Лекция № 2 по реабилитации в педиатрии
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Лекция 2. Реабилитация детей с врожденной аномалией развития
1. Врожденный вывих бедра
Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппарата из всех врожденных пороков развития, встречается у 2-3 детей из каждой 1000 новорожденных.
В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра лечебная физкультура является основным средством формирования здорового сустава и единственным средством поддержания моторного развития ребенка. Задачи ЛФК :
- профилактика и устранение контрактуры приводящих мышц бедра; формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы, фиксация суставов в положении максимальной коррекции (совместно с ортопедами);
- укрепление мышц, производящих движение в тазобедренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь);
- развитие в полном объеме активных движений в тазобедренных суставах;
- коррекция вальгусного положения коленных и голеностопных суставов, возникающих при лечении с использованием шин.
Средства реабилитации, используемые при врожденном вывихе бедра: лечение положением, физические упражнения и массаж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.
2.Врожденная мышечная кривошея (ВМК)
По частоте встречающихся случаев заболевания занимает 1- 3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной косолапости.
При комплексном консервативном и оперативном лечении детей с ВМК первостепенное место занимает ЛФК, используемая с первых дней установки
диагноза, задачи которой выражаются в улучшении трофики пораженной и здоровой грудино-ключично-сосцевидных мышц; уравновешивание мышечного тонуса за счет устранения контрактуры пораженной и укрепления мышцы на здоровой стороне; нормализация объема движений в шейном отделе позвоночника; профилактика вторичных изменений (асимметрия лица, шеи, искривления позвоночника); предупреждение или устранение отставания в психомоторном развитии; повышение неспецифической сопротивляемости организма. Для решения поставленных задач используются: лечение положением, массаж, физические упражнения, упражнения в воде.
1.Лечение положением применяют 2-3 раза по 1,5-2 ч в день, поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.
Затылок ребенка, лежащего на спине без подушки, укладывают в ватно- марлевое кольцо и придают голове правильное положение, надплечье удерживают с помощью мешочка с песком.
Ребенку в том же положении кладут под голову сложенную вчетверо толстую пеленку. При этом расположение кровати должно быть таковым, чтобы пораженная сторона была обращена к свету, игрушкам, звукам.
Независимо от положения ребенка используется картонно- ватно-марлевый воротник Шанца.
2.Массаж делают ребенку, лежащему на спине, стоя у его изголовья. Массируют и пораженную и здоровую мышцы. При массаже больной стороны голова слегка повернута в сторону поражения для достижения наибольшего расслабления мышцы. Приемы выполняют подушечками пальцев в направлении от уха к ключице. На пораженной стороне используют приемы поглаживания, растирания и непрерывной вибрации, выполняя их мягко, нежно и пластично, не вызывая у ребенка болевых ощущений. На здоровой стороне используют те же приемы, но добавляют разминание и прерывистую вибрацию. Приемы выполняются интенсивнее с целью укрепления и повышения тонуса данной мышцы. Можно выполнять массаж в теплой воде (36°С). Массаж пораженной и здоровой мышц сочетается с приемами общего поглаживания верхних и нижних конечностей, мышц спины, живота и шеи.
3. Врожденная косолапость
Распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата, как правило, двустороннее, встречается у новорожденных в 0,1% случае, преимущественно у мальчиков. Косолапость - это стойкая приводяще-разгибательная контрактура стопы, вызванная врожденным нарушением развития голеностопного сустава и мышечно-связочного аппарата, его формирующего.
Лечение ребенка должно начинаться сразу же после выписки из родильного дома и может быть консервативным и оперативным.
При легкой косолапости используются корригирующие бинтовые повязки, в других случаях - гипсовые повязки с последующей заменой гипсовыми лонгетами. При значительных дефектах голеностопного сустава используют оперативное лечение.
Лечение положением. Особенности физиологии новорожденных, а также детей 1 года, прежде всего первых месяцев жизни: пластичность, податливость, растяжимость тканей – обеспечивают возможность удержания патологически измененной стопы в корригированном положении, позволяя костям правильно фиксированной стопы расти и развиваться нормально. В течение поэтапной коррекции гипсовыми повязками (под наблюдением ортопеда) в занятиях ЛФК сочетаются средства общеукрепляющего воздействия на весь организм ребенка с упражнениями и приемами массажа для больной ноги. В легких случаях косолапость ограничивают корригирующими повязками. После снятия гипсовой повязки и заменой ее фиксирующей съемной гипсовой лонгетой назначают специальный массаж и упражнения для стопы и голени. Сразу после их проведения фиксируют положение стопы гипсовой лонгетой.
Большая эффективность коррекции косолапости достигается тепловыми процедурами: теплые ванны для ног (36-37 °С); физиотерапевтические
процедуры. Полезно заниматься с ребенком дома, после сна.
Лечение с использованием гипсовых повязок носит этапный характер.
Первый этап лечения проводится в течение года со сменой повязки раз в неделю, начинается с 1-2-месячного возраста.
Задачи ЛФК и физиотерапии первого этапа: предупреждение развития мышечной атрофии и вегетососудистых расстройств; улучшение трофики; поддержание общего тонуса организма.
Средства: лечение положением (гипсовая иммобилизация), массаж, физические упражнения и физиотерапия. Проводится массаж тела, верхних конечностей, живота, свободных от иммобилизации сегментов ноги (бедро, верхняя треть голени). Физические упражнения - общеразвивающие и специальные. К специальным относятся пассивные упражнения в нижних конечностях, выполняемые безболезненно и с полной амплитудой.
Второй этап лечения (после окончательного снятия иммобилизации) длится до полного восстановления функции голеностопного сустава.
Его задачи: закрепление результатов коррекции и восстановление опорной и двигательной функции стопы; борьба с атрофией и контрактурой в суставах; создание необходимых условий для полноценного роста и развития стопы; адаптация к повышающимся физическим нагрузкам; профилактика «порочной» походки и нарушений осанки.
Средства: массаж и физические упражнения, упражнения в воде, физиотерапия.
На фоне общего массажа применяется специальный массаж голени и стопы для нормализации мышечного тонуса. Расслабляющие приемы используются на внутренней и задней группе мышц (поглаживание, потряхивание, вибрация). Укрепляющие (стимулирующие) приемы используются на растянутых мышцах - передней и наружной группах мышц (поглаживание, растирание, разминание) при использовании корригирующих повязок.
Физические упражнения проводятся после массажа и физиопроцедур.
Специальные упражнения используются лежа (пассивно-активные): сгибание
и разгибание стопы, сидя - перекаты с пятки на носок, стоя у гимнастической стенки приседания. Круговые вращения в тазобедренном суставе, сгибание и разгибание нижних конечностей. Также применяют общеразвивающие упражнения, упражнения игрового характера, дыхательные упражнения.
Упражнения в теплой воде. После гипсовой иммобилизации хорошо использовать раннюю осевую нагрузку - ходьбу по дну бассейна, скольжение на воде (для старших дошкольников, школьников), все возможные движения в голеностопных суставах (отталкивания, прыжки, подскоки). При использовании корригирующих бытовых повязок можно использовать те же упражнения, что и на суше (36-37 °С). Это позволит более эффективно расслабить спастические мышцы.
Среди физиотерапевтических процедур - влажные укутывания голени и стопы больной конечности (39-41°С) в течение 25-30 мин (ежедневно или через день, курс 20-25 процедур). Электростимуляция пронаторов стопы в течение 10 - 15 мин с прерыванием на 2 мин через каждые 3 мин воздействия (ежедневно, курс 15-25 процедур). Повторные курсы физиотерапии при развивающейся мышечной атрофии целесообразно проводить с перерывом в 2-3 месяца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки практического занятия, учебной практики, мультимедийные презентации лекций раздела Диагностика в педиатрии
ПМ 01 Диагностическая деятельность, раздел "Диагностика в педиатрии", специальность Лечебное дело....
Лекции по диагностике в педиатрии
Диагностика соматических и инфекционных заболеваний в педиатрии....
Лекции по пропедевтике в педиатрии
Пропедевтика в педиатрии....
Лекция №1 по реабилитации в педиатрии
Лекции по реабилитации в педиатрии...
Лекция №3 по реабилитации в педиатрии
Лекции по реабилитации в педиатрии...
Лекция №4 по реабилитации в педиатрии
Лекции по реабилитации в педиатрии...
Лекции по лечению в педиатрии
Лекции по лечению в педиатрии...