20.03.2020г. гр.961 тема: "Параллелепипед и его свойства. Площадь поверхности и объем призмы"
материал

Мунина Александра Анатольевна

Цель: ввести понятие параллелепипеда и его видов; рассмотреть площадь поверхности и объем призмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.03.2020g._gr.961_parallelepiped_i_ego_svoystva.docx480.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Параллелепипед и его свойства. Площадь поверхности и объем призмы»

Цель: ввести понятие параллелепипеда и его видов; рассмотреть площадь поверхности и объем призмы.

Актуализация знаний

  1. Ответьте письменно на следующие вопросы:

1) Поверхность, имеющая два измерения?

2) Параллелограмм, у которого все углы прямые?

3) Отрезок, соединяющий любые две не соседние вершины многоугольника?

4) Угол, градусная мера которого 90°?

5) Утверждение, не требующее доказательства?

6) Линия не имеющая ни начала, ни конца?

7) Фигура, образованная прямой а и двумя полуплоскостями с общей границей а, не лежащими в одной плоскости?

8) Отрезок, соединяющий точку А с точкой, лежащей в плоскости α, отличный от перпендикуляра?

9) Предложение, выражающее свойство геометрической фигуры, требующее доказательства?

10) Отрезок, соединяющий любые две не соседние вершины многоугольника?

Лекционный материал

  1. Что такое параллелепипед?

 Параллелепипед – многоугольник, образованный пересечением трех пар параллельных плоскостей.параллелепипед

Если слишком сложно, просто посмотри на картинку.

Какую фигуру из планиметрии (геометрии с «плоскими» фигурами) напоминает параллелепипед?

параллелограмм

Немного похоже на параллелограмм, правда? Только «потолще» и слово подлиннее.

  1. Основные понятия (*можно нарисовать один большой параллелепипед и на нем отметить все понятия).

Грани Ребра Диагонали параллелепипеда

Диагонали граней параллелепипеда Высота и основание параллелепипеда Высота и основание параллелепипеда 2

Высота – перпендикуляр, опущенный из любой вершины параллелепипеда на противоположную грань.

  1. Свойства параллелепипеда.
  • Все грани параллелепипеда – параллелограммы.
  • Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны.

Противоположные грани параллелепипеда

Внимание: передняя и задняя грани параллелепипеда равны, верхняя и нижняя – тоже равны, но не равны (не обязаны быть равны) передняя и верхняя грани – потому что они не противоположные, а смежные.

  • Боковые ребра параллелепипеда равны:

Противоположные грани параллелепипеда Боковые ребра параллелепипеда Боковые ребра параллелепипеда 2

  • Диагонали параллелепипеда пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

Точка пересечения диагоналей называется центром параллелепипеда.Диагонали параллелепипеда пересекаются

  1. Прямой параллелепипед.

Прямым называется параллелепипед, у которого боковые ребра перпендикулярны основанию.

Вот так:

У прямого параллелепипеда в основании – параллелограмм, а боковые грани - прямоугольники.Прямой параллелепипед

  1. Прямоугольный параллелепипед.

Прямоугольным называется параллелепипед, у которого в основании прямоугольник, а боковые ребра перпендикулярны основанию.

Это такая обувная коробка:

У прямоугольного параллелепипеда все грани – прямоугольники.Прямоугольный параллелепипед

  1. Формула диагонали параллелепипеда.

Теперь выведем одну интересную формулу для диагонали прямоугольного параллелепипеда.

Диагональ прямоугольного параллелепипеда равна сумме квадратов его измерений.Диагональ прямоугольного параллелепипеда


Видишь, как красиво? На теорему Пифагора похоже, правда? И формула эта как раз и получается из теоремы Пифагора.

Смотри:

Параллелепипед. Диагональ. Формула

  1. Площадь поверхности и объем параллелепипеда.

Для того, чтобы найти площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда, необходимо вычислить по отдельности площадь каждой боковой грани, а затем просуммировать получившиеся значения.

S=ab;

S=bc;  

a,b,c – стороны фигуры.

S=2(ab+bc)

Соответственно, чтобы вычислить площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда необходимо сложить площадь боковой поверхности и две площади основания. В итоге получится формула площади прямоугольного параллелепипеда.

S=2(bc+ab)+2ac=2(ab+ac+bc)

Объем параллелепипеда равен произведению трех измерений (длина, ширина, высота)

  1. Площадь поверхности и объем призмы.

Площадью боковой поверхности призмы называется сумма площадей всех боковых граней призмы.

Площадь боковой поверхности прямой призмы Sбок.=Pосн.H,

где H — высота призмы.

 

Площадь полной поверхности призмы — сумма площадей всех граней призмы.

Она состоит из площади боковой поверхности и площади оснований

Sполн.=Sбок.+2Sосн.

   

Объём прямой призмы находится по формуле:

V=Sосн.H.

  1. Решение задач:
  1. Даны два прямоугольных параллелепипеда: ребра одного равны a, b и b, а ребра другого равны a, a и b. На сколько площадь полной поверхности первого параллелепипеда больше, чем площадь поверхности второго параллелепипеда, если a=1000,b=1001. https://shkolkovo.net/media/upload/task_images/1349/A_8_10_4.png

Решение:
Площадь полной поверхности первого параллелепипеда S1=2(ab+b2+ab)

Площадь полной поверхности второго параллелепипеда S2=2(ab+ab+a2)

Следовательно, S1−S2=2(b2−a2)=2(b−a)(b+a)=2(1001−1000)(1001+1000)=4002.

Ответ: 4002
2) Дан прямоугольный параллелепипед с ребрами 2, 3 и 6. Найдите его диагональ.

Решение:
Пусть AB=2, AD=3, AA1=6.
По теореме Пифагора из прямоугольного треугольника ABD (A=90) имеем: BD2=AB2+AD2.   https://shkolkovo.net/media/upload/task_images/1349/A_8_10_1.png

Из прямоугольного треугольника BB1D (B=90) по теореме Пифагора B1D2=BD2+BB12.   Подставляя BD2 из первого равенства во второе, получим: B1D2=AB2+AD2+BB12=22+32+62=4+9+36=49B1D=7.

Ответ: 7
3) Даны два прямоугольных параллелепипеда: ребра одного равны 185, 185 и 37; а ребра другого равны 185,37 и 37. Во сколько раз объем первого параллелепипеда больше объема второго параллелепипеда?
Решение:
Отношение их объемов равно: https://shkolkovo.net/media/upload/task_images/1349/A_8_10_3.png

Ответ: 5.

Требования к отчетности:

  1. Отвечаем на вопросы письменно в рабочей тетради.
  2. Конспектируем лекционный материал (только кажется, что много).
  3. Рассматриваем пункт 9) Решение задач. Задачи конспектируем.
  4. Присылаем фотоотчет на почту: vismyt89@mail.ru или в ВКонтакте.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

21.03.2020г. гр.911 "Площадь поверхности и объем пирамиды"

Цель: ознакомление обучающихся с формулами для вычисления площадей полной поверхности и боковой поверхности пирамиды, объема...

Пирамида. Площадь поверхности и объем пирамиды

Цель: познакомить обучающихся с геометрической фигурой - пирамида, изучение элементов пирамиды (основание, вершина, боковые ребра, высота, тетраэдр), площадь поверхности и объем....

27.03.2020г. гр.911 Конус, его элементы. Площадь поверхности и объем конуса

Цель: рассмотреть понятия конуса, его элементов, площадь поверхности и объем....

Косинус, его элементы. Площадь поверхности и объем конуса

Цель: рассмотреть понятия конуса, его элементов, площадь поверхности и объем....

Сфера и шар, их элементы. Объем шара и его элементов. Площадь поверхности шара.

Цель: ввести понятие сферы, шара и их элементов; рассмотреть объем шара и его элементов, площадь поверхности; вывести уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат....

Разработка урока «Решение задач на вычисление площади поверхности призмы"

Данный урок является уроком комплексного применения знаний на практике. Материал может быть использован при изучении темы"Площадь поверхности призмы", а также при подготовке к ЕГЭ. Разработк...

Кейс по геометрии "Призма". Задача- систематизировать знания по теме «Призма». - Сформировать навыки вычисления площадей поверхности призмы.

Обобщающий урок по геометрии на тему "Призма" . Предлагается кейс на нахождение площади поверхности призмы ( боковой поверхности, полной поверхности).Студенческая группа разбивается на групп...