Рабочая программа ПМ 03 специальность Водоснабжение и водоотведение
рабочая программа

Гребенников Алексей Викторович

Представлена рабочая программа по специальности ВВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 03. Выполнение работ по очистке природных и сточных вод  и контролю качественных показателей

основной профессиональной образовательной программы -

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности  

08.02.04 Водоснабжение и водоотведение

Курск 2015 г.

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией _ВВ_

Протокол №__

« ___ »___________ 2015  г.    

Председатель ЦК ________С.Е. Назаренко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по  учебно-методической  работе  

 ____________        _О.Б. Грунева

 «___»_____________ 2015  г.

     

       

Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение работ по очистке и контролю качества природных и состава сточных вод» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по  специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства приказом Министерства образования и науки от 28.08.2014г. №851

Разработчик:  А.В.Гребенников - преподаватель ОБПОУ «КМТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

28

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

31


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства в части освоения основного вида деятельности: Выполнение работ по очистке природных и сточных вод  и контролю качественных показателей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Разрабатывать технологический процесс очистки природных и сточных вод.

ПК 3.2. Выполнять химические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

ПК 3.3. Выполнять микробиологические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников  при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

 С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующим профессиональным компетенциям обучающийся в ходе освоения должен:

иметь практический опыт:

- применения методов и способов контроля процессов очистки и качества природных и сточных вод;

уметь:

- выполнять химические и микробиологические анализы по контролю технологических процессов и качества очистки природных и сточных вод;

- выполнять контроль за соблюдением экологических стандартов и нормативов по охране окружающей среды;

знать:

- гигиенические требования к качеству питьевой воды и санитарные нормы к очищенным сточным водам и водам водоёмов различного назначения;

- методы и параметры контроля природных и сточных вод.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 510 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 438 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 292 часа;

в том числе вариативная часть 112 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 146 часов;

учебной и производственной практики – 72 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Разрабатывать технологический процесс очистки природных и сточных вод

ПК 3.2.

Выполнять химические анализы по контролю качества природных и сточных вод

ПК 3.3.

Выполнять микробиологические анализы по контролю качества природных и сточных

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1-3.3

Раздел 1. МДК 03.01 Выполнение работ по очистке и контролю качества природных и состава сточных вод

378

252

112

-

126

-

-

-

Раздел 2. МДК 03.02 Технологический контроль процесса очистки сточных вод

60

40

10

-

20

-

-

-

УП 03.01 Лабораторное исследование качества воды и сточных вод

72

-

-

-

-

72

-

Всего:

510

292

122

-

146

-

72

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

1

2

3

ПМ 03. Выполнение работ по очистке и контролю качества природных и состава сточных вод

510

Раздел 1. МДК 03.01. Очистка и контроль качества природных и  сточных вод

378

Тема 1.1 Аналитическая химия

Содержание учебного материала

198

1

Закон действующих масс

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

2

Закон эквивалентов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

3

Основные типы реакций  в химическом анализе

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

4

Основные типы  процессов в химическом анализе

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

5

Количественные характеристики разделения

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

6

Количественные характеристики  концентрирования

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

7

Метрологические основы химического анализа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

8

Обработка результатов химического анализа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

9

Качественный анализ.

Анализ катионов и анионов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

10

Анализ катионов I-IV групп

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

11

Практическое занятие №1

Обнаружение и идентификация катионов первой аналитической группы.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

12

Практическое занятие № 2

Обнаружение и идентификация катионов второй аналитической группы.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

13

Практическое занятие №3

Обнаружение и идентификация катионов третьей аналитической группы.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

14

Практическое занятие №4

Обнаружение и идентификация катионов четвертой аналитической группы.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

15

Анализ катионов V-VI групп

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

16

Практическое занятие №5

Обнаружение и идентификация катионов пятой и шестой аналитических групп.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

17

Анализ анионов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

18

Практическое занятие №6

Обнаружение и идентификация  анионов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

19

Анализ солей.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

20

Практическое занятие №7

Анализ солей

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

21

Количественный анализ 

Гравиметрический анализ.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

22

Практическое занятие №8

Определение содержания кристаллизационной воды в сульфате меди

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

23

Практическое занятие №9

Определение содержания кристаллизационной воды в хлориде бария

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

24

Теоретические основы титриметрического анализа.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

25

Практическое занятие №10

Приготовление растворов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

26

Практическое занятие №11

Приготовление стандартных растворов кислот и щелочей

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

27

Кислотно-основное титрование.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

28

Практическое занятие №12

Кислотно-основное титрование

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

29

Практическое занятие №13

Определение химических показателей воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

30

Окислительно-восстановительное титрование

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

31

Практическое занятие №14

Приготовление стандартных растворов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

32

Практическое занятие №15

Перманганатометрия

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

33

Практическое занятие №16

Иодометрия

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

34

Комплексонометрическое (хелатометрическое) титрование.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

35

Практическое занятие №17

Комплексометрическое титрование

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

36

Практическое занятие №18

Определение общей жесткости воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

37

Оптические методы анализа

Фотометрический метод анализа.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

38

Практическое занятие №19

Устройство и методика измерения на КФК-2

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

39

Практическое занятие №20

Фотометрический анализ окрашенных растворов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

40

Нефелометрический  метод анализа.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

41

Турбидиметрический метод анализа.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

42

Практическое занятие №21

Нефелометрический и турбодиметрический  анализ

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

43

Атомно-эмиссионный спектральный анализ.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

44

Практическое занятие №22

Определение содержания калия в растворе с помощью пламенного фотометра ПФМ

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

45

Атомно-абсорбционный анализ.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

46

Практическое занятие №23

Анализ по молекулярным спектрам

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

47

Атомно-абсорбционный анализ.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

48

Практическое занятие №24

Расшифровка ИК, УФ, КР - спектров

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

49

Электрохимические методы анализа

Кондуктометрический метод анализа.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

50

Потенциометричесхий метод анализа.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

51

Практическое занятие №25

Потенциометрическое титрование

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

52

Электрогравиметрический метод анализа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

53

Практическое занятие №26

Амперометрическое титрование

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

54

Кулонометрический метод анализа.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

55

Полярографический метод анализа.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

56

Хроматографические методы анализа.

Теоретические основы хроматографии

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

57

Практическое занятие №27

Техника проведения хроматографического анализа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

58

Способы получения хроматограмм. Хроматографические параметры.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

59

Теория хроматоргафического разделения.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

60

Техника проведения хроматографического анализа жидкостей

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

61

Практическое занятие №28

Определение катионов на хроматографической колонке

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

62

Распределительная газожидкостная хроматография

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

63

Практическое занятие №29

Определение смеси катионов методом бумажной хроматографии

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

64

Гель хроматография

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

65

Осадочная хроматография

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

66

Практическое занятие №30

Количественные определения  смеси ионов на катионите.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Тема 1.2. Химия воды и микробиология

1.

Теоретические основы химии воды.

Вода в природе.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

2.

Растворы. Свойства растворов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

3.

Дисперсные системы. Свойства и структура коллоидных систем.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

4.

Практическое занятие №1

Коагуляция коллоидных растворов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

5.

Основы микробиологии

Общие представления о микроорганизмах

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

6.

Практическое занятие №2

Строение клеток микроорганизмов. Выполнение микробиологических анализов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

7.

Морфологическая характеристика отдельных групп микроорганизмов.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

8.

Физиология микроорганизмов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

9.

Роль микроорганизмов в круговороте веществ.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

10.

Состав природных и сточных вод.  

Качество воды различного происхождения.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

11.

Практическое занятие №3

Определение физических показателей качества природной воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

12.

Классификация примесей воды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели качества природных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

13.

Практическое занятие №4

Определение главных ионов природной воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

14.

Практическое занятие №5

Определение кислотности и щелочности

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

15.

Санитарные нормы, предъявляемые к очищенной сточной воде. Состав и показатели  качества сточных вод

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

16.

Практическое занятие №6

Определение общей и карбонатной жесткости воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

17.

Практическое занятие №7 по теме:

Определение перманганатной окисляемости

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

18.

Практическое занятие №8

Определение общего железа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

19.

Практическое занятие №9

Контроль за соблюдением экологических стандартов. Оценка качества природной воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

20.

Токсичные примеси сточных вод.  Методы и параметры контроля природных и сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

21.

Практическое занятие №10

Определение состава сточных вод

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

22.

Практическое занятие №11

Определение взвешенных и оседающих веществ в сточной воде

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

23.

Практическое занятие №12

Определение массовой концентрации тяжелых металлов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

24.

Практическое занятие №13

Контроль за соблюдением нормативов по охране окружающей среды. Оценка качества сточной воды.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

25.

Воздействие воды на материалы.

Коррозия металла в водной среде. Разрушение бетона и железобетона.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

26.

Образование отложений и биологических обрастаний в трубопроводах и сооружениях.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

27.

Теоретические основы процессов очистки природных и сточных вод.  

Физико-химические процессы.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

28.

Химические процессы.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

29.

Биологические процессы. Процессы обеззараживания воды.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

30.

Процессы самоочищения водоемов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Тема 1.3. Контроль качества воды   

1

Контроль процессов очистки природных вод.

Требования к контролю качества природных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

2

Практическое занятие №1

Определение пригодности воды для питьевых нужд.  Контроль соблюдения эконормативов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

3

Качество природных вод.  

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

4

Лабораторно-производственный контроль качества воды.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

5

Контроль источников водоснабжения

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

6

Организация контроля качества воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

7

Контроль процессов предварительной обработки воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

8

Контроль процесса коагуляции воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

9

Практическое занятие №2

Расчет процесса коагуляции воды. Контроль соблюдения экологических стандартов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

10

Контроль процесса отстаивания и фильтрации воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

11

Контроль процесса обеззараживания воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

12

Практическое занятие №3

Оценка эффективности процесса хлорирования воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

13

Практическое занятие №4

Оценка эффективности процесса умягчения воды.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

14

Практическое занятие №5

Оценка эффективности процесса стабилизации воды

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

15

Практическое занятие №6

Оценка эффективности процессов обработки природной воды.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

16

Контроль процессов очистки сточных вод.

Требования к контрою процессов очистки сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

17

Санитарно-химический анализ сточных и очищенных сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

18

Практическое занятие №7

Определение индекса ила.  Контроль соблюдения экологических стандартов и нормативов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

19

Практическое занятие №8

Определение щелочности сточных вод

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

20

Контроль процессов механической очистки.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

21

Практическое занятие №9

Оценка эффективности работы песколовок

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

22

Контроль процессов биологической очистки.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

23

Практическое занятие №10

Оценка эффективности процессов биологической очистки сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

24

Контроль процессов доочистки сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

25

Практическое занятие №11

Оценка эффективности работы аэротенков

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

26

Контроль процессов обеззараживания сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

27

Практическое занятие №12

Оценка эффективности работы метантенков.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

28

Контроль процессов обработки осадка.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

29

Контроль процессов очистки производственных сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

30

Практическое занятие №13

Оценка качества очистки сточных вод. Контроль соблюдения экологических стандартов

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Учебная  практика (по профилю специальности)

Виды работ:

- выполнение лабораторных анализов состава природных и сточных вод;

- установление показателей качества исследуемых вод;

- определение степени загрязнения водоема;

- ознакомление с очистными сооружениями города;

- оформление лабораторной документации.

72

Раздел 2. МДК 03.02 Технологический контроль процесса очистки сточных вод

 

40

Содержание учебного материала

1.

Общие положения.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

2.

Виды загрязнения сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

3.

Методы очистки сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

4.

Технологический контроль процессов механической очистки сточных вод. Решётки, сита, песколовки.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

5.

Технологический контроль процессов механической очистки сточных вод. Первичные отстойники, гидроциклоны.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

Содержание учебного материала

6.

Практическое занятие №1

Расчёт концентрации песка в сточной воде.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Содержание учебного материала

7.

Технологический контроль работы полей орошения, полей фильтрации, биологических прудов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

8.

Технологический контроль работы аэротенков, окситенков, биофильтров.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

9.

Технологический контроль работы вторичных отстойников, отстойников с преаэраторами, илоуплотнителей.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

Содержание учебного материала

10.

Практическое занятие №2

Определение объёма ила, образовавшегося при биологической очистке сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Содержание учебного материала

11.

Технологический контроль процессов доочистки сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

12.

Технологический контроль процессов обеззараживания сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

Содержание учебного материала

13.

Практическое занятие №3

Определение параметров хлораторной установки.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Содержание учебного материала

14.

Технологический контроль процессов обработки осадков.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

Содержание учебного материала

15.

Практическое занятие №4

Определение максимального выхода биогаза из распавшегося органического вещества осадка.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Содержание учебного материала

16.

Технологический контроль работы сооружений обезвоживания и сушки осадка.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовка к практическому занятию

1

Содержание учебного материала

17.

Практическое занятие №5

Расчёт объёма удаляемого ила в виде фугата.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Содержание учебного материала

18.

Технологический контроль процессов обработки промышленных стоков.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

19.

Технологический контроль методов извлечения вредных веществ из сточных вод.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Содержание учебного материала

20.

Технологический контроль деструктивных методов очистки промышленных отходов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Проработка конспектов занятий

1

Всего

510

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета  «Химии»; лабораторий  «Очистки и контроля качества природных и состава сточных вод», «Информационных технологий в профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Химии»:

- комплект химической посуды;

- химические реактивы;

- химическое оборудование (штативы, весы, печь и т.д.)

- комплект учебно-методической документации;

- технологические карты.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий

1. Очистки и контроля качества природных и состава сточных вод:

- весы: технические и аналитические;

- титриметрическая установка;

- шкафы: вытяжной и сушильный;

- муфельная печь;

- нагревательные приборы (электроплитки, бани);

- иономер, рН-метр;

- фотоэлектроколориметры (КФК-2, КФК-3);

-лабораторные столы и посуда.

2. Информационных технологий в профессиональной деятельности:

- компьютеры, принтер, сканер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Алексеев Л.С. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА-М, 2016.
  2. М.А.Иванова, М.В.Белоглазкина, И.В.Богомолова, Е.В. Федоренко. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. - М.: РИОР, 2017.
  3. Т.И.Ханина, Н.Г.Никитина. Аналитическая химия. - М.: Юрайт, 2016.
  4. Ивчатов Т.А., Малов В.И. Химия воды и микробиология. - М.: ИНФРА-М, 2016.
  5. Карюхина Т.А., Чурбанова И.Н. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА–М, 2012.

Дополнительные источники:

  1. В.И. Тикунова, Н.В. Дробницкая, А.И. Артеменко, Н.Н. Гаркавая. Справочное руководство по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. - М.: Высшая школа, 2009.
  2. Аналитическая химия. Физические и физико-химические методы анализа. /Под ред. О.М. Петрухина. – М: Химия, 2005.
  3. Карюхина Т.А., Чурбанова И.Н. Химия воды и микробиология. – М.: ИНФРА–М, 2005.
  4. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия. - М.: 2006.
  5. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 2008.
  6. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 2001.
  7. Таубе П.Р., Баранова А.Г. Химия воды и микробиология. – М.: Высшая школа, 2003.
  8. Цитович  И.К. Курс аналитической химии. - М.: Лань, 2007.

Интернет ресурсы:

xumuk.ru

chem.msu.su

amilguseynov.narod2.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по очистке и контролю качества природных и состава сточных вод» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

      Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ по очистке и контролю качества природных и состава сточных вод».

       Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Аналитическая химия», «Химия воды и микробиология», Контроль качества воды», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1  Разрабатывать технологический процесс очистки природных и сточных вод

- оценка технического состояния систем и сооружений водоснабжения и водоотведения;

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях;

- контроль за соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, сбросов сточных вод, за соблюдением экологических стандартов и нормативов;

Оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении  работ на различных этапах производственной практики

- разработка технологического процесса очистки природных и сточных вод;

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях;

П.К 3.2 Выполнять  химические анализы по контролю качества природных и сточных вод

- выполнение необходимых химических анализов по контролю качества природных и сточных вод:

Оценка защиты практических и лабораторных работ.

П.К 3.3 Выполнять микробиологические анализы по контролю качества природных и сточных вод

-выполнение микробиологических анализов по контролю качества природных и сточных вод (биоиндикация качества воды по водорослям, определение степени загрязнения водоема по индексу Гуднайта и Уотлея, Биоиндекация токсичности природных вод с помощью дафний);

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях.

- контроль соблюдения требований безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях; при проведении: зачетов, экзаменов по междисциплинарным курсам.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов очистки и контроля качества природных и состава сточных вод;

- оценка эффективности и качества выполнения;

Активное участие в учебных, образовательных мероприятиях  в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов очистки и контроля качества природных и состава сточных вод;

Оценка решения ситуационных задач

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

Анализ полноты, качества, достоверности, логичности изложения найденной информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- работа на ЭВМ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы профессионального модуля

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

Наблюдение и оценка в ходе конкурсов профессионального мастерства, выставок технического творчества, олимпиад, научно-практических конференций

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

Наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в процессе учебной и производственной практик

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

Положительные отзывы по итогам учебной и производственной практик

ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

- анализ инноваций в области разработки технологических процессов очистки и контроля качества природных и состава сточных вод;

Участие в профессиональных конкурсах мастерства

Разработчики:         

    

ОБОУ СПО «КМТ»      ______________     преподаватель спецдисциплин          Гребенников А.В.         

Эксперты:

ОБОУ СПО «КМТ»      _____________                   методист                                    Денисова М.Г.      

    

ОБОУ СПО «КМТ», 2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по специальности 230111 «Компьютерные сети»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности базовой подготовки 230111 «Компьютерные сети». Рабоч...

Рабочая программа для специальности "Фармация"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов  по специальности среднего профессионального образования  060301 «Фармация»...

Рабочая программа по специальности "Оператор ЭВМ"

Производственное обучение студентов образовательных учреждений начального профессионального образования является составной частью образовательной программы и имеет цель закрепления и углубления знаний...

Рабочая программа по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ОП 03 Менеджмент

Рабочая программа составлена в соотвествии с требованиями ФГОС. Является частью ОПОП по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Содержит все, предусмотренные структурой разд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются основы рисунка, композиции, краткие сведения о строении тела человека. Большое внимание уделяется рисованию фигуры человека. а также рисованию моделей одежды на фигуре с испол...

ОУД.03.Математика: алгебра и начала анализа; геометрия. Рабочая программа для специальности специальность 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03. «Математика» разработана на основе ФГОС  по специальности среднего профессионального образования   35.02.07 «Механизация сельского хозяйства...

Рабочая программа дисциплины Специальная техника специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность

      Целями освоения дисциплины "Специальная техника" по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" являются: формирование у обучающегося ...