ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»
рабочая программа

        Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Минобрнауки № 1599  от 19.12.2014 года, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Программа базируется на основных методических материалах: «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выписка из  основной образовательной программы  НОО

 МОБУ «СОШ №4»  на 2018-2019 учебный год

пр. № 697-О  от 30.08.2018 г.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ

«Психокоррекция»

учитель начальных классов

                                                                                        Приходько Н.М.

пгт. Пойковский

 

        Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Минобрнауки № 1599  от 19.12.2014 года, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Программа базируется на основных методических материалах: «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.»

 1.Планируемые результаты .

Личностные: 

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе;
  • самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок)
  • смыслообразование (стремление  к приобретению знаний).

Метапредметные:

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • развитие речи, овладение техникой речи;
  • развитие различных видов мышления, памяти, внимания;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Предметные:

  • уметь  анализировать и управлять своей познавательной деятельностью;
  • уметь выполнять действия по образцу;
  • уметь осуществлять способ действия по прямому указанию на его название (назначение) и выбирать необходимый способ действия

Система оценки планируемых результатов

  • Безотметочная система обучения. Стимулирующая оценка .

Виды контроля:

  • Индивидуальный
  • Групповой

Формы контроля

  • наблюдение;
  • беседа;
  • игра;
  • диагностика познавательных процессов
  • тестирование.

2. Содержание учебного предмета.

Весь курс «Психокоррекционные занятия» состоит из следующих разделов:

развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений .

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и  анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности ( задание  «Крестики, точки», «Пишущая машинка»;  задание  «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков ( «Подбери картинку»;  задание  «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и  др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции .При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее  и на творческое воображение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей ( «Закончи рисунок» ), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей ( «Закончи рисунок» и др.).

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой ( «Найди одинаковые» ). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями ( «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме ( «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчленено воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого ( «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой ( «Совмести фигуры»; «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры ( «Муха» и др.).

Тематическое планирование

Тема

Часы

 Диагностика уровня развития на начало учебного года

2

Развитие общей моторики

8

Развитие внимания

11

Развитие восприятия

10

Развитие памяти

14

Развитие мышления

13

Формирование коммуникативных навыков

7

Диагностика уровня развития на конец учебного года

2

Итого

68

3.Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

ч

дата

план

факт

Диагностика уровня развития на начало учебного года (2 ч.)

1

Диагностика уровня развития познавательных процессов

1

2

Диагностика уровня развития познавательных процессов

1

Развитие общей моторики (8 ч.)

3

Продолжи закономерность. Точки.

4

Продолжи закономерность. Точки

1

5

Дорисовывание фигур неопределённой формы до заданного образа .

1

6

Дорисовывание фигур неопределённой формы до  заданного образа

1

7

Обводи точно.

1

8

Обводи точно.

1

9

Графический диктант.

1

10

Графический диктант.

1

Развитие внимания (11 ч.)

11

Развитие произвольности и свойств внимания .

Запутанные дорожки.

1

12

Развитие произвольности и свойств внимания .

Внимательный художник.

1

13

Развитие произвольности и свойств внимания .

Внимательный художник.

1

14

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

 Выполни по образцу.

1

15

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Выполни по образцу.

1

16

Развитие переключение внимания.

Найди и покажи.

1

17

Развитие переключение внимания.

Найди и покажи.

1

18

Развитие уровня распределения внимания.

Перепиши без ошибок

1

19

Развитие уровня распределения внимания.

Найди и запиши спрятанные слова

1

20

Развитие уровня распределения внимания.

Найди и запиши спрятанные слова

1

21

Упражнения на распределения внимания.

Найди пропущенные числа

1

Развитие восприятия (10 ч.)

22

Наложенные изображения.

1

23

Спрятанные изображения

1

24

Незаконченные изображения

1

25

Точечные изображения

1

26

Перевёрнутые изображения

1

27

Парные изображения

1

28

Разрезанные изображения

1

29

Геометрические фигуры

1

30

Расшифровать фразу

1

31

Перепутанные линии

1

Развитие памяти (14 ч.)

32

Упражнения на развитие зрительной памяти. Разноцветная лесенка

1

33

Упражнения на развитие зрительной памяти. Запомни пары

1

34

Упражнения на развитие зрительной памяти. Опиши картинку

1

35

Упражнения на развитие слуховой памяти. Эстафета слов

1

36

Упражнения на развитие слуховой памяти. Что какого цвета?

1

37

Упражнения на развитие слуховой памяти. Выбор

1

38

Упражнения на развитие зрительной памяти. Запомни по порядку

1

39

Упражнения на развитие зрительной памяти. Числовые ряды

1

40

Упражнения на развитие зрительной памяти. Слово с номером

1

41

Упражнения на развитие двигательной памяти. Повторяй за мной

1

42

Упражнения на развитие двигательной памяти. Запрещенное движение

1

43

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Группировка слов

1

44

Упражнения на развитие словесно-логической памяти. Свяжи пару

1

45

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

 Рисуем схему

1

Развитие мышления (14 ч)

46

Логические задачи

1

47

Логические задачи

1

48

Логические задачи

1

49

Словоразбиватели

1

50

Словоразбиватели

1

51

Ребусы

1

52

Ребусы

1

53

Ребусы

1

54

Анаграммы

1

55

Анаграммы

1

56

Анаграммы

1

57

Спичечные головоломки

1

58

Спичечные головоломки

1

59

Спичечные головоломки

1

Формирование коммуникативных навыков (7ч )

60

Упражнение «Через стекло»

1

61

Упражнение «Что в сундучке?»

1

62

Упражнение «Интервью»

1

63

Упражнение «Позвони другу»

1

64

Упражнение «Пойми меня»

1

65

Упражнение «Угадай, кто я?»

1

66

Упражнение «Продолжи сказку». 

1

Диагностика уровня развития на конец учебного года (2 ч)

67

Диагностика уровня развития познавательных процессов

1

68

Диагностика уровня развития познавательных процессов

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:  1....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» 10-11 классы

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразов...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития

Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по развитию коммуникативных компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития и направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным...