Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
методическая разработка на тему
Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metody_i_priemy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.
Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.
Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.
Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.
По источникам и способам передачи информации:
- словесные
- наглядные
- практические
- информационно-коммуникативные
По характеру методов познавательной деятельности:
- методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
- исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический)
По характеру деятельности обучающихся:
- активные
- пассивные
- творческие
В зависимости от характера дидактических задач:
- методы приобретения ЗУН
- методы повторения
- методы закрепления
- методы контроля
- методы самостоятельной работы
Три основные группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности | По логике передачи и восприятия информации | По степени самостоятельности мышления | По степени управления учебной работой |
Словесные | Индуктивные (от частного к общему) | Репродуктивные | Под руководством преподавателя |
Наглядные | Дедуктивные (от общего к частному) | Проблемно-поисковые | Самостоятельная работа обучаемых |
Практические |
2 группа. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр | Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий | Предъявления требований |
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры | Поощрения и наказания |
3 группа. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- наблюдение
- устный опрос
- письменный опрос
- письменная проверка знаний (контрольная работа)
- комбинированная проверка
- беседа
- анкетирование
- тестирование
Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.
Педагогический прием - это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.
Критерии выбора методов и приемов обучения.
Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
|
|
|
|
|
|
|
Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:
- беседа
- дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)
- игры
- ролевые игры (деловые)
- тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
- викторины
- системы последовательных заданий
- проекты
- демонстрация
- упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- метод многократного повторения
- «делай как я»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второй всероссийский фестиваль передового опыта "Современные методы и приемы обучения"
Методическое пособие по МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования...
Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»
Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена на создание условий для развития инновационного опыта,...
Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»
В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Данная программа поможет обучить слушателей планированию и реализации научно-исследовательской деятельности. В дальнейшем, в профессиональной работе, ...
«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...
Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...
Научно - исследовательская работа на тему: "Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей", студентки 1 курса Деревянкиной П.
Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных...