«Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
статья

Файзрахманова Ландыш Фаилевна

Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда и является продолжительным процессом, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»   

Целью моей работы является создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда и является продолжительным процессом, связанный с анализом развития конкретного ребенка. 

Основой достижения высоких результатов является внедрение разнообразных форм и методов работы с одарёнными детьми.

Методы работы:

исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.

Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры, а также очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.

В начальной школе работу с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией организую через систему урочной и внеурочной деятельности.

В целях поддержки развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

На всех этапах урока стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Провожу интегрированные уроки: математика и окружающий мир, математика и литературное чтение.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу.

Стараюсь мотивировать своих учеников к участию в конкурсах, т.к. вижу в этом дополнительную возможность развития творческого потенциала и личностного становления учеников. Участие в конкурсах даёт ребенку возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретается бесценный опыт публичных выступлений.

Часто в нашей школе проводятся предметные недели, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, творческих конкурсах, выставках работ. Например: «КВН», «Умники и умницы», «Занимательная математика», «Я рисую» и др.

В конкурсе рисунков ученица моего класса в муниципальном этапе конкурса «Спасибо учителям!» в номинации «Портрет учителя» (рисунок) стала победителем, в республиканском конкурсе под названием «Дети рисуют страну» заняла 1 место. На уровне российского конкурса рисунков «Герой Мультфильма» организованным детским журналом «Сабантуй», «Салават купере», организованным мультимедийным развлекательным центром «Союзмультфильм» получила тоже1 место.

В практике моей деятельности важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь после уроков: изучаем с учениками дополнительный материал, решаем нестандартные задачи, для решения которых требуется оригинальный, нешаблонный подход, создаем исследовательские работы, проекты.

На муниципальном этапе олимпиады «Умный совенок» ученица моего класса 2 года подряд стала призером, так же на муниципальной олимпиаде по предмету русский язык в 2022-2023 учебном году заняла призовое место, в очной Республиканской олимпиаде «Эрудит» в 2020-2021 учебном году ученики класса получили 10 призовых мест. Так же являются призерами и победителями онлайн-олимпиад по основным предметам.

Всероссийская олимпиада «Мыслитель» по математике-1,2 места

Олимпиада по русскому языку «Знайка» «Клеверенок»- 1 место

Активно участвуем в разных научно-практических конференциях.

В 2022 году на очной межрегиональной научно-практической конференции под названием «Галимҗан Баруди эзләре буйлап...» ученица получила 1 место.

Так же мои ученики являются участниками всероссийских проектов

«Мой шаг в науку», выступали на муниципальном этапе семинара для учителей начальных классов с проектной работой «Изучение состояния воздушной среды села Высокая Гора методом биоиндикации».

«Мой шаг в науку», выступали на муниципальном этапе семинара для учителей начальных классов с проектной работой «Изучение состояния воздушной среды села Высокая Гора методом биоиндикации».

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность реализовать свои актерские способности, творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем нового 3 «В» класса Высокогорской школы № 5 им. братьев Максуди.  Проходим адаптацию. Дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе.

Уже успели подать заявки на несколько творческие конкурсы. Один из моих учеников выступил со своей авторской песней в муниципальном конкурсе. Ждем результатов. Планируем участвовать на олимпиадах.

 Мы начали реализовывать школьное олимпиадное движение «Я наставник». Основными целями и задачами олимпиадного движения школьников являются развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

 выявление и поощрение одаренных школьников;

создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

пропаганда научных знаний;

определение участников заключительного этапа олимпиады.

Наставниками являются ученики, которые учатся в старших классах. В месяц 2 раза с наставниками собираемся за круглым столом, где они проводят интересные интеллектуальные игры, дают советы, помогают ребятам решить нестандартные задачи.

Достижения в различных областях каждого ученика систематизирую и фиксирую в «Портфолио» детей и «Портфолио» класса. Таким образом можно демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний, умений и выявить одаренных детей. В 3-4 классе подводим итог достижений, победившие ученики предоставляют свои портфолио на муниципальный этап. В 2021-2022 и 2022-2023 учебном году мои ученики заняли 2 место в муниципальном конкурсе портфолио «Успешный ученик начальной школы-2022» и «Успешный ученик начальной школы-2023»

Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!" (Л.Н.Толстой).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в школе.

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...

Работа с одаренными детьми в младшей школе

Сегодня выявление одаренных детей,работа с ними и забота о них становятся важнейшими  задачами не только школы,но и государства в целом .Поэтому в 1998 году Министерство образования Российской Фе...

Современные методы и приемы - важный фактор успешности в работе с одаренными детьми.

     В современном мире есть огромное количество методов и приемов обучения, применяя их, учитель стремится найти наиболее эффективные методы обучения.Одним из таких методов сего...