Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
методическая разработка на тему

Белкина  Оксана Александровна

 Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении  последних лет работает над внедрением  интерактивной модели обучения  в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно,  благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных  в своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_metody_i_priemy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.

 Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении  последних лет работает над внедрением  интерактивной модели обучения  в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно,  благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных  в своей деятельности.  

Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.

 Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.

Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.

 Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
 Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

По источникам и способам передачи информации:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • информационно-коммуникативные

 По характеру методов познавательной деятельности:

  • методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
  • исследовательские  методы (проблемный, поисковый, эвристический)

По характеру деятельности обучающихся:

  • активные
  • пассивные
  • творческие

В зависимости от характера дидактических задач:

  • методы приобретения ЗУН
  • методы повторения
  • методы закрепления
  • методы контроля
  • методы самостоятельной работы

  Три основные группы методов обучения:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1 группа.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

Индуктивные

(от частного к общему)

Репродуктивные

Под руководством преподавателя

Наглядные

Дедуктивные

(от общего к частному)

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа обучаемых

Практические

2 группа.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательных игр

Убеждения в значимости учения

Учебных дискуссий

Предъявления требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Организационно-деятельностные игры

Поощрения и наказания

 3 группа.  Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • наблюдение
  • устный опрос
  • письменный опрос
  • письменная проверка знаний (контрольная работа)
  • комбинированная проверка
  • беседа
  • анкетирование
  • тестирование

  Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.

Педагогический прием - это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.

Критерии выбора методов и приемов обучения.

Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.

Большинство из исследователей проблемы методов обучения   приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.   В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • Соответствие методов принципам обучения.
  • Соответствие целям и задачам обучения.
  • Соответствие содержанию данной темы.
  • Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
  • Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
  • Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
  • Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости,  педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:

  • беседа
  • дискуссии (круглые столы,   дебаты,   диспуты)
  • игры
  • ролевые игры (деловые)
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
  • викторины  
  • системы последовательных заданий  
  • проекты
  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • метод многократного повторения
  • «делай как я»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второй всероссийский фестиваль передового опыта "Современные методы и приемы обучения"

Методическое пособие по МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования...

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»

В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...

Научно - исследовательская работа на тему: "Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей", студентки 1 курса Деревянкиной П.

  Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных...