Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы
Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
- Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.
-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.
- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
- Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Коммуникативные УУД на уроках русского языка
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии «Педагогические мастерские в практике начальной школы», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Или, урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводится в форме пресс – конференции.
- У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
Вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты питаешься? и т.д.
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
− постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
− управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- − соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- − соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Памятка для учителя
по формированию и развитию универсальных учебных действий.
- Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
- Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
- Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:
- Создать атмосферу успеха
- Помогать ребёнку легко учиться
- Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
- Не скупиться на поощрения и похвалу
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование медиатехнологии при формировании коммуникативных навыков на уроке английского языка
На современном этапе развития общества госудрству нужны специальсты, владеющие иностранным языком не на пассивном уровне (умеющем читать и переводить), а способные общаться с представителями других го...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
В данной статье описаны основные направления для формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в рамках ФГОС....
доклад "Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
доклад для помощи в работе преподавателей литературы...
Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...
Формирование эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили стать...
Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе
Цели и задачи проекта.Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.Участники проекта. Учи...
Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .
В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...