Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству
классный час

Устинова Елена Владимировна

Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое. Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству

Классный руководитель: Устинова Елена Владимировна

Пояснительная записка

       Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое. Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" - похищаю,"mania" - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте оно практически не встречается. В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать - это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе - постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

  В связи с этим необходимо решать вопросы профилактики воровства в детском возрасте.

  К сожалению, особенную тревогу у родителей, воспитателей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок - повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу?

Проблема делинквентного поведения - это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

     Цель индивидуальной коррекционной программы: определить факторы и причины детского воровства, особенности проявления у дошкольников, направления коррекционной работы с детьми, склонными к воровству, рекомендации для родителей.

      Воровство можно рассматривать в трех аспектах:

         - социальном (воровство — это правонарушение);

         - медико-биологическом (данный аспект каса­ется такого заболевания, как клептомания);

        - психологическом (первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка).

       Выделяют 6 категорий, объединяющих воровство:

       - способ восстановления утраченных взаимоотношений «мать—ребенок»;

      - акт агрессии;

      - защита от страха;

       - способ получить наказание;

       - способ восстановления или повышения самооценки;

      - реакция на семейную тайну.

                      Выделяют два вида воровства:

                      преднамеренное;

                     бесцельное (клептомания).

Особенности проявления воровства у дошкольников.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

1. Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.

2. Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

3. Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

4. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

5. Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Причины и факторы возникновения воровства.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

Желание владеть, чем-либо (чаще всего игрушкой).

Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.

Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Желание отомстить кому-либо.

Наиболее частые причины детского воровства:

1. Одна из причин – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям).

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Методы и формы работы с родителями ребенка склонного к воровству.

    Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

Формы работы:

        - родительские собрания;

        - лекции

          - индивидуальные и групповые консультации «Детское воровство»

Методы работы:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- опрос;

- беседа;

- рефлексия;

- убеждение;

- метод дилемм (обсуждение ситуаций);

- дискуссия.

      Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов:

      Этап 1– диагностический - установление причин воровства конкретного ребенка.

   На этом этапе проводится комплексная диагностика ребёнка. Обследование проводится на материале следующих методик:

  Беседа с педагогами и родителями.

  Наблюдение за ребёнком в группе.

     Этап 2:

    Подбор эффективных индивидуальных методик коррекции воровства, в зависимости от причин возникновения.

Анализ литературы по проблеме, составление индивидуальной программы коррекции.

Сказкотерапия – позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказки: «Петух и жерновки», «Аленький цветочек», «Мишуткин мячик», «Калейдоскоп».

Цикл занятий, основанных на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о воровстве.

Список мультфильмов: «Следствие ведут колобки», «Дело №…», «Воровать нехорошо!», «Карманник», «Фунтик и огурцы».

Психокоррекционные мероприятия, направленные на профилактику детского воровства.

Занятие 1. Полет и падение

Упражнение «Что такое полет?».

Упражнение «Что такое падение?».

Упражнение «Рисунок».

Упражнение «Что такое воровство?».

Занятие 2. Хорошие и плохие поступки

Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих».

Упражнение «Плохой поступок».

Упражнение «Хороший поступок».

Занятие 3. Правда и ложь

Упражнение «Правда – свобода, ложь – это рабство».

Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?».

Упражнение «Вор - тяжело больной человек».

Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?».

Занятие 4. Добрые дела

Воровство – злое дело.

Упражнение «Что такое добрые дела?».

Беседа «Совершение воровства - это доброе дело или злое?».

Упражнение «Воры-микробы». 4. Игра «Укради!».

Пословицы и поговорки о воровстве.

Этап 3: (рефлексивный) Оценка эффективности проведённой работы:

Самооценка ребёнка, отзывы родителей, самоанализ педагога.

На данном этапе не требуется специально подобранных методик и упражнений, ребёнок привлекается в обычные виды совместной деятельности со сверстниками: игры, продуктивная, трудовая, исследовательская и другие виды деятельности. Ему создаётся ситуация успеха.

Список литературы

Кравцова М. «Если ребёнок берёт чужие вещи» М.: Эксмо, 2002

Кукк В. Воровство: поведенческая зависимость 2006.

Нелидов А. Л., Щелина Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция ребенка с синдромом раннего воровства // Начальная школа. 2002, № 9.

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

Попова Т. А. Клептомания или почему ребенок ворует, 2006.

Ушакова Е. «Детское воровство – это не врождённое качество, а следствие воспитания» Журнал «Директор школы», №10, 2008.

Шипицына Л. М. Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. – с.113.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. -М.: Академический проект; Три к ста, 2005. - 336с. – (Психологические технологии).

 

     0



Предварительный просмотр:

.

Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству

Классный руководитель: Устинова Елена Владимировна

Пояснительная записка

       Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое. Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" - похищаю,"mania" - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте оно практически не встречается. В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать - это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе - постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

  В связи с этим необходимо решать вопросы профилактики воровства в детском возрасте.

  К сожалению, особенную тревогу у родителей, воспитателей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок - повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу?

Проблема делинквентного поведения - это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

     Цель индивидуальной коррекционной программы: определить факторы и причины детского воровства, особенности проявления у дошкольников, направления коррекционной работы с детьми, склонными к воровству, рекомендации для родителей.

      Воровство можно рассматривать в трех аспектах:

         - социальном (воровство — это правонарушение);

         - медико-биологическом (данный аспект каса­ется такого заболевания, как клептомания);

        - психологическом (первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка).

       Выделяют 6 категорий, объединяющих воровство:

       - способ восстановления утраченных взаимоотношений «мать—ребенок»;

      - акт агрессии;

      - защита от страха;

       - способ получить наказание;

       - способ восстановления или повышения самооценки;

      - реакция на семейную тайну.

                      Выделяют два вида воровства:

                      преднамеренное;

                     бесцельное (клептомания).

Особенности проявления воровства у дошкольников.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

1. Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.

2. Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

3. Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

4. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

5. Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Причины и факторы возникновения воровства.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

Желание владеть, чем-либо (чаще всего игрушкой).

Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.

Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Желание отомстить кому-либо.

Наиболее частые причины детского воровства:

1. Одна из причин – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям).

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Методы и формы работы с родителями ребенка склонного к воровству.

    Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

Формы работы:

        - родительские собрания;

        - лекции

          - индивидуальные и групповые консультации «Детское воровство»

Методы работы:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- опрос;

- беседа;

- рефлексия;

- убеждение;

- метод дилемм (обсуждение ситуаций);

- дискуссия.

      Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов:

      Этап 1– диагностический - установление причин воровства конкретного ребенка.

   На этом этапе проводится комплексная диагностика ребёнка. Обследование проводится на материале следующих методик:

  Беседа с педагогами и родителями.

  Наблюдение за ребёнком в группе.

     Этап 2:

    Подбор эффективных индивидуальных методик коррекции воровства, в зависимости от причин возникновения.

Анализ литературы по проблеме, составление индивидуальной программы коррекции.

Сказкотерапия – позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказки: «Петух и жерновки», «Аленький цветочек», «Мишуткин мячик», «Калейдоскоп».

Цикл занятий, основанных на просмотре и анализе мультипликационных фильмов о воровстве.

Список мультфильмов: «Следствие ведут колобки», «Дело №…», «Воровать нехорошо!», «Карманник», «Фунтик и огурцы».

Психокоррекционные мероприятия, направленные на профилактику детского воровства.

Занятие 1. Полет и падение

Упражнение «Что такое полет?».

Упражнение «Что такое падение?».

Упражнение «Рисунок».

Упражнение «Что такое воровство?».

Занятие 2. Хорошие и плохие поступки

Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих».

Упражнение «Плохой поступок».

Упражнение «Хороший поступок».

Занятие 3. Правда и ложь

Упражнение «Правда – свобода, ложь – это рабство».

Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?».

Упражнение «Вор - тяжело больной человек».

Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?».

Занятие 4. Добрые дела

Воровство – злое дело.

Упражнение «Что такое добрые дела?».

Беседа «Совершение воровства - это доброе дело или злое?».

Упражнение «Воры-микробы». 4. Игра «Укради!».

Пословицы и поговорки о воровстве.

Этап 3: (рефлексивный) Оценка эффективности проведённой работы:

Самооценка ребёнка, отзывы родителей, самоанализ педагога.

На данном этапе не требуется специально подобранных методик и упражнений, ребёнок привлекается в обычные виды совместной деятельности со сверстниками: игры, продуктивная, трудовая, исследовательская и другие виды деятельности. Ему создаётся ситуация успеха.

Список литературы

Кравцова М. «Если ребёнок берёт чужие вещи» М.: Эксмо, 2002

Кукк В. Воровство: поведенческая зависимость 2006.

Нелидов А. Л., Щелина Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция ребенка с синдромом раннего воровства // Начальная школа. 2002, № 9.

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

Попова Т. А. Клептомания или почему ребенок ворует, 2006.

Ушакова Е. «Детское воровство – это не врождённое качество, а следствие воспитания» Журнал «Директор школы», №10, 2008.

Шипицына Л. М. Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. – с.113.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. -М.: Академический проект; Три к ста, 2005. - 336с. – (Психологические технологии).

 

     0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На пороге взрослой жизни" Программа для работы с детьми 9-11 классов.

Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стр...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми «группы риска».

Если ребенок излишне скромен, застенчив или неуверен в себе, а может наоборот, сильно активен, подвижен, то значит на него необходимо обратить особое внимание и уже в младшем школьном возрасте вести с...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Проблема индивидуального подхода является актуальной как для общеобразовательной, так и коррекционной школы....

Программа коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья

Учащиеся  с ОВЗ, большинство из которых имеют особые образовательные потребности, испытывают значительные затруднения в достижении результатов, закрепленных федеральным стандартом.  Поэтому ...

Программа воспитательной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в общежитии на 2022 - 2025 учебные годы.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности дет...