Проектная работа по теме «Игровая компетентность как ресурс формирования учебной деятельности младшего школьника»
презентация урока для интерактивной доски на тему
Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое значение в развитии теории игры имели работы советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна. Согласно Рубинштейну, в игре формируется и появляется потребность ребенка воздействовать на мир.
Таким образом, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Объектом работы является игровая деятельность младшего школьника.
Предметом - место и значение игровой деятельности младшего школьника в образовательном процессе.
Цель:
- теоретически обосновать значимость игры в образовательном процессе начальной школы.
Задачи:
- Дать характеристику учебной и игровой деятельности младших школьников.
- Охарактеризовать различные классификации игр.
- Выявить воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
- Систематизировать опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы.
- Создать комплекс игр с учётом их тематики и возрастных особенностей младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» г. БУИНСКА РТ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по теме «Игровая компетентность как ресурс формирования учебной деятельности младшего школьника»
Выполнила
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
с углубленным изучение отдельных предметов г. Буинска РТ
Исаева Л.А.
Оглавление
Введение
Общая характеристика учебной и игровой деятельности младшего школьника
Классификация игр и характеристика основных видов
Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
Обучающие и воспитывающие игры для учащихся начальных классов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Игра воспитательная обучающая
Последние годы нашей жизни стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития обучающихся. Одна из важнейших целей обучения состоит в том, чтобы воспитать ученика, сформировать его мировоззрение, научить рациональному мышлению. Для этого надо предлагать учащимся задания, интересные по форме предъявления, необычные по своей интеллектуальной красоте способы и методы решения различных задач.
Особый интерес у обучающихся вызывают те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного неожиданного, комического, вызывает у школьников интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки.
Н.К. Крупская говорила, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организующую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Актуальность данной работы заключается в том, что в начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую игру.
В данной работе рассматривается игровая деятельность младшего школьника в процессе обучения, ее благотворное влияние на познавательную активность детей. Также в работе даны общие характеристики учебной и игровой деятельности. Представлены классификации игр, составленные различными авторами. Раскрыт воспитательный и обучающий потенциал игры. Рассмотрен разнообразный опыт применения игр на уроках. А также представлен комплекс обучающих и развивающих игр и игровых приемов, применяемых в разных классах и на разных предметах.
Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом. А. Фромм, один из ведущих специалистов США в области детской психологии, педиатрии, психиатрии, в книге: «Азбука для родителей» пишет о значимости игры в жизни ребенка. Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребенка является изначальной школой поведения, школой жизни. Януш Корчак, польский педагог, врач и писатель считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе. Игра может рассматриваться как форма освоения социального опыта.
В отечественной науке родоначальником теории игры является великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что из игр душа ребенка извлекает пользу для своего развития.
Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое значение в развитии теории игры имели работы советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна. Согласно Рубинштейну, в игре формируется и появляется потребность ребенка воздействовать на мир.
Таким образом, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Объектом работы является игровая деятельность младшего школьника.
Предметом - место и значение игровой деятельности младшего школьника в образовательном процессе.
Цель:
- теоретически обосновать значимость игры в образовательном процессе начальной школы.
Задачи:
- Дать характеристику учебной и игровой деятельности младших школьников.
- Охарактеризовать различные классификации игр.
- Выявить воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
- Систематизировать опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы.
- Создать комплекс игр с учётом их тематики и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебной и игровой деятельности младшего школьника
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленная на самого учащегося. Ребенок учится не только занятиям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек (в данном случае ребенок). Учась способам письма, счета, чтения, ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.
Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.
Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, то есть учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.
Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение способов действия является основой учебной деятельности.
Чтобы освоить предлагаемые знания и сами учебные действия, ребенок учиться идентифицировать свои действия с теми, которые ему предстоит присвоить. При этом ребенок кооперируется со сверстниками - ведь способы действия сверстника ему ближе, так как здесь оказывает поддержку общая синхронность овладением учебными действиями.
Конечная цель учебной деятельности - задача, направленная на собственное изменение.
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически, ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка остается игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность, либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению.
Д.Б. Эльконин писал: «Случается и так, что уже при поступлении в школу у ребенка есть какое-то увлечение, и школа становиться лишь обязанностью, отвлекающей его от интересных и предпочитаемых занятий. Словом, нельзя представлять себе дело так, будто учебная деятельность становится ведущей автоматически». Попытка насильственного изгнания взрослыми игры из жизни ребенка вызывает у него стресс, протест, снижение интереса к школе, неуспеваемость, отклонения в поведении, а иногда и в развитии личности. Неприятие взрослыми любимых детьми игр, грубое их прерывание всегда нарушает атмосферу доверия к взрослым, вызывает желание детей избегать общения с ними, а нередко ведет к затяжным конфликтам.
Серьезная перестройка всего уклада жизни ребенка, недавно поступившего в школу и вынужденного в силу обстоятельств быть вне дома не несколько часов, а в течении почти всего дня, требует от него много сил, чтобы справиться с новыми для него психологическими и физическими нагрузками. Именно игра выступает одним из ведущих средств адаптации его к новым требованиям, обеспечивая ему благополучное самочувствие.
Умелое введение игровых элементов в распорядок дня снимает напряжение детей и создает предпосылки их нравственного восприятия и творческого развития через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде, свободной игре, художественном творчестве.
Введение игровых элементов в любой вид деятельности предполагает наличие определенных условий, помогающих самоорганизации детей, и прежде всего необходимы благоприятные отношения, душевный комфорт, при котором дети перестают стесняться и свободно выражают свои мысли, чувства в отношении друг с другом, стремятся через ролевые перевоплощения овладеть новыми умениями и навыками и свободно проявляют индивидуальные черты.
Чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. Использование занимательных форм создает радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.
«Ленивого она [игра] может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем, - отмечал Е.М. Минскин, известный специалист по детской игре, хранивший и приумножавший в течении многих десятилетий XX века ее арсенал, - словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим».
Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Для большинства младших школьников особенно интересным становится проигрывание процесса учения как серьезной содержательной деятельности, приводящей к определенному результату.
Л. Френк предположил, что игра для детей - это способ научится тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.
С.Л. Рубенштейн в своей книге «Основы общей психологии» рассматривает проблемы психологии игры в главе, посвященной анализу деятельности. «Прежде всего игра - это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единственным мотивом». «Игра - это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности».Предметом деятельности ребенка в игре является взрослый человек - то, что он делает; то, ради чего он это делает; то, в какие отношения он вступает при этом с другими людьми. Отсюда можно гипотетически определить и основные мотивы игры: действовать как взрослый. Игра - это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.
Детская игра - исторически возникший вид деятельности, служащий одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей. Человек играет в любом возрасте, однако делает он это по-разному и играет в разные игры.
Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Игра - новообразование и ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно в игре происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка, включая его поведение.
В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения, расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения.
В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры. При этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. С развитием игр по правилам становится важным не только процесс, но и результат. В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность, процессуально не всегда приятную. Иными словами, в недрах игровой мотивации зарождается учебная мотивация, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений и навыков.
Всякая игра содержит в себе скрытое правило, и развитие игры идет от ситуации со скрытым правилом к игре с открытым правилом. Школа - это большая игра со многими правилами.
Также, игра - это интегральная составляющая жизни детей, уникальное средство, способствующее развитию экспрессивного языка, эмоций, коммуникативных и социальных навыков, практических и эмоциональных способностей ребенка. Кроме того, игра - это средство для исследований и открытий в области межличностных отношений, для экспериментирования с ролью взрослого и для понимания собственных чувств. Игра - это наиболее совершенная форма самовыражения человеческого организма.
Игровая деятельность представляет собой сложную многомерную последовательность поведенческих актов, существенно видоизменяющихся по мере роста и развития ребенка. Игру можно определить как деятельность, мотивированную изнутри, приносящую удовольствие и радость просто от занятия ею.
Во время игры дети укрепляют чувство уверенности в себе, необходимое им для взаимодействия с окружающей средой. В игре у детей появляется первая и наиболее важная, с точки зрения их дальнейшего развития, возможность проявить инициативу, думать, говорить и быть самим собой. Игра - это деятельность, понятная детям, в которой они чувствуют себя комфортно - это их средство общения, способ проверки, проникновения во внешний мир и попытка его анализа. Поскольку игра создает безопасную среду со многими степенями свободы, она стимулирует творческое мышление детей, включенных в процесс экспериментирования с многочисленными вариантами решения самых различных задач. Потребность в игре универсальна, и когда она не удовлетворена, это может серьезно затормозить движение ребенка по радостному пути развития и самопознания. Только будучи вовлеченными в процесс игры, дети могут выразить и полностью использовать потенциал своей личности. Таким образом они обогащают свою индивидуальность за счет творческого самовыражения в игре. Компонентами игровой деятельности, способствующими этим открытиям является следующее: в игре дети выражают свои эмоции и мысли; в игре они репетируют различные способы поведения; в игре они упражняют свою волю; внутри игры они проходят через важнейшие стадии возрастного развития; в игре они учатся.
Классификация игр и характеристика основных видов
Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальные, например «Что? Где? Когда?»); игры рациональные (шарады, кроссворды, ребусы). Кроме того игры можно систематизировать по содержательному признаку - военные, спортивные, экономические, а также по количеству участников - одиночные, парные, групповые, массовые.
П.П. Болонский указывает виды деятельности детей, которые объединяются термином «игра». Это :
1) мнимые игры
2) строительные игры
3) подражательные
4) драматизации
5) подвижные
6) интеллектуальные
Мнимыми играми являются манипуляции импульсивного происхождения у младенца. Объяснения этих импульсивных манипуляций дает неврология. Этот вид деятельности вообще сложно назвать игрой. Что касается строительных игр, то это строительное искусство ребенка. В свою очередь подражательные игры и драматизации - драматическое искусство ребенка. Подвижные игры так же не что иное, как драматизации, в которых огромную роль играет бег. Даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты) по своему происхождению - драматизации (сражение войск). Таким образом, то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка. При такой теории понятно, как игра переходит в искусство. С другой стороны легче решается вопрос об отношении между игрой и трудом: в строительных играх эта связь почти переходит в совпадение; более сложной является связь между трудом и играми драматизирующего типа. Таким образом, в слишком суммарной проблеме игры скрываются две очень важные проблемы - труда и искусства.
В.Н. Всеволодовский -Гернгросс в книге «Игры народов СССР» группировал игры по трем большим рубрикам: драматические игры (игры производственные, бытовые: семейные, общественные), спортивные (простые состязания и состязания с вещами), орнаментальные (типа «плетень», «улица»).
В. Разумный выделял учебно-прикладные игры - игры, воспроизводящие трудовые процессы; игры, упражняющие интеллектуальные способности, - от стратегических до головоломок и ребусов; физические, тренирующие игры (спортивные), зрелищные игры.
Рассматривая игру как способ адаптации человека к действительности, Е.И. Добринская и Э.В. Соколов разделили игры на два класса: освобождающие и экстатические. Первые позволяют играющим создавать особое игровое поле, мир, как бы освобождающий от окружающей среды (например, кары, шахматы, карнавалы). Во-вторых - экстатических - человек как бы «подключается» к природным стихиям, проверяя себя на выносливость, на смелость, на склонность к риску (например, карусели, аттракционы, скачки, гадания, гороскопы).
Представляет несомненный интерес классификация, разработанная Р. Ван дер Коэй, в которой основное внимание фокусируется на стратегическом поведении играющего и выделяются четыре типа игры. Первые - агональные игры (от греч. agonia - борьба, состязание). Они имеют два варианта: а) спортивные игры, которые разделяются на групповые (футбол, волейбол) и парные (настольные игры); б) культурные состязания в эрудиции, ловкости (викторины, «Что? Где? Когда?»). Вторые - мимикрические игры (от англ. mimicry подражание). Это театрализованные игры, в которых стратегия определяется характером исполняемой роли. Третьи игры - это игры шанса. Коэй называет такую игру «алеаторической» (от лат. alea - игральная кость, жребий, случайность). Здесь немногое или почти ничего не зависит от личных качеств субъекта. И наконец, четвертые - это игры, основанные на эффекте движения («головокружительные»), - карусели, аттракционы. Этот класс игр менее всего связан общим основанием, он объединен с внешней физической организацией сгруппирован как бы по «остаточному» принципу.
А теперь рассмотрим виды игр, которые упомянаются почти во всех классификациях. Среди них: игры-драматизации и соревнования.
Игра-драмотизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Особое внимание педагогу следует обратить на организацию подготовительного периода работы над создаваемой пьесой, в процессе которого решаются не только художественные, но и воспитательные задачи. Именно здесь происходит первое проникновение в замысел автора, понимание типичности или исключительности ситуации, воспроизведение композиции, сюжетных, смысловых кульминаций и понимание героев. Учитель помогает ребятам овладеть культурой языка произведения, проанализировать основные его компоненты.
Н.Н. Светловская указывала на педагогическую целесообразность использования приема драматизации литературных текстов в своих книгах о внеклассном чтении. Автор считает возможным «... уже в букварный период, когда дети только осваивают технику самостоятельного чтения, предложить им передать близко к тексту или дословно отрывки из прочитанного учителем произведения, словесно нарисовать то, что прослушали, и изобразить ситуации, о которых шла речь, путем действий. Потом можно предложить первоклассникам изображать ту или иную ситуацию, воспользовавшись мимикой, жестами, интонацией, движениями».
Установка на игру-драмотизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения. Для создания речевой ситуации, позволяющей правдиво раскрыть образ героя, учащемуся необходимо придумать и передать в действиях или слове то, что лишь намечено автором. Творческое воображение в этом случае также должно быть активным, но в строгом соответствии с замыслом автора. Игра требует от детей поиска вариативности в применении выразительных средств в соответствии с характерами тех героев, с которыми им приходится общаться.
О том, что игра-драматизация как средство формирования навыков выразительного чтения является эффективной, свидетельствует следующее: при работе над другими произведениями с более усложненными сюжетами и характерами персонажей подготовительные этапы занимают значительно меньшее время, так как опыт работы над произведениями у детей накапливается и помогает им проявлять возросшую самостоятельность и элементы творчества в работе над образами, сюжетом, текстами. На последнем этапе игры-драматизации ребята самостоятельно исполняют все роли в произведении.
Воспитательная ценность игры-драматизации детей, построенной на максимальном проявлении их самостоятельности, сформулирована в следующих словах Л.С. Выготского: «Так же точно, как пьесу, нужно предоставлять детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение,ь выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых».
Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения.
Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным. Длительное соревнование может быть либо единичным (только по одному пункту), либо комплексным (включаются одновременно 2-3 пункта).
Среди игр которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игры и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игры и длительные тематические комплексные игры.
Творческая игра предполагает преобразующую деятельность ученика, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей.
Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Обычно ребенок испытывает и переживает подчинение правилу в ситуации оттого, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовлетворению. Игра дает ребенку новую форму желания, то есть соотносит желание с ролью в игре и ее правилами. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью. Так и строились игры «Поезд», «ГАИ», «Дочки-Матери», где особой формой проявления творческой инициативы и взаимопонимания является детская фантазия, которая строится на подражании, но основана на жизненном опыте проникновения в мир другого и приобретенных детьми знаниях.
Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило.
Творческая игра может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми.
Под ролевой игрой понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников. В арсенале банка игр каждого учителя, воспитателя группы продленного дня есть педагогически управляемые коллективные ролевые игры, воспитательный потенциал которых реализуется только при условии педагогического руководства ими. Самостоятельное развертывание их школьниками крайне затруднительно, поскольку они требуют подготовительного периода, продолжаются довольно долго во времени, многие из них предполагают экспертную функцию, осуществление которой не всегда по силам самим школьникам без педагога-руководителя. Как правило, эти игры нацелены на выполнение определенных педагогических задач. Основная форма игры, деятельность, в которой участники берут на себя роли взрослых (детей) или должностные, социальные и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполняемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые складываются в ходе игры.
Люди, прошедшие в школьном детстве через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному поведению.
Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.
Дидактические игры обеспечивают смену видов деятельности на уроке. (Много таких игр встречается на страницах учебника «Математика», автор Моро М.И.). такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Многие игры такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя таким образом игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если дидактическая игра методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся.
В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие.
Развивающие игры требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута. Такие игры направлены на: а) развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличение объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений; б) расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; в) совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти; г) развитие сукцессивных способностей (то есть последовательности действий и их планирования); д) развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (узнавание букв, написанных в воздухе, на теле и тому подобное).
Достигнутые детьми результаты могут оцениваться в процессе игры по установленным правилам. Такое поощрение становится для детей привлекательным стимулом в преодолении трудностей. В качестве поощрения могут служить открытки с репродукциями знаменитых картин, портретов художников, изображения сказочных героев, эмблемы, медали и тому подобное. Различные используемые в игре символы могут обозначать также ошибочные или неточные ответы. В результате дети составляют наглядное представление об уровне собственных знаний и умений, обретают способность к самоконтролю и самооценке. В качестве игры-зачета может использоваться тематическая или многожанровая викторина. Дети с удовольствием участвуют и в таких игровых формах зачета, которые построены по типу КВН или «Что? Где? Когда?»
Иногда у педагога возникает необходимость снять во время затянувшейся учебной деятельности интеллектуальное напряжение детей, включив их двигательную энергию. Этому способствуют ритмические игры во время физкультпауз и познавательные игры с элементами движения - игры «живые примеры», «живые слова». Во время двигательных игр на фоне стихотворного текста шуточного характера, в которых поэтическое слово выполняет роль ритмической организации движения, дети выполняют физические упражнения. Созданные на основе текстов маленькие игры-минутки служат прекрасным средством эмоциональной разрядки. Учителю важно учитывать условия проведения этих игр-минуток: цель, время и место, предшествующий и последующий вид деятельности и состояние отдельный детей и группы в целом.
В длительных тематических комплексных играх чередуются разнообразные задания. Учителями может быть разработана система тематических игр на год, которая позволит развивать и поддерживать традиции досуга детей. Сюда же могут относится так называемые игры по станциям.
Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффект, надо знать, как эмоционально подготовлять детей к восприятию тех или других явлений, как организовать их эмоциональную жизнь. К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о воспитательном значении игры...»
Когда на глазах у ребят с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами забавные превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ - как путешествие, заниматься малышу интересно.
Игровые формы познания типа рассказ-эстафета, «пропавшая буква», придумывание предложений по заданному слову или предмету, «разговор чисел», «считай дальше», «что я видел», игры-драматизации по мотивам басен, сказок, телепередач, различные загадки, игровые конкурсы и игровые поощрения помогают воспитателю поддерживать интерес малышей к познанию.
А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод - игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело... У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра.»
А.С. Макаренко видел сходство между трудом и игрой. Оно заключалось в следующем:
Во-первых. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли... Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
Во-вторых. «Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство».
В-третьих. «Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной...
Отличие игры от труда в том, что в труде реализуется общественная цель - создание материальных и культурных ценностей... Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет отношение косвенное».
Термин «правильная, хорошая игра» надо понимать как игра, педагогически грамотно организованная, игра воспитывающая.
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Это возможно в том случае, если игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко.
Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра - это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра - это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.
При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитания у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять такт и осторожность.
В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возникает активность ребенка, воля к победе.
Во внеклассной работе игра должна стать основным методом воспитания младших школьников. Особенно это важно для работы групп продленного дня. Дети, которые проводят целые дни в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такие состояния легче всего именно в игре.
Сформировать навыки самоорганизации у детей младшего школьного возраста лишь на жестком режиме и требовательности невозможно. Только игра снимает жесткость в режиме. Без игры каждый день надо начинать с азов. А это - скука и однообразие, что порождает непослушание и взаимонепонимание детей и учителей. Все, что не подкрепляется положительными эмоциями, - не закрепляется в сознании как органичная целостная система навыков самоорганизации, а в результате плохо усваивается детьми как инородное их природе.
Первые два месяца ребенка в школе имеют огромное значение для всего периода школьной жизни. Именно от того, какими будут для малышей эти первые месяцы, зависят их дальнейшие успехи и неудачи. Учитель обязан обеспечить благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, поддержания и развития его интереса к учению, дальнейшего благополучного развития и воспитания.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, то проведение традиционных школьных уроков в начале обучения ребенка в школе в первые дни и недели создает для детей много трудностей. Поэтому следует стремиться проводить занятия в виде уроков-игр, в процессе которых ученикам удается преодолевать переутомление и гиподинамию.
Учитель с первых дней обучения ребенка в школе как бы незаметно приглашает его в игровое общение. Дети понимают, что учитель с ними играет, помогая им учиться, и такая игра им нравится. В совместной коллективно-игровой познавательной деятельности ребенок, с интересом решая задачи, учится строить свои отношения, приобретает способность брать на себя обязательства и принимать решения, учится способности к рефлексии, к осознанию смысла того, что он делает, и другим человеческим качествам. В процессе игры ребенок приобретает необходимые знания и умения.
Именно в период адаптации к школе уроки не должны быть утомительными, однообразными.
У опытного учителя уроки строятся с учетом высокой потребности детей в движении. Они включаются учителем в специально организованные игры с определенной познавательной задачей.
Также важно дома создавать игровую среду для ребенка во время выполнения домашнего задания. Можно назначать в качестве наблюдателей за работой ребенка кукол или любых других любимых детьми игрушек. Родителям можно меняться ролями с детьми, которые на время превратившись в «учителей», обучают родителей - «учеников», растолковывая им, как правильно выполнить задание. Можно предлагать решить задания при использовании кубиков, яблок, чашек. Также родители могут выступать в качестве слушателей концерта, на котором их дети читают стихи, отрывки из сказок и тому подобное. Подобное взаимодействие с детьми дома в начальной школе поддерживает их интерес к учению, формирует старательность и умение доводить начатые дела до успеха, постепенно вырабатывать самостоятельность в выполнении домашних заданий.
Опытные педагоги-воспитатели с помощью игры умеют ненавязчиво поддерживать интерес детей к учению. У педагога особая необходимость в использовании игровых элементов возникает во время уроков, а также при организации часа самоподготовки в группе продленного дня, у родителей - при выполнении детьми домашних заданий. Универсальность и гуманизм игры позволяет использовать ее наряду с другими средствами организации самоподготовки, когда у каждого школьника есть желаемая возможность проявить себя. Ш.А. Амонашвили заметил, что «...не надо бояться того, что, заботясь о предоставлении ребенку радости жизни, мы можем нарушить урок, подменить учебную работу развлекательностью. Наоборот...»
Игра формирует коммуникативные навыки. Применение игровых технологий позволяет достаточно быстро и безболезненно установить контакт с детьми и достичь особого уровня доверия, позволяющего корректно предлагать им приемлемые способы расширения коммуникативной сферы.
Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок.Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления.
В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом).
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. Именно в игре ребенок быстро постигает возможности замены реального предмета схематическим изображением, то есть игра становится символической по существу. Благодаря использованию символов (в игре ребенок учится использовать обобщенное значение слов) у ребенка формируется символическое, словесное мышление.
Большое влияние игра оказывает и на развитие речи, поскольку игровая ситуация требует от каждого ребенка определенной способности к коммуникации. Возникающая потребность понимать словестные инструкции своих товарищей, общаться с ними, потребность в эмоциональном поощрении стимулируют развитие речи.
Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес, развиваются их психические функции.
Особенно важно, что даже наименее активные в обычных условиях дети становятся заинтересованными участниками процесса обучения. Игра способствует росту познавательной активности и, следовательно, умственному развитию. Включение элементов игры в обучение играет большую роль в развитии отставших детей. Занятия становятся для них интереснее, они чувствуют радость успеха в учебе и ощущают равенство своих возможностей с возможностями сверстников. Традиционная методика обучения благоприятствует в основном успехам детей, изначально демонстрирующих средний и высокий уровень развития. Дети с недостаточно развитыми мыслительными способностями и с относительно низкой восприимчивостью к обучению не получают достаточных стимулов для активного участия в познавательной деятельности, в результате чего их отставание от сверстников становится все заметнее. При этом возникает опасность, что сами дети, их сверстники и учителя привыкают к подобному отставанию, что приводит к снижению уровня ожиданий и требований, обращенных к таким детям, а также к утрате ребятами веры в собственные силы.
Элементы игры обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и «привязывают» детей к учебному предмету. Игра, по своему содержанию, связанная с обучением, помогает ребятам сконцентрировать внимание на учебной задаче. В результате последняя воспринимается не как нечто навязанное, а как желанная и личностно значимая цель. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими нервными затратами и минимальными волевыми усилиями, что позволяет высвободить интеллектуальный потенциал детей, использовать его более эффективно.
Целесообразно применяемые элементы игры позволяют упростить, сделать более доступным абстрактные понятия. Элементы игры материализуют результаты умственной деятельности, помогают детям осознать собственные способности и умения, воспитывают у них стремление к успеху.
Игровым характером ситуации обусловлено и то, что неудачи не ведут к разочарованиям, не лишают ребенка надежды на успех. Отношения соревнования между участниками игры побуждают их без давления извне прилагать силы для достижения планируемых результатов обучения. В условиях игры разница между игровыми и учебными действиями ребенка не слишком велика, что способствует постепенному формированию психических качеств, необходимых для сознательного участия в процессе обучения.
Целесообразное использование игры направляет активность детей на учебные задачи и способствует становлению сознательной дисциплины детей. Одно из преимуществ игры заключается в том, что она почти всегда требует активных действий со стороны каждого ребенка. Эмоциональная настроенность на игру обеспечивает готовность и способность ребенка подчинять свое поведение, все свои действия требованиям игровых правил. Таким образом возникает добровольная дисциплина детей, которая по внутренней мотивации принципиально отличается от дисциплины, основанной только на авторитете учителя, только на требованиях.
С помощью игры педагогом организуется и направляется не только умственная, но и моторная активность детей. Ведь выполнение игровых заданий часто связано с различными движениями. К.Д. Ушинский высказал мнение, что занятия будут для детей интереснее, если ребенок получит возможность двигаться во время выполнения учебных заданий. Моторная активность не только дисциплинирует ребят, но и способствует образованию богатых ассоциативных связей. Последние поддерживают и облегчают процесс усвоения знаний, например запоминание рифм в стихотворении, подражание образцу и тому подобное. В результате процессы воспроизведения протекают в сознании детей более быстро и точно.
Связь моторной и познавательной активности играет положительную роль и потому, что отвлекает ребят от лишних движений. Требования, предъявляемые в игре, удерживают их от неконтролируемых движений.
Всякая игра требует признания каких-то правил. Это - принятые и обязательные для каждого играющего нормы. В некоторых играх они просты, в других сложны. Игра заключается в точном знании, соблюдении этих норм и в умелом, изобретательном их использовании для выигрыша. Игра тренирует не только изобретательность как следствие увлеченности, но и дисциплину и волю. Игра включает в себя обязательными звеньями знание, умение и изобретательность.
Благодаря игровой роли ребенок увлеченно выполняет те трудовые действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным.
Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
Применение игры особенно необходимо в тех случаях, когда у детей по каким-либо причинам возникло отрицательное отношение к определенной деятельности или форме поведения.
Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление.
В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточится, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.
Через самовыражение в игре дети могут научиться настойчивости, самоуправлению, чувству ответственности, получить удовольствие от самостоятельных решений и понять, что их принимают вместе с их выбором. У детей также вырабатывается самодисциплина, необходимая для продолжительного усилия, и наступающее вслед за этим чувство удовлетворения - это невероятный скачок в формировании положительной самооценки.
Взаимодействуя со сверстниками в процессе игры, ребенок сталкивается с реальными социальными проблемами, которые он вполне способен преодолеть и решить. Следовательно, игра способствует социальному развитию, облегчая овладение правилами переговоров, нахождение компромиссов и соблюдение очередности. Развитие таких совместных навыков становится качеством позитивного самовыражения ребенка в игре с другими детьми.
Но, как указывает М.Г. Янковская, «следует помнить, что метод игры, активно стимулирующий детскую деятельность, носит до некоторой степени вспомогательный характер. Игру нельзя превращать в самоцель». Должна соблюдаться мера. В тех случаях, когда перед детьми ставится увлекательная цель, нет необходимости вводить в их трудовую деятельность игровые приемы. Игра всегда притягательна для ребенка, но как одно из средств воспитательного воздействия вовсе не при любых условиях целесообразна.
Итак, из выше сказанного следует, что игровая деятельность и игровые методы рассматриваются как важнейший путь включения детей младшего школьного возраста в учебную работу и как способ обеспечения эмоционального отклика на педогагическое воздействие. Игра формирует личностные качества ребенка, такие как адекватная самооценка, коммуникативные навыки, чувство ответственности, самодисциплина и т. д. Также игра повышает познавательный интерес и познавательную активность детей, создает благотворный эмоциональный фон во время процесса обучения.
Обучающие и воспитывающие игры для учащихся начальных классов
В этом параграфе предлагается перечень различных игр, которые могут быть использованы педагогами в образовательном процессе начальной школы. Игры распределены по классам, то есть учитывается возрастная категория детей, и по предметам, то есть учитывается содержание образования.
Математика.
Дети встают из-за парт, перемещаются по классу, подходят к столу учителя по очереди и строят, например, башню из кубиков, располагая их по указанию учителя, расставляют игрушки в определенном порядке (сзади, впереди, слева, справа, между)
«Найди игрушку». На развитие пространственной ориентации. Один ребенок прячет игрушку в классе, а другой должен найти следуя инструкции («сделай два шага вперед», «поверни налево»).
Игра с мячом. Дети стоя в кругу, кидают друг другу мяч и называют следующее при счете число. Учитель может называть какое-либо выражение для устного счета и кидать мяч ученику, который должен назвать ответ.
Для запоминания последовательности чисел полезно разучивать с детьми стихи, считалки, содержащие названия чисел.
«Кто (что) лишний (лишнее)?», «Что изменилось?», «Дорисуй»
Ребусы, головоломки
«Прочитай пословицу» - расставив слова и слоги под определенными цифрами по порядку, прочитать пословицу. (повторение счета)
«Слушай и считай». У всех детей должны быть карточки от 1 до 10. Учитель стучит по столу ручкой, а дети должны посчитать удары и поднять карточку. Правила можно усложнять.
Творческая игра «в магазин». У детей формируются навыки культурного поведения, закрепление навыков устного счета, развитие математических представлений (слева, справа, между и т. д.)
«Волшебный квадрат». Квадрат 9 на 9 клеточек с разноцветными квадратиками внутри. Сосчитать квадраты в ряду, в столбике. На каком месте в первом ряду квадрат голубого цвета. Какого цвета квадрат на третьем месте во втором ряду. Назови цвет соседа слева, справа, снизу, сверху, над, под и тому подобное.
«Помоги маме накрыть на стол». Ученик выполняет действия по инструкции: «поставь хлебницу посередине стола, слева поставь сахарницу» и т. д. Вариант инструкции: «Посмотри на картинку. Найди ошибки»
«Далеко - близко, дальше - ближе». Дети должны описать картинку, используя эти слова.
«Прямой и обратный счет». Игра с киданием мячика.
«Мальчик заменил каждую букву имени ее порядковым номером в алфавите и получилось: 5 10 14 1. Как его зовут? (Дима)
«Арифметическая физкультминутка». Дети рассчитываются на 1-10-й и запоминают свое число. Когда учитель называет двузначное число, например 17, встают только те дети, у кого цифры 1 и 7. Правила усложняются.
«сумма трех чисел». Детям показывают плакат, на котором в беспорядке написано 6 чисел и просят ответить: какие три числа в сумме составляют 50, 30 и т. д.
«Сказочный пример». Дан сказочный пример с одним «обычным» числом: А+1=В. Из двух «сказочных» чисел подчеркните большее. Объясните свой выбор.
Подумайте, как быстрее и рациональнее найти сумму чисел 1,2,3,4,5,6,7,8,9, не складывая их последовательно в уме?
Задачи на смекалку. Например: Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?
Русский язык
«Пальчиковые игры». Для развития мелкой моторики
Таблицы-плакаты с буквами и стихами, где эта буква встречается во многих словах (для запоминания букв)
«Поставь буквы правильно» (буквы стоят боком, «вниз головой»)
«Разрезанные буквы»
«Слова по теме»
«Буква заблудилась». Учитель читает шуточные стихи, а дети должны определить какую букву в каком слове надо заменить.
Ученику дается шнурок и предлагается его разложить на листе бумаги так, чтобы получилась заданная буква или цифра.
«Мячик-Смягчитель». Дети садятся в круг. Учитель бросает мяч произносит слово с твердым окончанием (например: угол, брат, ел, топ и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.
«Угадай слово». Вставьте пропущенные буквы и составьте из него новое слово. Какое слово получилось? Например: Сколь..кий, ск..мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий - … (завод).
Игра с мячом. Дети стоя в кругу, один называет слог и кидает мяч, другой должен дополнить слог до слова
«Составь фразу» из карточек на которых написаны отдельные слова
«Одно слово из двух». Найти слова внутри таких слов как водовоз, лесостепь и т.д.
«Антонимы-загадки».
Ученику даются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, но так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание: «Слова разрушились, но их надо прочитать».
«Нужный орешек». Помоги белочкам взять нужные орешки-слова (одна белочка собирает слова-орешки с безударной гласной а в корне, другая - с о). Объясни правописание слов.
«Колесо приставок». Изображено колесо, на нем по кругу записаны приставки. Пользуясь «колесом приставок», ученики образуют возможные слова, которые вставляются в центр круга.
«Лучший грибник». Две корзины, в одну складываются грибы-слова, в которые вставлена буква о, а в другую - буква а. объясните правописание слов.
«Лучший капитан». На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова и почему?
«Поставь цветок в вазу». Поставить слова-цветы в вазу. В одной вазе цветы с ь, в другой - без мягкого знака. Объясни правописание.
«Заштопать дырки». Вместо того, чтобы вставлять пропущенные буквы, дети «штопают дырки». Вместо точек в слове пишутся большие круги, куда надо вставить букву.
Изобразительная деятельность
«Волшебный квадрат». Квадрат 9 на 9 клеточек с разноцветными квадратиками внутри. Детям предлагается найти определенные цвета, потом цвет такой же, как трава, цвета «теплее» и «холоднее»
«Иллюстрация к песенке»
Перед детьми вывешивается рисунок средней сложности или узор. В течении короткого времени они внимательно рассматривают его, затем рисунок убирается, а ребята должны по памяти наиболее точно изобразить его.
Изобразить 8 оттенков сирени; 8 оттенков цветов осеннего леса.
Чтение
«Подбери рифму»
«Лучший рассказчик»
Окружающий мир
Кроссворды (задания могут быть в виде вопросов, загадок, рисунков, условных знаков)
Загадки о животных и о растениях.
«Рыба, птица, зверь». Учитель указывает по очереди на каждого ученика и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...». Тот ученик, на котором остановилась считалочка должен быстро (пока учитель считает до трех), назвать соответствующие животное. Повторяться нельзя.
«Буриме». Стихотворение на заданные рифмы.
Окружающий мир
. «Земля, вода, воздух». Дети должны называть по команде учителя животных, рыб и птиц.
«Путешественник». Участники садятся в круг. В центре стоит «путешественник». Сидящие игроки договариваются и выбирают каждый себе город. Затем «путешественник» вслух называет города, откуда и куда он хочет поехать. Участники, выбравшие эти города быстро пытаются поменяться местами, а «путешественник» должен быстро занять освободившиеся место. Тот кто остается без места выходит из игры.
«Цифровой диктант». Учитель читает высказывания, а ребенок, если он считает, что высказывание правильно - пишет «1», а если не правильно - пишет «0». Например: Столица России - Москва; Кораллы - это растения; Вода кипит при температуре 100 градусов и т.д.
Многие из игр, перечисленные выше, могут видоизменяться, усложняясь, или меняя свое содержание. То есть на основе например «игры в мяч», можно отрабатывать, как правила русского языка, математики, так и знания различных животных, их призаков, а также отрабатывать запоминание стихов на уроках чтения. Таким образом детям проще начинать игру, так как они уже знакомы с ее правилами.
Заключение
Высокая умственная и познавательная активность на занятиях играет большую роль в развитии каждого школьника. Становлению познавательной активности детей в немалой степени могут способствовать элементы игры, если они включаются в процесс преподавания с учетом дидактических требований. Неверно было бы утверждать, что игровые методы обучения должны использоваться на всех занятиях. Это целесообразно делать только тогда, когда игра может способствовать интенсификации процесса обучения.
Элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют последних на решение задачи. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить и выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка.
Метод игры не рассматривается в педагогике как основной. Это вспомагательный метод, очень активно стимулирующий детскую деятельность. Трудно не согласиться с тонким замечанием советского педагога Т.Е. Конниковой о том, что игра - «оружие обоюдоострое», поэтому с ним надо обращаться осторожно: игра может «перетянуть на себя», затмив своей яркостью и привлекательностью общественно ценные мотивы деятельности. Вот почему должна соблюдаться мера при использовании метода игры. В тех случаях, когда цель сама по себе имеет для детей яркий, увлекательный смысл, нет необходимости вводить игровые приемы.
Таким образом, игра всегда привлекательна для ребенка, но вовсе не при любых условиях целесообразна. Игра никогда не должна стать самоцелью; она - одно из средств в системе воспитательных воздействий.
Таким образом, обладая большим арсеналом разнообразных игр, педагог всегда будет поддерживать познавательный интерес и активность детей на уроках в младших классах.
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики (К.Д. Ушинский).
Список использованной литературы
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - (Психол. наука - школе).
Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2009, №5
Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - Спб., 2003
Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М., 1968
Болонский П.П. Педология М., 1934
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
Волина В.В. Игра - дело серьезное. - С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», ООО «Зенит», 1999.
Всеволодовский-Гернгросс В.Н. Игры народов СССР: Сборник материалов. - М.; Л., 1933
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1987.
Выготсий Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. («Библиотека всемирной психологии»)
Демина М.А. Задачи в стихах // Начальная школа. 2009, №2
Добринская Е., Соколов Э. Свободное время и развитие личности. - Л., 1987
Князева С.И. Как провести устный счет // Начальная школа. 2009,№5
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - Спб.: Речь, 2003.
Кристиане Ян Игра в процессе обучения // Советская педагогика. 1988, №4
Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
Куприянов Б. Шесть граней ролевой игры // Народное образование. 2009, №1
Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. - М., 1985
Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Разумный В. Эстетическое воспитание. - М., 1969
Репинцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2008.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946
Светловская Н.Н. Внеклассное чтение. - М., 1977
Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8
Фролова Л.А., Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии. // Начальная школа, 2009, №10
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Игра воспитательная обучающая
Общая характеристика учебной и игровой деятельности младшего школьника Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленная на самого учащегося. Ребенок учится не только занятиям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
Обучающие и воспитывающие игры для учащихся начальных классов Русский язык Образовательная Чтение Математика
Заключение Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики (К.Д. Ушинский).
Список использованной литературы
Требования к педагогу гуманизм человечность порядочность ответственность доброта терпеливость честность справедливость обязательность оптимизм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние имиджа педагога на процесс формирования учебной мотивации младших школьников
В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают про...
Проектная работа студента "Формирование универсальных учебных действий младших школьников"
Актуальность работы обусловлена решением задач модернизации содержания общего среднего образования, которые направлены на повышение уровня образованности обучающихся, развитие умений ...
Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...
«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»
Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...
Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников/
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Про...
УЧЕБНИК «ЛЫДӞОН КНИГА» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В данной статье рассматривается понятие языковая личность, структура языковой личности (вербально-семантический, тезаурусный, мотивационный), ипостаси языковой личности (я воспринимаю и осмыслив...
Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Указом Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с 2017 года по 2030 год» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации&raqu...