индивидуальное коррекционное занятие "Поможем бабушке Федоре"
план-конспект занятия
занятие посвящено лексической теме "Посуда", на занятие представлен материал по автоматизации звука "Р"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_od_pomozhem_babushke_fedore.docx (39.86 КБ) | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 91 «Росинка» г. Орска»
Игровое логопедическое занятие-сказка
«Поможем бабушке Федоре»
(по сказке К. Чуковского «Федорино горе»)
Подготовил: учитель-логопед
С.В. Шишкина
Орск, 2020 г.
Тема занятия: «Поможем бабушке Федоре».
Форма занятия: индивидуальная (старшая логопедическая группа).
Цель занятия: автоматизировать звук [р] в слогах, словах и фразовой речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- формировать правильный артикуляционный уклад и звонкое произношение звука «Р»;
- закреплять умение давать характеристику звуку [р];
- автоматизировать звука «Р» в слогах, словах;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаге.
- закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, относительные прилагательные.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление;
- развивать правильный речевой выдох;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитание активности, работоспособности и контроля за речью.
Оборудование: ноутбук, волшебная палочка, карточки с моделями артикуляции звуков [л], [р], [ш], [ж] (Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»); набор карточек для развития органов артикуляции портала «Мерсибо»; Су-Джок массажёр (колечки); «Паучок на паутинке» -игра для развития речевого выдоха ; линейка-тренажер «Извилистые дорожки» для развития межполушарного взаимодействия; настольная игра «Квадрат»; электронная игра «Назови лишний предмет?»; игра с мячом «Назови ласково»; предметные картинки-схемы и логопедический тренажёр «Будильник правильной речи»; набор кукольной чайной посуды.
Время проведения: 20 минут
Планируемое время проведения занятия: второй период обучения – четвертая неделя января.
Ход занятия-сказки
Части ОД | Содержание | Области | Временной отрезок |
1. Вводная часть 2. Основная часть | Организационный момент. Логопед: У нас сегодня гости, поздоровайся с ними. Они пришли посмотреть и послушать, что ты умеешь делать и как произносишь звуки. (Ребёнок здоровается) Логопед: Маргарита, ты любишь сказки? Ребёнок: Да. Логопед: - А знакомы ли тебе эти герои? Буратино, Чебурашка, Пьеро. Какой звук слышен во всех именах этих героев? Ребёнок: Звук [р]. Задание № 1. Характеристика звука [р]. Логопед: Найди этот звук среди других звуков и расскажи всё, что тебе о нём известно. На столе модели артикуляции звуков [ш], [ж], [л], [р], (Акименко В.М. «Новые логопедические технологии») Ребёнок: Звук [р] – согласный, твёрдый и звонкий. Когда мы его произносим, то рот широко открыт, а широкий кончик язычок упирается в бугорки за верхними зубами (альвиолы), делаем сильный выдох и язычок дрожит. Логопед: Всё правильно. Я только добавлю, что обозначается звук «Р» буквой Р. Логопед: Ты догадалась, какой звук будешь стараться правильно произносить? Ребёнок: Звук [р] Создание проблемной ситуации. Логопед: В одной сказке случилась беда, и герой этой сказки просит нас о помощи? Послушай загадку и ты узнаешь, кто этот герой. Убежали от грязнули Ребёнок: Федора. Логопед: Федора ждет гостей, очень просит, что бы ты помогла ей вернуть посуду домой. Ты хочешь ей помочь? Ребёнок: Хочу! А что надо делать? Логопед: Предлагаю отправиться в ту сказку и вернуть посуду. Ребёнок: Я согласна. Логопед: Что бы вернуть посуду тебе предстоит выполнить много заданий. Задания будут трудные, и поможет тебе выполнять задания твой язычок. Предлагаю выполнить зарядку для язычка, что бы он стал сильным и ловким. За все выполненные задания ты будешь получать смайлики, которые будут улыбаться тебе, что бы у тебя было хорошее настроение. А еще предметы посуды. Задание № 2. Артикуляционная гимнастика. На столе набор карточек для развития органов артикуляции: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Варенье», « «Маляр», «Грибок», «Качели». Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику. Логопед: - Молодец! Твой язычок очень старался, выполнил все упражнения правильно, и вот твой первый смайлик. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесемся в сказку! Чтоб в пути было не скучно предлагаю попеть любимые песенки нашего язычка. Задание № 3. Автоматизация звука [р] в слогах. Развитие фонематического слуха, памяти. Ребёнок одевает на пальчик, указанный логопедом, пружинку, выполняет массаж и проговаривает вслед за ним цепочку слогов. ра-ро-ру дра-дро-дру ры-ро-ру дро-дру-дра ра-ро-ру-рэ дра-дро-дру-дры Логопед: - Ты очень старалась, а язычок тебе помогал, получай еще один смайлик и вот этот предмет, ты знаешь что это? ( Это сахарница), поставь его в центр стола. Ну вот мы кажется и на месте (выставляется декорация грязной комнаты Федоры.) К Федоре гости придут, а тут такой беспорядок. Вот смотри паутина кругом, да паучки. Помоги Федоре навести порядок. Нужно подуть на паутинку, чтоб паучки разбежались… Задание № 4. Упражнение на правильный речевой выдох. Логопед: Напоминаю тебе, как нужно правильно выполнять упражнение на дыхание. Плечи не поднимаем. Щёки не надуваем. Носом делаем глубокий вдох и ртом выдыхаем. Ребёнок дует на паутинку. Логопед: - Пауки все разбежались, паутины не осталось. Сразу в комнате сало чище, а ты заработала еще один смайлик. И предмет посуды. Что это? (это чайник), поставь его справа от сахарницы. Теперь можно отправляться на поиски посуды. А дорожка будет не простая, а извилистая. На столе «Линейка тренажер для рисования двумя руками»- для развития межполушарного взаимодействия. (ребенок рисует дорожку двумя руками) Логопед: - Какой сложный путь проделала ты, что бы найти посуду. Вот твой смайлик. И еще один предмет. Что это? ( это молочник), поставь его слева от сахарницы (выставляется декорация лес, лужайка) Задание № 5. Автоматизация звука [р] в словах. Развитие умения ориентировки на листе бумаги. На столе дидактическая игра «Квадрат». Логопед: - Посмотри Федорина посуда остановилась на лесной лужайке. Давай назовем посуду, в названии которой слышится наш знакомый звук «Р» Назови картинку в центре. Двигайся от центра на одну клетку вверх, назови картинку; далее двигайся на две клетки вниз, назови картинку… Ребёнок ориентируется на листе бумаги, двигаясь по клеткам квадрата. Логопед: - Молодец, ты правильно назвала всю посуду со звуком «Р», Получай еще один смайлик и предмет посуды. Ты знаешь что это? (блюдце) Поставь блюдце перед сахарницей. Предлагаю немного отдохнуть и подвигаться. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Задание № 6. Развитие внимания, мышления. Автоматизация звука [р] в словах. На столе ноутбук с электронной игрой «Четвертый лишний». Логопед и ребёнок подсаживаются к ноутбуку. Логопед открывает презентацию на втором слайде и предлагает ребенку определить, какая картинка на слайде лишняя и объяснить почему? Логопед: - Продолжаем? Следующее задание. Нужно определить какой предмет лишний? Посмотри на экран, назови предметы посуды, которые ты видишь, назови лишний предмет. (ребенок выполняет задание) Логопед: - Ты справилась с заданием и получаешь еще один смайлик и еще предмет посуды. Что это? (чайная чашка). Поставь чайную чашку на блюдце. Задание № 7. Образование слов с уменьшительно ласкательным суффиксом. Автоматизация звука [р] в словах. Логопед: - Федора не жалела посуду, вот она и убежала. Сейчас предлагаю выполнить задание «Назови ласково». Я буду бросать тебе мяч и называть предметы посуды, которые убежали от Федоры, а ты будешь возвращать мне мяч, называя этот предмет ласково. (проводится игра с мячом) Вот твой смайлик и еще один предмет. Что это? (чайная ложка). Положи ложку справа от блюдца. Задание № 8. Автоматизация звука [р] в о фразе. Логопед: Думаю, что посуда больше не обижается на Федору. Давай-ка мы предложим посуде вернуться домой стихами из сказки: "Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Вам ли бегать за воротами С воробьями желторотыми? Вы в канаву упадёте, Вы утонете в болоте. Не ходите, погодите, Воротитеся домой!" Логопед и ребёнок повторяют строчки из сказки К. Чуковского. (выставляется декорация чистый Федорин дом) Логопед: - Ты молодец, помогла Федоре вернуть посуду, которая ей пригодиться, что бы угощать гостей чаем. Как можно назвать посуду, которая стоит на столе? Ребёнок: - Чайная посуда. Логопед: - А еще можно сказать, что это чайный сервиз. Повтори. Ребёнок: Чайный сервиз. Логопед: -Чайный сервиз сделан из керамики, про него можно сказать, что он керамический. Повтори как можно назвать чайный сервиз? Ребёнок: -Керамический. Логопед: В названии какой чайной посуды слышится звук [р]? Перечисли. Ребёнок: - Сахарница, заварной чайник. Логопед: - Посуда вернулась, Федора довольна. А нам пора возвращаться. (логопед делает взмах волшебной палочкой) | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие | 3 минуты 15 минут |
3.Заключительная часть. | Рефлексия. Логопед: Вот мы и вернулись. А ты помнишь, для чего мы отправились в сказку? (Ребёнок отвечает) А какой звук нам постоянно попадался на пути? (Ребёнок отвечает) Вспомни, какие задания ты выполняла, а Будильник тебе в этом поможет. Какое задание показалось тебе очень трудным? Самое легкое задание? Самое интересное задание? (Ребёнок, передвигая стрелку логопедического тренажёра «Будильника правильной речи», рассказывает по картинкам-схемам. Логопед: - Рита, ты замечательно выполнила все задания, помогла Федоре. Она благодарит тебя и передает тебе сладкий приз! А сейчас посмотри, сколько смайликов ты заработала. Этих веселых улыбок хватит не только для тебя, но и для наших гостей. Предлагаю подарить нашим гостям хорошее настроение. (Ребёнок улыбается, дарит смайлики, прощается). | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | 2 минуты |
Использованная литература:
- Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. 5-7 лет/авт. – сост. О.В. Тырышкина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 224с.;
- Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 88 с.;
- Савицкая Н.М. Логопедические игры на каждый день – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2016.
Использованные источники:
2. https://zvukipro.com/audio/290-zvuki-volshebnoy-palochki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)
Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1...
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»
Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...
Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству
Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут ...
Конспект индивидуального коррекционно-дефектологического занятия по развитию мелкой моторики Тема: Изготовление поздравительной открытки ко дню святого Валентина
Конспект индивидуального коррекционно-дефектологического занятияпо развитию мелкой моторикиТема: Изготовление поздравительной открытки ко дню святого Валентина Цель: развитие творческих способнос...
ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Проблема индивидуального подхода является актуальной как для общеобразовательной, так и коррекционной школы....
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАРШРУТЫ.
в данной статье раскрываю секрет как двоечника превратить в хорошиста....