ПРОГРАММА факультативных занятий «Мир эмоций» специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской
рабочая программа
Актуальность проблемы
В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с интеллектуальными нарушениями.
В этих целях необходимо формирование личности с развитыми адаптивными возможностями, социально-эмоциональной сферой, позволяющими успешно осуществлять процесс интеграции в окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_emotsiy.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Шкуринской
ПРОГРАММА
факультативных занятий
«Мир эмоций»
специальной (коррекционной) школы-интерната
ст-цы Шкуринской
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5 класс (10-12 лет)
Автор программы: учитель Пелипенко Е.Н.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Паспорт программы.
- Пояснительная записка.
- Содержание программы.
- Содержание материала программы.
- Таблица тематического распределения количества часов.
- Эффективность программы.
- Предполагаемый результат реализации программы.
- Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1.Паспорт программы
Наименование программы | Программа факультативных занятий «Мир эмоций», специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской |
Разработчик программы (Ф.И.О., должность) | Пелипенко Елена Николаевна, учитель |
Учреждение, район | ГКОУ КК школа-интернат, станица Шкуринская Кущевского района Краснодарского края |
Цель программы | развитие адаптивных навыков поведения, формирование у учащихся навыков саморегуляции, самоконтроля,развитие познавательных интересов учащихся, эмпатии, сопереживания другим людям, умения правильно выражать свои эмоции и чувства с ориентацией на конструктивные модели поведения. |
Задачи программы | -совершенствовать умения распознавать эмоции и чувства других людей; -знакомить со способами регулирования своего эмоционального состояния; -развивать коммуникативные способности; -воспитывать интерес к самому себе, формировать навыки рефлексии; -развивать толерантность, эмпатию. |
Адресная группа | Учащиеся 5 класса |
Срок реализации | В течение учебного года |
Исполнители | учитель |
Ожидаемые результаты | - снижение негативных эмоций у учащихся; -уменьшение числа стрессовых и конфликтных ситуаций, тормозящих процесс адаптации; - пополнение запаса положительных эмоций, формирование объективной самооценки; -овладение способами регуляции эмоциональных состояний; -повышения навыков личностного общения с окружающими людьми, способов взаимопонимания. |
Сведения о практической апробации программы | программа апробирована на базе ГКОУ КК школы-интернатаст-цы Шкуринской |
Срок апробации | 1 год |
2.Пояснительная записка
Актуальность проблемы
В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с интеллектуальными нарушениями.
В этих целях необходимо формирование личности с развитыми адаптивными возможностями, социально-эмоциональной сферой, позволяющими успешно осуществлять процесс интеграции в окружающий мир.
Для детей с интеллектуальными нарушениями это сложный и длительный процесс, требующий специального коррекционного воздействия, так как развитие эмоционально-волевой сферы имеет ряд особенностей:
-эмоции незрелые, недостаточно дифференцированные;
-нет оттенков переживаний, они примитивны, полюсные;
-эмоции часто неадекватны, не пропорциональны воздействиям внешнего мира;
-болезненные проявления эмоции (дисфории);
-неустойчивость аффективного фона, изменчивость настроения;
-с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические;
-характерны недостатки инициативы, неумение руководить своими действиями;
-несамостоятельность, безудержность, непреодолимость отдельных желаний;
-внушаемость, ведомость, слабая критичность;
-немотивированное упрямство, слабость социальных мотивов.
Данные проявления эмоционально-волевой сферы значительно затрудняют социализацию детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому коррекционное воздействие должно быть направлено на гармонизацию внутреннего мира ребенка, развития аффективной сферы, что предполагает:
-развитие коммуникативно-адаптивных способностей;
-развитие эмпатийных качеств, способности к рефлексии;
-развитие толерантных, креативных способностей.
3.Содержание программы.
Программа предназначена для проведения развивающих занятий для учащихся 5 класса в системе работы по социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы.
Цель программы:развитие адаптивных навыков поведения, формирование у учащихся навыков саморегуляции, самоконтроля,развитие познавательных интересов учащихся , чувство понимание, сопереживания другим людям, умения правильно выражать свои эмоции и чувства с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Задачи:
-совершенствовать умения распознавать эмоции и чувства;
-знакомить со способами регулирования своего эмоционального состояния;
-развивать коммуникативные способности;
-воспитывать интерес к самому себе, формировать навыки рефлексии;
-развивать толерантность, эмпатию.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Программа не предусматривает деление на разделы. Оценивание учащихся не осуществляется. Продолжительность занятий 40 минут.
Основные методы, используемые педагогом во время занятий:
- словесные: объяснения, рассказ, беседа;
-наглядные: наблюдения, иллюстрация, демонстрация (использование ИКТ);
-практические: упражнения, игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, артерапии.
Методические приёмы :
- игры (сюжетно – ролевые, деловые, развивающие);
- обращение к личному опыту учащихся, обсуждение ситуаций;
- рефлексия результатов занятия;
- чтение художественных произведений, сочинение историй:
- свободное, тематическое рисование;
- импровизация;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- упражнения подражательно-исполнительного характера.
На занятиях учащимся важно ощущать полную безопасность и доверие к педагогу, поэтому необходимо организовать доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. Педагог является образцом поведения, который он демонстрирует ученикам.
Структура занятия традиционная, предоставленна следующим образом:
- Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой
- Основная часть. Сообщение темы, информации, анализ информации. Использование различных методов и приёмов в соответствии с темой.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
4.Содержание материала программы:
Вводное занятие. Мир эмоций. Эмоции и чувства. Чувства бывают разные.
Моё настроение. Настроение и активность. Как поднять настроение. Радуга настроения. Как мы получаем информацию о человеке. Язык жестов и движений. Понимание причин поведения других людей. Чувства «полезные» и «вредные». Радость и удовольствие. Поделись своей радостью. Грусть, печаль, страдание. Одолеем все печали . Презрение и отвращение. Гнев, злость, агрессия. Как справиться со злостью. Способы выражения гнева. Вина, стыд. Стыд - хорошо или плохо? Добро и зло (совесть) . Тревога. Побеждаем все тревоги . Удивление. Раздражение. Скука. Зависть. Интерес. Сосредоточение. Внимание. Страх. Стыдно ли бояться? Как справиться со страхами?
Застенчивость . Ложь. Обман. Ложь не красит человека. Признаки обмана .
Капризы . Доброта. Терпение . Любовь. Уважение . Дружба. Поддержка.
Сочувствие. Эмпатия. Жалость. Обида. Как простить обиду? Как реагировать на прозвища и дразнилки? Ссоры и конфликты. Как научиться жить без драки.
Мои мысли и желания. Мои фантазии. Управляем своими эмоциями .
Учимся договариваться. Итоговое занятие. «Счастливый человек-…».
5.Таблица тематического распределения количества часов
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Мир эмоций | 1 |
2. | Эмоции и чувства. Чувства бывают разные | 1 |
3. | Моё настроение. Настроение и активность. Как поднять настроение. Радуга настроения. | 1 |
4. | Как мы получаем информацию о человеке. Язык жестов и движений. | 2 |
5. | Понимание причин поведения других людей. | 1 |
6. | Чувства «полезные» и «вредные» | 1 |
7. | Радость и удовольствие. Поделись своей радостью. | 1 |
8. | Грусть, печаль, страдание. Одолеем все печали | 1 |
9. | Презрение и отвращение | 1 |
10. | Гнев, злость, агрессия. Как справиться со злостью. Способы выражения гнева. | 1 |
11. | Вина, стыд. Стыд - хорошо или плохо? | 1 |
12. | Добро и зло (совесть) | 1 |
13. | Тревога. Побеждаем все тревоги. | 1 |
14. | Удивление. Раздражение. | 1 |
15. | Скука. Зависть. | 1 |
16. | Интерес. Сосредоточение. Внимание. | 1 |
17. | Страх. Стыдно ли бояться? Как справиться со страхами? | 1 |
18. | Застенчивость. | 1 |
19. | Ложь. Обман. Ложь не красит человека. Признаки обмана. | 2 |
20. | Капризы. | 1 |
21. | Доброта. Терпение | 1 |
22. | Любовь. Уважение. | 1 |
23. | Дружба. Поддержка | 1 |
24. | Сочувствие. Эмпатия. Жалость. | 1 |
25. | Обида. Как простить обиду? Как реагировать на прозвища и дразнилки? | 1 |
26. | Ссоры и конфликты. Как научиться жить без драки. | 2 |
27. | Мои мысли и желания. Мои фантазии. | 2 |
28. | Управляем своими эмоциями | 1 |
29. | Учимся договариваться | 1 |
30. | Итоговое занятие. «Счастливый человек-…» | 1 |
6.Эффективность программы:
-снижение негативных эмоций у учащихся;
-уменьшение числа стрессовых и конфликтных ситуаций, тормозящих процесс адаптации;
- пополнение запаса положительных эмоций, формирование объективной самооценки;
-овладение способами регуляции эмоциональных состояний;
-повышения навыков личностного общения с окружающими людьми, способов взаимопонимания.
7.Предполагаемый результат реализации программы
Учащиеся должны уметь:
- правильно выражать свои эмоции и чувства;
- владеть навыками личностного общения с окружающими людьми, способами взаимопонимания;
- владеть способами регуляций эмоциональных состояний;
- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.
8.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- В школу с радостью. Г.В. Гатальская, А.В. Крыленко. Минск. Изд. «Амалфея» 1998 г.
- Практическая психология для учителя. Москва. Изд. «Просвещение» 2004 г.
- Методическое пособие для учителя коррекционной школы «Мир эмоций». Москва. Изд. «Просвещение» 2007 г.
- Практическая психология.Москва. Изд. «Дрофа» 2003 г
- Тропинка к своему Я. О.В. Хухлаева. Москва. Генезис.2008г
- Классный час с психологом. Н.Н.Амбросьева. Москва. Глобус. 2008г
- Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Санкт-Петербург, 2008г
- Методический журнал «Школьный психолог»(2014г, 2015г, 2016г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...
Факультативное занятие «Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает»
Девизом этого занятия будет пословица «Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает»...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...
Проект занятия учебной практики (производственного обучения) для обучающихся на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»
Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» разработана для обучающихся образовательных уч...
внеклассное занятие по географии для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида "Вокруг света за 45 минут"
внеклассное занятие по географии материков и океанов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...
Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»
Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо...