелонефрит – микробно–воспалительное заболевание почек, с преимущественным поражением чашечно–лоханочной системы и интерстициальной ткани почек .

Слайд 11

Предрасполагающие факторы патология беременности и родов аномалия почек и мочевыводящих путей дисметаболическая нефропатия нейрогенная дисфункция мочевого пузыря инфекция мочеполовой сферы хронические очаги инфекции острые респираторные и кишечные инфекции

Слайд 12

Рис 1. Удвоенная лоханка и мочеточник. Аномалии мочевыводящих путей

Слайд 13

Аномалии почек . Рис 2. Агенезия почки. Односторонняя гипоплазия. Подковообразная почка.

Слайд 14

Этиология Бактерии кишечная, синегнойная палочка протей энтерококки, стафилококки Простейшие хламидии уреаплазма микоплазма Кандиды

Слайд 15

Пути распространения инфекции восходящий гематогенный лимфогенный

Слайд 16

Классификация пиелонефритов Первичные Вторичные По течению острые хронические а) рецидивирующие б) латентные

Слайд 17

по стадии активности Острый ПН Активная Период обратного развития Полная ремиссия Хронический ПН Активная (период обострения) Клинико – лабораторная ремиссия (частичная или полная) по функции почек сохранена, нарушена, ХПН

Слайд 18

Ведущие синдромы интоксикации - от острого токсикоза до легкой астенизации болевой - абдоминальный или поясничный дизурических нарушений – частые, редкие мочеиспускания, у маленьких детей - энурез мочевой

Слайд 19

Мочевой синдром Стойкая лейкоцитурия Бактериурия Возможны: Протеинурия менее 1 г/л Единичные свежие эритроциты Незначительная цилиндрурия

Слайд 20

1.Исследования для выявления активности микробно-воспалительного процесса общий анализ крови (лейкоцитоз, увеличенная СОЭ, анемия) биохимический анализ крови (С- реактивный белок +,  2 и  -глобулины  ) общий анализ мочи (лейкоцитурия более 7 -10 в поле зрения, бактериурия) анализ мочи по Нечипоренко (лейкоциты – более 4000 в 1 мл) посев мочи на флору с оценкой бактериурии (более 100000 микр. тел в 1 мл) Диагностика

Слайд 21

2. Исследования для определения функционального состояния почек проба по Зимницкому ритм и объём мочеиспусканий контроль диуреза уровень креатинина и мочевины в крови 3. Инструментальные исследования измерение АД ежедневно УЗИ органов мочевой системы экскреторная урография микционная цистография

Слайд 22

Гломерулонефрит – двустороннее иммунологическое воспалительное заболевание с вовлечением в патологический процесс клубочков, артериол и стромы почек . Клинические формы гематурическая нефротическая смешанная

Слайд 23

Ведущие синдромы отеки артериальная гипертензия мочевой синдром Дополнительные синдромы интоксикации болевой олигурия

Слайд 24

Отечный синдром

Слайд 25

Гематурическая форма Нефротическая форма Смешанная форма незначительная протеинурия значительная протеинурия (до 10-20-30 г в сутки) протеинурия макрогематурия (моча цвета мясных помоев) гематурия цилиндрурия цилиндрурия лейкоцитурия Мочевой синдром

Слайд 26

Задание для самоконтроля Дифференциальная диагностика Синдромы Гломерулонефрит Пиелонефрит Болевой Симптом Пастернацкого Дизурический Отечный Гипертензия Мочевой

Слайд 27

Дифференциальная диагностика Синдромы Гломерулонефрит Пиелонефрит Болевой в пояснице в пояснице, животе Симптом Пастернацкого + с обеих сторон + на стороне поражения Дизурический нет есть Отечный часто на лице редко, при ХПН Гипертензия у большинства б-х редко Мочевой гематурия протеинурия цилиндрурия лейкоцитурия бактериурия протеинурия



Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Курский базовый медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия

ПМ 02 Диагностическая деятельность

 Раздел 3.  Пропедевтика  в педиатрии 

Тема «Особенности сбора анамнеза и проведения

общего осмотра в педиатрии»

Специальность «Лечебное дело»

Подготовлены преподавателем Кириченко И.Я.

Одобрена на заседании ЦМК

Протокол №______________

От ____________20     г.

  1. Методическое обоснование занятия

Занятие по данной теме является первым практическим занятием по разделу: «Пропедевтика в педиатрии», поэтому необходимо  мотивировать студентов на изучение не только одной темы, но и всей дисциплины, вызвать к ней устойчивый интерес, обеспечить понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Важным является использование преемственности знаний, умений, опыта,  полученных на дисциплине «Здоровый человек и его окружения» раздел «Здоровый ребенок» и  МДК «Пропедевтика клинических дисциплин», раздел «Пропедевтика в терапии».

На их основе будут формироваться профессиональные компетенции в диагностической деятельности будущего фельдшера. С этой целью используются как репродуктивные методы, так и методы проблемные, эвристические.

Для контроля и закрепления теоретической базы знаний проводится тестовый контроль, фронтальный и индивидуальный опрос с решением ситуационных и проблемных задач. Практические манипуляции отрабатываются многократно, сначала в доклинике, затем в стационаре во время самостоятельной работы.

Цель занятия:

Создать условия для формирования общих компетенций:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития (ОК 4);
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6);
  • организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12).

Профессиональных компетенций:

  • планировать обследование пациентов различных возрастных групп (ПК 1.1.);
  • проводить диагностические исследования (ПК 1.2.);
  • проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка (ПК 1.5.)
  • оформлять медицинскую документацию (ПК 1.7.).

II. Межпредметные связи:

  • Анатомия и физиология,
  • Пропедевтика в  терапии,
  • Здоровый человек и его окружение.

III. Уровни усвоения учебного материала:

  1. Уровень

Студент должен знать:

  • особенности строения слоев кожи, процессов регенерации, ее функции;
  • особенности строения ПЖК, распределение ПЖК в зависимости от возраста и пола, ее функции;
  • АФО костной системы, черепа; сроки закрытия родничков; время появления ядер окостенения;
  • время прорезывания молочных зубов, их смена на постоянные
  • АФО мышечной системы, особенности тонуса мышц, прироста мышечной силы;
  • АФО нервной системы, рефлексы новорожденных;
  • схему общего осмотра

  1.  Уровень

Студент должен уметь:

  • собрать анамнезы болезни и жизни у детей в возрасте до 3-х лет и у старших;
  • провести осмотр и пальпацию кожных покровов, оценить результаты;
  • определить толщину подкожно-жировой клетчатки, отеки;
  • определить тонус и силу мышц, форму и размеры большого родничка;
  • оценить состояние скелета, осанку, провести тест на плоскостопие;
  • пальпировать основные группы лимфоузлов;
  • оценить физическое развитие по центильным таблицам;
  • оценить поведение и НПР ребенка раннего возраста;
  • проверить физиологические рефлексы новорожденных;
  • сделать запись в истории болезни, амбулаторной карте (форма 112).

IV. Место проведения:

Кабинет доклинической практики, отделение детского стационара.

  1. Оснащение:

1.        Наглядные пособия:

  • Учебный видеофильм «Физическое воспитание и закаливание».
  • Стенд «Объективное обследование».
  • Таблицы по анатомии.

2.        На рабочие места: фантом младенец, сантиметровая лента,
термометр, центильные таблицы, таблицы НПР, учебная история болезни, история развития ребенка.

  1. Дополнительное оборудование: весы, ростомер, набор игрушек.
  2. Дидактический материал: тестовые задания, задачи, схемы.

VI.        План проведения занятия:

1.    Вводная часть - 15 мин.

  1. Контроль подготовленности студентов к занятию, повторение изученного материала - 65мин;
  2. Изучение нового материала, демонстрация пациентов, их клинический разбор - 70 мин.
  3. Самостоятельная работа -100 мин.
  4. Подведение итогов — 15 мин.
  5. Домашнее задание – 5 мин.


ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Этап

Компетенции, формируемые на данном этапе

Условия формирование компетенций

1.Организационный этап

ОК 12  Организовывать  рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 6  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Организованность преподавателя. Своевременное начало занятия. Готовность группы к занятию (наличие формы, учебной документации, средств обучения)

Знакомство с принципами организации изучения предмета на практических занятиях.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Проверка подготовки рабочего места.

Объявление темы и проведение совместного целеобразования и планирование занятия

2.Мотивация темы

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Сообщение значения знаний данной темы в работе фельдшера. Содействие осознанию студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, как первого медицинского работника в сельской местности, к которому обращаются за помощью родители здорового и заболевшего ребенка. От способности фельдшера диагностировать заболевание и  правильно принимать решение о необходимости помощи зависит здоровье, а иногда и жизнь ребенка. Сказанное подтверждается случаями из практики.

В ходе диалога со студентами определяется, что для овладения диагностическим процессом необходимо владеть методами  субъективного и объективного обследования  детей

3.Контроль подготовленности студентов к занятию.

ОК 4  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ПК 1.1 Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2 Проводить диагностические исследова-ния.

ПК 1.5 Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.7 Оформлять медицинскую документацию

Тестовый контроль с обсуждением, фронтальный, индивидуальный опрос с использованием схем, таблиц, проблемных вопросов.

Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: повторить темы «Общий план обследования больного, общий осмотр пациента», усвоенные  при изучении Пропедевтики в терапии. Студенты демонстрируют методы обследования при работе в парах, осуществляют взаимооценку.

Решение ситуационных задач по комплексной оценке развития детей. Повторение знаний и умений по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»: оценка физического развития по центильным таблицам, оценка нервно – психического развития и поведения ребенка.

Демонстрация видеофрагментов фильма «Ребенку 3 месяца», «Ребенку 6 месяцев» в виде видеозадач с заданием оценить НПР и поведение ребенка. Методика решения задачи: работа в малых группах

4.Демонстрационная часть.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, для профессионального и личного развития.

ПК 1.1 Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2 Проводить диагностические исследова-ния.

ПК 1.5 Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

Обсуждение особенностей собирания анамнеза здорового и больного ребенка, схемы расспроса матери при собирании анамнеза жизни и развития ребенка, значения анамнеза для диагноза.

Перед работой в отделении напоминание правил санитарно-эпидемиологического режима, деонтологических основ поведения.

Демонстрация преподавателем обследования ребенка с учетом возрастных особенностей. Вслед за сбором жалоб, анамнеза, проводится общий осмотр.

Дается оценка общего вида здорового и больного ребенка, его поведения, положения, состояния сознания и т. д. Оценивается нервно-психическое развития ребенка, физическое развитие.

Проводится оценка состояния кожи, подкожной клетчатки, тургора, эластичности.

Оценивается состояние костно-мышечной системы. Демонстрируется методика исследования родничков, оценивания состояния скелета, осанка, проведения теста на плоскостопие; определения тонуса и силы мышц.

Осуществляется пальпация основных групп лимфоузлов.

Результаты обсуждаются

5.Самостоятельная работа.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1 Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2 Проводить диагностические исследования.

ПК 1.5 Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК  1.7 Оформлять медицинскую документацию.

Самостоятельная курация пациентов, во время которой студентами отрабатываются умения:

-  общение с пациентами и их родителями;

- сбор анамнеза болезни и жизни у детей в возрасте до 3-х лет и у старших;

- проведение осмотра ребенка и оценка его состояния;

- взвешивания детей, измерение роста, оценка физического развития по центильным таблицам;

- оценка поведения и НПР ребенка;

- осмотр и пальпация кожных покровов, оценка результатов;

- определение толщины подкожно-жировой клетчатки, отеки;

- определение тонуса и силы мышц, формы и размеров большого родничка;

- оценка состояния скелета, осанки, проведение теста на плоскостопие;

- пальпация основных групп лимфоузлов;

- интерпретация данных обследования;

- работа с документацией (история болезни, амбулаторная карта (форма 112)) и её оформление.

Преподаватель во время работы студентов контролирует качество выполнения умений. Проводятся доклад и обсуждение результатов.

6. Подведение итогов, задание на дом.

ОК 2 Организовывать собственную деятель-ность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффек-тивность и качество.

Оформление учебной документации. Проведение самооценки, взаимооценки индивидуальной и коллективной деятельности на занятии. Сообщение преподавателем итоговой оценки с краткой рецензией.

Домашнее задание Н.Соколова, В.Тульчинская «Педиатрия с детскими инфекциями» стр.10-13, 14-15, 18-21


Приложение № 1

Тестовые задания

Выберите правильный ответ:

1. У здорового ребенка не пальпируется группа лимфоузлов:

                А) затылочные

Б) надключичные

В) подчелюстные

Г) подмышечные

Д) паховые

2. Размеры большого родничка у новорожденного в норме (2)

А) 1,5*1,5 см

Б) 3* 3 см

В) 4,5* 4,5 см

Г) 5* 5 см

3. При сдавлении пальцами мягких тканей на внутренней поверхности бедра у грудного ребенка определяется:

А) эластичность кожи

Б) тургор тканей

В) степень развития подкожно-жирового слоя

Г) наличие отека

4. В возрасте 1 мес. свидетельствует о патологии:

А) отсутствие физиологических изгибов позвоночника

Б) открытый малый родничок

В) открытый венечный шов

Г) ни одно из выше перечисленного

5.Что следует расценивать как патологию у 5 месячного ребенка

А) восковидная окраска ушных раковин

Б) наличие подчелюстных лимфоузлов

В) пальпация печени на 1 см ниже края реберной дуги

Г) отсутствие молочных зубов

6. Генеалогический анамнез- это:

А) данные о течении беременности и родов

Б) сведения о состоянии здоровья родителей и родственников

7. В грудном возрасте на животе следует определять:

А) эластичность кожи

Б) тургор тканей

В) толщину подкожно-жирового слоя

Г) влажность кожи

Приложение № 2

Задача №1

Мальчик, 4 месяца, 68 см вес 9,5 кг. Узнаёт мать, по-разному реагирует на плясовую и спокойную мелодию, громко смеётся. Удерживает головку в вертикальном положении. Наталкивается на игрушку, подвешенную над грудью. Длительно гулит. Настроение спокойное, аппетит хороший, засыпает быстро, спит спокойно. Во время бодрствования пассивен.

Задание: Провести комплексную оценку развития ребёнка.

Задача №2

Девочка, 6 месяцев, 62 см, 6 кг. Поворачивается с живота на спину, подползает к игрушке, свободно берёт игрушку из различных положений. Лепечет, берёт пищу с ложки. Настроение бодрое, спит хорошо, интересуется игрушками, контактна, аппетит не устойчивый.

Задание: Провести комплексную оценку развития ребёнка.



Предварительный просмотр:

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

К ПРОВЕДЕНИЮ  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ №1

по теме:

«Обследование пациентов в отделении педиатрического профиля»

Раздел «Пропедевтика в педиатрии»

ПМ 01 «Диагностическая деятельность»

Специальность «Лечебное дело»

Подготовлены

преподавателем Кириченко И.Я.

Рассмотрено на заседании ЦМК

медико-профилактической деятельности

I. Цель учебной практики:

Приобрести практический опыт:

-обследования пациента детского возраста;

-интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики,

- заполнения истории болезни.

Закрепить  умения:

  • планировать обследование пациентов различных возрастных групп;
  • собрать анамнезы болезни и жизни у детей школьного возраста;
  • провести внешний осмотр ребенка и оценить его состояние;
  • оценить состояние костного скелета, осанки, провести тест на плоскостопие;
  • пальпировать основные группы лимфоузлов;
  • подсчитать дыхание, пульс, частоту сердечных сокращений, измерить АД и температуру;
  • проводить осмотр грудной клетки;
  • проводить пальпацию грудной клетки (ригидность, голосовое дрожание);
  • выполнить сравнительную перкуссию легких методами непосредственной и опосредованной перкуссии;
  • определить верхушечный толчок сердца, границы относительной тупости сердца, выслушать тоны и шумы сердца;
  • провести поверхностную и глубокую пальпацию живота, определить нижний край печени и селезенки;
  • подготовить ребенка к дополнительным исследованиям (рентгенография ОГК, ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ и др), интерпретировать результаты обследования детей;
  • сделать запись в истории болезни

        

С целью овладения видом профессиональной деятельности Проведение диагностических мероприятий и соответствующих профессиональных компетенций:

  • планировать обследование пациентов различных возрастных групп (ПК 1.1.);
  • проводить диагностические исследования (ПК 1.2.);
  • проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка (ПК 1.5.)
  • оформлять медицинскую документацию (ПК 1.7.).

и усовершенствования общих компетенций:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития (ОК 4);
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6);
  • организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12).

II. Место проведения:

Отделение детского стационара.

III.Оснащение:

Фонендоскоп, тонометр, термометр,  учебная история болезни.

IV.        План проведения занятия:

1.    Вводная часть - 15 мин.

  1. Актуализация умений - 25 мин.
  2. Самостоятельная работа в отделении - 150 мин.
  3. Контроль и оценка  учебных достижений- 50 мин.
  4. Подведение итогов  — 30 мин.

1. Вводная часть.

Готовность группы к прохождению практики (наличие формы, учебной документации, фонендоскопа, секундомера, тонометра)

      Мотивация. Содействие осознанию студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, как первого медицинского работника в сельской местности, к которому обращаются за помощью родители здорового и заболевшего ребенка. От способности фельдшера диагностировать заболевание и  правильно принимать решение о необходимости помощи зависит здоровье, а иногда и жизнь ребенка. Сказанное подтверждается случаями из практики.

Проведение совместного целеобразования и планирование занятия.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

2. Актуализация  умений.

Закрепление умений осуществляется с помощью следующих заданий:

  • Составьте план обследования пациента (выполняется индивидуально письменно). Оценивается наличие и правильная последовательность всех этапов.
  • В динамических парах выполняется сбор жалоб, анамнеза болезни, сбор анамнеза жизни  ребенка старшего возраста.
  • Продемонстрируйте оценку состояния костного скелета, осанки, проведение  теста на плоскостопие в моделируемых условиях.

3. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа осуществляется в отделениях педиатрического профиля.

Студенты закрепляются за определенными отделениями и сестринскими постами. Преподавателем подбираются пациенты для курации.

Проводится сообщение задания и проведения  инструктажа по его выполнению.

Задания:

1. Провести курацию пациента школьного возраста в отделении.

2. Подготовить пациентов  к дополнительным лабораторным и инструментальным методам исследования.

Инструктаж по выполнению задания №1:

1)  Соблюдайте санитарно – противоэпидемический режим отделения.

2)  Установите контакт с персоналом отделения, родителями и детьми.

3)  Соблюдайте принципы медицинской этики и деонтологии.

4)  Проведите сбор жалоб, анамнеза болезни и жизни по схеме.

5)  Осуществите внешний осмотр ребёнка, оценку его состояния, самочувствия, сознания.

6)  Проведите объективное обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) органов и систем ребёнка

7)  Проведите антропометрию или получите её результаты  с дальнейшей оценкой физического развития.

8)  Оформите фрагмент учебной истории болезни.

9)  Подготовьте заключение о поражении какой – либо системы на уровне норма – патология, решению вопроса о врождённом или наследственном характере патологии, решению вопроса о наличии острой или хронической патологии.

Инструктаж по выполнению задания №2:

Обучение родителей или детей старшего возраста подготовке к дополнительным исследованиям согласно назначениям врача проводится  в соответствии с алгоритмами выполнения данных манипуляций, изученных и отработанных на предшествующих  практических занятиях и при освоении  ПМ 04.

4. Контроль и оценка  учебных достижений

Преподаватель   наблюдает за деятельностью студента в процессе учебной практики , оценивая её по следующим показателям

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

ПК 1.1.

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

- обследование пациента в соответствии с утвержденной схемой обследования с соблюдением правильности, последовательности, точности компонентам схемы обследования пациентов, с соблюдением этико-деонтологических норм и учётом психологических особенностей пациентов

ПК 1.2.

Проводить диагностические исследования.

- составление рационального плана дополнительного обследования пациента;

- подготовка пациента в соответствии с установленными правилами, соблюдением этико-деонтологических норм и учётом психологических особенностей пациентов;

- интерпретация полученных данных в рамках компетенции фельдшера

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка.

  • диагностика физического, нервно-психического, социального, полового развития детей;

-правильность, последовательность, точность и соответствие обследования детей различных возрастных групп  компонентам схемы обследования пациентов.

 

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

- Полнота, точность,  грамотность и использование соответствующей медицинской терминологии, оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам такого рода

В кабинете доклинической практики проводится мини-конференция, на которой студенты докладывают результаты курации пациентов, проводится обсуждение и оценивание защиты фрагмента истории болезни (взаимооценка, самооценка, оценка преподавателя)

5.Подведение итогов. Проведение рефлексии, заполнение дневников.

6. Домашнее задание. Подготовить материалы (мультимедийная презентация, памяток, настольный санитарный бюллетень) для проведения гигиенического обучения родителей и детей на темы ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика ...

Методическая разработка Открытого занятия учебной практики по теме: «Выполнение дуговой наплавки валиков в нижнем положении шва»

Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение дуговой наплавкиваликов в нижнем положении шва» разработана в соответствии с программой учебнойпрактики по профессии СПО 15.01....

Методическая разработка практического занятия учебной дисциплины Допуски и технические измерения

Методическая рпзработка для проведения практического занятия по теме "Выполенеие измерений деталей контрольно - измиерительными и нструментами" учебной дисциплингы "Допуски и технически...

Методическая разработка открытого занятия учебной практики ПМ 01 Выполнение стрижек и укладок.

Тип учебного занятия: -выполнение трудовых приемов и операций сложных комплексных работ. Методы обучения:Словесный - объяснение, рассказ, фронтальный опрос.Повторение опорных знаний. На...