Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
учебно-методический материал
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.docx | 44.71 КБ |
s.v._novichkova.ppt | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Умение учиться – это новообразование,
которое, в первую очередь,
связано с освоением формы
учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
(Слайд 3)
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Видами коммуникативных действий являются:(Слайд 4)
- планирование учебного сотрудничества;
- постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.)
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
- коммуникация- общение и взаимодействие, (т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;)
- работа в группе (команде) т.е умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Сотрудничество – это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров.
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому мы стараемся применять эту форму работы как можно чаще.
(Слайд 5) Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы: (Слайд 6)
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения.
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
(Слайд 7) Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, рефлексивная.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. А. Глазкова выделяет плюсы и минусы групповой работы. (Слайд 8)
Плюсы | Минусы |
|
|
Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества.
Начинать групповую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное – первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе: (Слайд 9)
- Работа в парах
- Мозговой штурм
- Игра «Продолжи»
- Охота за сокровищами
- Снежный ком
- Метод «Дельфи»
- Мозаичная группа
- Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах.
Устная самостоятельная работа на уроке ведется с использованием трех видов пар: статистической, динамической и вариационной (по А.С. Границкой). (Слайд 10)
Статистическая пара (пара постоянного состава) – это совместно работающие учащиеся, сидящие за одной партой.
Динамическая пара (пара сменного состава) – это совместно работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих трижды партнера.
Вариационная пара (пара сменного состава) – это совместная работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих партнера поочередно.
На уроках возможно применение следующих видов работ в парах: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.
После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. (Слайд 11)
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Существуют различные виды групповой работы. Можно дать краткую характеристику некоторым из них.
Мозговой штурм (Слайд 12)- это эффективная технология коллективного обсуждения, в которой поиск решения проблемы осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков; установление воздействия между студентами, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.
Игра «Продолжи»(Слайд 13)
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
Охота за сокровищами(Слайд 14)
Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком(Слайд 15)
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы(Слайд 16)
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Поведение учителя во время проведения групповой работы.(Слайд 17)
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
- Он может контролировать.
- Организовывать.
- Оценивать работу учеников.
- Участвовать в работе группы.
- Предлагать участникам разные варианты решений.
- Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
- сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
- воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
- уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
- исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
- оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
- нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
- нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
- не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
- и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
Примерные правила совместной работы:(Слайд 18)
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы:
1. Содержание работы должно быть интересно детям.
2. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
3. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Уважаемые коллеги! А сейчас я хочу предложить вам принять участие в групповой работе.
Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. У нас будет работать две группы. Оптимальное количество человек в группе -4 человека.
Я остановлюсь на некоторых из них и проведу Игру «однорукие»
Я предлагаю прием деления «По лидеру»(Возьму двух человек)
Вы два лидера, назовем вас капитаны команд.
Вы сами набираете себе команды, каждый из вас называет имя участника, которого он хотел бы взять к себе в команду.
Лидеры отвечают за работу в группе.
Перед вами на столе лежит небольшая панель для работы, конверт с фигурами. Разложите весь набор перед собой.
Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е. молча.( Невербальный способ общения)
Данная работа учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.
Проводя игру однорукие, я обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться без слов помогает и в других видах работы.
Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него.
Задание 1. На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами. и решите кто будет зачитывать слова по памяти
рекадеревостолдождькорзинакорабльёжиккнигасолнце
Задание 2. Вот девять слов (зачитываются слова):
река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце.
- Смогли бы вы их запомнить?
Наверное, нет.
Но если связать их в рассказ, да еще и представить себе все происходящее – совсем другое дело.
Давайте побываем в стране Вообразилиии и придумаем историю, которая случилась с этими словами.
Я даю вам 1 минуту на то, чтобы вы придумали свою историю, используя эти слова. Для этого объединитесь в группы с рядом сидящими коллегами. Время пошло.
Что у вас получилось? (заслушиваю ответы участников) Молодцы.
Слайд 7
А теперь послушайте историю, придуманную учителями в ходе нашего школьного методического объединения:
У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошел сильный дождь. Капли дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ежик и читал книгу о солнце.
А вот история, придуманная учениками 3 класса:
На берегу реки стояло высокое дерево. Пришел плотник, срубил дерево и сделал из него стол. Но тут пошел дождь. Река вышла из берегов. Плотник собрал свои вещи в корзину и забрался на стол. Стол поплыл по реке, как корабль. На корабле спасался еще и ёжик. Плотник стал читать книгу. Дождь закончился, и выглянуло яркое солнце.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:(Слайд 19)
- Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Ведь истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.
Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения, актуализация знаний, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развития взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Рефлексия
"ладошки" -пожелание друг другу
По словам Мандельштама: «Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими».
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Список литературы:
- Балканский Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности // Начальная школа. – 2012. – №4. – С.63–69.
- Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С.43–49.
- Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. – Рязань, 1977. – 100 с.
- Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. – СПб.: Педагогика, 2000. – 201 с.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М.: Наука, 1975. – 62с.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
Материал подготовила учитель начальных классов: Рогова Ю.П.
Февраль
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества. Г.А. Цукерман
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Виды коммуникативных действий Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение полно и точно выражать свои мысли
Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности 2. 4. 3. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе
Базовые компетентности: информационная коммуникативная проблемная рефлексивная АКТУАЛЬНОСТЬ
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Виды групповой работы Работа в парах Мозговой штурм И гр а «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Метод «Д ельфи » Мозаичная группа Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Виды пар ( по А.С. Границкой) статистическая (пара постоянного состава)- «взаимообучение», «взаимоконтроль» динамическая (пара сменного состава)- «коллективное взаимодействие» вариационная (пара сменного состава)- «обработка разнообразных материалов»
Варианты комплектования групп
Виды групповой работы Мозговой штурм
Виды групповой работы Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра «Продолжи»
Виды групповой работы Охота за сокровищами
Виды групповой работы Снежный ком
Виды групповой работы Пазлы
Поведение учителя во время групповой работы
Правила совместной работы Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
Упражнение «Слова зовут на помощь» Рекадеревостолдождькорзина корабльёжиккнигасолнце река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце
У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошел сильный дождь. Капли дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ежик и читал книгу о солнце. На берегу реки стояло высокое дерево. Пришел плотник, срубил дерево и сделал из него стол. Но тут пошел дождь. Река вышла из берегов. Плотник собрал свои вещи в корзину и забрался на стол. Стол поплыл по реке, как корабль. На корабле спасался еще и ёжик. Плотник стал читать книгу. Дождь закончился, и выглянуло яркое солнце.
Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
«Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими» Мандельштам
Спасибо за внимание!
Что почитать о групповой форме работы? Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 2012 . Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. Просвещение, 201 1 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Еще в 1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском институте усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...
Проектная работа по теме «Игровая компетентность как ресурс формирования учебной деятельности младшего школьника»
Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое з...
Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников
Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы...
«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»
Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...
Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"
Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"...
Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников/
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Про...