Современные методы и приемы - важный фактор успешности в работе с одаренными детьми.
статья

Сабанова Флориса Викторовна

       В современном мире есть огромное количество методов и приемов обучения, применяя их, учитель стремится найти наиболее эффективные методы обучения.Одним из таких методов сегодня является метод синектического  штурма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методы и приемы как важный фактор успешности в работе с одаренными детьми.

Современные педагогические технологии  включают в себя  достаточно обширную группу методов и приемов, которые обновляются и совершенствуются. Сегодня одним из наиболее эффективных, на мой взгляд методов,  кажется метод  синектического штурма.                                                     

Синектика – это метод, позволяющий совмещать  разнородные элементы в процессе творческого поиска решения проблемы,  который может привести к превращению незнакомого в знакомое и,  наоборот, знакомого в незнакомое.  Метод был придуман американским ученым Уильямом Гордоном в прошлом веке.  
       Суть  метода заключается в поисках
 аналогий.  Аналогий 4 вида:

Прямые аналогии – это  схожесть природных данных или технических характеристик объекта или явления.

Символические аналогии позволяют в обычных вещах увидеть  парадоксы, то есть посмотреть на привычное с необычного ракурса.

Личные аналогии позволяют  представить себя на месте изучаемого явления или объекта, применить к себе  его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи. Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и даже бессмысленными. Однако это возможность увидеть новые грани,  новые стороны предмета. Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого воображения.

Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию, представить объект в самых фантастических, сказочных  условиях.

Все эти аналогии дают возможность отойти от привычного хода мысли,  довести все до абсурда, и решение может возникнуть с неожиданной стороны, что мы и сделали на занятии, посвященном теме экология.   Эта тема  хорошо раскрывается в научно-фантастической повести  Конан Дойля «Когда земля вскрикнула», где главный герой утверждает, что земля это живое существо. После прочтения, анализа повести я написала на доске слово «Земля» и предложила провести аналогии.

Первую, прямую аналогию я подсказала детям сама, предложив сравнить землю с живым организмом и найти схожести. Растительность  дети сравнили с волосяным покровом, ядро земли с сердцем, землетрясения с движением и т. д.

По второй личностной  аналогии дети представили себя на месте планеты Земля и сказали, что могут пораниться  и  чувствовать телесную боль.

А раз земля имеет раны, ощущает боль, то она может залечивать свои раны – это символическая аналогия.

При использовании фантастической аналогии дети сравнили залечивание ран земли с  биологическим процессом    аутофагией,  таким образом, убедившись в  утверждении Конан Дойля о том, что земля - живое существо.

                                     

Зелень - волосяной покров                          Земля залечивает  раны            

Ядро      - сердце        \процесс аутофагии\

 

Чувствует телесную боль        Земля живой

        организм

 Следовательно,           состоит из клеток и в ней происходит процесс аутофагии.

 

Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способность в той или иной области деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второй всероссийский фестиваль передового опыта "Современные методы и приемы обучения"

Методическое пособие по МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования...

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.

Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении  последних лет работает над внедрением  интерактивной модели обучения  в образов...

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в школе.

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...